Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития социологии как науки




ВАРИАНТ 4

 

1. Назовите три признака общества согласно П. Сорокину.

2. Сформулируйте доказательства, позволяющие называть социологию интегральной наукой по Сорокину.

3. Приведите его же определение социального взаимодействия. Покажите на конкретных примерах, какие виды социального взаимодействия, по сорокинской терминологии, следует считать значимыми.

4. Приведите аргументы, в силу каких социальное взаимодействий согласно П. Сорокину, имеет триадическую форму. Назовите и охарактеризуйте основные компоненты этой триады.

5. Что понимал П. Сорокин под социальным пространством и социальным временем? Чем они отличаются от геометрического пространства и физического времени? Приведите примеры социально-пространственных и социально-временных характеристик социальных явлений и процессов из жизни современного общества.

6. Охарактеризуйте сущность социальной стратификации по П.Сорокину.

7. Назовите основные сорокинские критерии стратификационных характеристик социальных объектов.

8. Охарактеризуйте содержание процессов социальной мобильности, ее основные виды в понимании П.А. Сорокина

9. Что понимал П. Сорокин под термином «социодинамика культуры», какие методы он считал необходимыми для исследования этого процесса.

10. Дайте описание сущности и особенностей трех выделенных П. Сорокиным типов культуры - чувственного, рационального и идеального.

11. Объясните, почему Т. Парсонс называл систему социального действия открытой системой?

12. Воспроизведите и запомните парсоновское определение социальной системы.

13. Расскажите, какое содержание вкладывал Т. Парсонс в понятие «актор».

14. Почему Т. Парсонс считал наличие высокодифференцированной культурной системы отрицательной чертой современного общества?

15. Опишите общую модель действия, предложенную Т. Парсонсом.

16. Расскажите, какие основные функции выполняет система действий? Каково содержание этих функций?

17. Каким образом можно объяснить, почему именно культуре придавал Т. Парсонс решающую, системообразующую роль в структурной иерархии систем?

18. В чем усматривал Т. Парсонс значимость экспектаций (ожиданий) во взаимодействии акторов друг с другом?

19. Какова роль правил, норм, образцов поведения в формировании «сети позиций», «системы ролевых статусов» при переходе об­щества от одного состояния к другому, более высокому?

20. Почему предложенная Т. Парсонсом концепция общей теории действия и социальных систем, получила название «структурный функционализм»?

21. Объясните, из чего выводил К. Маркс необходимость конфликтов в обществе?

22. Каким образом, в понимании К. Маркса, происходит превращение рабочих из «класса в себя» в «класс для себя», а рабочий класс превращается в «могильщика капитализма»?

23. Какую роль в развитии общества отводил Г. Зиммель социодинамике конфликтов?

24. Как трактовал сущность социального конфликта Л. Козер?

25. Какие позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции конфликтов анализировал Л. Козер?

26. Какие типы обществ (социальных систем) существуют в мире в зависимости от их отношения к конфликтам?

27. Каковы основополагающие постулаты конфликтной модели общества, разработанной Р. Дарендорфом?

28. Какие конфликты, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляют наибольшую опасность для современного общества?

29. В своей макроконфликтологической концепции Р. Коллинз сформулировал четыре основополагающих теоретических постулата. Расскажите, в чем смысл постулатов?

30. В понимании В. Коллинза, в современном обществе существует несколько взаимосвязанных конфликтных сетей. Ответьте, каково содержание этих сетей и какую роль они играют в возникновении конфликтов?

31. Каким образом можно объяснить резко возросший интерес к со­циологии конфликтов в странах, образовавшихся после развала Советского Союза?

 

Литература

  1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с.
  2. Капитонов, Э.А. Социология ХХ века / Э.А. Капитонов. – Ростов н /Д: Феникс, 1996. - 512 с.
  3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Издат. группа Прогресс-Политика, 1992. – 608 с.
  4. История теоретической социологии. В 4-х т. / Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 1997. Т.,2.3,4.
  5. Громов, И.А., Мацкевич, А.Ю., Семёнов, В.А. Общая теория действия. Социальные системы.

Т. Парсонс // Западная теоретическая социология. – С-Пб.: Ольга, 1996. Ч.II, Гл.1.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

История развития социологии как науки

ВАРИАНТ 5

 

  1. Объясните, что означает понятие «символический интеракционизм».
  2. Рассмотрите, какую роль в символизации отводил Дж. Г. Мид языку.
  3. На примерах Вашего социального окружения (учебная группа, компания сверстников, трудовой коллектив, спортивная команда и т.п.) объясните, что означает «обобщенный другой», какое содержание вкладывается в этот термин.
  4. Расскажите, что представляет собой социодраматический вариант символического интеракционизма.
  5. Уточните, каково содержание понятия «коммуникация»? Как связаны между собой внешнее и внутреннее обобщение? Каким образом осуществляется интерпретация символов, социальных объектов, событий? Приведите соответствующие примеры из вашей жизни, литературы, кинофильмов.
  6. Назовите, кто в рамках символического интеракционизма исследовал поведение больших масс людей и массовых социальных движений?
  7. Объясните, что означает термин «круговая реакция»? Каким образом круговая активность связана с коллективным поведением?
  8. В каких условиях взаимное возбуждение индивидов приводит к социальному беспокойству, в каких формах последнее находит свое реальное воплощение?
  9. Какую роль в жизни индивидов и общностей играет социальное беспокойство, как оно связано с социальным движением?
  10. Ответьте на вопрос: что включает А. Шюц в понятие «интерсубъективный социальный мир»?
  11. Каким образом представлял себе социальную реальность А. Шюц?
  12. Какой структурой, согласно А. Шюцу, обладает интерсубъективный мир?
  13. Что представляет собой этнометодология? Почему, согласно Г. Гарфинкелю, необходимо универсализировать методы этнологии и распространить их на социологические исследования?
  14. Г. Гарфинкель выделил и описал два уровня социального познания. Какие функции в познании и объяснении социальной реальности выполняют индексичные и объективные суждения и предположения?
  15. Каким образом представляет себе Г. Гарфинкель конструирование социальной реальности?
  16. Этнометодология опирается на четыре теоретических постулата. Охарактеризуйте эти постулаты и скажите, к какому выводу приводит этнометодологию использование этих постулатов?
  17. В чем усматривает Н. Луман три главных порока классических социологических концепций общества?
  18. Как понимает и трактует Н. Луман категорию «система»?
  19. Почему Н. Луман считал, что основными элементами социальной системы являются не люди, а их коммуникации?
  20. Что представляет из себя самореферентная социальная система, играющая ключевую роль в самоконструировании социальной системы?
  21. В чем, согласно Н. Луману, состоит сущность и роль аутопоейтической системы?
  22. Как связаны между собой, в понимании Н. Лумана, понятия «система» и «коммуникация»?
  23. Какие три уровня анализа общества предлагаются Н. Луманом?
  24. Каковы основные типы социальных систем, анализируемые в концепции самореферентных систем?
  25. Как Луман понимал и интерпретировал процессы глобализации?
  26. Каковы три утверждения, на которых основана теория структализации?
  27. Почему Э. Гидденс считает необходимым проводить различия между целями действия и непреднамеренными последствиями, к которым они приводят?
  28. Каким образом связаны человеческие действия и социальные структуры?
  29. Как совмещается понятие власти и господства с понятиями дей­ствия и структуры?
  30. Какие социальные институты занимают важное по значению ме­сто в социальной структуре?
  31. Каковы, согласно Э. Гидденсу, основные направления практиче­ского применения социологии?
  32. В чем усматривал Э. Гидденс особенности постклассической па­радигмы социологии?
  33. Что представляет из себя процесс «структурации»?
  34. Что понимает Э. Гидденс под социальными классами, какие классы выделяет он в структуре общества?
  35. В чем состоят, согласно Э. Гидденс, отличительные особенности социальной системы?
  36. Каково взаимоотношение социальной коммуникации и глобализации социальных систем в концепции «структурации»?

 

Литература

 

  1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 416 с.
  2. Капитонов, Э.А. Социология ХХ века / Э.А. Капитонов. – Ростов н /Д: Феникс, 1996. - 512 с.
  3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Издат. группа Прогресс-Политика, 1992.–608 с.
  4. История теоретической социологии. В 4-х т. / Ответ. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 1997. Т.,2.3,4.
  5. Громов, И.А., Мацкевич, А.Ю., Семёнов, В.А. Общая теория действия. Социальные системы.

Т. Парсонс // Западная теоретическая социология. – С-Пб.: Ольга, 1996. Ч.II, Гл.1.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...