Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врожденный черепно-лицевой дизостоз (болезнь Крузона) 3 глава




Упражнения для круговой мышцы рта. Несмы­кание губ приводит к ряду функциональных нарушений с не­благоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям для трени­ровки круговой мышцы рта следует уделять особое внимание. Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно. К этому нужно приступать после того, как получено заключение ото­ларинголога о проходимости носовых ходов для воздушной струи. Чтобы убедиться в возможности носового дыхания, следует предложить ребенку набрать в рот воды и проверить, как долго он может держать ее, не проглатывая и не размыкая губ. При затрудненном носовом дыхании ребенок размыкает губы через 20—40 с. Можно приложить к ноздре кусочек ваты или полоску папиросной бумаги. Во время вдоха и прохождения воздушной струи через нос они прижимаются к ноздре, во время выдоха — отдаляются. Определить возможность носового дыхания можно также с помощью зеркала, поднесенного к носу. Оно запотевает при выдохе. Следует диагностировать возможность прохождения воздушной струи через правый и левый носовые ходы. Эти приемы позволяют наметить лечебные мероприятия и устано­вить, достаточно ли для самоустранения нарушений прикуса применить лечебную гимнастику или необходимы и другие ме­тоды лечения.

Иногда наблюдается гипертонус мышц, вплетающихся в круговую мышцу рта и имеющих радиальное направление. Это вызывает обнажение внутренней поверхности губ. Они кажутся массивными, ротовая щель удлиняется, верхняя губа припод­нимается и как бы укорачивается. При таких нарушениях на­значают следующие упражнения. Ребенок смыкает губы и на­дувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. Надувание воздуха под верхнюю губу рекомендуют при протрузии верхних передних зубов. Для развития круговой мышцы рта можно свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например подвешенный кусок ваты, перышко и т. п. Рекомендуют также прокладывать между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжимать губы. Бумагу удерживают губами 30—50 мин при выполнении домаш-


них заданий или в то время, когда ребенок смотрит телевизор. Упражнение выполняют ежедневно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следу­ющие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнение с межгубным диском Фриэля. Диск помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 мин, а затем 3—5 мин.

Упражнение с активатором Дасса. Активатор изготав­ливают из ортодонтической проволоки диаметром 1 — 1,2 мм и пласт­массы. Отрезок проволоки длиной 25 см в середине изгибают в виде кольца, а на концах в виде треугольников перпендикулярно к плоскости кольца. Из самотвердеющей пластмассы моделируют площадки по форме губ. Ребенок удерживает активатор губами, оттягивая его большим пальцем за кольцо. Упражнение делают 2 раза в день по 5—20 раз.

Действие амортизатора Роджерса основано на том же принципе. Он представляет собой роторасширитель, на который на­девают резиновое кольцо. Сила сокращения круговой мышцы рта должна преодолевать силу сокращения резинового кольца.

Упражнение с пластинкой из пластмассы. Ребе­нок зажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение с ватными валиками. Это упражнение относится к числу логопедических. Небольшие ватные валики закла­дывают в область переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести несколько фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»), для чего требуется смыкание губ. В течение дня упражнение надо по­вторять неоднократно.

Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25— 30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2— 3 раза в день, повторяя его 10 раз.

Упражнение с вестибулярной пластинкой. С це­лью ортодонтического лечения дети вкладывают вестибулярную пла­стинку в рот на время сна. Днем пластинкой пользуются лишь при выполнении гимнастических упражнений. Цель упражнений — трени­ровка круговой мышцы рта, нормализация дыхания, исправление по­ложения языка, нижней челюсти, шейного отдела позвоночника и головы. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, большим пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами. Упражнение выполняют 2 раза в день по 5—15 раз.

Упражнение с металлическим диском. Упражнение показано при вредной привычке сосания, особенно большого пальца,


нарушенной осанке, ротовом дыхании, дистальном прикусе. J. А. С. DuyzingspeKOMeHflyeT во время выполнения гимнастических уп­ражнений пользоваться серебряной монетой. Можно использовать также металлический диск диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Для исправления осанки ребенок во время выполнения упражнения становится вплотную к углу, прикасаясь к нему пятками, ягодицами и лопатками; при этом взгляд должен быть направлен го­ризонтально вперед. В таком положении ребенок сжимает губами ме­таллический диск. Смыкание губ обусловливает носовое дыхание, способствует выдвижению нижней челюсти вперед, тренировке мышц околоротовой области, а также шейных и грудных мышц и изменению объема грудной клетки. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально. Если ребенок не может удержать его в таком положе­нии, то лечебная гимнастика неэффективна. Надо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Контролем может служить давление пальцем на диск снаружи и ощущение прикосновения к вестибулярной поверхности резцов при сомкнутых губах. В таком положении ребенок должен стоять от 30 с до 2 мин, т. е. до появления чувства утомления.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выпол­няют их сидя или стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. После освоения упражнения нижнюю челюсть удерживают в выдвинутом положении как можно дольше и упражнение повторяют до 10 раз. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя, когда голову слегка запрокидывают, ноги ставят на ширину плеч, руки отводят назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы не установятся впереди верхних.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов в центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контро­лируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражне­ние можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок распо­лагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних пе­редних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодей­ствие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.

Упражнение «прикус ывание палочки». На деревян­ную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами и удерживают в таком положении. Больной сжима­ет и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Упражнения для исправления аномалий положе­ния зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражне­ний.


 

1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка. Необ­ходим строгий контроль за выполнением этого упражнения и прекращением его после достижения нормального резцового перекрытия.

3. Комплексы гимнастических упражнений для устранения разно­видностей мезиального прикуса, рекомендованные Е. И. Гаври-ловым и Г. А. Туробовой. Их выполняют 2 раза в день по 8—10 мин. Начинают с ходьбы на месте в течение 2 мин. Затем следуют упражнения, нормализующие носовое дыхание и положение передних зубов, в том числе захватывание нижней губы верх­ними зубами и упражнения со шпателем, которые выполняют в течение 1—4 мин под контролем и при участии воспитателя или медицинского работника. Между зубными рядами помеща­ют шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением ниж­ней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза. Затем ребенок отодвигает нижнюю челюсть назад, одновременно перемещая кончик языка вверх и назад, открывает рот, поднимает кончик языка вверх и смещает его кзади. При медленном закрывании рта перемещает нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Челюсть удерживают в таком положении 5—8 с, затем следует пауза. Упражнение выполняют в течение 1 — 1,5 мин. Описанный комплекс упражнений нужно делать 2 раза в день по 8—10 мин.

При устранении мезиального прикуса, сопровождающегося выд­вижением нижней челюсти, лечебную гимнастику следует сочетать с сошлифовыванием нестершихся бугров временных зубов, назначени­ем шапочки с подбородочной пращой и внеротовой резиновой тягой и разобщением прикуса в переднем участке при помощи ортодонти-ческих приспособлений.

Упражнения для нормализации функции языка. Гимнастические упражнения дли языка рекомендуют после хирурги­ческого рассечения его укороченной уздечки, а также для устранения вредных привычек сосания пальцев и различных предметов, норма­лизации неправильного глотания и произношения звуков. При полу­открытом рте ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губы, проводит языком от одного угла рта к другому, делает попытки достать языком перегородку носа, подбородок. Кроме того, проводит кончиком языка по небной и язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов и как бы пересчитывает их, проглаживает твердое и частично мягкое небо по средней линии, начиная от передних зубов, щелкает языком, для чего присасывает язык при сомкнутых губах к твердому небу


и медленно открывает рот; упирается кончиком языка то в одну щеку, то в другую. Каждое упражнение делают ежедневно от 3 до 10 раз.

Кроме перечисленных, рекомендуются упражнения для трениров­ки мышц переднего, среднего и заднего участков языка.

Упражнения для мышц переднего участка языка.

1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5— 8 мм (можно нарезать такие кольца шириной 2 мм из резиновой детали пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных скла­док, зубы сжимает, губы не смыкает. Рекомендуют проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо разъяснить ребен­ку задачу упражнения и достигнуть правильного положения языка. Упражнение повторяют в первый день 5—6 раз, на второй — 2 раза (утром и вечером) по 5—6 раз, в последующие — 3 раза в день по 10—12 раз.

2. То же резиновое кольцо пациент прижимает кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок. Зубы и губы сжимает, кольцо удерживает в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

3. Положение языка и резинового кольца то же. Зубы сомкнуты. Больного обучают проглатыванию слюны с несомкнутыми гу­бами. Упражнение выполняют 3 раза в день по 10 мин.

4. Цоканье языком — подражание звуку ударов копыт лошади. Выполняют 50—60 раз.

После освоения этих упражнений приступают к тренировке мышц среднего участка языка.

Упражнения для мышц среднего участка языка. Наязык накладывают два резиновых кольца: одно на кончик, другое на се­редину. Ребенок поднимает язык вверх и прижимает к своду неба, зубы сжимает, губы смыкает не полностью. Не изменяя положения языка, трижды проглатывает слюну. Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать пальпацией, приложив пальцы к щекам. При неправильном глотании жевательные мышцы не напрягаются.

Упражнения для мышц заднего участка языка:

1) зевание;

2) полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц и их массажу.

Нормализация функции мышц языка предупреждает развитие зубочелюстных аномалий и способствует устойчивости достигнутых результатов лечения.

В сочетании с лечебной гимнастикой применяют массаж. Посред­ством массажа области альвеолярного отростка и неправильно распо­ложенных зубов можно установить их в зубном ряду при наличии соответствующего места. Регулярный массаж свода неба и давление на альвеолярный отросток и боковые зубы большими пальцами рук способствуют росту верхней челюсти, расширению ее зубного ряда и апикального базиса. Массаж альвеолярного отростка в области рете-нированных зубов стимулирует их прорезывание.


Массаж губ.

1. Вытягивают нижнюю губу и охватывают ею верхнюю.

2. Оттягивают нижнюю губу книзу так, чтобы получился хлопающий звук. Упражнение выполняют 3 раза в день, повторяя его 20—25 раз.

3. Оттягивают верхнюю губу.

После освоения упражнений для губ громко произносят слова, содержащие звук «с», особенно при нечетком произношении шипящих звуков речи. Слова повторяют 10 раз в день. Массаж лица, шеи, груди в сочетании с лечебной гимнастикой облег­чает исправление положения головы и осанки.

Ортодонтическое лечение нередко сочетают с физиотера­певтическим. Перемещение зубов облегчается после вакуум-терапии (В. И. Кулаженко, Э. И. Пушкарь и др.).

Лечебная гимнастика и массаж для устране­ния нарушенной осанки. Деформации опорно-двига­тельного аппарата с учетом причин, их вызвавших, делят на следующие группы:

1) врожденные;

2) возникшие в связи с паралитическими изменениями в

мышцах;

3) обусловленные неблагоприятной статической нагрузкой;

4) взаимосвязанные с хроническими дегенеративными про­цессами в суставах;

5) являющиеся следствием инфекционных заболеваний.
Большинство деформаций вызывается не одной, а несколь­
кими причинами.

Профилактика деформаций и устранение нефиксированных изменений позвоночника и конечностей путем лечебной гим­настики в начальном периоде заболевания имеет большое значение для предупреждения неблагоприятных последствий их

формирования.

В результате длительного неправильного положения тела в мышечно-связочно-сухожильном аппарате могут возникнуть на­рушения. Имеется взаимосвязь между привычным неправиль­ным установлением туловища, плечевого пояса, деформация­ми позвоночника и аномалиями прикуса.

Устранение дефектов осанки необходимо для предупрежде­ния развития стойких изменений, общего улучшения здоровья детей, подростков и взрослых. Оно достигается сравнительно простыми, а при деформациях позвоночника сложными тера­певтическими мероприятиями. Для их проведения больных направляют к ортопеду.

Система йоги — система лечебной гимнастики, пра­вильного питания, очищения тела путем ежедневного купания, воспитания самодисциплины, умения владеть собой. Эта систе-


ма зарекомендовала себя на протяжении тысячелетий, но мало применялась в ортодонтической практике. Детям, подросткам и взрослым использование йоги показано в сочетании с ор-тодонтическим лечением, особенно при синуситах, бронхиаль­ной астме, нарушениях дыхания, глотания, пищеварения.

Ежедневные занятия йогой по 15—20 мин через 4—6 нед приводят к нормализации дыхания, смыканию губ, нормали­зации положения языка в покое, что значительно облегчает и ускоряет ортодонтическое лечение, особенно при резко выра­женных аномалиях прикуса. В периодах активного роста челю­стей таких больных лечат с помощью функционально-действу­ющих ортодонтических аппаратов.

Пранаямами называются специальные дыхательные упраж­нения. Существуют различные виды пранаям. Хотя выполняют­ся они по-разному, в большинстве пранаям различай^три фазы дыхательного цикла: речаку — вдох, пураку — выдох, кумб-хаку — задержку дыхания.

К. П. Бутейко предложил методику лечебной гимнастики — сочетание тренирующих физических нагрузок и специальных дыхательных упражнений, увеличивающих длительность задер­живания дыхания на выдохе путем волевого ограничения ле­гочной вентиляции.

Нормальное дыхание характеризуется последовательностью: вдох, выдох, пауза. Время каждой фазы индивидуально, регу­лируется реактивностью организма. Важно количество воздуха, прошедшего через легкие за 1 мин, т. е. какова вентиляция легких. Основа методики — уменьшение каждого вдоха, амп­литуды дыхания, экскурсии грудной клетки. Дыхание должно стать невидимым: пауза — основная фаза дыхания — отдых. Человек должен урежать вдохи и уменьшать объем вдыхаемого воздуха. Ослабление функции дыхания заключается в его замед­лении и поверхностности. Следует стремиться к максимальной паузе. Ее длительность — показатель количества углекислоты в организме.

Урежению дыхания способствуют сдавление грудной клет­ки, сон при положении на животе, лечебное голодание.

Лечебное голодание повышает уровень углекислоты в орга­низме, а организм задерживает ее для синтеза.

Волевое сдерживание дыхания как метод лечения особенно показано при бронхиальной астме в начальном периоде забо­левания. При выраженном заболевании применение этой ме­тодики способствует уменьшению силы и тяжести приступов удушья и сокращению количества употребляемых медикамен­тозных средств. Однако лечение следует начинать лишь после обследования больного, уточнения диагноза, а также психоло­гической подготовки путем беседы с пациентом, объяснения сущности методики. Занятия по Бутейко успешно сочетают с ортодонтическим лечением.


19.3. Физио- и рефлексотерапия

Для ускорения ортодонтического лечения в последние годы стали применять ряд методов воздействия на кожу, мышцы, нервы, слизистую оболочку альвеолярных отростков, а также костную ткань.

Метод очагового дозированного вакуума. Как метод воздей­ствия на слизистую оболочку и костную ткань он разработан под руководством В. И. Кулаженко (1967). Вакуум-разрежение, равное 40 мм рт. ст., создают в области корней перемещаемых зубов. Курс лечения состоит из 8—10 процедур, проводимых ежедневно по мере рассасывания гематом. При этом протеоли-тические ферменты, высвободившиеся из тканевых структур в зоне гематомы, ускоряют репаративные процессы, что способ­ствует сокращению длительности лечения.

По данным Т. И. Коваленко (1985), после вакуум-стимуля­ции ортодонтическое перемещение зубов у взрослых достовер­но ускоряется в 1,3—1,5 раза.

Ультрафонофорез. Ультрафонофорез 10% раствора хлорида кальция по методу Мироновой и Ткач в сочетании с вакуум-терапией, которые Т. И. Коваленко (1985) применяла при заболеваниях краевого пародонта, способствуют уменьшению или исчезновению воспалительных явлений и подвижности зубов через 1 мес после курса физиотерапии.

Л.В.Сорокина (1974) с успехом использовала этот метод для сокращения периода ретенции результатов ортодонтичес­кого лечения.

Аномалии прикуса у детей взаимосвязаны с функциональ­ными отклонениями в деятельности мышц, окружающих зуб­ные ряды. Нормализация функции мышц челюстно-лицевой области позволяет сократить сроки лечения и достигнуть устой­чивых результатов. Повышение мышечной силы происходит в результате многократных сокращений мышц, приводящих к увеличению их массы за счет утолщения их волокон. Напряже­ние мышц можно вызвать при использовании электрических раздражителей. Их утомление наступает позже, чем торможение в нервных центрах. При электростимуляции прирост мышечной массы наступает быстрее, чем при обычной тренировке.

Электростимуляция. Метод электростимуляции применяют в стоматологии при лечении атрофии мышц в челюстно-лицевой области, в том числе возникающих в результате длительной иммобилизации челюстей после их перелома, костно-пласти-ческих операций, миопатических парезов и параличей.

Н. А. Плотникова рекомендует применять метод электрости­муляции в клинике ортодонтии. В работе представлены резуль­таты лечения 52 детей с прогнатическим прикусом в возрасте


7—12 лет. Лечение проводилось с помощью ортодонтических аппаратов и электростимуляции по разработанной схеме.

Для стимулирования прорезывания ретенированных зубов применение препаратов гиалуронидазного действия ограниче­но в связи с возможностью возникновения выраженных ал­лергических реакций. Проводится поиск новых, более эффек­тивных методов лечения. В отношении зубов млекопитающих установлено, что низкий уровень регуляции замыкается на пульпе зуба, а высший — на уровне центральной нервной системы [Окушко В. Р., 1984]. Это послужило предпосылкой для изучения в эксперименте и клинике влияния на проре­зывание зубов раздражений электротоком и введение некото­рых вегетотропных препаратов.

В. В. Галенко (1986) доказала, что скорость прорезывания зубов может регулироваться введением вегетотропных препара­тов. Средства, возбуждающие вегетативную нервную систему, ускоряют прорезывание зубов, а тормозящие ее замедляют этот процесс. Стимуляция катодом порогового тока силой 3 мкА ускоряет прорезывание зубов на 36,7%, а стимуляция анодом замедляет этот процесс на 36,7%. Катод и анод сверхпорогового тока угнетают прорезывание зубов на 22,4 и 53,1% соответ­ственно.

Клиническое применение способов ускорения прорезыва­ния задержавшихся зубов с использованием электростимуля­ции и электрофореза адреналина повышает эффективность лечения данной патологии по сравнению с аппаратурным ме­тодом в среднем в 2 раза и сокращает продолжительность лечения более чем в 3 раза.

Способ ускорения прорезывания задержавшихся зубов галь­ваническим током заключается в пропускании постоянного элек­трического тока через ткани альвеолярного отростка, в котором находятся ретенированные зубы. Плотность тока составляет 0,1— 0,2 мА/см2, длительность воздействия 15—20 мин; процедуры проводят ежедневно в течение 15—20 дней. В. В. Галенко реко­мендует использовать импульсный однотактный волновой ток частотой 50 Гц. Период посылок составляет 8± 1,4 с. Время воздействия 10—15 мин, сеансы ежедневно в течение 15—20 дней. При электрофорезе адреналина прокладку под активный элек­трод смачивают 0,1% раствором адреналина; в остальном ме­тодика электрофореза не отличается от методики гальваниза­ции.

Электростимуляцию тканей в области непрорезавшегося зуба гальваническим или импульсным током следует проводить при лечении больных с ретенцией зубов I—II степени, обуслов­ленной наличием сверхкомплектных зубов. При незакончен­ном формировании корней комплектных и сверхкомплектных


зубов хирургическое удаление последних не показано. Уско­рение прорезывания ретенированных зубов с помощью элек­трофореза адреналина рекомендуется при лечении пациентов старше 12 лет с ретенцией зубов I— III степени, а также в случае безусловного применения электростимуляции. Перечис­ленные методики лечения не сложны, доступны для выпол­нения в стоматологической поликлинике при наличии физио­терапевтического кабинета. Дети легко переносят лечение, осложнений не наблюдается. Терапевтическая эффективность этих методик и сокращение сроков лечения позволяют реко­мендовать электростимуляцию и электрофорез адреналина в области непрорезавшихся зубов для лечения при задержке их

прорезывания.

Рефлексотерапия. При нарушенном дыхании, несмыкании губ следует устранить ротовое дыхание и ряд сопутствующих заболеваний различными способами рефлексотерапии, в том числе биоэлектростимуляцией.

Клинические наблюдения свидетельствуют об эффективно­сти рефлексотерапии при лечении больных с заболеваниями нервной системы [Мачерет Е. Л., Самосюк И. 3., 1990; Ко­лола Н. А., Бургонский В. Г., 1989, и др.], желудка и кишеч­ника. Многочисленные исследования и клинические наблю­дения показали, что иглотерапия нормализует деятельность сердца, регулирует температуру тела, давление и дыхание, прекращает судороги, улучшает функцию желез внутренней

секреции.

Этот метод особенно показан при ортодонтическом лечении глубокого прикуса, тесного расположения зубов и наличии бо­лезней пародонта. В результате лечения усиливаются репаратив-Ные процессы в пародонте, наблюдается положительное воз­действие на иммунный статус больного. Если заболевание пародонта и способы лечения взрослых описаны в большей степени [Евдокимов А. И., 1967; Данилевский Н. Ф., 1978; Иванов В. С, 1981, и др.], то лечение этих заболеваний при зубочелюстно-лицевых аномалиях у детей освещено недоста­точно [Виноградова Т. Ф., 1989; Максимова О. П., 1989; Винниченко А. В., 1989; Жилина Н. А., 1990, и др.].

Считают, что в стоматологии использование рефлексоте­рапии ограничено из-за длительного лечения и технических трудностей. Этим вопросам посвящены работы В. Ф. Рудько (1981), Н. А. Кодолы и В. Г. Бургонского (1989), Г. Б. Банчен-ко (1981), Г. С. Куклина (1984). Рефлексотерапия включает воздействие на организм пациента различных факторов: аку-, электро- и лазеропунктуры, различных видов массажа (точеч­ный, гидромассаж, вакуумный и вибровакуумный), бальнео-и светолечения.


19.4. Хирургическое лечение

При резко выраженных деформациях или аномалиях развития зубных дуг, челюстей и нарушениях прикуса не всегда можно вылечить больного только ортодонтическими методами. В этих случаях хирургический метод может быть вспомогательным или ведущим, позволяющим достигнуть устойчивых результатов.

Хирургические мероприятия заключаются в: 1) пластике укороченной уздечки языка; 2) перемещении места прикреп­ления уздечки губы (верхней или нижней); 3) пластике в области тяжей слизистой оболочки и углублении преддверия полости рта; 4) выравнивании супраментальной кожной складки; 5) об­нажении коронки ретенированного зуба; 6) одномоментном повороте зуба вокруг оси; 7) реплантации или трансплантации зуба; 8) удалении отдельных зубов; 9) компактостеотомии.

В руководстве изложены в основном показания к хирурги­ческому лечению, техника их проведения шире освещена в специальной литературе.

Пластика укороченной уздечки языка. Ограничение подвиж­ности языка в результате укорочения его уздечки или прикреп­ления близко к его кончику нередко является причиной ано­малии прикуса. Ограничение подвижности языка затрудняет сосательные движения у детей грудного возраста. Матери от­мечают, что во время сосания такие дети щелкают языком, быстро утомляются, не высасывают достаточное количество молока, ведут себя неспокойно. Это вынуждает некоторых матерей прибегать к искусственному вскармливанию ребенка. Недостаточная подвижность языка может нарушить процесс глотания и произношение звуков. Под влиянием механического препятствия в виде укороченной уздечки языка в процессе речи возникают его атипичные движения.

По форме и плотности уздечки языка, а также особенностям соединения ее волокон с мышцами языка различают пять видов уздечек, ограничивающих подвижность языка [Хорошилки-наФ. Я., 1965].

К первому виду относят тонкие, почти прозрачные уз­дечки, нормально прикрепленные к языку, но ограничиваю­щие его подвижность в связи с незначительной протяженно­стью. Второй вид — также тонкие, полупрозрачные уздечки, но прикрепленные близко к кончику и имеющие незначитель­ную протяженность. При поднятии кончика языка в центре его образуется желобок. Уздечки третьего вида представляют собой плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кон­чику языка. При выдвижении языка в результате натяжения уздечки кончик его подворачивается, а спинка выбухает. Об­лизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При


пальпаторном исследовании такой уздечки выявляют, что ограничение подвижности языка обусловлено фиксацией его кончика соединительнотканным тяжем. Под тяжем, имеющим форму шнура, располагается тонкая дупликатура слизистой оболочки. Уздечки четвертого вида характеризуются тем, что их тяж выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки нередко наблюдаются у детей при врожденной расще­лине губы и неба. Уздечки пятого вида отличаются тем, что тяж малозаметен, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...