Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос (анкетирование)




 

Термин “опрос” имеет много значений. Строго говоря, во время беседы или интервью тоже ведется опрос. Кроме того, опрос может проводиться по телефону (наиболее распространенный метод в современных маркетинговых исследованиях), почтой (используется, но не предпочитается), по электронной почте или с помощью других электронных методов, популярность которых растет.

О таких опросах достаточно полно и обстоятельно рассказано у того же Э.Ф. Мак- Куэрри, из уже известной нам работы которого приводятся некоторые выдержки:

Предпочтение, как правило, отдается телефону: это быстрее, дешевле, гораздо меньше отказов по сравнению с опросом по почте. Тем не менее, бывают случаи, когда опрос почтой удобнее: если вопросы длинны, сложны, многочисленны, если используются визуальные средства (например, картинки). Читая, человек усваивает больше информации, причем информацию более сложную, чем при прослушивании.

Составление вопросов может быть представлено как многократная пересылка факсов туда и обратно. Здесь, несомненно, чем больше умов, тем лучше. Могут быть привлечены и коллеги, и другие люди, к чьему мнению вы прислушиваетесь.

Вы определяете, сколько человек нужно опросить и как их отобрать. Количество респондентов зависит от того, какая точность вам нужна.

Выборка респондентов — это либо список, составленный вами, либо случайная выборка, состоящая из списка телефонных номеров. В этом случае телефонные номера выдаются компьютером. Такой процесс предусматривает и некоторое количество ненужных звонков (например, неработающие телефоны). Целесообразность этого метода еще и в том, что многие телефонные номера не зарегистрированы в справочниках.

Важно помнить, что опрос хорош настолько, насколько хорошо подобрана группа респондентов, а это зависит от списка, по которому она подбиралась.

Наступает предварительное испытание опроса. Трудно преувеличить значение этого шага. Любыми силами нужно организовать небольшой опрос нескольких дюжин лиц из целевой аудитории. После того как каждый прошел опрос, у них следует узнать, что могло быть понято не так, что их смутило, что значат их ответы.

У вас может появиться соблазн отказаться от предварительного опроса, чтобы сберечь время. Это пример того, как просто получить некачественный опрос. Помните: если вопросы непонятны, если список ответов неполон, если выбран не тот язык, тогда становится неважно, насколько велика и хорошо подобрана группа респондентов — результаты можно отправить в мусорную корзину.

Если это телефонный опрос, интервью проводится при помощи компьютера. Интервьюер сидит перед компьютером, на экране высвечиваются вопросы, что позволяет сразу заносить ответы в таблицу и аналитическую оболочку. Эффективность такого метода очевидна, и одна из причин, почему предпочитается телефонный опрос, состоит в том, что автоматическое сведение ответов в таблицы ускоряет процесс анализа. С другой стороны, если это опрос почтой, то часто требуется послать не одно письмо. Одна из причин, почему почтовые опросы мало популярны, в том, что они занимают много времени наравне с тем, что доля ответивших остается очень низкой (10—30%) даже после нескольких напоминаний.

Результаты опроса обрабатываются и описываются. Основная форма — полный охват частоты ответов на каждый вопрос.

Например, на вопрос: «Используете ли вы свой компьютер в следующих целях?» отчет выглядит следующим образом.

Способы использования компьютера (%):

63% создание текстов

35% разные расчеты

29% общение

28 % рисование

20% игры

37% другое (25; с.104-108).

Сообразительный читатель быстро сообразит, какую проблему можно “забить” в опрос, какие вопросы сформулировать. После определенной подготовительной и процедурной работы он может с необходимой ему полнотой и точностью узнать: почему пустуют залы в театрах и концертах, какую музыку предпочитают слушать подростки, надо ли создавать группу здоровья в рабочем общежитии, сколько человек отправится на воскресную экскурсию за город, как лучше провести вечер “Жизнь без наркотиков” и т.д. и т.п.

Углубившись в тему, откроем терминологический словарь. Читаем:

ОПРОС (survey) — сбор первичных данных, когда респондентам задают вопросы, касающиеся уровня их знаний, отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения. О. может носить структуризированный и неструктуризированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Информация при проведении О. собирается тремя способами: 1) интервьюером ответов респондентов на заданные им вопросы; 2) постановка вопросов с помощью компьютера; З) самостоятельное заполнение анкет респондентами.

При проведении О. группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени - “поперечное” изучение. Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п.

Метод О. присущи следующие достоинства: 1) высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задают одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) легкость реализации, заключающаяся в том, что респондентов посещать необязательно, передавая им вопросники по почте или по телефону; необязательно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов.3) возможность проведения глубокого анализа посредством постановки последовательных уточняющих вопросов 4) возможность табулирования и проведения статистического анализа, заключающаяся в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров; 5) возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам, обусловленная разделением общей выборки на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и другими критериями (8;с.35-36).

Слабость опросного метода заключается в следующих моментах: предлагаемый вопросник имеет жесткую фиксированную форму; при телефонном опросе интервьюерам не хватает мотивации для того, чтобы глубоко оценить ответы; безличная форма общения не дает основания для построения статистически верных данных. По перечисленным причинам глубина полученной информации будет весьма ограниченной. Цель опроса это обобщение данных, их сужение для того, чтобы в последующем придать информации необходимую форму или структуру.

Инструментом письменного опроса является анкета.

А. выполняет следующие функции: 1) переводит цели исследования в вопросы, 2) стандартизирует вопросы и форму ответа на них:) текстом и последовательностью вопросов способствует кооперации интервьюера с респондентами, стимулирует получение ответов на все вопросы: 4) при автоматическом опросе введение данных вопросника в компьютер ускоряет анализ результатов исследования.: 5) служит целям проверки надежности и достоверности оценок. Составлять А. рекомендуется в следующем порядке 1) определение целей опроса, 2) выбор методов сбора данных. 3) разработка вопросов. 4) оценка вопросов. 5) одобрение со стороны клиента; 6) тестирование; 7) уточнение анкет; 8) копирование анкет; 9) сбор данных; 10) табулирование и составление заключительного отчёта.

Для начала широкого использования А. необходимы её тщательная проверка, апробация и устранение выявленных недостатков.

Разрабатывая А. необходимо уделить достаточно внимания содержанию самих вопросов, их формулировке, терминологии и последовательности представления. А. не должна содержать вопросов, на которые не захотят или невозможно ответить, а также не требующих ответа. Форма вопроса влияет на содержание возможных ответов. Выделяют закрытые и открытые вопросы. Формулируя их, следует использовать простые, понятные однозначные термины. Первый вопрос по возможности должен заинтересовать отвечающих: трудные и персональные вопросы должны задаваться в конце; необходимо ставить вопросы в определенной логической последовательности. Вышерассмотренное носит характер общих рекомендаций. Однако существует, по крайней мере, два специальных подхода к анкетированию А. – туннельный и секционный. При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным. Секционный подход заключается в том, что последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам до их полного исчерпания. Переход к следующей теме часто начинается с некой вступительной фразы. На практике зачастую используется комбинация рассмотренных подходов (8; с.14-15).

Более полное представление об опросах читатель получит, ознакомившись с приложениями № 6 -12

Фокус-группа

 

С этим методом маркетинговых исследований уважаемые читатели, возможно, встретятся впервые. На практике же он используется довольно часто. Проследим за рассуждениями на эту тему опытного специалиста. И прокомментируем их.

В мире маркетинговых исследований фокус-группа — это особый вид опроса, проводимый при помощи специализированной инфраструктуры, которая состоит из:

1) оборудования;

2) исполнителя маркетингового исследования;

З) модератора.

Оборудование включает помещение для опроса, в котором должна быть как минимум одна специальная комната для встречи — приемная. В приемной должен быть стол, за которым может уместиться 10—12 человек, одностороннее зеркало, с помощью которого наблюдатели могут следить за ходом опроса, а также видео- и аудиотехника для записи происходящего.

Комментарий: Ничего сложного! Помещение найдем, стол тоже. За зеркалом и видеодвойкой далеко ходить не нужно, они найдутся и в сельском доме культуры.

Исполнитель маркетингового исследования — это независимая коммерческая организация, отвечающая за координацию проекта фокус-группы в целом. Три основные задачи исполнителя — это обеспечить оборудование, нанять модератора, который будет вести группу, и набрать респондентов (как интервьюер, таки рекрутер могут быть представлены отдельными организациями). В целом функции исполнителя такие же, как и функции любого посредника: исполнитель оговаривает с вами стратегию проведения опроса, обеспечивает всем необходимым для проведения опроса и проводит опрос.

Модератор в групповом опросе — это человек, у которого есть опыт проведения интервью и специальные навыки работы с группой.

Вообще, все модераторы фокус-группы проводят и индивидуальные интервью, но не все, кто проводит опрос, способны работать с фокус-группой. Опрос группы — это более сложная работа. Помимо ведения группы, модератор должен работать с самим клиентом и уточнять предмет обсуждения и часто, хотя и не всегда, он является аналитиком, который пишет заключительный отчёт.

Комментарий: Понятно! Исполнителя найдём: пригласим преподавателя социологии из института культуры, знающего и методику исследования и примерное содержание предстоящего разговора (как организовать проведение фестиваля “Душа России”, чем завершить 14-й Международный сибирский марафон, на что обратить внимание при открытии выставки “Человек и природа” и т.п.).

Не найдем социолога – “исполним” сами. В конце – концов, мы уже поднялись до понимания роли маркетинга! С модератором – посложнее. Но, быть может, с группой в 10-12 человек мы справимся и сами?

 

Вы редактируете отборочную анкету, которая обычно состоит из 4—5 вопросов, с помощью которых вы сможете убедиться, что данные респонденты действительно подходят для вашего исследования.

Нужно сделать немало звонков, чтобы дозвониться до потенциального респондента. Не все из ответивших на звонок соглашаются принимать участие в анкетировании. Если собеседник согласился принять участие в опросе, то задаются все вопросы из отборочной анкеты, чтобы удостовериться, что этот человек может стать респондентом.

Вам следует подготовить список основных вопросов для обсуждения в группе. Модератор должен сформировать из ваших вопросов план опроса (гайд). В частности, в плане должна быть указана последовательность и формулировка вопросов.

Вы и один из ваших коллег, который будет принимать участие в работе фокус-группы, встречаетесь с модератором в офисе, где будет проводиться опрос, за час до начала самого опроса. Когда респонденты прибудут, вам следует остаться с хозяином помещения в офисе, чтобы проследить пригодность респондентов для фокус-группы и определить состав группы, если участников прибыло больше, чем требуется для опроса. Респондентам на время ожидания предлагается легкое угощение.

Комментарий: Угощение – это хорошо! У культработников это получается лучше всего. Состав группы проверить не мешает. План спроса (гайд), вероятно, действительно необходим, без этого нить разговора может прерваться, а сам разговор- уйти совсем не туда, куда предполагал его направить модератор.

Фокус продолжается 1,5—2 часа. У вас будет возможность внести свои замечания и перекинуться парой слов с модератором в процессе работы группы. После каждой группы (как правило, за день проводятся два интервью) могут быть внесены изменения в план опроса.

По окончании работы, через 1—3 недели, модератор или аналитик пишет заключительный отчет. Продолжительность исследования зависит от того, сколько вы готовы заплатить.

Комментарий: Два часа - это реально. Три недели - вряд ли! Нет у работников культуры такого времени. А платить… Мы ведь это можем сделать и сами, в своё рабочее время.

В чём сильные и слабые стороны фокус-группы?

Главным достоинством применения фокус-групп является возможность совершенно иначе взглянуть на товар и на создание новых продуктов. Это связано с тем, что интервью — это наименее предсказуемая работа, в группе участники провоцируют друг друга и взаимодействуют, а модератор ведет группу. Благодаря всему этому, вероятно, что управление фирмой услышит нечто новое, неожиданное. Поэтому фокус-группа должна быть первым этапом в маркетинговом исследовании.

Уникальным достоинством. фокус-группы является то, что многочисленные клиенты сталкиваются лицом к лицу. Обычно совместную работу хвалят за результаты. Это немного расплывчатое определение, но можно дать и более точное, основанное на теориях социальной психологии. Во время групповой дискуссии между незнакомыми участниками происходят два основных процесса: единение и раздробление группы. Сначала респонденты пытаются создать общую группу, но постепенно они распадаются на отдельные подгруппы.

Эти две противоположные тенденции, применяемые в фокус- группах, имеют эффективный результат для маркетинговых исследований. Процесс единения группы оказывается очень эффективным для исследования новых рынков или возврата на старые.

Процесс единения выявляет общий знаменатель. Процесс дробления группы используется в фокус-группе для выяснения проблем и отличий товара заказчика от других аналогов. Это особенно полезно для предотвращения скоропостижных выводов: вы обнаружите, что именно не устраивает покупателей в вашей продукции. Это единственный тип маркетингового исследования, при котором респонденты дискутируют о достоинствах и недостатках товара, в то время как интервьюер не может себе позволить споров с респондентом.

Одним из недостатков фокус-групп является ограниченное количество респондентов. Вероятность правильно составленной картины о рынке потребителей понижается. Вы никогда не сможете точно представить процентные соотношения мнений по результатам фокус-групп.

Есть и другие недостатки фокус-групп. Многие из них связаны с работой с респондента. Сложно обеспечить присутствие всех респондентов на группе: пробки на дорогах, другие обстоятельства, постоянная занятость заказчика и т. д. К тому же активность участников группы может быть разной. Тяжело провести фокус-группу если свое мнение выражают только 4 человека.

Но чаще всего проблемы возникают, если явно выраженный лидер в дискуссии навязывает свое мнение другим респондентам или все респонденты присоединяются к мнению большинства. Хороший модератор может контролировать подобные процессы, но полностью их избежать невозможно.

Еще один недостаток фокус-группы — это ограниченность во времени. Если с группой, состоящей из 8 человек, работают 2 часа, то на каждого приходится по 15 минут. Сможете вы выяснить все, что необходимо знать, за 15 минут? (25; с.96-99).

Комментарий: Попытаемся. В конце – концов, и опытные организаторы подобных акций когда-то начинали с нуля. Начнём и мы. А опыт – он придёт. Со временем.

 

Эксперимент

 

Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну (или многие) зависимую переменную. Существенные признаки эксперимента:

-изолируемые изменения (отдельные величины варьируются исследователем, другие должны быть, насколько возможно, постоянными);

-исследователь активно вмешивается в процесс возникновения данных;

-проверяются причинно-следственные связи (например, влияние цвета упаковки на сбыт продукта).

В социально-культурной практике проводятся, хотя и редко, социально-экономические, организационно- управленческие, психолого-педагогические и другие эксперименты. Признаемся, инициируют их чаще всего различного рода исследователи: учёные, диссертанты, профессиональные социологи и др. Маркетологи в этом списке не значатся. Их время ещё не пришло. Но знать об эксперименте и владеть этим методом необходимо. Хотя бы на уровне первого приближения. Для начала условимся: эксперимент проводится, как правило, на завершающем этапе маркетингового исследования, когда вся необходимая информация уже собрана, т.е. проведено вторичное исследование (собрана и проанализирована, с помощью других известных методов, первичная информация), а маркетинговое решение уже сформулировано, правда пока что в виде нескольких альтернатив. Вот тогда-то и настаёт пора экспериментирования.

Решения в маркетинге можно определить как оценку и выбор альтернатив поведения с точки зрения их вклада в достижение целей; для принятия решений необходимо располагать информацией о предположительном успехе отдельных альтернатив. Эту информацию, можно получить с помощью эксперимента. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка).

Лабораторные эксперименты позволяют контролировать посторонние факторы. Полевые эксперименты проходят в реальных условиях, но не исключают неконтролируемых посторонних воздействий.

Сущность любого эксперимента состоит в определении причины явления, исходя из полученного результата. На практике это означает создание условий или подходов, различных в одном определенном отношении, и затем измерение полученных процентных результатов.

Одним словом, цель исследователя — показать, что результат зависит от подхода.

Эксперимент применяется и при сравнении некоторого количества альтернативных вариантов, чтобы выбрать лучший.

Следует отметить, что результат эксперимента зависит от степени контроля. Эксперимент является одной из наименее изученных и наиболее специализированных форм рыночных исследований.

Памятуя о том, что в социально-культурной практике достаточно мирно уживаются рыночный и некоммерческий (нонпрофитный) секторы социально-культурной, в частности, культурно-досуговой деятельности, обратимся ещё раз к работе Б.Г. Мосалёва. Следует признать, что ни до него, ни после никто из его (и моих) коллег не описал так глубоко и подробно сущность и содержание экспериментов в сфере досуга.

Одной из главных задач эксперимента в сфере досуга, по мнению, Б.Г. Мосалёва, является получение информации о причинно-следственных связях между исследуемыми социокультурными явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о процессах обновления различных сторон социокультурной деятельности. Проведение эксперимента основывается на знаниях об объекте, позволяющих структурно обозначить те или иные факторы, и предполагает выдвижение и доказательство гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможностей повторения. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации о досуговых явлениях, и процессах.

Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями, поэтому конечный результат во многом зависит от сопоставимости данных. Точная фиксация экспериментальных условий, их стабильность позволяют измерять, контролировать ход процесса, обеспечивать получение верных результатов. Одним из показателей устойчивости результата эксперимента является возможность его воспроизведения в аналогичных условиях.

В практике социологических исследовании используется более 20 типов экспериментов, наиболее часто применяемые из них названы ниже.

Ёстественный эксперимент проводят в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в социальных, педагогических и психологических науках).

Преобразующий (созидательный) эксперимент предусматривает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или другими объектами.

Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований. Например, проверяется на практике эффективность новой формы работы. При этом важно определить показатель результативности использования новой формы, скажем, проявленные интерес и участие в ней посетителей досуговых учреждений, удовлетворение культурных потребностей населения и т.д.

Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования. С его помощью изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.

Социометрический эксперимент эффективен при измерении существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего совершенствования.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, когда затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление, вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. По результатам этого эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется их ранжирование.

В ходе педагогического эксперимента проверяется или устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условиями воспитания, обучения и их результатами. Основной задачей такого эксперимента является изучение степени влияния педагогического воздействия.

В задачу методического эксперимента входит фиксация наличия или отсутствия определенной взаимосвязи между приемами, формами, способами получения методической информации и степенью ее использования в практической деятельности.

Для формулирования экспериментальных гипотез и теоретической оценки результатов важно знание характера причинных связей в исследуемой области. Существует временная последовательность причины и следствия: причина неизбежно вызывает следствие, по времени предшествует ему. Речь идет о том, чтобы с помощью экспериментальных исследований раскрыть отношения причины и следствия в реальном социокультурном процессе, т.е. установить, каковы они в естественных условиях.

Примерная структура эксперимента изображена на рис. 17

СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА

Гипотеза

Построение предмета эксперимента исследования

 
 


Разработка программы экспериментального исследования

 

Построение методики Построение плана создания

экспериментальной ситуации

 

Выбор Определение Выбор Определение последовательности

методической продолжительности объектов намечаемых экспериментальных

схемы процедур

 

Реализация программы

 

Создание экспериментальной Наблюдение и контроль

ситуации

Анализ результатов

 
 

 


Получение суммарного Факторный анализ Оценка реального и

результата результатов познавательного результатов

 

Рис. 17 Структура эксперимента

Принципиально важным моментом является знание методики подготовки и проведения эксперимента, когда описывается весь процесс проведения эксперимента. последовательность (очередность измерений и наблюдений, детальность описания каждой операции с учетом выбранных средств для проведения эксперимента. Выбор методов контроля за качеством операций, что в совокупности обеспечивает надежность и заданную точность. Необходимо убедится в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование и в том, что она практически применима.

На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, в которых возможно экспериментирование, определяются экспериментальные зависимые и независимые переменные факторы, возможности измерений устанавливаются виды экспериментальных и контролируемых объектов исследования, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля регулирования регистрации переменных факторов, средств обработки и анализа информации.

План создания экспериментальной ситуации всегда привязан не только к задачам, методике, но и к конкретному объекту, на котором должны решаться поставленные задачи и реализовываться сама методика. Создание экспериментальной ситуации — это оперирование объектом в соответствии с предварительно выстроенной гипотезой и программой исследования. Например, для решения экспериментальной задачи “Выявление степени влияния методических рекомендаций на совершенствование культурно-досуговой деятельности” необходимо зафиксировать:

а) точку зрения методиста на деятельность учреждения куль туры;

б) мнения работника учреждения культуры на предлагаемые методические рекомендации;

в) отзывы посетителей о деятельности учреждения культуры.

Чтобы создать экспериментальную ситуацию, нужно отобрать несколько руководителей клубных учреждений культуры с примерно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по заранее разработанной шкале его значимость. Заслушав мнение каждого работника учреждения культуры о значимости наученного материала, дают слово экспертам в этой области знаний, после чего предлагаемый материал оценивается работниками учреждения еще раз.

Экспериментальным фактором в социологии является вводимое условие или система условий. Он вводится в качестве причины и управляется и контролируется экспериментатором. Фактор представляет собой независимую переменную, где качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют категории анализа в эксперименте и так же, как категории анализа, отображаются в виде эмпирических показателей.

Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, устойчивым, существенным и оказывать заметное влияние на состояние объекта.

Зависимый фактор изменяется под воздействием независимой переменной.

Выбор тех или иных факторов предполагает установление основных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами.

Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки сформулированной гипотезы и причинно-следственных зависимостей между факторами, влияющими на изучаемый объект. В эксперименте изучаются лишь характерные стороны изучаемых процессов и явлений. Одной из ведущих результирующих процедур является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Его основная функция — обеспечение чистоты эксперимента. Контроль в эксперименте предполагает четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.

Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логическим обобщениям, анализу и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность фактов не вызывала сомнений, необходимо выделить ту их долю, которая обусловлена только изучаемыми в опыте факторами (33; с.41-46).

Примерный вариант программы эксперимента приводится в приложении №13.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...