Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Журналистика как познавательно-практическая деятельность.




2. 3. Журналистика как познавательно-практическая деятельность.

 Диалектическая взаимосвязь практики и теории журналистики

Любая практическая деятельность, и журналистская в том числе,

- является целенаправленной,

- имеет предметно-чувственный характер,

- осуществляет преобразование материальных систем.

Целенаправленность журналистской практики выражается в стремлении воплотить в текст как материальный носитель свое миропонимание и миросозерцание. Однако текст – это не окончательный результат работы журналиста. Ведь он всего лишь материальный носитель, то есть предметно-чувственное воплощение некой мыслительной модели. Далее эта модель, будучи уже самостоятельной, отделенной от своего автора каналом передачи информации, взаимодействует с аудиторией и оказывает на нее определенное влияние. Вот это влияние и есть окончательный результат деятельности журналиста. Причем сам результат также имеет идеально-материальный характер. Изменения в сознании аудитории есть результат идеальный, то есть духовно-интеллектуальный. Его принято называть эффективностью влияния на сознание аудитории. Но такие изменения рано или поздно оказывают влияние и на поведение аудитории, что выражается уже в конкретно-материальном преобразовании действительности, которое принято называть действенностью журналистского текста.   

Как видим, журналистская деятельность обладает всеми признаками практической деятельности и предстает как предметно-чувственная деятельность субъекта, целенаправленная на преобразование материальных систем. Ее особенностью является то, что как вид практики она преобразовывает действительность не прямым путем, а, согласно своей профессиональной миссии, через формирование политического сознания аудитории, способного в дальнейшем самостоятельно осуществлять перемены своей судьбы и общественной жизни.

Кратко схему журналистской деятельности можно представить в следующем виде (рис. 8).

 

Рис. 8.  Схема журналистской деятельности

 

Очевидно, что в процессе журналистской практики постоянно происходит преобразование материальных систем в идеальные и наоборот. Действительность как материальная система преобразуется в сознании журналиста в ее идеальный образ. Этот образ в результате действий журналиста материализуется в текст. Текст, в материальном виде представленный в СМИ, вновь превращается в идеальный образ в сознании воспринимающей его аудитории. Сознание моделирует его в реальное поведение аудитории, которое и осуществляет изменение той материальной действительности, которую изначально изучал журналист. Процесс носит замкнутый циклический характер.

Таким образом, логично будет предположить, что идеальное как познавательное и материальное как практическое неразрывно связаны в журналистской деятельности. Иными словами говоря, журналистика предстает как познавательно-практическая деятельность.

В таком случае следует признать несостоятельными всякие попытки ограничить журналистику такой функцией, как чистое информирование, которое якобы не предполагает никакого воздействия на аудиторию. Другое дело, что способ и степень влияния могут быть разными, но отсутствовать вообще влияние не может, потому что в таком случае без целеполагания и преобразования практика перестает быть практикой как таковой и превращается в чистое познание.

  И если влияние неизбежно, то надлежит определить, каким ему быть. Практика способна породить два противоположных по значимости результата - созидательный и разрушительный. Очевидно, что миссия журналистики и онтологические цели ее информационной политики направлены на созидание, на устойчивое развитие личности и общественной системы в целом. Отсюда и способы влияния на аудиторию должны исключать всяческое манипулятивное насилие и использовать только методы убеждения. Эффективность влияния может возрастать лишь одновременно с увеличением степени убедительности журналистских текстов. Есть и другие, творческие факторы усиления эффективности журналистского текста, которые подробно анализирует Е. П. Прохоров[76].

Если в конечном итоге изменения реальной действительности, порожденные журналистским текстом, носят созидательный характер, то можно говорить о том, что журналистика как практическая деятельность выполнила основные гносеологические функции практики. Она (ее тексты) явились:

- основой для анализа в сознании аудитории;

- движущей силой, породившей размышления и затем практические действия аудитории;

- критерием истины, поскольку привели к созидательным результатам;

- целью познания, которая неизбежно в конечном счете всегда осуществляется ради практических преобразований действительности.

Если же журналистские тексты повлекли за собой разрушительные последствия, то они не могут служить критерием истины, ибо истина, как доказывалось выше, всегда продуктивна, разрушительна только ложь. Такие тексты не могут быть и целью познания в силу своей неконструктивности. Таким образом, они не способны выполнить как минимум половину гносеологических функций, присущих практической деятельности как таковой.

Познание тоже реализует несколько функций по отношению к практике. Журналист и вслед за ним аудитория в процессе познания действительности обнаруживают проблемные зоны и благодаря произведенному анализу, могут выработать рекомендации по решению проблем. Таким образом, познание выполняет функцию информирования и функцию регулирования существующей практики.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что влияние журналиста на свою аудиторию должно осуществляться только методами убеждения и исключительно ради созидательных для личности и общества результатов. Эти положения следует считать фундаментальными принципами журналистики как познавательно-практической деятельности.

Как познавательная, так и практическая деятельность непременно сопряжена с оценками. Созидательный результат, на который, как мы выяснили, должен быть нацелен журналист, оценивается как положительный, хороший. Значит, для его достижения необходимо ориентироваться на какие-то ценности. Да и сам положительный результат представляет собой ценность. Так познавательное и практическое оказывается тесно связанным еще и с аксиологическим (ценностным).

Какие же ценности могут направлять журналиста? Материальные блага не являются конечной ценностью, ведь они значимы не сами по себе, а лишь постольку, поскольку делают человека счастливым. Именно поэтому истинными ценностями (ценностями в конечном итоге) считают ценности духовные: счастье, свобода, добро, удовлетворение и т. п. Положительный результат журналистского творчества оценивается именно этими категориями как стратегическими социальными ценностями и на них ориентируется в своем производстве.

Если познавательное и практическое так неразрывны в процессе журналистской деятельности, то логично предположить, что столь же тесно окажутся связанными и теория журналистики с практической журналистской деятельностью. Теория то анализирует практику, то предваряет ее. Это взаимодействие можно было бы изобразить схематически, добавив в уже известную нам схему практической журналистской деятельности теорию этой деятельности (рис. 9).

Поведение аудитории
Теория изучения мнения и поведения аудитории    

Рис. 9. Схема взаимосвязи теории и практики

журналистской деятельности

Схема наглядно показывает, что всякое действие журналиста предваряется теорией, предписывающей алгоритм этого действия. Но поскольку весь процесс журналистской деятельности цикличен, все фрагменты теории журналистики могут быть скорректированы реальным поведением аудитории. Таким образом, практика делает теорию истинной, а теория практику – правильной, продуктивной, созидательной.   

Очевидно, что наиболее результативной будет теоретически обоснованная журналистская деятельность, осуществляемая методами убеждения с ориентацией на позитивный социально ценностный результат.

На основе произведенного анализа журналистики как познавательно- практической деятельности можно предложить следующий план для анализа журналистского текста с точки зрения его результативности.

1. Какова основная цель влияния на сознание аудитории, прочитываемая в данном тексте?

2. Насколько убедителен текст? Представьте подробную мотивацию своего умозаключения (какие выводы вы считаете обоснованными в достаточной степени и есть ли в тексте ссылки на источники информации).

3. Какие творческие факторы усиления эффективности (по Е. П. Прохорову) в данном тексте вы можете отметить?

4. Охарактеризуйте качество реализации в тексте гносеологических функций.

- Может ли данный текст стать основой и движущей силой для анализа отражаемых в нем объектов и процессов в сознании аудитории? О чем, скорее всего, будет размышлять аудитория?

- Может ли данный текст стать движущей силой, породившей практические действия аудитории? Какие именно?

- К каким практическим созидательным или разрушительным преобразованиям действительности может привести текст?

5. Охарактеризуйте качество реализации в тексте практических функций журналистского познания.

- О чем проинформировал журналист аудиторию?

- Могут ли оказать данные сведения регулирующее влияние на существующую практику? В чем именно?

6. На какие ценности опирается журналист в своем тексте? На какие ориентирует аудиторию?

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 1996. – С. 257-288.

2. Ученова, В. В. Три грани теории журналистики. Гносеологические проблемы публицистики. Публицистика и политика. У истоков публицистики: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Ученова. – М. : Аспект Пресс, 2009. – С. 61-89.

3. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров. – 8-е изд., испр. – М. : Аспект Пресс, 2011. – С. 300-323.

4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. доп. – М. : Аспект Пресс, 2009. –С. 224-256.

 

Дополнительная

5. Свитич, Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. – М. : Факультет журналистики МГУ, 2000. – С. 124-138.

 

Практическое задание

    Проанализируйте по плану, предложенному в данномразделе, аналитический журналистский текст с целью определения предположительной эффективности его влияния на сознание аудитории и на состояние действенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Как проявляются в журналистике признаки практической деятельности?

2. Что понимается под окончательным результатом деятельности журналиста?

3. Как проявляется идеально-материальная природа результата журналистской деятельности?

4. Какова особенность журналистики как вида практической деятельности?

5. Почему журналистику называют познавательно-практической деятельностью?

6. Каково основное условие усиления эффективности влияния журналистского текста на сознание аудитории?

7. Какова основная цель влияния на сознание аудитории?

8. Каковы основные гносеологические функции журналистской практики?

9. Каковы основные функции журналистского познания мира по отношению к практике?

10. Сформулируйте фундаментальные принципы журналистики как познавательно-практической деятельности.

11. Как познавательное и практическое связаны с аксиологическим в журналистской деятельности?

12. На какие основные ценности ориентируется журналист в своей практике?

13. Как связаны теория журналистики с практической журналистской деятельностью?

14. При соблюдении каких условий журналистская деятельность будет наиболее результативной?

 

Терминология

Признаки практической деятельности, познавательно-практическая деятельность, эффективность влияния на сознание аудитории, действенность журналистского текста, гносеологические функции практики, практические функции журналистского познания, аксиологическое.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...