Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование вьючных животных для транспортировки грузов




1. Для вьючного транспорта используются мулы, лошади, яки, ослы (ишаки), верблюды.

На одного мула можно нагрузить 110— 120 кг. Нормальный суточный переход мула 20—25 км. Скорость хода 4—4,5 км/час.

Лошадь поднимает на вьюках груз весом 90—100 кг. Нормальный переход 25—30 км. Скорость хода 4—4,5 км/час.

Як может нести на вьюках груз весом 50— 60 кг. Нормальный переход около 20 км. Ско­рость хода 2,5—3 км/час.

Ослиный (ишачий) транспорт незаменим при движении по горным тропам и без дорог в любое время года и в любую погоду. Осел (ишак) может поднять на вьюке груз весом 50—70 кг. Средний переход около 25 км. Ско­рость хода 3,5—4 км/час.

Верблюжий вьючный транспорт приме­няется в горно-пустынных районах с мягким грунтом и с подъемами до 20°. Верблюд под­нимает 150—170 кг. Нормальный переход 25—30 км. Скорость хода 4—4,5 км/час.

2. Местный гужевой транспорт позволяет пе­ревозить грузы:

— двухколесная арба, запряженная одной лошадью, — от 250 до 300 кг;

— повозка, запряженная парой лошадей (волов), — от 500 до 600 кг;

— оленьи нарты (в горно-тундровых райо­нах Крайнего Севера), запряженные тремя— четырьмя оленями,—от 100 до 200 кг.

3. При завьючивании верблюда, яка, осла, лошади, мула груз равномерно распреде­ляется по обе стороны спины животного; при частичном расходовании груза с одной сто­роны вьюк немедленно должен быть уравно­вешен.

Вьючное седло пригоняется отдельно по каждому животному. Перед седловкой тща­тельно проверяется исправность седла, вьюч­ных приспособлений и чистота потника.

4. Скорость движения животных под вьюком зависит от их втянутости, высоты местности, состояния дорог, крутизны спусков и подъе­мов, времени года и погоды. На высотах свыше 3000 м над уровнем моря по дорогам и тропам, изобилующим крутыми подъемами и спусками, скорость движения в среднем со­ставляет 1,5 км/час.

Движение совершается ровным, спокойным шагом со строгим соблюдением дистанции. Если дистанция нарушена, восстанавливать ее необходимо не рывками, а постепенно. После преодоления крутых подъемов животным дается на ближайшем удобном месте отдых в течение 5—10 минут. На стоянках долго дер­жать животных под вьюками нельзя. Сни­мать вьюк с животных разрешается только на привалах длительностью свыше 20 минут.

Подъемы и спуски преодолеваются спо­койно. В гору лошадь надо вести на длинном свободном поводу, под гору—на укорочен­ном. Через 20—30 минут после начала марша необходимо останавливать движение для осмотра вьюков и подтягивания подпруг.

5. На марше вьюковожатый должен дви­гаться впереди животного, не закрывая собой впереди лежащий отрезок пути. В движении нельзя мешать лошади осматривать путь и вы­бирать место для постановки ноги.

Останавливаться следует на горизонталь­ных площадках, а при отсутствии удобного места — ставить животное поперек направле­ния движения, головой к обрыву.

6. На участках пути, где есть опасность срыва и падения лошади, необходимо органи­зовать страховку с применением фуражного аркана или другой прочной веревки. На спу­сках конец аркана закрепляется с обеих сто­рон задней луки седла; страхующий сдержи­вает животное за аркан сзади. На подъемах аркан укрепляется с обеих сторон передней луки; страхующий поддерживает лошадь спе­реди. При прохождении по трассам с обрыви­стыми стенами необходимо оборудовать вере­вочные барьеры со стороны обрыва и усили­вать страховку животных.

На участках пути, непроходимых для завьюченных животных, груз с них снимается и переносится вручную, а животные преодо­левают опасный участок со страховкой.

7. Переправа через горные реки органи­зуется в зависимости от скорости течения, глубины реки, характера ее дна и берегов. Для переправы необходимо выбирать места с пологим руслом и твердым ровным дном.

Наиболее удобным временем суток для пе­реправы является раннее утро, когда исклю­чается угроза внезапного поднятия воды.

Переправа через реку производится или пу­тем перевода вьючных животных за верховым, или перегоном их вдоль каната.

Первый способ применяется в случаях, ко­гда нет особой опасности для вьючного тран­спорта. При этом с одного из завьюченных животных груз снимается, вьюковожатый са­дится на него верхом и последовательно пере­водит всех других животных через реку в по­воду. Верховой, находясь несколько впереди переводимого животного и выше по течению, должен направлять животных наискось по те­чению, не позволяя им останавливаться в воде.

Второй способ применяется при перепра­вах через быстрые горные реки глубиной до брюха животного. При этом для обеспечения переправы назначаются две группы солдат-страховщиков: одна группа выделяется для страховки всадника, другая—для страховки животного, используемого для переправы. Группа, которая страхует животное, распола­гается несколько выше по течению от места переправы, а группа, страхующая всад­ника, — выше первой группы. С наиболее крепкого животного груз снимается, вокруг его тела (ближе к передним ногам) обвязы­вается веревка и закрепляется узлом на боку, обращенном навстречу течению; свободный ко­нец веревки находится в руках солдат страху­ющей группы. Другая веревка обвязывается вокруг груди солдата, переправляющегося первым; конец веревки передается в руки сол­дат другой группы страхующих.

Верховой, переправившийся через реку, вы­тягивает конец переправочного каната вспо­могательной веревкой и укрепляет канат за дерево, скалу и т. п. Затем на берегу, с кото­рого производится переправа, канат также прочно укрепляется и туго натягивается.

Для переправы завьюченных лошадей под­пруга седла или веревочная петля, обвязанная вокруг тела животного (впереди седла), со­единяется при помощи кольца с защелкой и переправочным канатом, а к узде-недоуздку привязывается вспомогательная веревка. За­тем первый переправившийся солдат тянет за вспомогательную веревку и заставляет живот­ное двигаться через реку.

8. Для большого привала нужно выбрать площадку, удобную для размещения животных и грузов. Груз с животных снять и уложить на разостланные брезенты вьючных седел. После остановки подпруги седел ослабить и оста­вить животных под седлом на 15—20 минут, после чего седла снять, а спины животных растереть суконкой или жгутом из сена; в холодную погоду животных покрывать попоной. На привале седло укладывать поверх груза и прикрывать брезентом.

На большом привале или дневке животным после марша тотчас задают сено, через 30— 45 минут их вволю поят водой и задают им овес. Пускать накормленных животных в ра­боту можно не раньше чем через 1 час после кормления.

Разгоряченных и потных лошадей можно поить только после того, как они отдохнут и обсохнут. Разрешается поить животных и в пути, но не ближе 4 км от места большого привала, с обязательным продолжением дви­жения после водопоя.

9. Купать животных можно только в летнее время с разрешения командира, за 1 час до дачи зернового корма. Купать животных в воде при температуре ниже 18°, а также раз­горяченных и потных не разрешается.

В жаркое время для предохранения от сол­нечных ударов животным надевают налоб­ники.

10. При использовании вьючного транспор­та необходимо знать правила эксплуатации животных в горах и соблюдать меры преду­преждения переутомления, горной болезни, простудных и сердечно-сосудистых заболева­ний, а также заболеваний, связанных с эксплуатацией животных под вьюком (на­гнеты, потертости, ранения и ушибы конечно­стей)

В случае ранения или увечья животное осво­бождается от работы, ему оказывается первая помощь и в последующем производится эва­куация его в тыл. Эвакуация организуется

распоряжением командира и осуществляется своим ходом со скоростью движения не свыше 1—1,5 км/час.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...