Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 15 глава




--------------------------------

<396> Российская газета. N 109. 16.05.2014.

<397> СПС "КонсультантПлюс".

 

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Управлению образовательной организацией посвящена статья 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Подробной регламентации информационной открытости образовательной организации посвящена статья 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации. Данное право справедливо связывают с условиями обучения;

21) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации. Порядок такого пользования устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, регламентированы главой 26 Трудового кодекса РФ;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Такая юридическая техника части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" свидетельствует о том, что перечень академических прав обучающихся является открытым. Обозначенную позицию подтверждает также проект Федерального закона N 819348-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части повышения уровня патриотизма среди обучающихся" <398>, согласно которому комментируемый пункт предлагается дополнить подпунктом 30 следующего содержания: "...участие в предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятиях (экскурсионных поездках), направленных на патриотическое воспитание обучающегося, устанавливаемых федеральными государственными программами и программами субъектов Российской Федерации, осуществляемых уполномоченными Правительством Российской Федерации органами государственной власти".

--------------------------------

<398> СПС "КонсультантПлюс".

 

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Одним из примеров обозначенного регулирования на региональном уровне может служить Закон Ленинградской области от 29 ноября 2013 года N 87-оз "О полном государственном обеспечении одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем отдельных категорий обучающихся государственных образовательных организаций Ленинградской области" <399>;

--------------------------------

<399> Вести. 06.12.2013. N 141.

 

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются следующие меры стимулирования:

1) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

2) предоставление в установленном в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита.

Как и в случае с перечнем академических прав обучающихся, законодатель оставил перечни мер социальной поддержки и стимулирования открытыми, предоставив возможность установить иные меры социальной поддержки и стимулирования в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, локальных нормативных актах.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закрепляется право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют право на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" их две: 1) в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 2) вне такой организации, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": 1) очной; 2) очно-заочной; 3) заочной). Фактически экстернат - это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся вправе посещать мероприятия, проводимые в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и непредусмотренные учебным планом. Порядок такого посещения устанавливается локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Согласно письму Роспотребнадзора от 24 июня 2013 года N 01/7100-13-32 <400> важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения), либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями.

--------------------------------

<400> Вестник образования. 2013. N 16.

 

5. Согласно части 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <401>, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке. Разъяснения по реализации указанных прав обучающихся приведены в письме Рособразования от 19 февраля 2007 года N 231/12-16 "О студенческом самоуправлении" <402> и письме Минобрнауки России от 10 октября 2006 года N АФ-234/06 "О Примерном положении о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования" <403>.

--------------------------------

<401> СПС "КонсультантПлюс".

<402> Официальные документы в образовании. 2007. N 8.

<403> Официальные документы в образовании. 2006. N 30.

 

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. Такая норма действующего законодательства об образовании создает правовые ограничения для вовлечения обучающихся без их согласия в общественные объединения, политические партии, акции и кампании с целью недопущения манипулирования их мнением в своих интересах. Подчеркнем, что приведенное законоположение конкретизирует нормы части 2 статьи 30 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие в агитационных кампаниях и политических акциях может иметь различные формы, например: распространение листовок, демонстрация плакатов с лозунгами и призывами, участие в шествии. За нарушения приведенных норм Конституции РФ и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ <404> (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Так, например, за принуждение к участию в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании статьи 5.38 КоАП РФ. За нарушение же или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании статьи 5.57 КоАП РФ.

--------------------------------

<404> СПС "КонсультантПлюс".

 

7. В части 7 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" указывается на право обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики. При этом необходимо отметить, что студенческие отряды являются формой самоуправления, так как положения Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не предусматривают такого вида общественных объединений, как студенческие отряды. Подтверждением приведенного тезиса является регламентация деятельности таких студенческих отрядов актами, принимаемыми органами студенческого самоуправления в соответствии с законодательством об образовании. Дополнительно отметим, что в студенческих отрядах распространена практика, согласно которой обучающиеся работают в таких отрядах по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

8. Согласно части 8 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что обязанность по предоставлению мер социальной поддержки и стимулирования обучающимся возложена законодателем лишь на бюджетные образовательные организации, расходы которых на реализацию названных мер покрываются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Таким образом, у частных образовательных организаций такая обязанность отсутствует. Однако частные образовательные организации вправе предоставлять соответствующие меры социальной поддержки и стимулирования в соответствии со своими учредительными документами и за счет собственных или привлеченных средств.

Меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные частью 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, как уже отмечалось, могут дополняться мерами социальной поддержки и стимулирования, которые устанавливаются законами субъектов РФ (соответственно, финансируются из средств регионального бюджета), актами органов местного самоуправления (соответственно, финансируются из средств местного бюджета).

Такой же подход отражается и в судебной практике. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2014 года по делу N 33-31970/14 <405> указывается, что "Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")".

--------------------------------

<405> СПС "КонсультантПлюс".

 

Установленные в комментируемой статье гарантии обучающимся конкретизированы в ст. ст. 36, 38 - 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

9. Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае:

1) прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) аннулирования соответствующей лицензии;

3) лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;

4) истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае:

1) приостановления действия лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) приостановления действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, полностью;

3) приостановления действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются Минобрнауки России в:

1) Приказе Минобрнауки России от 12 марта 2014 года N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" <406>;

--------------------------------

<406> Российская газета. 2014. N 109.

 

2) Приказе Минобрнауки России от 7 октября 2013 года N 1122 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки" <407>;

--------------------------------

<407> Российская газета. 2013. N 255.

 

3) Приказе Минобрнауки России от 14 августа 2013 года N 957 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе" <408>.

--------------------------------

<408> Российская газета. 2013. N 214.

 

10. В 2014 году законодатель вновь вернулся к вручению медалей лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом. Теперь медаль носит название "За особые успехи в учении", а ее образец, описание и порядок выдачи установлены Приказом Минобрнауки России от 23 июня 2014 года N 684 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении" <409>.

--------------------------------

<409> Российская газета. 16.07.2014. N 157.

 

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

 

Комментарий к статье 35

 

1. Комментируемая статья Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена пользованию учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Согласно части 1 комментируемой статьи обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Определения понятий "федеральный государственный образовательный стандарт" и "образовательный стандарт" приводятся в статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

1) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года N 661;

2) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года N 1332.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не содержит определений понятий "учебник" и "учебное пособие". Однако в пункте 26 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" приводится определение понятия "средства обучения и воспитания", согласно которому это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Серьезность обозначенного "пробела" Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" подтверждается примером из судебной практики. Так, в соответствии с Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 мая 2014 года по делу N 33-2365/2014г. <410> отмечается: "Прокурор г. Сыктывкара в интересах... ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ "СОШ N 36" о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями: <...>

--------------------------------

<410> СПС "КонсультантПлюс".

 

- Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку... класс (к учебнику "Русский язык"... класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО "Баласс" <...>

Стороны расходятся в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. МАОУ "СОШ N 36" полагает, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относит их к практикумам.

Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора.

Судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 собственно учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

- учебник;

- учебное пособие;

- практикум.

Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел ("рабочая тетрадь" и "практикум" соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя".

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование обучающимся, которые осваивают основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований различных уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций указанных выше обучающихся осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, указанные расходы должны быть включены в нормативные затраты организации, осуществляющей образовательную деятельность, на оказание образовательной услуги.

Применение указанных норм на практике приводит к спорам о том, обязана ли организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечить 100%-ное укомплектование своего библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями или нет. По этому вопросу складывается противоречивая судебная практика, в которой преобладает позиция о том, что неполная обеспеченность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество их подготовки (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 марта 2014 года по делу N 33-2186 <411>, от 19 марта 2014 года по делу N 33-2106 <412>).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...