Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ проблемной ситуации




 

Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рисунке 1.4.

Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рисунке 1.5, которая демонстрирует, как, по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации, система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем проблемы значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и проблемы, которые решаются автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).

 

           
   
     
 

 


Рис. 1.4. Этапы решения проблем

 

 

       
 
Составление каталога проблем
   
 


Связи между проблемами
Агрегирование проблем
Выявление проблем

Формирование перечня

Модель состава

 
 
Уточнение каталога


Дополнение каталога
Сокращение каталога

 
 

 

 


Отношения причинности
Отношения предшествования

Модель

структуры

Общее и частное
Множество связанных между собой проблем

Граф проблем
       
   
 

 


Корневая проблема Модель
Узловые проблемы структурной
Результирующие проблемы схемы  

Рис. 1.5. Схема формирования проблемного поля

 

В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует, как правило, стратегических решений.

К достоинствам рассмотренного подхода анализа проблем организации следует отнести относительную простоту и быстроту его реализации, но оценки, лежащие в основе подхода, несут в себе погрешности субъективных суждений экспертов.

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рисунке 1.6, из которого следует, что многошаговая процедура состоит из пяти повторяющихся этапов.

Первый этап диагностики — общее знакомство с проблемой; составление плана работы, с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например, общий спад производственно-хозяйствен-ной деятельности организации воспринимается как проблема.

Этап 2 — установление "симптомов" проблемы, под которыми понимается некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на наличие проблемы. Например, не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Этап 3 — сбор факторов, подтверждающих "симптомы" - выявление причин возникновения проблемы. Например, в отношении воровства сырья и полуфабрикатов, нерациональных запасов на складах, роста цен на материальные ресурсы, нерациональной деятельности отдела сбыта и т.п.

Этап 4 — истолкование факторов (анализ всей релевантной[6] информации). Например, рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

· собрать и проанализировать данные, которые представляют недостатки системы;

· описать и проанализировать подсистему, которая прямо порождает данные проблемы, в частности, оценить вход на полноту, частоту, согласованность, надежность и точность;

· найти обратную связь, которая дает возможность судить об отклонении, величине ошибки или недостатке системы;

· постараться связать объекты и свойства подсистемы в соответствии с их очевидной, логической или причинной связью;

· постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью;

· постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Этап 5 (формулирование проблемы) включает:

· составление исходной формулировки проблемы;

· осмысление этой формулировки по отношению к различным частям проблемы;

· осмысление факторов, которые касаются проблемы;

· общее уточнение исходной формулировки проблемы. Например, отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной или предварительной постановкой потому, что в ходе анализа и на его основании многие исходные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами[7]. Пример построения графа проблем приведен на рисунке 1.7.

В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь.

 

 

 
 

 


18. Нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров

34. Низкая требовательность и ответственность руководителей снижает экономические результаты

36. Система оплаты труда не достаточно мотивирует работников

37. Отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурные ценности

38. Неравномерна загрузка ИТР, есть «случайные» люди

39. Отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих

46. Расположение ДРСУ в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров

Рис. 1.7. Выявление корневой проблемы предприятия

 

Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...