Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О высшем и профессионально-техническом образовании




 

Один из базовых элементов подъема экономики страны - повышение уровня университетского образования с учетом общих процессов глобализации. По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сегодня являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн-поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Например, поступление в вуз по интернету становится обычной практикой. Так, в 2015 году более 92% американских колледжей и университетов активно использовали такую форму зачисления. При этом основной упор сделан на дистанционную форму обучения. Очевидно, что при этом количество студентов и география стран, из которых они прибыли, увеличиваются в разы. По экспертным оценкам, в ближайшие годы благодаря распространению дистанционных форм обучения количество иностранных студентов в США возрастет до 7 миллионов. Вместе с тем, по моему мнению, онлайн-курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. С точки зрения Дафны Коллер, соосновательницы образовательной платформы Coursera, онлайн-курсы хороши для передачи базовых навыков и знаний, но пока не могут обеспечить многое из того, что доступно при традиционной форме обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель обучения, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.

 

Фото Александра РУЖЕЧКА

 

Необходимо учитывать сложившуюся объективную реальность, что сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Еще в недалеком прошлом не более 15 - 17% выпускников средних школ поступали в вузы, и такая ситуация была в большинстве стран мира. В конце XX века высшее образование стало превращаться в массовое, подобная тенденция не обошла стороной и Беларусь. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.

 

К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия "образование". Высших учебных заведений тысячи, и все вузы выдают дипломы одинакового образца. В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящему образованный человек. Поэтому особенно важно сегодня дать новую четкую трактовку понятию "высшее образование", ведь за последнее время произошли такие открытия, такие прорывы в науке, которые может осмыслить далеко не каждый имеющий диплом.

 

При этом стоит подчеркнуть, что по-прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70 до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры - лишь около 20 - 30%, а в докторантуру попадают не более 2 - 5%. В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить студентов в таком количестве. И эта проблема не только белорусских вузов. Моделью для понимания, что переживает сегодня высшая школа, может служить введение всеобщего начального образования в XIX веке, когда тоже столкнулись с проблемой массовости, неготовности школы обеспечить хотя бы минимальное качество, в то время как больше половины тех, кто шел в школу, не могли освоить программу. Но сегодня же никто не говорит, что начальное образование - это удел избранных.

 

Еще одна особенность современных университетов - все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются "трудности прописки" их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу "базовый факультет", а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. Такой подход оказывается более эффективным при введении новых междисциплинарных специальностей, которых все больше на рынке труда. Следует и активнее переходить на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки.

 

В целом же глобализация - сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики. К числу важных элементов такого осмысления относится необходимость координации работы для университетов, необходимость учить студентов думать и действовать в глобальных условиях, в том числе при использовании практики обучения за рубежом, необходимость эффективного обучения иностранным языкам. Словом, одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. При этом главный и определяющий момент - сохранение качества образования.

 

Но выполнить модернизацию системы высшего образования возможно только при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности. Это в свою очередь требует преодоления инерции, накопленной в последние десятилетия в вузах. Сейчас нам нужно, во-первых, создать научно-образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах. Во-вторых, не обойтись без внедрения системы сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами. При этом магистратура открывается главным образом в ведущем вузе при условии наличия соответствующих научных школ. В-третьих, при сетевом взаимодействии учреждений высшего образования следует активизировать работу по созданию центров коллективного пользования с современным научным и технологическим оборудованием и аппаратурой. Такие центры в первую очередь должны функционировать при ведущих учреждениях высшего образования, но в то же время перспективно их развитие (особенно с современным технологическим оборудованием) при колледжах для более активной кооперации с вузами. Для этого необходимо провести серьезное переоснащение учебных заведений учебным и научным оборудованием.

 

Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, на наш взгляд, важно ввести и закрепить особый статус "национальное учреждение образования" и статус "ведущее учреждение высшего образования". Национальных учреждений образования в стране должно быть не более одного-двух, являющихся действительно флагманами национальной системы образования и обладающих непререкаемым авторитетом и мировой известностью. Такие своего рода бренды национальной системы образования существуют в каждом государстве и всячески поддерживаются. В итоге статус "ведущее учреждение образования" присваивается на определенный период (например, пять лет) и должен подтверждаться по истечении установленного срока. Этот статус дает определенные права и приоритеты в направлении подготовки специалистов различных ступеней и уровней, введении специальностей, финансировании научно-исследовательских работ. Тут стоит отметить, что разделение (или классификация) университетов на группы является общепринятой мировой практикой. Создание же кластеров и реализация сетевой организации образовательного процесса, помимо решения главной задачи - повышения качества подготовки специалистов, позволит провести дальнейшую оптимизацию системы высшего образования. Что повысит ее экономическую и ресурсную эффективность с учетом имеющихся долгосрочных прогнозов развития регионов и потребности в кадрах.

 

Необходимо привести перечень специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру высокоразвитой экономики. Обязательные требования - более полный учет потребностей рынка труда при подготовке специалистов и необходимость развития наукоемких технологий и фундаментальной науки. Особенно важна практико-ориентированная подготовка кадров, обучение инновационным технологиям и методикам. Работа в направлении все более тесной кооперации образовательного процесса и производства себя оправдывает. Так, сегодня количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель. И все же даже с учетом выполненного комплекса мероприятий этого недостаточно для укрепления взаимодействия между работодателями и вузами. На мой взгляд, следует выработать согласованные обеими сторонами требования к подготовке конкретного специалиста и организации процесса обучения, чтобы в период учебы было погружение в будущую специальность. А предприятиям и учреждениям нужны конкретные действенные социальные пакеты для молодых специалистов.

 

Для обеспечения качественной подготовки кадров по направлениям и специальностям, актуальным для страны и в необходимых объемах, нужна оптимизация количества профилей образования, при этом не обойтись без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Кроме того, необходимо предоставить учреждениям образования возможность профилизации подготовки под заказ работодателей в рамках отдельных специальностей за счет вузовского компонента в объеме до 50% учебного времени. Важно также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас данные госорганы констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования впору отнести функцию прогноза подготовки кадров.

 

Не менее важно увеличить роль и значение научных исследований в подготовке специалистов с высшим образованием, расширить масштабы фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям. Сегодня к числу последних с учетом потребностей страны относятся информационные и коммуникационные технологии, фундаментальная и прикладная математика и информатика, биотехнологии и генная инженерия, биоинформатика, биомеханика и биофизика, медицина и науки о человеке, новые материалы, разработка принципиально новых подходов и технологий в энергетике, транспорте и природопользовании. Невозможно организовать качественную систему высшего образования без серьезных научных исследований, ведь уровень предоставляемого образования в университете в первую очередь определяется уровнем научных исследований и наличием ученых с мировым именем.

 

Главная задача вузов - подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, обеспечивать развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Этим определяются роль и место науки в университетах, требования к кадровому потенциалу, уровню научной квалификации профессорско-преподавательского состава. И сегодня вузы занимают достойное место в научной сфере страны, имеют высокий потенциал при достаточно компактной структуре. А в планах - развитие университетов как учебно-научно-производственных и инновационных комплексов, включающих в себя национальные и отраслевые лаборатории, инженерно-производственные и научно-технические центры, технопарки, центры трансфера технологий, производственные участки и инновационные предприятия. Здесь следует разработать специальную программу развития научных исследований в учреждениях высшего образования, в особенности программу поддержки научных школ мирового уровня по разным направлениям науки. Обеспечить развитие фундаментальных исследований путем выделения ежегодного целевого финансирования и развития инфраструктуры ведущих вузов. Сегодня в вузах Министерства образования более 250 научных школ по широкому спектру направлений - от фундаментальных научных исследований в математике, информатике, физике, химии, биологии до прикладных направлений в области нано- и биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий и электроники, робототехники и автоматизации, машиностроения и других.

 

Тут стоит сказать пару слов о подготовке специалистов на уровне магистратуры, где основная задача - обеспечить инновационное развитие страны. Целесообразно не только сосредоточить обучение в университетах, где есть научные школы по направлениям подготовки, но и установить новые обоснованные количественные нормы на прием в магистратуру. Важно также определиться со статусом магистра на рынке труда. А для повышения международного статуса наших университетов и увеличения экспорта образовательных услуг нужны достойные условия для подготовки по магистерским программам иностранных граждан: обучение русскому языку с соответствующим увеличением длительности получения степени либо создание групп, обучающихся в магистратуре на иностранном языке.

 

Важным вопросом для вузов остается и развитие их материально-технической базы, а также укрепление финансовой составляющей. Здесь нужен механизм привлечения средств местных бюджетов, а также необходимо продвигать государственно-частную систему поиска и разработки способов и методов развития системы образования. Разработать специальную инвестиционную программу по привлечению в сферу образования средств крупных отечественных и зарубежных корпораций.

 

И все же какие бы цели и задачи ни формулировались, о каких приоритетах мы бы ни говорили, все это можно реализовать лишь при условии качественного кадрового наполнения и обеспечения высшей школы. При этом следует всегда помнить, что в университетах основными действующими лицами были и остаются две фигуры: студент и профессор. Поэтому, ведя речь о качественном образовании в вузах, необходимо исходить из безусловного выполнения двух положений: наличие мотивированного, обладающего необходимыми базовыми знаниями контингента студентов и высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Для первой категории важна кропотливая целенаправленная работа по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи в специальных лицеях и гимназиях для одаренных детей, а также расширение сети олимпиад, конкурсов, конференций по разным областям науки и техники. Не обойтись и без системы непрерывной подготовки специалистов по образовательным программам профессионального образования и внедрения интегрированных образовательных программ.

 

Отдельно стоит отметить роль формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций, создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей, где граждане смогут получать подтверждение наличия у них определенной профессиональной квалификации. Институт статистики ЮНЕСКО в мае 2015 года опубликовал предложения по списку показателей для мониторинга программ образования, куда попали 42 тематических показателя по ключевым вопросам. Образовательные программы и стандарты наших вузов в целом смотрятся весьма достойно с точки зрения предложенных критериев, хотя, конечно, необходима постоянная напряженная работа для сохранения и преумножения достижений отечественной системы образования и ее прочного закрепления среди мировых лидеров образовательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...