Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинесика и кинетические исследования




Основные направления современных кинетических исследований со­ставляют:

(а) антропологические, биоморфологические, лингвистические, нейро­
физиологические и психологические описания жестов;

(б) типология жестов и жестового поведения внутри жестовой систе­
мы (на основе их морфологических, структурных или смысловых особен-


КИНЕСИКА

ностей, с точки зрения функционирования, ареальных и социальных кон­текстов использования, соотношения с речью и др.);

(в) межкультурный компаративный анализ жестовых систем различ­-
ных типов;

(г) изучение лингвистических, психологических, социальных и куль-­
турных аспектов жестовой коммуникации, как самой по себе, так и в ее
соотношении с коммуникацией словесной;

(д) терапевтические и клинические исследования патологии кинетиче-­
ского поведения;

(е) исследование происхождения, закономерностей исторической-
и культурной эволюции жестов и жестовых систем;

(ж) прикладные аспекты кинесики (моделирование жестовой комму­-
никации на компьютере, применение жестов в воспитании детей и в обу­
чении, роль и функция жестов в риторике, анализ театральных и кино-же­
стов, кинетическая география и диалектология и очень многое другое).

Все кинетические исследования в работе Кнапп 1972/1978 были услов­но разделены на три большие группы. Первая — прекинесика — занимает­ся анализом физиологии и морфологического строения жестовых движе­ний, пределами и границами этих движений, а также возможностями и ус­ловиями перехода одних жестов в другие. Вторая — микрокинесика — изу­чает минимальные единицы жестового языка, кины и кинемы. Кроме того, ее предметом являются семантика, синтаксис и прагматика жестовых слов и жестовых фразеологических единиц. Третья группа исследований полу­чила название макрокинесики, или социокинесики. Она посвящена описа­нию функционирования жестов в социальном контексте, то есть в таких ус­ловиях, где функции жестов достаточно четко очерчены и определены.

4. Жесты и их функции

Жесты играют в человеческом общении самую разнообразную роль:

(1) они могут повторять, или дублировать, актуальную речевую ин­формацию. Ср., например, показывать пальцем, глазами или даже голо­вой — эти жесты часто, а иногда и обязательно, сопровождают во время коммуникации дейктические местоимения и наречия это, вот, вон, сюда, туда и др.;

(2) жесты и кинетическое поведение могут противоречить речевому высказыванию. Так, человек, говорящий, что он, дескать, абсолютно спо­коен, но при этом ломающий руки и перемещающийся по комнате в до­вольно беспорядочных и порывистых движениях, как бы противоречит са­мому себе; улыбка может сопровождать отнюдь не дружелюбное выска­зывание и т. п.;

(3) жесты могут замещать речевое высказывание. Примером ситуа­ции замещения является жест кивок, часто используемый как эквивалент



Г. Е. Крейдлин


КИНЕСИКА



 


положительного ответа на общий вопрос или речевого акта согласия; жест приложить палец к губам является эквивалентом высказываний Молчи!, Ни слова! и под.;

(4) жест может подчеркивать или усиливать какие-то компоненты ре­
чи.
В русской жестовой системе такую роль играет, например, единица,
которая обычно исполняется детьми и которая является экспрессивным
вариантом жеста показать фигу (кукиш); это своеобразная экспрессивная
фига.
По форме этот жест напоминает обыкновенную фигу, но остальные
пальцы "рабочей" руки с имитируемым усилием в сочетании с выражен­
ным на лице жестикулирующего ожесточением кладутся (как говорят са­
ми дети, накручиваются) с помощью второй руки последовательно и от­
носительно медленно на средний палец. Подчеркивает величину предмета
и кинема "вот какой большой", при которой руки широко разводятся
в стороны; данный жест всегда сопровождается соответствующими слова­
ми (кавычки при наименовании жеста означают, что этот жест не имеет
в соответствующем естественном языке стандартного и прагматически ос­
военного имени; см. об этом ниже). Существует также акцентированный
счет на пальцах и др.;

(5) жесты могут дополнять речь в смысловом отношении. Слова угрозы смотри у меня, семантика, синтаксис и прагматика которых подробно опи­сана в работе Баранов, Крейдлин 1992, нередко дополняются в актуальной коммуникации жестами погрозить пальцем или, что является выражением гораздо более сильной угрозы, погрозить кулаком в сторону адресата;

(6) жесты могут выполнять роль регулятора речевого общения, в ча­стности быть средством поддержания речи; ср. периодически повторяю­щийся кивок одного из участников коммуникации (академический ки­вок) — жест с явно выраженной фатической функцией. Жесты могут так­же сигнализировать о том, что роль говорящего перешла к партнеру по диалогу (в англоязычной традиции такие жесты и паралингвистические маркеры получили название turn-takers).

*** Подведем некоторый итог. Сопоставление невербальных единиц с вер­бальными, как мы видим, правомерно не только из-за функциональной общности кинетического и речевого поведения. "Живые" наблюдения за поведением людей в акте коммуникации, разнообразные эксперименталь­ные и клинические исследования показали, что (а) глубинные, прежде всего биологические, процессы, лежащие в основе речевого и жестового типов поведений, сходны; кроме того, (б) повседневные жесты языка те­ла, как и слова, обладают значением и, подобно словам, могут изменять­ся во времени и пространстве; (в) они подвержены влиянию социальных и культурных факторов; наконец, (г) формулировки определенных зако­номерностей в исполнении жестов, которые касаются конфигурации со­ставных частей, упорядоченности движений, их контекстной обусловлен-


ности и др. и которые проявляются в актуальном акте общения, очень на­поминают синтаксические законы и синтаксические правила естественных языков. Все сказанное о сходстве вербальных и невербальных единиц да­ет основание полагать, что определенные методы лингвистического анали­за могут быть вполне успешно применены и при описании жестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...