Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Структура познавательного процесса как основа для определения специфики гносеологических задач журналистики




2. 2. Структура познавательного процесса как основа для определения специфики гносеологических задач журналистики

2. 2. 1. Структура и источники сознания

Познавательной способностью обладает сознание человека, в котором, по сути дела, происходит отражение действительности (материальной и идеальной) и превращение ее в субъективный образ объективного мира. Однако функция сознания заключается не только в отражении существующего мира, но и в его оценке и мысленном преобразовании, для чего строится предварительный мысленный вариант действий. Сознание также способно осуществлять самоконтроль поведения человека.

Очевидно, что материалом для такой деятельности служит информация, которая как раз и является продуктом отражения. Журналист, чья профессиональная деятельность называется информационной, сначала сам познает мир и формирует определенное содержание своего сознания, а затем воплощает его в тексты, которые становятся одним из источников, формирующим сознание массовой аудитории. И конечно, для него как профессионала важно иметь научные представления о структуре сознания и его источниках.

Приведем расширенную схему сознания, предложенную А. В. Ивановым[71] (рис. 7).

 

Рис. 7. Расширенная структура сознания

Первый сектор (I) – это сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Эти первичные знания о мире человек имеет благодаря своей способности ощущать, воспринимать информацию и формировать соответствующие конкретные представления. Такие сведения позволяют определить полезность и целесообразность действий своего тела в тех или иных условиях. Можно сказать, что в этом разделе мозга формируется первичная реакция на поступившую информацию, которая часто бывает рефлекторной, хотя и осознаваемой. Например, человек отдернет руку от утюга, если почувствует, что он горячий.

Второй сектор (II) – это сфера логико-понятийных компонентов сознания. Здесь предметы, о которых уже сформировано некое первичное представление, встраиваются сознанием в общий ряд понятий, и с помощью мышления (ряда аналитическо-синтетических операций) определяется сущность этих предметов, их место и роль в окружающем мире. Иными словами говоря, в этом секторе сознания формируется истинное (точно соответствующее) представление о предмете.

I и II сектора сознания совместно образуют левое полушарие, которое отвечает за внешнепознавательную деятельность и еще не формирует субъективного, ценностного отношения к предмету познания.

Сектор III – это эмоциональная компонента сознания. Здесь формируется личностная чувственная оценка предмета познания. Это могут быть неотчетливые переживания, стрессы, эмоции или отчетливо осознаваемые чувства наслаждения, отвращения, любви, ненависти и т. п.

 Сектор IV – это ценностно-мотивационная, смысловая компонента сознания. Здесь на основании духовных идеалов личности определяются мотивации к действию. Эта сфера сознания связывает мысли с предметной деятельностью человека.

III и IV сектора сознания совместно образуют ценностно-эмоциональное полушарие, где предметом познания становятся «я» и другие «я». Это зона творческого осмысления и преобразования мира.

Узловые точки вертикального восхождения познания обозначены на рисунке арабскими цифрами: 1 - это этап протосознания, то есть бессознательного телесно-аффективного существования индивида; 2 – этап генезиса телесного «я»; 3 – этап формирования сознательного «я»; 4 – этап возникновения нравственного «я»; 5 – космическое сверхсознательное «я».

Итак, мы представили себе путь формирования полного знания в процессе познания. Необходимо еще несколько слов сказать об источниках сознания, то есть факторах, которые обусловливают его содержание.

1. Внешний предметный и духовный мир, воспринимающийся сознанием в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Это информация о том, с чем человек имеет постоянный и непосредственный контакт.

2. Социокультурная среда с ее этическими, правовыми, эстетическими нормами, социальными идеалами, накопленными знаниями и способами познавательной деятельности. Это, по сути дела, взгляд человека на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни и переживаний. Это духовная реальность самого человека.

4. Мозг как система, состоящая из нейронов и их связей,  осуществляющая функции сознания. Условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация воздействуют на состояние сознания.

5. Космическое информационно-смысловое поле, частью которого является сознание индивида. Это утверждение существует в науке как гипотеза.

Очевидно, что все источники влияют на формирование сознания человека (в том числе и журналиста) одновременно, в совокупности. Журналист же со своими текстами может также выступать источником формирования сознания аудитории как часть окружающего духовного мира, субъект социокультурной среды и участник космического информационного обмена. Учитывая неограниченность тематики журналистских выступлений, массовость распространения информации и высокую степень ее периодичности, такое влияние можно назвать системным. А сила этого влияния будет увеличиваться по мере охвата всех четырех сфер сознания и вертикального восхождения информации в процессе познания от протознания до космического сверхзнания.

Такое восхождение аудитории по этапам познания возможно лишь в том случае, когда для каждой из сфер сознания и каждого этапа журналист предоставляет необходимые знания о предмете своего изучения. Как мы определили, для левого полушария (I и II сферы сознания) необходимы истинные сведения о сущности предмета; для правого (III и IV сферы сознания) – эмоционально-оценочная информация о предмете. Эта информация должна позволять сформировать представления о ее полезном использовании для телесной жизни человека (2 этап) и для его духовного развития (3 этап) с целевым ориентиром на идеал при непременном соблюдении определенных нравственных установок (4 этап). Эта информация должна позволять человеку произвести самооценку по самому большому счету, соотнося себя и смыслы своего бытия с космическим мирозданием.

Чтобы дать кому-то такую информацию, журналист в первую очередь должен обладать ею сам. И потому процесс познания окружающего мира становится для него профессиональной задачей, привычка смотреть на мир не только своими, но и общественными глазами – профессиональной способностью, а его ориентированность на высшие идеалы – профессиональной потребностью. Таковы гносеологические особенности журналистской деятельности, базирующиеся на философской теории познания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...