Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответ ученика 8 класса. Окончание сказки




Ответ ученика 8 класса

Посланец сказал: " Каким мудрым был ваш падишах! Он понимал, что у людей бывают ценности, которые не продают за деньги".

 

 

Ответ

Окончание сказки

Эта кривизна куда лучше прямизны, которую достигают путем насилия. В этом и заключается сущность справе­дливости. Не слыхал я, чтобы что-нибудь подобное бывало в прежние времена".

Услышал эти слова Анушриван, обрадовался, наградил его и с почетом отпустил.

Мораль этой сказки выражена в ее названии: Силен тот, кто не угнетает слабого, даже если наносит ущерб самому себе.

Задание 116        

 

Прочитайте отрывок из стихотворения Константина Липскерова " Земля".

 


 

  Как пурпур - абрикосовые рощи,

И виноградник золотом залит,

Ручьев прорытых льется хризолит,

Бредет верблюд задумчивый и тощий.

 

1. В этом четверостишии - целых две загадки. Вначале най­дите их самостоятельно и только после этого посмотрите ответ.

2. Теперь нужно эти загадки отгадать: что такое золото? Почему поэт употребляет одно слово, а не словосочетание? Как называется этот троп?

3. Найдите сравнение абрикосовых рощ с пурпуром. Попробуйте переделать это сравнение в метафору-загадку.

4. Отгадайте вторую загадку: что такое хризолит? Уточните, правильно ли вы понимаете прямое значение этого слова, воспользовавшись материалами ответа.

Как вы понимаете выражение хризолит ручьев? Знаете ли вы, как по-другому называются ручьи прорытые, то есть искус­ственные каналы?

5. Как вы думаете, какую землю - в географическом смысле - описывает поэт? Север это или юг? Можно ли определить климат этой страны? Какие слова текста (вариант: какие детали пейзажа) подсказывают читателю однозначный ответ?

 

 

Ответ

 

1. Загадки - слова золото и хризолит.

2. Слово золото употреблено вместо словосочетания

золотой цвет, которое, в свою очередь, тоже используется поэтом не в прямом, а в переносном значении: желтого цвета, похожего на цвет золота. Так что в основе тропа лежит метафора. Но это еще не все.                   

Можно увидеть в этом контексте и метонимию: одно слово способно употребляться вместо целого словосочетания как раз тогда, когда они соположены в жизни и в обычном словоупотреблении. Виноградник залит лучами солнца солнце желтого цвета, похожего на цвет золота виноградник залит золотым цветом и  виноградник золотом залит. Вот какие сложные

 


 

превращения происходят с одним только словом и только в одной строчке...

Прием совмещения в одном слове и метафорического, и метонимического переноса широко распространен в поэзии. В поэме А. С. Пушкина " Бахчисарайский фонтан" читаем:

Волшебный край, очей отрада!

Все живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда...

Здесь тоже янтарь и яхонт означают перенос и по сход­ству цвета винограда с цветом драгоценных камней, и по смежности (предмет такого цвета и сам цвет называются одним словом). Так возникает метафора-загадка.

3. Сравнение как пурпур - абрикосовые рощи легко переделывается в метафору-загадку: пурпур абрикосовых рощ. Автор мог написать так, но он предпочел оставить в первой строчке обычное сравнение, чтобы подготовить читателя к более сложным образным конструкциям -метафорам-загадкам - во второй и третьей строках. А как думаете вы?

4. В " Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово хризолит толкуется так: " прозрач­ный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета". В ос­нове метафоры-загадки лежит " похожесть" воды в ручье и драгоценного камня. Прорытые человеком ручьи, или искусственные каналы, в Средней Азии называются арыками.

5. Абрикосовые деревья, виноградники, арыки и верблюды могут встретиться, разумеется, только на юге. Стихотворение К. Липскерова " Земля" взято из его книги " Туркестанские сонеты".

 

Задание 117

 

Прочитайте первую строфу стихотворения А. Ахматовой " Бессонница".

 

 


 

 

Где-то кошки жалобно мяукают,         

Звук шагов я издали ловлю...

Хорошо слова твои баюкают:

Третий месяц я от них не сплю.

 

1. Объясните, какое отношение к заглавию имеют первые две строчки.

2. Зачем в конце третьей строки поставлено двоеточие? Ка­ковы синтаксические отношения между третьей и четвертой строками?                                               

Сравните третью и четвертую строки по смыслу. В одной сказано: хорошо баюкают, в другой - не сплю. Как это может быть? Чему верить? Попробуйте объяснить это противоречие.

О чем сообщается в четвертой строке? Бывает ли так в жизни? Сколько времени может человек не спать? Зачем поэту потребовалась гипербола? Какое значение приобретают слова не сплю?

3. Объясните смысл строфы в целом: только ли о бессоннице написано стихотворение? Из-за чего в действительности не может заснуть лирическая героиня А. Ахматовой?

 

 

Ответ

 

1. Бессонница - это болезненное отсутствие сна, невозможность заснуть. Ночью, когда все спят, поэтесса (ее лирическая героиня) прислушивается к звукам. Издали шаги могут быть слышны только ночью, когда тихо. Таким образом, заглавие и первые две строки связаны темой ночи и тишины.

2. Третья и четвертая строки синтаксически связаны: в последней содержится объяснение. А вот по смыслу они противоположны: хорошо баюкают и не сплю противо­речат друг другу. Значит, в третьей строке слова упо­треблены в прямо противоположном значении. Такой троп называется иронией. Эту третью строку нужно читать с горькой иронической полуулыбкой... В приведенной строфе есть еще один троп - гипербола. Не спать так долго - больше двух месяцев - человек, конечно, не может.

 

 


 

3. Стихотворение А. Ахматовой " Бессонница" - не об отсутствии сна, а о любви. Особенно значимы слова жалобно (слово не относится к героине прямо, но косвенно характеризует и любовь тоже: она не буйная, не страстная... ), издали (то есть — изо всех сил жду твоего прихода). Важно обратить внимание на гиперболу третий месяц не сплю — это преувеличение, которое говорит о силе чувства.

 

 

Задание 118        

 

" Расшифруйте" предложение.

 

Под этот шум я стал засыпать, все еще плохо осознавая происходящее и только радуясь животной радостью при мысли, что я в избе, близко к огню, что все то, что во мне так неприятно застыло и окоченело, скоро должно оттаять и распуститься.

 

 

Один из возможных ответов

 

Человек пришел откуда-то из непогоды. Он так долго пробыл на холоде, что даже внутри него все замерзло и одеревенело. Именно поэтому ему такую животную радость приносит пребывание в избе и у огня. Он так устал и измучен, что даже плохо осознает происходящее. Несмотря на шум, он начинает засыпать. В этом состоянии он плохо понимает, что происходит вокруг, но чувствует, что внутри него тоже скоро все оттает.

(Предложение взято из рассказа В. Г. Короленко " Мороз". )

 

 

Задание 119

 

Прочтите сказку Ганса Христиана Андерсена.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...