Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение качества подготовки




 

К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Важно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению. Для овладения навыками и знаниями, не полученными вовремя, в более старшем возрасте требуется значительно больше усилий и затрат времени. Это хорошо видно на примере изучения математики и иностранных языков. Если ребенка вовремя не научить логическому мышлению, то исправить это в дальнейшем очень трудно, а может, и вообще невозможно.

 

Еще один важный шаг - разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. При этом педагогические коллективы школ должны самостоятельно определять, на базе каких классов, начиная с десятого, и по каким предметам имеет смысл создавать профили. Также должна сохраняться возможность выбора: получать знания в профильном либо в обычном классе. К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. То есть обучение в учреждениях профессионально-технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся восьмых - девятых классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования. Поэтому наряду с профильным обучением важным является переход на новое поколение учебных изданий в рамках реализации проекта "Базовый учебник", который позволит повысить качество усвоения учебного материала и его практико-ориентированную направленность. Базовый учебник будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Тем временем в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 - 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. При этом, обосновывая усложнение учебников, авторы ссылаются на увеличение объемов информации по предмету в целом, в результате чего в школьную программу и приходится все время добавлять новые понятия и термины. Но ведь человеческий мозг не удваивается и не утраивается! Наоборот, в эпоху переизбытка информации одной из главных задач школы должно стать отделение важного от второстепенного. Сейчас нет необходимости удерживать в голове огромные массивы информации - для этого есть поисковые системы. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию. И требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования, чтобы отобрать нужный для изучения в школе материал. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня - программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок. Сейчас у нас идет интенсивная научная и организационная работа по подготовке учебно-методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром и станет базовый учебник. Разрабатываются учебные комплексы, включающие базовые учебники и дополнительный материал на различных типах носителей. При этом такие комплексы не привязаны к конкретному классу и к конкретным программам. Важно, чтобы материала было достаточно для любого уровня подготовки учащегося. Следовательно, нужно задать критерии оценки, устанавливающие, что тема изучена. Ценность учебника определяется в числе прочего тем, что он позволяет ученику самому разобраться в том или ином вопросе. Примером создания пособия нового типа может быть разработанный в 2015 году в Национальном институте образования макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10 класса, представляющий собой электронное издание, в которое помимо основного текста включены интерактивные контрольно-измерительные материалы, видеозаписи химических экспериментов, гиперссылки на интернет-ресурсы. Еще один нюанс - нужно шире использовать возможности независимых институтов, обеспечивающих мониторинг оценки качества образования в учреждениях общего среднего образования.

 

Совершенствование системы отбора абитуриентов

 

Задания централизованного тестирования не являются "чистыми тестами" в первоначальном смысле данного понятия. Они представляют собой симбиоз собственно тестов и специальных заданий, требующих проявления широкого спектра умений и знаний учащегося, а не только механического заучивания информации. И хотя используемая система проверки знаний выпускников школ показала свою эффективность, она требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику.

 

С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам. Кроме того, необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. При этом создаются и условия для минимизации роли досадных случайностей в виде низких оценок на экзаменах, полученных сильными учениками вследствие различных причин. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами.

 

Документооборот

 

Надо признать, что сегодня в системе образования, особенно в школьной, одна из крупнейших проблем заключается в невиданной бюрократизации. Результаты многочисленных соцопросов отмечают среди причин, которые мешают работе учителя, в первую очередь выполнение несвойственных педагогу функций и бюрократизацию. И очевидно, что дебюрократизация образования должна быть одной из первоочередных задач особенно в системе общего среднего образования. Эту проблему необходимо решить срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также активное использование в учреждениях образования возможностей ИТ-технологий и внедрение системы электронного документооборота способствуют уменьшению количества запросов и лишних документов. Поэтому сейчас идет интенсивная работа с проектом "Электронная школа".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...