Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Талисман. Окончание сказки Андерсена




Талисман

Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь? Поэтому стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недоволь­ства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с прин­цессой и рассказали ему обо всем, что было у них на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

- Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток нижнего белья, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Приехали они к нему в замок и стали расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

- Все правда, - ответили те, - одно только горе: детей у нас нет!

Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и при­шлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

И вот приехали они в город, где, по слухам, был один чест­ный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

- Да уж, что правда, то правда! - ответил муж. - Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот, и горя!

Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая

 


 

повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

Однажды, едучи полями и лугами, увидали они непода­леку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младен­цем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстре­чу, взял малютку и стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Между тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

- Иди-ка, отец, поешь.

Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

- Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

- Да уж, что правда, то правда, - ответил муж. - Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счаст­ливее нас.

- Знаете что, - сказал тогда принц, - помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно перегля­нулись. А пастух сказал:

- Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

Пришлось принцу с принцессой отправляться дальше не солоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

Улыбнулся на это мудрец и сказал:

Продолжите сказку.

 

 


 

 Ответ

 

Окончание сказки Андерсена

- Неужто вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

- Да, - ответил принц, - я узнал, что счастье и довольство своей судьбой - редкий дар на этом свете!

- А я, - сказала принцесса, - поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно: быть довольным своей судьбой, и все!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

- В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух не­удовлетворенности никогда не овладеет вами.

(Пер. с датск. Л. Брауде. )

 

 

Задание 120

 

Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского.

 

Во время взлета и перед бураном

мои душа и уши не болят –

болит какой-то совестибулярный

неясный для науки аппарат.

 

Когда, снижаясь, подлетаю к дому,

я через дно трепещущее чую,

 как самолет жестяною ладонью

 энергию вбирает полевую.

 

Читаю ль тягомотину обычную

или статьи завистливую рвотину,

я думаю не об обидчике –

что будет с родиной?

 


Неужто и она себя утратит -

с кукушкой над киржачною болотиной -

и распадется, как Урарту, -

что будет с родиной?

 

Она атавистически сладима –

кому-то Кремль, оттиснутый на сотенной,

а мне - язык мой непереводимый...

Что будет с родиной?

 

Не административная система —

блеск ее верст, на спиннинги намотанный.

Она за белой церковью синела

нерадиоактивною смородиной.

 

Я не хочу, чтобы кричала небу

чета берез, белеющих в исподнем.

 Отец и мать в моих проснулись генах:

" Что будет с родиной? "

 

Прочитайте первую строфу еще раз.

 

Во время взлета и перед бураном

мои душа и уши не болят –

болит какой-то совестибулярный

 неясный для науки аппарат.

 

Что значит совестибулярный? Какие известные вам слова напоминает это слово? Можно ли (хотя бы приблизительно) описать назначение такого аппарата? У всех ли людей он есть? Для чего он, по-вашему, может быть нужен?

 

Ответ

 

Совестибулярный аппарат получился, по-видимому, из соединения в одно целое слов совесть и вестибулярный ап­парат. Вестибулярный аппарат есть у каждого челове­ка, он отвечает за ориентацию в пространстве. Этот аппарат - физиологическое приспособление, и сам человек не может им управлять, как не может управлять, например, скоро­стью движения крови по сосудам. Человек во многом зави-


 

 

сит от своего вестибулярного аппарата: некоторых укачивает в машине или в самолете, и перед поездкой они должны учитывать эту особенность своего организма.       

Совесть - понятие духовное, нравственное и, наверное, только человеческое. Совесть может проснуться, пробу­диться - вдруг, без всякого желания самого человека. Она может мучить, даже терзать, но при этом человек волен и не прислушиваться к ее голосу и даже (средств много) полностью заглушить этот голос. То есть человек может в какой-то степени управлять своей совестью. (Так ли это, поговорим чуть ниже. )                        

Таковы исходные данные - знания, которые нужны для понимания принципа действия " неясного аппарата".

Что сказано в стихотворении Вознесенского? Попробуем " перевести". Во время взлета... уши не болят - значит, вестибулярный аппарат в норме. Перед бураном мои душа и уши не болят - значит, и давление нормальное, и нервы в порядке. Что же у него болит? Совесть. Но не " обыкновенная", а совесть как заложенный в человека " аппарат", подобный вестибулярному, с которым приходится считаться и который нельзя " отключить".               

Примерно так мы понимаем определение совестибулярный. Может быть, вы расшифруете это понятие точнее?   

А теперь - о том, действительно ли совесть можно заглушить. Думаем, нет. А если можно, то лишь на короткое время. Если у человека есть совесть, то она не может не проявить себя. Можно вспомнить Раскольникова, кото­рый пытался, но не смог поставить на место совести тео­рию. Можно вспомнить пушкинского Скупого рыцаря:

... что меня

И совесть никогда не грызла, совесть,

 Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,   

Незваный гость, докучный собеседник,

 Заимодавец грубый, эта ведьма,

 От коей меркнет месяц и могилы

Смущаются и мертвых высылают?..

Фазиль Искандер написал статью " Государство и

 


 

совесть", в которой он предлагает сделать совесть - посколь­ку это главное в человеке - главным и в политике. Писа­тель предупреждает: " Нас ждут трагические неудачи, по­ка мы не осознаем, что базисом, фундаментом челове­ческой жизни и целого государства является совесть". В доказательство Фазиль Искандер приводит такой пример:

" Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко ее отрицать.

Интересный в этом отношении диалог был у нашего зна­менитого священника-хирурга Войно-Ясенецкого со Ста­линым. Передаю суть.

- Что это вы говорите - душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, - сказал ему Сталин.

- Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но ведь вы не станете отрицать, что она есть.

И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести".

 

Задание 121        

 

Предскажите смысл предложения, если в нем будет слово наотрез.

 

Ответ

 

В предложении будет говориться о том, что кто-то реши­тельно не хочет что-то делать, или кому-то предъявили какое-то обвинение, и тот от него отказался, или кто-то отрекся от каких-то своих прав, или от прежних мыслей, или от надежд, или произведений, или кто-то отказался поверить во что-то...

 


 

 Задание 122

 

Прочитайте отрывок из книги основоположника кибернетики Норберта Винера " Творец и робот", который мы назвали

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...