Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как социальная система. Взаимодействие личности и общества сквозь призму социального развития




ВАРИАНТ 1

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

1. Каково соотношение понятий «природа» и «общество», «природное» и социальное»?

2. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого важнейшего для социологии явления.

3. Что такое социальные действия, социальные связи и социальные взаимодействия?

4. Что собой представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы?

5. Что такое социальные группы и социальные общности?

6. Какое место в структуре общества занимают социальные институты и социальные организации?

7. Какую роль в жизни общества играют социальные ценности и нормы?

8. Каково место личности в социальной структуре общества?

9. Что такое социальный статус и социальная роль?

10. В чем состоят методологические основы типизации обществ?

11. Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие?

12. На какие группы можно разделить фак­торы, влияющие на формирование личности человека?

13. В чем состоит роль биологических фак­торов в формировании личности? Почему мы не можем сказать, что личность формирует­ся в основном на биологическом уровне?

14. В чем состоит основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружения в формировании личности? Кто был сторонником "географического подхо­да" к изучению личностных черт человека?

15. Что дает личности уникальный индиви­дуальный опыт? Как он дополняет группо­вой опыт и каковы его последствия?

16. Для чего в социологии необходимо изу­чать различные виды социальных связей?

17. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова по­следовательность развития социальных кон­тактов?

18. Каким образом пространственные контак­ты могут изменять поведение человека?

19. Каковы психологический механизм кон­такта заинтересованности и побудительные причины таких контактов?

20. От каких факторов зависит контакт за­интересованности? 45. Что мы понимаем под ролевым поведе­нием? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли?

21. В чем основные причины ролевого на­пряжения и ролевого конфликта? Чем от­личаются эти два понятия?

22. Как влияет неадекватная ролевая под­готовка на процесс исполнения ролей? По­чему мы говорим, что в современных обще­ствах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социально­го напряжения и конфликтов?

23. Какие основные виды действий совер­шает человек для защиты своего «Я» от ро­левых напряжения и конфликта?

24. В чем сущность таких способов дейст­вий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят ос­новные различия этих способов действий?

25. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отли­чаются социальные отношения от социаль­ных взаимодействий?

26. Как культура влияет на развитие лично­сти? Что представляет собой модальная личность?

27. Опишите процесс формирования лично­сти в результате группового опыта. Что представляет собой процесс социализации личности?

28. Как Ч. Кули описывает процесс социали­зации личности в группе? Какое значение имеет в его теории понятие зеркального «Я»?

29. Что означает понятие "обобщенный дру­гой" в концепции Дж. Мида? Какое значе­ние имеет принятие других ролей в процес­се формирования личности?

30. В чем сущность концепции "значимого другого" при усвоении личностью социаль­ных норм группы или общества?

Литература

 

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
  6. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
  7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /

Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.

  1. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
  2. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2004. – 270 с.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 2

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВАРИАНТ 2

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

1. Какие необходимые условия должны со­блюдаться при возникновении контактов обмена?

2. На каком предмете сосредоточивается внимание участников обмена?

3. Какое значение имеют социальные кон­такты в изучении социальных структур и процессов, происходящих в обществе?

4. Что понимал под социальным действием М. Вебер? Какими, по его мнению, особен­ностями обладает социальное действие?

5. Какие сложности могут возникнуть у ис­следователя при отделении социального действия от так называемых природных, или естественных, действий?

6. Каковы составляющие любого соци­ального действия? Какую роль играет внеш­няя среда при осуществлении социальных действий?

7. Какова последовательность совершения социального действия? Какую роль играет потребность индивида и мотив в соверше­нии социального действия?

8. В чем важность изучения социального действия для анализа социальных явлений?

9. В чем состоит объективная необходи­мость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимо­действий?

10. Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодей­ствий?

11. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?

12. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?

13. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?

14. Опишите процесс ролевого обучения ре­бенка взрослым ролям. Какое значение име­ет подражание в процессе такого обучения?

15. Что такое предписанные статусы? Су­ществуют ли предписанные статусы в совре­менном индустриальном обществе?

16. Как предписанные роли влияют на пове­дение людей? Как они связаны с культурой общества?

17. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современ­ных обществах?

18. В чем состоит специфика поведения лю­дей в обществе, где в основном существу­ют достигаемые статусы?

19. Каковы положительные и отрицатель­ные стороны достигаемых статусов? Существует ли общество, в котором наблюдают­ся только достигаемые статусы?

20. Что мы понимаем под ролевым поведе­нием? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли?

21. В чем основные причины ролевого на­пряжения и ролевого конфликта? Чем от­личаются эти два понятия?

22. Как влияет неадекватная ролевая под­готовка на процесс исполнения ролей? По­чему мы говорим, что в современных обще­ствах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социально­го напряжения и конфликтов?

23. Какие основные виды действий совер­шает человек для защиты своего Я от ро­левого напряжения и конфликта?

24. В чем сущность таких способов дейст­вий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят ос­новные различия этих способов действий?

25. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отли­чаются социальные отношения от социаль­ных взаимодействий?

26. Что дает личности уникальный индиви­дуальный опыт? Как он дополняет группо­вой опыт и каковы его последствия?

27. Для чего в социологии необходимо изу­чать различные виды социальных связей?

28. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова по­следовательность развития социальных кон­тактов?

29. Каким образом пространственные контак­ты могут изменять поведение человека?

30. Что мы понимаем под ролевым поведе­нием?

Литература.

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
  6. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
  7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /

Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.

  1. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
  2. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2004. – 270 с.

УСР ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...