Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейство Куньи - Mustelidae




16. Горностай – Mustela erminea L., 1758

17. Соболь – Martes zibellina L., 1758

Обедненный состав териофауны связан с существующим антропогенным влиянием - данный район является одним из наиболее освоенных в Южной Якутии. Рядом проходит строящаяся железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, а также Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), связывающая с Бол. Невер на юге и г. Якутском на севере.

Особо охраняемые виды млекопитающих. В районе отвода под железнодорожную линию и в зоне его косвенного влияния не при одном из его вариантов не охватываются местообитания или пути миграций редких и охраняемых видов млекопитающих.

Виды млекопитающих, отнесенные к объектам охоты. В районе строительства железнодорожной линии отмечено обитание 4 видов млекопитающих (белка, заяц-беляк, горностай, соболь), отнесенных к объектам охоты согласно «Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении» (Приложение к Приказу Минсельхоза России от 28 апреля 2005 года N 70).

Основными пушно-промысловыми зверьками являются соболь и белка, дающие более 90% дохода от пушнины в денежном выражении. Горностай опромышляется в небольших количествах (табл. 6.12.3). Заяц-беляк в официальных заготовках не фигурирует, т.к. используется охотниками только для личного потребления как объект спортивной охоты. В связи с реорганизацией охотхозяйственных структур республики и Российской Федерации, официальные данные за 2008-2009 год отсутствуют.

 

Таблица 6.12.3. Заготовки шкурок пушно-промысловых видов по улусам Республики Саха (Якутия) в 2006-07 г., в шт. (по данным Управления Россельхознадзора по Республике Саха(Якутия))

 

Район Виды животных
Белка Горно-стай Заяц-беляк Коло-нок Соболь Волк Росомаха Лиса Ондатра  
Нерюнгринский     - -     - - -

 

Оценка возможного изменения состояния териофауны в результате строительства железнодорожной ветки. Строительство и эксплуатация любых дорог, в том числе и железной дороги всегда сопряжено с преобразованием ландшафта и изменением окружающей природной среды. Также оно связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые нарушают естественное равновесие в экологических системах.

Основными факторами воздействия в период строительства и эксплуатации железнодорожной линии на млекопитающих являются:

1) прямое отторжение мест обитания животных;

2) фактор беспокойства;

3) возможная гибель млекопитающих при столкновении с транспортом;

4) техногенное загрязнение;

5) создание помех для естественных миграций животных при пересечении строительством маршрутов их движения;

6) браконьерство.

В ходе строительства дороги, изымаемые площади, а также прилегающие участки будут выведены из охотхозяйственного оборота.

Таким образом, основными факторами будут отторжение местообитаний и беспокойство млекопитающих, которые, несомненно, вызовут снижение естественного разнообразия млекопитающих.

 

6.13. Медико-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка и оценка его возможного изменения в результате строительства

Интенсивное освоение территорий требует строительства железных дорог, параметры которых будут отличаться от ранее построенных линий в европейской части страны и даже в сибирском регионе (Назаров и др., 1995).

Согласно техническому заданию при выполнении работы и оформлении отчета использовались положения СНиП 11-02-96 и СП 11-102-97, а также Приказ №372 от 16 мая 2000 г. "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Применительно к железнодорожной инфраструктуре объекта работа выполнена по фондовым и литературным данным. Полевой сбор материалов, его камеральная обработка и локальная оценка не проводились.

Результаты исследования фондовых, включая лабораторные материалы и литературных данных, ранжированы по двум блокам: роль абиотических компонентов и биотических факторов (Болотин, 1988; Ягнышев и др., 2005) применительно к проекту строительства объектов транспортного комплекса. Современное состояние строительства обозначенного участка железной дороги (Никонов, 1995; Тимофеев, 2007) диктует также целесообразность медико-профилактических оценок.

В течение и по результатам выполняемой работы на решение поставлены вопросы не только фактологической оценки (санитарно-гигиенической и эпидемиологической), но и возможной антропогенной трансформации указанных ситуаций в едином, комплексном, динамическом блоке (Козодой и др., 2000).

С позиций медицинской зоологии обсуждены данные о состоянии определенного перечня природно-очаговых инфекций в зоне строительства.

Акцентировано внимание на соблюдение законодательства при реализации фрагментарного ж/д проекта, органично вписывающегося в стратегическое направление развития транспортной сети республики (Минеев, 1995).

При этом, учтены рекомендации по санитарно-эпидемиологической экспертизе проектной документации (Кемерово, 2006) и нормативно-методические ссылки (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 – ФЗ, включая статьи 12, 13, 16, 20, 24, 27, 40, Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 776 от 21.11.05 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации», Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий СП 2.2.1.1312-03) касающиеся проектирования строительства реконструкции технического перевооружения расширения консервации и ликвидации промышленных и транспортных объектов.

Поставленные задачи в прикладном варианте системно и целенаправленно связаны с фундаментальными данными (Материалы III Всесоюзной конференции по проблемам БАМа. Медико-санитарная секция. – Новосибирск, 1981; Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Параметры перспективных транспортных систем Республики Саха (Якутия)». – Якутск, 1995; «Актуальные вопросы развития медицины на транспорте на рубеже XXI века». – Владивосток, 2000; Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию завершения строительства транссибирской магистрали, Хабаровск, 2001; с публикацией в Сборнике тезисов II республиканской научно-практической конференции «Радиационная безопасность Республики Саха (Якутия)». – Якутск, 2003. – 92 с.; Проектирование и строительство транспортных объектов в условиях Республики Саха (Якутия): Материалы научно-практической конференции. – Якутск, 2003. – 361 с.), где представлены санитарно-гигиенические и эпидемиологические проблемы Якутии (Чернявский и др., 1981; 200 Егоров и др., 1995). Отмечено, что особые акценты имеет кластерный подход в ТЭО медико-экологических оценок (Чернявский и др., 2001), что крайне необходимо в дальнейшем обеспечении социально-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте (Кривуля и др., 2001; Солохина, 2001), которые имеют свои особенности в условиях новостройки (Шевкун, 2001).

Принят опыт – «Определения и использования региональных фоновых показателей нарушений здоровья населения для оценки риска и экологического состояния территорий» (МР. – Ангарск, 2002).

Исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации (Протодьяконов и др., 2000) и того, что участок железно-дорожной инфраструктуры вписывается в общую систему железнодорожного строительства (Брежнев, 2003), пришло понимание, что проблемы урбанизации, формирование транспортной структуры и размещение производительных сил неотделимы от экологии территории (зарубежный опыт региональной политики Приполярных государств, 2004) и здоровья населения (Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера, 2004).

С позиций профилактической медицины обосновывается проблема индикации критических точек (рисков) и связанные с ними ущербы, которые могут быть предотвращены или значительно снижены, либо на государственном, либо на предпринимательском, либо на индивидуальном уровне (Онищенко, 2005; 2007).

Обращение к медицинской статистике связывается с положением, что большинство причин заболеваемости и смерти принципиально управляемые, при этом всегда необходимо опираться на региональные проблемы здоровья населения, которые коснутся привлеченных к реализации железнодорожного проекта строителей, эксплуатационников и населения.

 

6.13.1. Обзор медико-экологической обстановки

В целевом плане, применительно к поставленной проблеме, обобщены, систематизированы и адаптированы медико-демографические и медико-экологические аспекты (Бурцева и др., 2004) здоровья населения Республики Саха (Якутия), включая базисные показатели здравоохранения с низкой плотностью населения (Тимофеев, Кривошапкин, 2006), а также размещение производительных сил в Якутии (Егоров и др., 2005), эколого-экономические аспекты развития республики (Бурцева, 2006) с учетом районирования (зонирования) Севера Российской Федерации (Гаврилова и др., 2007).

Следует учитывать, что формирование и размещение инфраструктуры железно-дорожного проекта и его объектовых структур с 2-х сторонними зонами прилегания будет привязана к определенным ситуационным индексам напряженности факторов (ИНФ), определяющих исходное состояние здоровья населения на осваиваемой территории (рис. 6.13.1.1; 6.13.1.2; 6.13.1.3; таб. 6.13.1.1; 6.13.1.2).

 

 

Рис. 6.13.1.1 Влияние нарушений экологических равновесий на здоровье населения Якутии (Петрова и др., 2001).

 

Рис. 6.13.1.2. Влияние нарушений экологических равновесий на здоровье населения севера на примере Республики Саха (Якутия) (Петрова и др., 2001).

Рис. 6.13.1.3. Распространенность злокачественных новообразованиям

(по Бурцевой, 2006)


Таблица 6.13.1.1 Оценка состояния здоровья населения (по Бурцевой, 2006)

Административный район (улус) Медико-демографический район Злокачественные новообразования Общий ИНФ Поражаемость
Шкала ранжирования Уровень
Усть – Янский 0,89 0,73 0,81 (<0.9) Низкий
Анабарский 1,17 0,49 0,83
Усть-Майский 0,83 0,92 0,87
Оймяконский 0,84 0,91 0,87
Булунский 0,89 0,92 0,90 (0,90-0,95) Пониженный
Амгинский 1,01 0,82 0,91
Жиганский 1,03 0,80 0,91
Абыйский 1,04 0,80 0,92
Вилюйский 1,00 0,84 0,92
Намский 1,10 0,74 0,92
Таттинский 1,06 0,80 0,93
Верхоянский 0,97 0,93 0,95
Оленекский 1,19 0,71 0,95
Эвено-Бытантайский 1,24 0,66 0,95
Нюрбинский 1,07 0,84 0,96 (0,96-1,05) Средний
Усть-Алданский 1,06 0,89 0,98
Нерюнгринский 0,71 1,25 0,98
Верхневилюйский 1,13 0,86 0,99
Горный 1,12 0,88 1,00
Аллаиховский 0,98 1,02 1,00
Верхнеколымский 0,88 1,13 1,00
Кобяский 1,04 1,00 1,02
Нижнеколымский 0,90 1,15 1,02
Мегино-Кангаласский 1,05 1,03 1,04
Томпонский 0,94 1,19 1,06 (1,06-1,3) Повышенный
Среднеколымксий 1,04 1,09 1,07
Мирнинский 0,80 1,33 1,07
Момский 1,10 1,05 1,08
Хангаласский 1,04 1,13 1,08
Алданский 0,93 1,32 1,20
Ленский 0,83 1,63 1,23
Олекминский 1,11 1,36 1,23
Якутск 0,96 2,10 1,53 (>1,3) Высокий

Формирования и возможные тенденции развития санитарно-эпидемиологической обстановки (Тулакин и др., 2006) применительно к району строительства участка железной дороги ставит задачу по обоснованию критериев дальнейшей оценки напряженности возможных конкретных проблемных ситуаций.

Установление степени зонально-территориального влияния железнодорожных инфраструктур должно стать обязательной частью реализации проекта (Федеральный закон от 10.01.02 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основе Федерального закона от 19.06.96 г. №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» необходима реализация санитарно-гигиенических основ по санитарно-эпидемиологическому районированию обозначенного участка железной дороги с учетом законодательного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Шестопалов, 2001).

Локальный медико-экологический фон в зонах железнодорожных инфраструктур детально не изучался. Антропогенный пресс не исключает возможной трансформации абиотических (санитарно-химических) и биотических (микробиологических) природных факторов.

В основу последующего оценочного санитарно-гигиенического, эпидемиологического и микробиологического мониторинга будут заложены настоящие стартовые данные.

Гигиенические проблемы урбанизированного Севера (Карпин, 2001), подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения (Пуртов и др., 2001) предопределяют влияние нарушений медико-экологических равновесий на здоровье населения, что иллюстрируется графическим материалом (рис. 6.13.1.4).

 

 


Таблица 6.13.1.2. Комплексная эколого-экономическая оценка состояния окружающей среды

Административный район (улус) Антропогенная нагрузка Экологические последствия Уязвимость природных комплексов к техногенным воздействиям (экологические факторы) Средний ИНФ Окружающая среда
Население Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Загрязнение (нарушение) ОС Состояние здоровья населения Климатические Биотические Литогенные Шкала ранжирования Состояние
Плотность на 1 км2 Кол-во населенных пунктов Лесная Горнодобывающая Сброс ЗВ в водоемы Нарушенные земли Выбросы ЗВ Едико-демографическое Раковые заболевания Средние годовые t оС ∑ T > 3 oС Осадки Запас древесины Млекопитающие Глубина протаивания Лдистость ММП
Видовое разнообразие Редкие виды
Момский 0,02 0,35 0,21 - 0,84 0,31 0,01 0,12 0,06 1,1 1,05 0,75 1,07 0,74 1,25 1,34 0,47 1,02 0,8 0,61 (,0,66) Благополучное
Жиганский 0,02 0,26 0,10 - 0,22 0,18 -   0,01 1,03 0,8 1,08 1,21 0,82 1,44 1,1 1,01 1,33 1,07 0,61
Оленекский 0,01 0,22 0,10 - 0,27 0,18 - 0,02 0,05 1,19 0,71 1,13 1,22 0,86 1,61 0,91 1,4 1,43 0,77 0,64
Горный 0,10 0,84 0,44 - 0,62 0,5 - 0,02 0,04 1,12 0,88   1,14 0,95 0,58 1,1 0,86 0,85 1,27 0,65
Абыйский 0,04 0,35 0,04 - 0,32 0,29 0,02 0,29 0,27 1,04 0,8 1,22 1,22   1,82 1,15 0,52 1,02 1,14 0,66 (0,66-0,7) Относительно благополучное
Среднеколымский 0,03 0,66 0,20 - 0,54 0,22 - - 0,31 1,04 1,09 1,12 1,22 0,96 1,79 0,91 0,49 1,16 1,07 0,67
Эвено-Бытантайский 0,02 0,18 0,06 - 0,60 0,22 -   - 1,24 0,66 1,34 1,22 2,05 1,71 0,76 0,92 1,36 0,67 0,68
Верхневилюйский 0,22 1,37 0,56 - 1,17 0,4 0,01 0,1 0,21 1,13 0,86 0,88 1,1 0,9 0,72 0,81 0,43 1,02 1,14 0,69
Булунский 0,03 0,66 0,06 0,005 0,54 0,33 0,35 0,22 0,26 0,89 0,92 1,21 1,28 0,86 1,72 0,76 0,59 1,43 1,1 0,69
Амгинский 0,25 0,97 1,37 - 1,90 0,9 - 0,17 0,25 1,01 0,82   0,81 0,93 0,05 1,1 0,4 0,68 0,74 0,7
Кобяйский 0,07 1,28 0,58 1,17 0,90 0,44 0,01 0,13 0,53 1,04   0,93 0,99 0,86 0,79 0,81 0,4 1,09 0,87 0,73 (0,71-0,79) Удовлетворительное
Усть-Алданский 0,54 1,63 0,71 - 1,57 0,84 - 0,04 0,25 1,06 0,89 1,04 0,47 1,02 0,27 1,24 0,43 0,85 1,2 0,74
Верхнеколымский 0,05 0,35 0,28 0,77 0,23 0,56 0,04 0,26 1,03 0,88 1,13 1,06 1,18 0,79 1,89 1,17 0,52 0,88   0,74
Анабарский 0,03 0,18 - 0,21 0,57 0,19 0,62 0,27 - 1,17 0,49 1,26 1,23 1,29 1,95 1,05 0,86 1,7 1,1 0,75
Намский 0,71 1,15 0,83 - 1,32 0,93 - 0,01 0,05 1,1 0,74 0,93 0,81 1,55 0,34 0,86 0,81 0,85 1,34 0,75
Таттинский 0,40 0,75 1,07 0,17 1,41 1,01 - 0,04 0,26 1,06 0,8 1,1 0,97 1,01 0,56 1,15 0,92 0,92 1,14 0,77
Чурапчинский 0,67 1,37 0,64 - 1,58 1,29 - 0,03 0,58 1,01 0,86 1,05 0,83 1,01 0,27 1,24 0,84 0,95   0,8 (0,8-1,0) Относительно удовлетворительное
Нюрбинский 0,24 1,19 0,90 0,22 1,85 0,9 0,12 0,14 0,48 1,07 0,84 0,79 1,01 0,87 0,86 0,86 0,84 1,02 1,04 0,8
Сунтарский 0,20 2,12 1,75 0,004 1,87 0,62 - 0,29 0,16 1,07 0,83 0,7 0,96 0,78 0,54 0,95 0,86 0,85 0,87 0,81
Аллаиховский 0,02 0,35 0,19 - 0,35 0,21 0,03 0,28 0,02 0,98 1,02 1,29 1,24 1,02 2,09 1,24 2,44 1,33 1,57 0,83
Томпонский 0,06 0,84 0,67 0,55 0,93 0,93 0,27 0,4 1,92 0,94 1,19 1,05 1,07 0,78 0,67 1,77 0,56 1,19 0,74 0,87
Хангаласский 0,63 1,5 1,88 - 1,79 1,31 0,39 0,24 0,7 1,04 1,13 0,84 0,9 0,97 0,22 0,76 1,1 0,68 0,94 0,9
Вилюйский 0,22 1,32 0,61 3,95 1,16 0,76 - 0,08 0,22   0,84 0,84 0,91 0,87 1,17 0,72 0,43 0,85 1,2 0,9
Нижнеколымский 0,05 0,66 0,10 - 0,62 0,41 0,36 0,01 0,84 0,9 1,15 1,24 1,25 1,21 2,51 1,1 2,09 1,36 1,74 0,93
Верхоянский 0,06 1,41 0,69 0,46 0,97 0,6 0,11 0,39 1,7 0,97 0,93 1,26 1,19 1,8 1,7 0,72 0,92 1,05 0,74 0,93
Мегино-Кангаласский 1,22 1,68 1,77 - 2,33 3,05 - 0,08 0,27 1,05 1,03 0,93 0,67 1,29 0,27 1,05 0,86 0,61 1,27 1,02 (1,01-2,0) Относительно напряженное
Усть-Майский 0,08 0,97 5,37 1,85 0,21 0,87 0,25 2,42 1,71 0,83 0,92 0,9 0,51 0,84 0,56 1,38 1,29 0,95 0,67 1,19
Оймяконский 0,12 1,15 0,75 4,09 0,67 1,45 0,45 1,6 1,69 0,84 0,91 1,39 1,19 1,11 1,32 1,43 0,98 0,99 0,67 1,2
Олекминский 0,08 2,52 8,82 - 1,42 0,62 0,02 0,37 0,66 1,11 1,36 0,7 0,56 0,85 0,08 0,62 1,95 0,61 0,67 1,21
Усть-Янский 0,09 0,71 0,08 7,39 0,55 0,68 0,14 3,28 2,03 0,89 0,73 1,3 1,24 1,11 1,92   0,67 1,36 1,4 1,4
Ленский 0,27 1,19 24,20 3,55 0,44 2,03 0,4 0,68 0,7 0,83 1,63 0,53 0,46 0,78 0,02 0,67 2,09 0,51 0,67 2,19 (2,01-3,0) Напряженное
Алданский 0,16 1,46 8,50 6,6 0,65 2,29 1,93 6,83 4,92 0,93 1,32 0,66 1,16 0,6 0,42 0,62 1,36 0,65 0,67 2,2
Нерюнгринский 0,50 0,93 1,94 14,3 0,34 4,22 5,62 6,39 6,06 0,71 1,25 0,77 1,18 0,54 0,58 0,67 2,61 0,68 0,74 2,63
Мирнинский 0,23 1,28 0,23 25,53 0,27 2,86 5,31 8,62 2,5 0,8 1,33 0,78 1,14 0,74 0,69 1,24 1,26 1,02 0,67  
г. Якутск 27,52 1,15 4,26 1,23 0,74 54,61 5,52 0,19 2,27 0,96 2,1 0,92 0,4 1,26 0,63 0,76 0,81 0,78 1,34 5,65 (>3) Крайне напряженное

Примечание: отмечается достаточно высокий удельный вес транспорта в формировании антропогенной нагрузки имеет место медико-экологические последствия в связи с чем индексы напряженности характеризуются как напряженные в Алданском и Нерюнгринском районах и относительно напряженные в Олекминском.

 


 

 

 

Рис. 6.13.1.4. Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения (Пуртов и др., 2001). Связь индекса антропогенной нагрузки (Iан) – ось абсцисс и коэффициента нарушенности территорий (а-1) – ось ординат 1- линейная диаграмма, отражающая связь индекса антропогенной нагрузки (Iан) и коэффициента нарушенности территории (а-1); 2 – линия тренда y=1,1376, - 0,0065. R2 = 0,6406

 

Кроме того, следует учитывать, что условия и факторы формирования здоровья человека и развития системы здравоохранения Якутии (Николаев, 2005) базируется на основе природно-климатических и природно-экономических характеристиках.

Изложенные материалы необходимо коррелировать с предметными характеристиками в зоне формирования железнодорожных инфраструктур, при этом санитарно-гигиенические и эпидемиологические данные требуют специальной оценки.

Транспортная стратегия Российской Федерации и ответственность государства также предусматривает обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности на железнодорожном транспорте (Беляев и др., 2004), которое должно осуществляться за счет санитарно-эпидемиологического сопровождения императива).

В основу последующего оценочного социально-гигиенического мониторинга могут быть заложены показатели уточненной медицинской статистики, и результатов аналогичных проблем на примере действующих участка железной дороги «Беркакит – Томмот – Вехняя Амга».

Учитывая, что проект железнодорожных инфраструктур проектируется по территориям отнесенных к низкой и средней степени медико-экологической напряженности (Петрова и др, 2001) и к средней и повышенной степени (Бурцева, 2006), то в таких условиях (неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки) среди населения формируется иммунологическое и биохимическое "разоружение" организма, развивается состояние хронической интоксикации и синдром хронической усталости. В прогнозном отношении обосновывается реальность тенденции, что платой за такую ситуацию будет являться существенное повышение заболеваемости, в том числе обусловленную трансформацией природных очагов инфекционных болезней (Егоров и др., 1995).

Изложенная информационная база является также стартовой фундаментальной основой исходного и дальнейшего оценочного подхода к состоянию и характеристике санитарно-гигиенической, эпидемиологической и микробиологической ситуации применительно к зоне строительства участка обозначенной железной дороги и примыкающих к нему объектов, при этом существенным является опыт функционирования участка железной дороги «Беркакит – Томмот - Вехняя Амга» и оценка обстановки по природно-очаговым болезням в зоне строящейся ж./д. «Улак-Эльга».

Наряду с оценкой влияния на санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку проектируемого нового имущественного комплекса в коридоре железнодорожной магистрали (Чернявский и др., 2001) необходима динамическая и прогностическая санитарно-гигиеническая, радиационная, эпидемиологическая и микробиологическая разведка обозначенной территории.

 

6.13.2. Характеристика здоровья населения

Реализация проекта формирования железнодорожных инфраструктур территориально привязана к Южной медико-географической зоне (Васильева и др., 1987) с населением 125353 чел. которое представлено 87,8 % пришлых и 12,2 % коренных. Включает 5 административных регионов: Нерюнгринский, Алданский, Олекминский, Ленский и Усть-Майский.

Для характеристики общественного здоровья населения (Тимофеев, 2009) используются следующие данные: медико-демографическая ситуация (рождаемость, смертность, в том числе младенческая, естественный прирост), заболеваемость, инвалидность, показатели физического и психического здоровья. Рассмотрим сравнительную динамику некоторых из них по материалам государственной и ведомственной статистики республики.

Если коэффициент рождаемости в 1990 г. составлял 19,6 на 1000 населения, то в 2000 г. он был равен 13,5, а в 2008 г. - 16,2 соответственно. Коэффициент общей смертности равнялся в указанные годы 6,8, 9,6 и 10,1 промилле. Соответственно, естественный прирост составлял в 1990 г. 12,8, в 2000 г. 3,9 и в 2008 г. - 6,1 на 1000 населения. В динамике отмечалось ухудшение указанных показателей в 1990-е годы, как впрочем, и в целом по стране, стабилизация и улучшение ситуации в первом десятилетии ХХ-го века. Однако по медико-демографической ситуации наша республика была и остается в числе благополучных регионов.

Младенческая смертность (МлС) в 1990 г. составляла 19,9 на 1000 родившихся живыми, в 2000 г. 17,6 и в 2008 г. - 9,1 соответственно. Если в 1994 и 1998 годах наблюдалось два пика повышения МлС, то, начиная с 1999 г. имеется тенденция постоянного снижения этого очень важного в здравоохранении и в обществе показателя. Прямым следствием динамики медико-демографических показателей служат данные ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения. ОПЖ в 2008 г. равнялась: 66,4 годам - оба пола, в том числе 60,4 года - мужчины и 72,9 года - женщины (РФ - 67,7, 61,6 и 74,0 соответственно). Для сравнения 1990 г. по PC (Я): 66,9, 62,0 и 71,3 (69,0, 63,5 и 74,3); 2000 г.: 64,6, 58,9 и 71,2 (65,3, 59,0 и 72,2) соответственно. Другими словами, в сравнении со среднефедеративными данными наши показатели ОПЖ несколько отстают.

Первичная заболеваемость всего населения составляла в 1990 г. 869,3 на 1000 чел., в 2000 г. 752,0 и в 2008 г. - 938,3 соответственно. На первом месте в структуре заболеваемости по-прежнему находятся болезни органов дыхания, на втором месте - системы кровообращения и на третьем - органов пищеварения.

Первичная инвалидность в 2000 г. составляла 50,8 на 10 тыс. взрослого населения и 35,3 - на 10 тыс. детского и подросткового населения. В 2008 г. эти цифры были равны 66,2 и 29,3 соответственно. Видно, что численность впервые признанных инвалидами среди взрослых растет, а среди детей – уменьшается, однако, уровень инвалидности у взрослого населения ниже, а у детского – выше, чем в сравнении с РФ в целом.

Исследования физического развития детей и подростков, проведенные ФГНУ «Институт здоровья» в конце 1980-х гг., и аналогичные работы сотрудников Мединститута ЯГУ последних лет свидетельствуют о прекращении процессов акселерации и стабилизации росто-весовых показателей. Что касается психического здоровья, то по классу «Психические расстройства и расстройства поведения» первичная заболеваемость в 1990 г. составляла 80,8 на 10 тыс. населения, в 2000 г. 91,3 и в 2007 г. - 86,0 соответственно.

При реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южно-Якутии», включая Олекминский район, особенно актуальна задача сохранения и развития здоровья человека. С позиций современной медицинской экологии, в этом плане первостепенное значение имеет изучение медико-демографических процессов, лежащих в основе формирования устойчивых популяций человека в обозначенном регионе.

В Южно-Якутском территориальном комплексе особенно актуально задача сохранения и развития здоровья человека с позиций современной медицинской экологии. В этом плане первостепенное значение имеет изучение медико-демографических процессов, лежащих в основе формирования устойчивых популяций человека в Южно-Якутском ТПК; прогнозирование медицинских процессов, связанных с миграцией населения, воспроизводством населения и трудоресурсов, заболеваемостью и трудопотерями, что связана с уровнем медицинского обслуживания населения и проведением профилактических мероприятий (картографический материал) применительно к зоне строительства железнодорожной инфраструктуры и сопряженных с ним других административных (рис. 6.13.2.1 - 6.13.2.17., табл. 6.13.2.1., 6.13.2.2).

 

 

Рис. 6.13.2.1.Рождаемость в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры

По коэффициенту рождаемости РС(Я) в 2002 г. была в числе 7 относительно благополучных территорий России. За 2003 – 2005 гг. составлял от 15,0 – 15,1 – 13,4 – 14, 3 на тыс. населения; в Олекминском от 13,7 – 13,9 – 11,6 – 14,3; в Алданском от 11,6 – 12,6 – 11,6 – 14,3 – 16,1 (ниже среднего) и в Нерюнгринском от 12,2 – 12,9 – 11,6 – 14,3. его динамика за последующие годы представлена в таблице

Применительно к зоне проектирования и строительства железнодорожной инфраструктуры в Алданском районе показатель определялся как ниже среднего и средний, а по РФ – 10,4.

Таблица 6.13.2.1. Рождаемость на 1000 населения в районах

Районы годы
             
Алданский 11,1 11,1 11,6 12,6 11,6 12,1 16,1
Ленский 11,7 12,9 15,0 15,1 13,4 14,5 -
Мирный 11,8 11,8 12,5 12,1 11,2 11,8 -
Олекминский 13,4 12,9 13,7 13,9 11,6 14,2 -
Нерюнгри 10,2 11,6 12,2 12,9 11,6 10,2 11,2

 

Рис. 6.13.2.2.Смертность в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры

Показатели смертности в 2003 г. достигли – 16,4 (РФ), 14,9 (ДВФО) и 10,2 (РС(Я) на тыс. населения; в Нерюнгринском районе – 8,65 (низкие) и высокие в Ленском, Олекминско м и Алданском районах (более 12,1).

Таблица 6.13.2.2. Смертность на 1000 населения в районах

 

Районы годы
             
Алданский 14,4 14,6   14,2 14,3 15,1 9,7
Ленский 12,9 13,5 13,8 13,3 12,3 12,7 -
Мирный 6,5 7,0 6,7 6,9 6,8 7,3 -
Олекминский 13,5 12,9   13,5 13,7 11,6 -
Нерюнгри 6,2 6,7 8,3 8,2 8,7 8,7 7,9

 

Рис. 6.13.2.3. Естественный прирост населения в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры

 

Коэффициенты естественного прироста населения за последние годы по РФ – 6,7 и ДВФО – 3,4 на тыс. населения. РС(Я) относится к шести относительно благополучных территорий с показателями от 4,3 до 4,8.

 

Тревогу вызывает ситуация в Ленском, Олекминском и Алданском районах.

Тем не менее, при федеральном показателе (-5,6) в Ленском районе за период 2003 – 2005 гг. о составил 1,2 – 1,8 и 1,4 (при показателе в РС(Я) до 4,1). Его неустойчивость имела место в Олекминском районе (-0,3, +0,4 и -2,1). В Алданском районе все его значения имели минусовые знаки: -2,4; -1,8; -2,7; а в Нерюнгринском – положительные: +3,9; +4,7; +2,9.

Таблица 6.13.2.3. Естественный прирост населения на 1000 населения в районах на фоне сопряженных территорий

Районы годы
             
Алданский -3,3 -3,5 -2,4 -1,6 -2,7 -3,0  
Ленский -1,2 -0,6 1,2 1,8 1,1 1,8 -
Мирный 5,3 4,9 5,8 5,2 4,4 4,5 -
Олекминский -0,1 - -0,3 0,4 -2,1 2,6 -
Нерюнгри 4,0 4,9 3,9 4,7 2,9 1,5 3,3

 

 

Рис. 6.13.2.4.Общая заболеваемость взрослого населения в Алданском районе применительно к зоне формирования железнодорожной инфраструктуры

 

Если по общей и первичной заболеваемости рассматриваемые сопряженные территории относительно благоприятные, то в Алданском районе этот уровень оценивается как средний с тенденцией усугубления

Таблица 6.13.2.4. Общая заболеваемость взрослого населения на 1000 населения на фоне сопряженных территорий

Районы годы
             
Алданский 886,3 942,2 821,6 767,0 876,1 944,9 1058,0
Ленский 765,7 897,5 938,5 618,0 664,3 691,4 -
Мирный 667,2 766,0 814,9 633,7 577,4 700,3 -
Олекминский 373,8
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...