Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество информации и уровень организации.




 

Оговариваемся сразу: в данном параграфе речь пойдет не об учреждении или фирме и не о какой-либо общественной организации, функционирующей в социально-культурной сфере. Мы будем говорить об организации выполнения маркетинговых планов и /или программ, включающей в себя:

- разработку стратегии и тактики по расширению сегментов рынка, завоеванию новых рынков;

— оперативное и достоверное выявление существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;

— эффективную организацию научно - исследовательской деятельности, созданию новых образцов и моделей продукции, а также гибкая организация производства соответствующих товаров, удовлетворяющих большинство запросов потребителей;

- координация и планирование производства и финансирования, создание и совершенствование рациональной системы сбыта и распределения продукции;

— последовательное регулирование и корректирование в соответствии с изменяющимися обстоятельствами всей деятельности, включая управление производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим, сервисным и гарантийным обслуживанием, другими услугами в рамках мероприятий по расширению сбыта (26; с.40).

Кто же в учреждениях культуры выполняет эту и подобную ей организационную работу? Независимо от размеров предприятия искусства или учебного заведения отрасли, первым человеком, вплотную занимавшимся маркетингом, выступает руководитель организации.

Даже если в учреждении культуры создана и успешно функционирует маркетинговая служба, руководителю все равно приходится лично разрабатывать и внедрять маркетинговые технологии, принимать и проводить в жизнь решения маркетингового характера.

Функции руководителя широки и многообразны. Одним из наиболее продуктивных подходов к анализу функций руководителя в теории управления считается модель

Д. Стокмана, которую мы приводим здесь с некоторыми сокращениями.

Планировать - принять порядок действий:

-установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать);

-определить желаемые конечные результаты;

-решить, как и когда достичь цели (развить стратегии);

-выстроить приоритеты последовательности и времени конкретных шагов (составить программу);

-выделить ресурсы;

-стандартизировать методы:

-принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения):

Организовывать - построить работу для эффективного выполнения цели:

-разработать устав (установить организационную структуру);

-определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения);

определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей):

определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей);

Работать с кадрами:

-набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать);

-познакомить новых людей с ситуацией (сориентировать);

-выработать навыки инструктированием и практикой (обучить);

-помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить);

-направлять - координировать действия для получения желаемых результатов:

-установить ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать);

-убеждать и вдохновлять людей на принятие желательные действия (мотивировать);

-прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать);

-стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями).

Контролировать - обеспечить продвижение к цели согласно плана:

-определить, какие данные абсолютно необходимы, как и когда (установить систему сообщений);

-выявить условия для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (образовать стандарты исполнения);

-определить степень отклонения от целей и стандартов (измерить результаты):

-откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и повторить цикл (предпринять корректирующие действия):

-вознаградить или наказать (оценить).

Руководитель поддерживает функциональные связи с внешней средой, через него вышестоящее руководство осуществляет контролирующую деятельность по отношению к подведомственным организациям. В тоже время руководитель осуществляет контроль за работой структурных подразделений организации и отдельными работниками.

Косвенно причастен руководитель и к учету того, что сделано коллективом за тот или иной отрезок времени. На протяжении всего управленского цикла руководителю приходится заниматься анализом деятельности организации, ее подразделений, специалистов и технических работников. Наконец, главная его миссия - руководство персоналом и его деятельностью.

В общем случае в сфере управления культурой можно выделить руководителей трех категорий:

1. Руководители технического уровня, которые занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для эффективной работы по производству и реализации культурных услуг (постановка спектаклей, организация выездных концертов, демонстрация кинофильмов, прокат культспортинвентаря и т.п.). В эту группу правомерно отнести заведующих клубами и библиотеками, киноустановками, киновидеозалами, салонами игровых автоматов и т.п. Поскольку в их подчинении оказывается подчас всего несколько работников, им приходится вынужденно непосредственно включаться в работу с потребителями культурных услуг. В более крупных организациях к числу руководителей технического уровня можно отнести руководителей отдельных подразделений и служб - отделов, секторов и т.п.

2. Руководители управленческого уровня, которые заняты управлением и координацией внутри организации, они согласуют усилия различных подразделений организации. Это практически директора всех театров, филармоний, цирков, крупных домов и дворцов куль -туры, библиотек, музеев, культурно-спортивных комплексов и централизованных (клубных и библиотечных) систем.

З. Руководители институционального уровня, которые разрабатывают долгосрочные планы и программы, определяют положение организаций в окружающей среде, координируют их деятельность. В сфере культуры это руководители крупных культурно-спортивных комплексов, социально-культурных объединений, объединений театров, музеев и т.п.

Где-то между 1 и 2 уровнями находятся современные предприниматели: президенты хозрасчетных фирм, председатели кооперативов, руководители видеоцентров, пунктов проката, оформительских мастерских, эстрадных групп, казино и т.п.

Отечественная практика управления переживает сложный период модернизации. Наследуя советский опыт и заимствуя опыт зарубежный, современные российские руководители мучительно пытаются овладеть инновационными методами управления, сформировать стиль руководства, корреспондирующийся с российским менталитетом, национальными традициями и учитывающий реальные условия современного этапа социально-экономического развития.

Ни один из руководителей, ни одного из трех уровней не сможет осуществить в одиночку “маркетинговой революции”, если в трудовом коллективе у него не будет единомышленников, если весь персонал не проникнется необходимостью работать, руководствуясь принципами маркетинга. Не случайно в теории маркетинга вопросам управления торговым персоналом придаётся первостепенное значение.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (salesforce management) — анализ, планирование и реализация планов деятельности персонала организации. У.п. включает постановку целей, выбор стратегий, наём, отбор, подготовку, руководство и оценку эффективности деятельности торгового персонала. Постановка целей — это не только реализация продукта для получения прибыли, но и создание, поддержание благоприятного имиджа организации и ее продуктов. Выбор стратегий деятельности персонала определяется спецификой процесса совершения покупок, осуществляемого разными потребителями. В качестве стратегии могут рассматриваться самостоятельная деятельность сотрудников сбытовых подразделений, их совместная работа при четкой специализации труда, выполнение посреднических функций между подразделениями сбыта данной и покупающей организаций и др. Составными частями руководства работой персонала являются группировка потребителей, разработка нормативов времени на отдельные визиты к потребителям, квот продаж, графиков визитов, стимулирование персонала. Эффективность работы торгового персонала в существенной мере зависит от того, насколько умело, сотрудники организуют процесс продаж. Информацию о деятельности персонала руководство организации получает из следующих документов: отчетов о продажах, о затратах, о визитах к потребителям, годового плана маркетинга по определенной территории. Оценка эффективности деятельности осуществляется путем сравнения объемов продаж отдельными сотрудниками в разные периоды, а также на основе качественной оценки уровня их знания самой организации, ее продуктов, потребителей, конкурентов, территорий и задач, стоящих перед ними. Учитываются также личные качества сотрудников (8; с.223).

В плане информационного обеспечения маркетинговых планов и/или программ, как на стадии их разработки, так и в процессе реализации, играют различные субъекты рынка: посредники, партнёры, спонсоры, меценаты, волонтеры (общественный коллектив) и т.п. Уместно, наконец, вспомнить ещё раз о роли общественности, с которой у учреждений культуры традиционно развиты связи.

Все эти субъекты либо помогают получать своевременную и качественную информацию о состоянии рынка культуры, либо сами являются её непосредственными носителями. Да и в организационном плане они часто оказываются “ последним средством” достижения успеха коммерческой деятельности.

Не будем, однако, преувеличивать значение общественных начал. Не то время.

Чтобы маркетинговая деятельность осуществлялась систематически и целенаправленно, необходимо иметь в учреждениях культуры специальные маркетинговые службы.

Едва ли не каждое отечественное предприятие имеет сегодня, какую ни есть, службу маркетинга: отдел, сектор, исследовательскую группу и пр. Имеются подобные структурные подразделения и в организациях социально-культурной сферы, правда, пока что далеко не во всех, но в наиболее крупных и значительных — федеральных и областных библиотеках, крупных театрах, центральных и региональных государственных музеях, некоторых вузах. Но в организациях рангом пониже тоже кто-нибудь да занимается рекламой, изучением спроса населения, установлением и поддержанием связи со спонсорами, меценатами, общественными организациями, местной интеллигенцией и пр. Обобщенное название таких структурных подразделений организаций — маркетинговая служба.

В задачи службы маркетинга входят:

1. Разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов организации и их реализация.

2. Проведение маркетинговых исследований, анализ рыночной ситуации и выбор наиболее благоприятных сегментов рынка.

З. Разработка и реализация стратегии и тактики маркетинга на рынке.

4. Разработка товарной, ценовой и сбытовой политик организации, и их реализация.

5. Разработка рекомендаций по выпуску новых товаров, прогнозирования сбыта, вывод новых товаров на рынок.

6.Разработка и осуществление комплекса мероприятий ФОССТИС.

7. Разработка мероприятий по созданию благоприятного имиджа организации и ее товаров (паблисити, паблик рилейшнз).

Проще говоря, работа службы маркетинга направлена на оптимальное приспособление производственной и сбытовой деятельности организации к изменяющейся социально-культурной ситуации. Практика показывает, что положение маркетинговых служб в структуре действующих организаций социально- культурной сферы не везде одинаково. Это зависит от позиции руководства организации; его отношения к маркетингу как к философии предпринимательства. Здесь возник как минимум три позиции, отраженные в таб. 4.

 

Таблица 4.

№№ Статус маркетинговой службы в организации Отношение к службе со стороны администрации организации
  Интегративная служба маркетинга Маркетинговая концепция деятельности
  Функциональная служба маркетинга «Игра» по установленным администрацией правилам
  Консультативная служба маркетинга Подражание другим организациям, своего рода «дань моде»

 

 

Там, где маркетинговые службы признаны в качестве важного необходимого структурного подразделения, они могут иметь либо функциональную, либо товарную схему организации. В одном случае (рис. 9) структурные звенья формируются в зависимости от вида маркетинговой деятельности, в другом (рис. 10) — в зависимости от товара, с которым работает то или иное звено службы.

 

 
 

 


Рис 9. Функциональная

организация службы маркетинга

 

В организациях культуры, предлагающих рынку сравнительно небольшой ассортимент товаров (театр, видеотека), лучше создать службу маркетинга по товарному признаку. Культурно-досуговому центру и современной библиотеке, скорее, подойдет функциональный вариант службы, поскольку ассортимент товаров здесь столь широк, что на всех их группы “секторов не напасёшься”.

 

 

 


Рис.10 Товарная организация службы маркетинга.

 

Служба маркетинга в союзе с общественными силами способна не просто обеспечить выполнение маркетинговых планов и/или программ, но создать систему культурного обслуживания потребителей в лучших традициях отечественной культуры. Речь идёт о высокой мере социальной ответственности перед населением, не позволяющей работнику социально-культурной сферы нарушать нормы и принципы социально-этического маркетинга.

Стремление к дифференциации потребителей культурных услуг по возрасту, профессии, национальности, культурному уровню есть не что иное, как проявление социальной ответственности по отношению к различным слоям и группам населения.

Стремление к интеграции субъектов культурнотворческого процесса (совместные работы профессионалов и любителей сочетание опытных и начинающих в подходе к общим целям и задачам, общение людей разного возраста по поводу какой общей социальной проблемы, встречи сельского потребителя с городским) также являются ни чем иным, как проявлением социальной заботы о них, их росте и развитии.

Содержание идейно-эмоционального материала: воспитатель – «включает» в акции идеи политического экономического, правового, экологического, нравственного и эстетического свойства. Уже в одном этом, можно без труда обнаружить высокое гуманное начало, подлинную социальную направленность в деятельности учреждений культуры. Творческий поиск новых форм культурно-досуговой деятельности также имеет глубокое социальное значение, поскольку позволяет развивать собственные культурные традиции, обмениваться культурным опытом с зарубежными партнерами, а в конечном счете разнообразить быт и досуг граждан, формировать высокие эстетические вкусы, спрос на достойные нашего современника культурные услуги.

Низкие цены на культурные услуги - это реальная забота о культурном росте малоимущих слоев населения, это подлинное проявление заботы о формировании их культурного уровня.

Развитие выездных форм культурного обслуживания - еще один важный признак высокой социальной ответственности учреждений культуры по отношению к социальным слоям и группам населения территориально удаленным от центров “большой культуры”.

Культурное шефство во всех его формах и проявлениях - еще весьма важный аспект социальной ответственности, о котором выше уже шла речь. Сюда же следует добавить благотворительные спектакли и концерты профессиональных коллективов.

Организация конкурсов, фестивалей, издание литературно-художественных журналов, развитие специальной отрасли журналистики и художественной критики - все это проявление социальной заботы о развитии новых талантов.

Социальная защита мастеров искусств (надбавки к зарплате, персональные пенсии, присвоение высших категорий, представление к наградам и премиям, бесплатное лечение в здравницах, создание клубов творческой интеллигенции и т.п.) - также является свидетельством реальной социальной ответственности за их судьбы.

Международные культурные связи, позволяющие получить заслуженное признание в профессиональной среде, также могут рассматриваться как способ социальной защиты и проявления ответственности.

Чтобы быть успешными в столь почетной и ответственной работе, надо владеть исчерпывающей информацией о состоянии рынка, о потребностях и желаниях людей, вовлечённых в систему культурно-досуговой деятельности. Как любила подчёркивать Н.К. Крупская, “ обслуживаемую массу надо знать, а для этого её надо изучать”.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...