Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос и предельная полезность




«Существует бесконечное множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей полезности, следующим образом: общая полезность вещи для человека (то есть совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекаемая из него выгода возрастает убывающим темпом. Иными словами, дополнительная польза, которую человек извлекает из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.

Ту часть количества вещи, которую его просто убедили купить, можно назвать его предельной покупкой, поскольку он уже был на грани сомнения, стоит ли производить расход, требующийся для её приобретения. А полезность его предельной покупки можно назвать предельной полезностью этой вещи для него. Если же человек, вместо того чтобы купить вещь, изготовляет её сам, предельную полезность составляет полезность того её количества, которое он сочтёт целесообразным изготовить. Таким образом, приведённый здесь закон может быть выражен в следующих словах: предельная полезность какой-либо вещи для всякого человека убывает с каждым приростом того её количества, которым он уже располагает.

…Теперь переведём этот закон убывающей полезности на язык цен. Возьмём в качестве наглядного примера такой товар, как чай, на который существует постоянный спрос и который можно покупать в малых количествах. Допустим, что чай определённого качества можно приобрести по 2 шилл. за фунт. Некто готов согласиться скорее заплатить раз в году 10 шилл. за единственный фунт, чем вовсе обходиться без чая, но если бы он мог получить сколько угодно чая даром, он, возможно, едва ли употребил больше 30 ф. в течение года. В действительности, однако, он покупает, очевидно, 10 ф. в год, то есть разница между удовлетворением от покупки 9 ф. и 10 ф. вполне достаточна, чтобы он захотел уплатить 2 шилл. за фунт. То обстоятельство, что он не покупает 11-й фунт, показывает, что последний не стоит для него дополнительного расхода в 2 шилл. Иными словами, 2 шилл. за фунт образуют для него меру полезности чая, меру, которая ставит предел, или границу, или конец его покупкам; этой мерой и определяется для него предельная полезность чая. Если цену, которую он готов уплатить за каждый фунт чая, назвать его ценой спроса, то 2 шилл. – это его предельная цена спроса.

Наш закон, следовательно, можно изложить следующим образом: чем большим количеством какой-либо вещи человек обладает, тем меньше при прочих равных условиях (то есть при равенстве покупательной силы денег и при равном количестве денег в его распоряжении) будет цена, которую он готов уплатить за небольшое дополнительное её количество, или, другими словами, его предельная цена спроса на неё снижается.

Его спрос становится эффективным лишь тогда, когда цена, которую он согласен заплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать».

Книга III. Глава IV. Эластичность потребностей.

КОММЕНТАРИЙ СОСТАВИТЕЛЯ: В главе IV Книги III А. Маршалл рассматривает эластичность спроса. Следует обратить внимание на следующие аспекты: а) аргумент автор при выделении трёх классов общества; б) закон эластичности спроса («Эластичность спроса велика при высоких ценах…»); в) рассуждения автора по поводу эластичности спроса трёх классов на товары средних цен (мясо, молоко, масло и др.), дорогие товары (в примере Маршалла абрикосы и деликатесы) и очень дорогие товары (редкие вина); г) виды товаров, спрос на которые, по мнению Маршалла, всегда неэластичен..

«…Можно вывести следующее обобщение: степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объём возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены.

Цену, которая для бедного человека относительно столь высока, что почти недоступна, богатый сочтёт вовсе ничтожной; например, бедный почти никогда не отведает вина, тогда как очень богатый может его пить, сколько ему хочется, вовсе не задумываясь о его цене. Поэтому мы получим наиболее чёткое представление о законе эластичности спроса, рассматривая каждый класс общества отдельно. Разумеется, среди богатых существует много степеней богатства, так же как и степеней бедности среди бедных; но пока что можно игнорировать эти менее значительные подразделения.

Когда цена на какую-либо вещь относительно очень высока для любого класса, её будут покупать лишь в небольшом количестве, а в некоторых случаях обычай и привычка могут воспрепятствовать её широкому использованию даже при существенном сокращении цены на неё. Её применение может быть сведено лишь к ограниченному числу экстренных случаев, при острых заболеваниях и т. д. Но такие случаи, хотя и нередки, не образуют общее правило; так или иначе, как только эта вещь становится предметом широкого потребления, всякое значительное снижение её цены влечёт за собой большое увеличеие спроса на неё. Эластичность спроса велика при высоких ценах и велика или по крайней мере значительна при средних ценах; по мере снижения цен сокращается и эластичность спроса, причём она постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса…»

КОММЕНТАРИЙ СОСТАВИТЕЛЯ: далее в своей работе А. Маршалл в постраничной сноске вычерчивает графики спроса на дешёвый товар (зелёный горошек) бедных, среднего класса и богатых. Из-за затянутости рассуждения числовые данные примера автора и графические изображения здесь не приводятся [2].

«Существуют такие товары, текущие цены на которые в Англии относительно очень низки даже для беднейших классов: таковы, например, соль, многие виды приправ и специй, а также дешёвые медикаменты. Сомнительно, чтобы какое-либо снижение цен вызвало значительное увеличение потребления этих товаров.

Между тем текущие цены на мясо, молоко и масло, шерсть, табак, импортируемые фрукты и на обычные медицинские услуги таковы, что любое их изменение влечёт за собой большие сдвиги в потреблении этих товаров и услуг трудящимися классами и низшими слоями среднего класса, но личное потребление богатых не намного возрастает, как бы дёшево эти товары ни обходились. Иными словами, прямой спрос на указанные товары очень эластичен со стороны рабочих и низшей части среднего класса, но не со стороны богатых слоёв. Однако рабочий класс столь многочислен, что потребление им вполне доступных ему вещей намного больше, чем потребление таких вещей богатыми, а поэтому совокупный спрос на все подобные вещи очень эластичен. Некоторое время назад сахар принадлежал к этой группе товаров, но теперь цена на него в Англии настолько упала, что она даже для рабочих является сравнительно низкой, и поэтому спрос на сахар оказался неэластичным.

Текущие цены на абрикосы и подобные им фрукты, на лучшие виды рыб и другие умеренно дорогие деликатесы таковы, что всякое их снижение резко увеличивает потребление этих продуктов средним классом; другими словами, спрос на них со стороны среднего класса очень эластичен, тогда как со стороны богатых и со стороны рабочих он намного менее эластичен – у первых потому, что спрос уже почти насыщен, а у вторых потому, что цены всё ещё слишком высоки.

Текущие цены на такие товары, как редкие вина, фрукты в несезонное время, стоимость высококвалифицированной медицинской помощи и юридических услуг столь высоки, что спрос на эти товары и услуги предъявляется только богатыми, но тот спрос, какой существует, часто отличается значительной эластичностью. Часть спроса на наиболее дорогие продовольственные товары – это фактически спрос на средства достижения общественного престижа, и он почти не поддаётся насыщению.

Исключение составляют предметы первой необходимости. Когда цена на пшеницу очень высока и когда она очень низка, спрос на неё весьма мало эластичен, во всяком случае, если учесть то обстоятельство, что пшеница, даже когда её мало, является самой дешёвой пищей для человека и что, даже когда она имеется в изобилии, её не потребляют иначе как в виде пищи. Известно, что снижение цены буханки хлеба с 6 пенсов до 4 пенсов едва ли вызывает увеличение потребления хлеба…

Вода является одной из немногих вещей, потребление которых происходит при любых ценах – от самой высокой до нулевой. При умеренных ценах спрос на воду очень эластичен. Но возможности её употребления могут быть исчерпаны целиком, а когда её цена падает до нуля, спрос на неё теряет свою эластичность. Почти то же относится к соли. Её цена в Англии столь низка, что спрос на неё, как на пищевой продукт очень неэластичен; однако в Индии цена на соль сравнительно высока и спрос сравнительно эластичен…

Вообще говоря, наиболее эластичен спрос на те вещи, которые могут иметь различное применение. Вода, например, необходима прежде всего в качестве питья, затем для приготовления пищи, далее для мытья и стирки и т. д. Когда нет сильной засухи, но вода всё же продаётся вёдрами, цена её может быть достаточно низкой, чтобы позволить даже бедным классам пить её сколько угодно, хотя для варки пищи они иногда употребляют её повторно, а для мытья и стирки используют её очень скупо. Представители средних классов едва ли станут дважды употреблять одну и ту же воду для приготовления пищи, но для мытья и стирки, сколько им заблагорассудится…

С другой стороны, спрос, вообще говоря, очень неэластичен, во-первых, для предметов абсолютной жизненной необходимости (в отличие от традционных предметов потребления и предметов потреьления, обеспечивающих производительность труда) и, во-вторых, для тех видов предметов роскоши богатых, которые не поглощают большой части дохода последних».

(Маршалл А. Основы экономической науки. Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. С. 148 – 154).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...