Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактические мероприятия по ортодонтии в различных возрастных периодах




I период — внутриутробное развитие эмбриона и плода (фор­мирование тканей и органов в зубочелюстно-лицевой области). Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) рациональный режим труда и отдыха беременной;

2) сбалансированное питание беременной;

3) регулярная гигиена и санация полости рта беременной с


       
 
   
 

использованием средств гигиены специального назначе­ния;

4) пользование одеждой, не стесняющей развития плода;

5) выявление особенностей положения плода;

6) санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики;

7) выявление зубочелюстных и других аномалий у родствен­ников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диасте-мы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных поро­ков развития.

II период — от рождения до 6 мес (до прорезывания первых
молочных зубов).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) рассечение укороченной уздечки языка;

2) выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робена, ангидротической эктодермаль-ной дисплазии и другой патологии, разъяснение особен­ностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет ортодонтом;

3) исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте до 2—3 мес). Применение по­вязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти;

4) рациональный режим и сбалансированное питание мате­ри и ребенка;

5) правильное искусственное вскармливание ребенка: пра­вильная его укладка при кормлении; предотвращение дав­ления горлышка бутылки на альвеолярный отросток; ре­гулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора от­верстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания;

6) выявление преждевременно прорезавшихся зубов и оп­ределение показаний к их удалению.

III период — от 6 мес до 3 лет (формирование временного,
прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) массаж альвеолярного отростка при затрудненном про­резывании молочных зубов;

2) наблюдение за последовательностью прорезывания мо­лочных зубов и их установлением в зубную дугу;

3) пластика укороченной уздечки языка (рис. 12.2);


Рис. 12.2. Виды аномалий уздеч­ки языка (а—в).

4) применение лечебных сосок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти;

5) задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги;

6) борьба с вредными привычками сосания пальцев и дру­гими (накистевые, налоктевые повязки);

7) выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к

ортопеду; „ „

8) нормализация смыкания губ, носового дыхания, распо-


Рис. 12.3. Тренировка мышц губ с помощью активатора Даса (а) и вестибулярной пластинки Шонхера (б, в).

ложения нижней челюсти (с помощью лечебной гим­настики и вестибулярных пластинок); 9) протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины; 10) выявление детей с резко выраженными зубочелюстны-ми аномалиями и деформациями и направление их к ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия на диспансерный учет. IV период — от 3 до 6 лет (период сформированного вре­менного прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий: 1) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;


 

2) комплексы лечебно-гимнастических упражнений для нор­мализации смыкания губ, расположения нижней челюсти и языка в покое и во время функции. Применение ве­стибулярных пластинок и других профилактических ап­паратов (рис. 12.3);

3) борьба с вялым жеванием, отказом от употребления от­носительно жесткой пищи, обучение правильному гло­танию;

4) обучение правильному произношению отдельных звуков («р», «л», шипящих и др.);

5) плановая санация и гигиена полости рта с использова­нием средств специального назначения;

6) выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

7) замещение отсутствующих зубов с помощью пластиноч­ных протезов при множественной или полной их адентии или потере;

8) наблюдение за глубиной резцового перекрытия и формой зубных дуг.

V период — от 6 до 9 лет (начальный период сменного

прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) выявление больных с зубочелюстными аномалиями, на­правление их на ортодонтическое лечение;

2) плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения;

3) наблюдение за последовательностью прорезывания пер­вых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка;

4) избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных зубов (чаще клыков);

5) пластическая операция при укороченной или неправиль­но прикрепленной уздечке языка;

6) перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением ее основания в области межальвеолярной перегородки;

7) удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавших­ся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции;

8) замещение путем протезирования по показаниям рано потерянных временных зубов, ретенированных и отсут­ствующих в результате адентии. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консуль­тацию к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу;

9) выявление нарушений осанки, плоскостопия и направ­ление больных на консультацию к ортопеду;


 




10) борьба с вредными привычками сосания и прикусыва-
ния пальцев, губ, щек, различных предметов, с при­
вычной неправильной позой;

11) направление больных с ротовым дыханием на консуль­тацию к оториноларингологу. Удаление резко увеличен­ных аденоидов и небно-глоточных миндалин по орто-донтическим показаниям при выраженных нарушени­ях прикуса, нормализация носового дыхания с помо­щью вестибулярных пластинок и других приспособле­ний;

12) применение комплексов лечебной гимнастики для нор­мализации носового дыхания, глотания, осанки;

13) обучение у логопеда правильному произношению от­дельных звуковых фонем;

14) нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции в случае привычного смеще­ния;

15) применение верхненагубной, подбородочной, подниж-нечелюстной пращи и внеротовой тяги с целью задер­живания роста одной из челюстей в периоде прорезы­вания первых постоянных моляров и резцов;

16) выявление детей с зубочелюстными аномалиями и на­правление их для лечения к ортодонту;

17) выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к пос­ледовательному удалению по Хотцу отдельных зубов или их групп. Определение последовательности прове­дения комплексов профилактических и лечебных мероп­риятий;

18) определение показаний к удалению разрушенных пер­вых постоянных моляров или резцов при резко выражен­ных зубочелюстных аномалиях;

19) восстановление разрушенных коронок первых постоян­ных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения;

20) предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики.

VI период — от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к ортодонту;

2) плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения;

3) удаление временных зубов при хроническом гранулиру-


ющем периодонтите, а также задержавшихся временных моляров и клыков;

4) выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых 'зубов, резко выраженных аномалий прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последователь­ного удаления по Хотцу отдельных зубов по ортодон-тическим показаниям, начатого в V периоде;

5) восстановление разрушенных коронок постоянных зубов путем протезирования;

6) избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных клыков и моляров;

7) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;

8) перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвео­лярной перегородки;

9) удаление прорезавшихся или ретенированных сверхком­плектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретени­рованных премоляров и клыков;

 

10) определение ортодонтических показаний к удалению раз­рушенных первых постоянных моляров или отдельных рез­цов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров;

11) замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования. Направление больных с ан-гидротической эктодермальной дисплазией на консуль­тацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу;

12) выявление нарушенной осанки, плоскостопия, криво­шеи и направление больных к ортопеду;

13) борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, а также их прику-сывания; исправление неправильной позы, в том числе-во время сна;

14) лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализа­ции смыкания губ, носового дыхания, осанки;

15) обучение правильному глотанию, произношению отдель­ных звуков речи;

16) нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении;

17) применение верхненагубной, подбородочной, подниж-нечелюстной внеротовой тяги с целью задерживания роста одной из челюстей в периоде прорезывания вто­рых постоянных моляров;

18) наблюдение за последовательностью прорезывания пре-


 





моляров, выявление адентии вторых премоляров и ре­шение вопроса о сохранении или удалении задержав­шихся молочных моляров;

19) наблюдение за последовательностью прорезывания вто­рых постоянных моляров и массаж в их области;

20) наблюдение за последовательностью прорезывания по­стоянных клыков, совпадением средней линии между верхними и нижними центральными резцами и средней плоскостью лица. Выявление ретенции постоянных клы­ков и первых премоляров или их адентии;

21) при резко выраженных аномалиях прикуса удаление увеличенных аденоидов, небных миндалин.

VII период — от 12 до 15 лет (период формирования посто­янного прикуса). Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) выявление больных с зубочелюстными аномалиями и направление их на консультацию к ортодонту;

2) плановая санация полости рта и регулярное соблюдение правил гигиены с использованием средств специально­го назначения;

3) выявление индивидуальной макродентии при тесном расположении передних зубов и аномалиях прикуса. Оп­ределение ортодонтических показаний к удалению от­дельных зубов или их групп на верхней, нижней или обеих челюстях. Продолжение последовательного удале­ния отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V и VI периодах формирования прикуса;

4) избирательное пришлифовывание бугров отдельных зу­бов;

5) удаление прорезавшихся сверхкомплектных и ретениро-ванных зубов, одонтом, кист;

6) обнажение коронок ретенированных премоляров, клы­ков, вторых моляров;

7) восстановление разрушенных постоянных зубов путем протезирования;

8) замещение зубов после их потери и при множественной адентии путем зубочелюстного протезирования;

9) направление больных с ангидротической эктодермаль-ной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, терапевту, дерматологу, окулисту, невропатологу;

 

10) выявление нарушенной осанки, плоскостопия, криво­шеи, направление больных к ортопеду;

11) выявление нарушений функций пищеварительной сис­темы и направление больных к терапевту;

12) определение нарушений оссификации скелета и направ­ление больных к эндокринологу;


 

13) борьба с вредными привычками сосания, прикусыва-ния, неправильной позы и назначение лечебной орто-донтической гимнастики для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки в сочетании с комплек­сами ортодонтических и других лечебных мероприятий, направленных на нормализацию прикуса. Применение гипноза для борьбы с вредными привычками;

14) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;

15) выявление заболеваний пародонта и направление боль­ных в пародонтологическое отделение.

VIII период— от 15 лет до 21 года (завершение формирования
постоянного прикуса).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) санация полости рта и соблюдение правил гигиены по­лости рта с использованием средств специального назна­чения;

2) выявление зубочелюстных аномалий и деформаций, на­правление больных в ортодонтические отделения для ле­чения подростков, взрослых, в стационары для хирурги­ческого исправления резко выраженных аномалий при­куса;

3) своевременное зубочелюстное протезирование, восстанов­ление высоты прикуса, избирательное пришлифовыва­ние бугров отдельных зубов, выравнивание окклюзии;

4) пластика укороченной уздечки языка;

5) наблюдение за последовательностью прорезывания и ус­тановлением третьих моляров в зубных рядах после ор-тодонтического лечения сагиттальных аномалий прикуса или удаление их зачатков на чрезмерно развитой челюсти;

6) выявление возможности передачи по наследству врож­денной расщелины в челюстно-лицевой области, ангид­ротической эктодермальной дисплазии и других наруше­ний.

IX период — от 21 года до 40 лет (активная функция зубо-

челюстной системы).

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) регулярная санация полости рта и соблюдение правил гигиены полости рта с использованием средств специаль­ного назначения;

2) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;

3) восстановление коронок разрушенных зубов;

4) замещение отсутствующих зубов путем протезирования, предупреждение перегрузки опорных зубов и сохранение тканей протезного ложа;


5) избирательное пришлифовывание бугров отдельных зу­бов;

6) достижение множественных контактов между зубами при различных видах артикуляции и окклюзии зубных рядов;

7) устранение парафункций, привычного смещения нижней челюсти, аномалий положения отдельных зубов или их групп и последующее рациональное протезирование;

8) шинирование зубов при пародонтозе;

9) выяснение возможности передачи по наследству врож­денной расщелины в челюстно-лицевой области, ангид-ротической эктодермальной дисплазии и других врожден­ных аномалий.

X период— 40 лет и старше.

Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий:

1) регулярная санация полости рта;

2) регулярная гигиена полости рта с использованием средств специального назначения;

3) восстановление коронок разрушенных зубов;

4) замещение отсутствующих зубов путем протезирования после избирательного пришлифовывания бугров отдель­ных зубов и выравнивания окклюзионной плоскости. До­стижение множественных контактов между зубными рядами при различных видах артикуляции зубных рядов. Предупреждение перегрузки опорных зубов при зубоче-люстном протезировании и сохранение тканей протезно­го ложа;

5) шинирование зубов при пародонтозе;

6) устранение парафункций, привычного смещения нижней челюсти вперед и в сторону в покое и при окклюзии, аномалий положения отдельных зубов или их групп и последующее рациональное протезирование;

7) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.


Глава 13

ЗУБНЫЕ АНОМАЛИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...