Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рождение кинесики: люди, проблемы, идеи. Основные единицы кинетического поведения.




Создателем науки кинесики является замечательный американский ан­трополог Рэй Бирдвистел. Годом ее рождения можно считать 1952-й, ког­да в свет вышла знаменитая монография Р. Бирдвистел а "Введение в ки-несику: аннотированная система записи движений рук и тела". В ней уче­ный представил результаты многолетних исследований в этой области, причем не только свои собственные, но и своих коллег, а также предло­жил оригинальную нотацию для записи жестов типа музыкальной.

Р. Бирдвистел начал изучать жесты, будучи в аспирантуре. Он уехал в Западную Канаду и поселился среди индейцев Кутенаи с целью изучить и описать язык, обычаи, культуру и просто образ жизни этих людей. И тут, как впоследствии отмечал сам ученый, для него стало подлинным откры­тием то, что жестовое поведение аборигенов при разговоре между собой, то есть в процессе диалога на родном языке, разительно отличается от их жестового поведения во время беседы с чужими, когда они вынуждены пе­реходить на английский или, реже, на французский. Улыбки, кивки, выра­жения лица, движения рук, позы — все выглядело иначе. Именно тогда, в Западной Канаде, Р. Бирдвистел задумал свой знаменитый проект, к ре­ализации которого он приступил в 1959 году, возглавив лабораторию в Восточно-Пенсильванском Институте психиатрии в г. Филадельфии (США), и который принес ему мировую славу не только среди антрополо­гов, но также среди психологов, физиологов, специалистов в области семи­отики и культурологов. Речь идет о создании каталога, или атласа, отдель­ных простейших человеческих движений и статичных поз — кинетических атомов и молекул. Еще ранее элементарные акты телесного человеческого поведения были названы им кинами (= "мельчайшие, далее не делимые, наименее заметные движения"; "кины имеют чрезвычайно малую длитель­ность, приблизительно 1/50 сек.", см. Бирдвистел 1952) и кинемами (= "более крупные единицы, с помощью которых происходит реальное обще­ние людей"; "кинемы образуют структуру и объединяются в более крупные единицы — кинеморфы и кинесинтагмы"; там же).

Поскольку слово жест мы понимаем достаточно широко, слово кине­ма для нас — это просто его синоним.

Наряду с понятиями кина и кинемы важным является и введенное Р. Бирдвистелом понятие аллокина. Кинема — это имя класса сходных ал-



Г. Е. Крейдлин


Кинесика



 


локинов, то есть движений контекстно взаимозаменимых без изменения значения. Дифференциальные значения кинов Р. Бирдвистел определял путем опроса информантов.

В ходе работы над каталогом кинов и кинем ученый вместе со своими коллегами и учениками описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов. В частности, он обнаружил, что в его родной амери­канской культуре люди регулярно используют в общении обычно 50—60 кинем, из которых больше половины соотносятся с головой, главным обра­зом с областью лица. Это 3 вида кивков: однократный кивок, двукратный и трехкратный, 2 вида поворотов головы в сторону (lateral head sweeps): од­но- и двукратный поворот головы; 1 кинема: вскидывание головы вверх (head cock kineme); 1 кинема: наклон головы вперед (head tilt kineme); 3 вида связок (connectives), или движений всей головой (whole head motion kinemes): "голова поднята и некоторое время находится в таком положе­нии", "голова опущена и находится в таком положении какое-то время", "голова принимает какое-то иное положение"; 5 кинем бровей; 4 носовых кинемы: сморщенный нос, сжимать ноздри, "выдохнуть или высморкать­ся, сжимая одну ноздрю" (жест презрения); "выдохнуть или высморкать­ся через две ноздри"; 7 кинем рта: сжатые губы, выпяченные губы, втя­нутые губы, "одна губа накрывает верхнюю часть другой", надутые губы, "чуть приоткрытый рот" (lax mouth opening) и "широко открытый рот" (large mouth opening); 1 кинема для языка (высунуть язык); 2 кинемы для подбородка: выдвинутый вперед подбородок и "движение подбородка в сторону" (anterior and lateral chin thrust) и, наконец, 2 кинемы для щек: надуть щеки и втянуть щеки.

Ученый попытался выделить типовые формы, свойственные всем или большинству культур. Развивая идеи Р. Бирдвистела и дополняя его спи­сок, мы сегодня можем указать, например, для бровей, следующие, с семи­отической точки зрения основные и, насколько можно судить по изученной нами литературе и беседам с зарубежными учеными и студентами, по боль­шей части универсальные, положения. Справедливости ради отметим, что некоторые из приводимых здесь кинем были выделены и охарактеризованы Р. Бирдвистелом еще в 60-е годы; см. о кинемах бровей также Экман 1979.

(а) поднятые вверх брови, характерные для удивленных или изумлен­
ных глаз. У этой кинемы в русском языке имеются и другие синонимичные
номинации: вскинутые (вверх) брови, брови поднялись, поползли вверх и др.;

(б) изогнутые брови, указывающие на удивление, а также, как утверж­
дается в словаре Иорданская, Паперно 1996, с. 19, на непонимание или не­
доверие. Другой способ назвать тот же жест — использовать глагольные со­
четания: изгибать брови (или: бровь), поводить, повести бровями (бровью);

(в) брови, опущенные вниз и сдвинутые к переносице. Эта форма по-
русски называется насупленные (или: сдвинутые) брови. Насупленные бро­
ви сопровождаются характерным выражением всего лица и прежде всего
особой формой губ. Такая комбинация кинем придает лицу суровый, угрю-


мый, мрачный или, как говорят также, насупленный вид и указывает на неудовлетворенность или гнев. Существует и другая форма бровей, внешне ее напоминающая, — нахмуренные брови. При нахмуренных бровях веду­щим сопутствующим движением является не смена положений губ, как при насупленных бровях, а изменившаяся по сравнению с нормальной форма лба. Морщины на лбу человека собираются в складки, вследствие чего его лицо приобретает несколько более "мягкое" сердитое выражение, или еще более мягкие формы, такие, как недовольное, озабоченное или сосредоточен­ное, задумчивое лицо. Ср. также сочетания сердитый, недовольный, озабочен­ный, задумчивый вид лица или сердитое, недовольное и т. п. лицо. Жест на­хмуренные брови указывает не только на отрицательное эмоциональное со­стояние жестикулирующего, но и на возможный с его стороны мыслитель­ный акт (сосредоточенное размышление над какой-то проблемой). Измене­ние формы лба обозначают словами нахмуренный лоб или наморщенный лоб;

(г) опускание вниз бровей без их одновременного движения в го­-
ризонтальной плоскости. Такая жестовая форма, выделенная Р. Бирдвис­
телом в целом ряде невербальных культур Запада, для русской культуры

не характерна;

(д) поднимание вверх (или опускание вниз) одной брови — то, что по-
английски передается как lifted (lowered) или single-brow movement.

В русском языке глаз данная кинема является мимическим выражением скепсиса. Кроме того, указанное движение брови часто сопровождает сло­весно выраженный вопрос, затрагивающий и волнующий жестикулирую­щего, то есть то, что называется вопрос личного свойства.

Р. Бирдвистел, как мы уже говорили, не только создал атлас жестов, но и предложил для них удобную систему записи. Так, для обозначения открытого глаза он использовал знак "О", а знак "—" обозначал закрытый глаз. Подобные условные знаки он называл кинеграфы. В его нотации те­ло делится на восемь областей, а движения каждой из них описываются особым видом кинеграфических символов.

Наконец, Р. Бирдвистелом (а также его учениками и последователя­ми) были построены различные семиотические и функциональные класси­фикации кинем, опирающиеся не только на формальные признаки, с по­мощью которых пытались классифицировать жесты и до него, но и на со­держательные.

Примерно в то же время, явно не без влияния научного и чисто чело­веческого авторитета Р. Бирдвистела, стали появляться многочисленные теоретические и экспериментальные работы в области кинесики, то есть начался буквально исследовательский бум. Например, появились пионер­ские исследования, относящиеся к анализу явлений межкультурной омо­нимии и синонимии жестов, а также первые работы по типологии функ­ций и ролей жестов в интерактивном общении.

Хотя метод анализа коммуникации, который применял Р. Бирд­вистел, был преимущественно дескриптивный, саму коммуникацию он



Г. Е. Крейдлин


Кинесика



 


рассматривал как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и частей.

Анализ невербальной коммуникации тоже должен быть системным — именно такой точки зрения мы придерживаемся. Системный подход к не­вербальной коммуникации предполагает, что межличностное поведение имеет структуру, совершается по определенным правилам и в своей осно­ве является осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом вербальный и невербальный коды мы считаем хотя и отдельны­ми, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной системы. Приведем здесь всего лишь два про­стых примера, свидетельствующих о спаянности речевого и неречевого ко­дов в реальном устном общении: (1) нельзя сказать искренно Я тебя не­навижу и при этом не смотреть на собеседника; (2) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом.

Решающим фактором и условием для производства и понимания жес­та Р. Бирдвистел справедливо считал контекст. Один из самых почитае­мых и цитируемых из его учеников, современный американский психолог и антрополог Адам Кендон приводит пример человека, стоящего с подня­тым вверх кулаком (Кендон 1972). Без контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл — то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или жест, отражающий принадлежность лица к определенной политической партии. Только в контексте раскрываются и уточняются смысл и функции кинемы в ком­муникативном процессе.

Уделив в своей научной деятельности большое внимание невербально­му контексту, Р. Бирдвистел ввел в обиход очень важное понятие кине­тической переменной <данной кинемы>. Кинетические переменные — это различные характеристики жестов и жестовой деятельности. Примера­ми кинетических переменных являются время совершения движения, спо­соб его реализации, объем движения, степень мускульного напряжения и пр. Впоследствии понятие кинетической переменной в невербальной се­миотике было несколько расширено, и к кинетическим переменным дан­ной кинемы стали относить также некоторые параметры контекста ее упо­требления, такие как социальный статус партнеров по коммуникации, их возраст, пол, отношение друг к другу, тип ситуации общения и другие.

6. Формы и стадии кинетического поведения

Среди знаковых форм кинетического поведения мы выделяем собст­венно жесты, выражения лица (мимика), позы, телодвижения и манеры. Особого пояснения требует последняя форма ввиду многообразия видов манер и их интерпретации. Под манерами мы понимаем социально обус­ловленные ритуализованные формы поведения, приспособленные к оп-


ределенным ситуациям. Так, можно говорить о манерах поведения за сто­лом во время еды, об этикетных манерах разговорного общения или ма­нерах приветствия. Манеры в терминологическом понимании этого слова, в отличие от прочих форм, — это по большей части комплексные дина­мические знаковые формы. Их знание приобретается как в опыте общест­венной жизни, так и в специальном обучении.

Остальные формы поведения тоже противопоставлены друг другу по ряду признаков. Так, поза, в отличие от других, динамических, форм, яв­ляется формой статичной. Собственно жесты и телодвижения отличают­ся от выражений лица инструментом исполнения: первые исполняются руками или, реже, ногами, а в исполнении вторых главная роль отводит­ся корпусу. В сочетании выражение лица зафиксировано также место ис­полнения жеста и т. д.

Все кинетические формы мы делим на два класса — свободные и свя­занные. Свободными кинетическими формами являются движения или позы, исполняемые в интерактивном акте одной или несколькими частя­ми человеческого тела без участия каких-либо других лиц и материаль­ных объектов. Связанные кинетические формы представляют собой дви­жения или позы, осуществляемые с помощью каких-то объектов или тел. Было отмечено, что частота связанных форм в общении довольно высокая и гораздо выше, чем свободных. Особенно важной оказалась роль связан­ных форм в становлении и развитии личности, вследствие чего их сего­дня изучают самые разные науки о человеке, такие как психология разви­тия, психолингвистика, социальная психология и психотерапия человека, антропология, а также теория и практика межкультурной коммуникации.

Важными для нас подклассами свободных и связанных кинетических форм являются, соответственно, свободные и связанные жестовые фор­мы. Каждая из жестовых форм, будь то свободная или связанная, имеет с разной степенью четкости выделяемые фазы (стадии) артикуляции же­ста, или фазы жеста. По аналогии с фонетикой, их можно назвать, соот­ветственно, экскурсия, реализация (воспроизведение) и рекурсия.

И свободная форма жеста манить к себе пальцем, и свободная форма-поза сидеть, положив ногу на ногу, и связанное по форме жестовое дви­жение хлопнуть дверью — все имеют по три стадии. Центральной для каждой из жестовых форм является одна стадия, реализация, в особенно­сти ее кульминация, именуемая пиком (нередко в литературе по кинеси-ке "пиком" называют также, на наш взгляд неудачно, всю целиком фазу воспроизведения). Экскурсия готовит движение, придавая ему нужную форму, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движе­ния. Движения могут начинаться с разных исходных положений и даль­ше идти к пику разными маршрутами, после чего имеет место рекурсия.

Фазы жеста могут иметь для разных жестов разную продолжитель­ность. Например, по нашим наблюдениям после выполнения жеста-движе­ния натянуть юбку на колени руки женщины обычно на какое-то мгнове-


       
 
 
   

 

180 _________________________________________________ Г. Е. Крейдлин

ние задерживаются на ноге и только потом медленно уходят (в данном жесте фазой-экскурсией является "положение рук на юбке", реализаци­ей — фаза "натягивание юбки", а рекурсией — фаза "отведение рук", при­чем вторая и третья стадии более медленные, чем первая). После цент­ральной фазы жеста поманить к себе рукой рука может сразу перейти в другую позицию, исходную для выполнения другого жеста.

Фазы жеста соотносятся с такими кинетическими параметрами, как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой, или широтой, дви­жения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или вре­менной продолжительностью движения, подобными темпу речи. Описы­вая фазы жеста, необходимо всякий раз учитывать коммуникативные — речевое, паралингвистическое и проксемное — типы поведения, которые оказывают значительное влияние на характер исполнения жеста.

К коммуникативному поведению относится также молчание, которое, по выражению М. Бахтина, часто является "продолжением беседы" и ко­торое бывает двух абсолютно разных с функциональной, семантической и прагматической стороны типов, на что, кстати, кажется, до сих пор не обращали внимания, несмотря на довольно большую литературу об акте молчания.

К первому типу относится молчание с параязыковыми и жестовыми заполнениями, ко второму — молчание с полным отсутствием голосовых звуков; ср. Все мучения, которые она испытывала, явно отразились в дли­тельном молчании, наполненном слезами и стонами (Ю. Крелин) и Я вы­ходил из себя, жена молчала. Молчаниеогромная сила. Надо его запре­тить, как бактериологическое оружие (С. Довлатов).

Молчание, таким образом, противопоставляется не говорению как тако­вому, о чем часто ошибочно пишут, а передаче информации речевым или параречевым способом. Плохо сказать *Петя молча кашлял, где кашлять — действие неконтролируемое и не несущее смысловой нагрузки, и вполне до­пустимо предложение Снова воцарилось молчание, и было слышно, как гроз­но сопит Федор Симеонович, потерявший дар слова (Стругацкие), где сопе­ние является контролируемым действием, передающим определенный смысл. Угрюмое молчание и красноречивое молчание (последнее сочетание лишь в одном из значений) характеризуют жесты, взгляды и, возможно, другие формы невербального поведения, сопровождающие молчание, но нельзя " 'красноречиво не говорить или *угрюмо не говорить.

Таким образом, наступление молчания в конкретном акте коммуника­ции часто свидетельствует не о простом неговорении, а о переходе замол­чавшего к другому семиотическому коду; при этом выразительные воз­можности молчания в сочетании с параязыковыми элементами и жестами не менее широкие, чем при полном молчании; ср. Он не мог вымолвить ни слова и молча заплакал (Ф. Достоевский); Я это сейчас заметил, хотя она почти все время молчала и стояла передо мной, потупив глаза и ужасно


Кинесика

стыдясь (Ф. Достоевский); Князь был поражен чрезвычайно и молча, обо­ими руками обнял Таню. Оба искренно поцеловались (Ф. Достоевский); Он помолчал, диковато озираясь, потом неожиданно зевнул, потом улыбнулся со злобой (М. Булгаков).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...