Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация технической эксплуатации




Прежде всего на индивидуальные автомобили с учетом специфики их исполь­зования распространяются все основные положения и закономерности изменения технического состояния автомобилей, методы, процедуры и технологии поддер­жания и восстановления работоспособности, рассмотренные ранее (см. гл. 2, 5, 7, 11, 12). Первостепенным и достаточно сложным в реализации условием обеспе­чения работоспособности индивидуальных, в том числе и коммерческих, автомо­билей, является своевременное проведение профилактических работ. При этом могут использоваться рекомендации заводов-изготовителей, дилеров, станций тех­нического обслуживания, нормативы системы ТО и ремонта коммерческого транспорта, опыт владельца транспорта и др.

На практике находят применение следующие варианты и методы обеспечения работоспособности автомобилей индивидуального использования.

• Фирменные системы (см. гл. 7), организуемые производителями автомобилей и рассчитанные на проведение ТО и ремонта преимущественно на сервисных и ремонтных предприятиях, работающих по соглашению о привилегиях с заводами-изготовителями: дилеры по продаже новых автомобилей, уполно­моченные (authorised) СТО и ремонтные предприятия.

• Системы ТО и ремонта, аналогичные по содержанию и нормативам соот­ветствующей системе, принятой для коммерческих автомобилей (см. гл. 7, 8). Эти системы применяются в основном независимыми (от заводов-изготовите­лей) сервисными предприятиями и предусматривают выполнение определен­ных видов ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2,СО) и ремонта с регламентированными переч­нями операций, трудоемкостью и другими нормативами, необходимыми для планирования и организации работы предприятия и расчета с клиентурой. При этой схеме владелец транспортного средства может "прикрепить" свой авто­мобиль к сервисному предприятию для комплексного обслуживания и ремон­та в течение определенной наработки (абонентное обслуживание) или обра­титься за конкретной услугой, например произвести смену масла, ТО-2 и т.п.

• Владелец индивидуального автомобиля по своему усмотрению или опыту мо­
жет выбрать любую стратегию обеспечения работоспособности автомобиля
(I - предупреждение, II - устранение отказов и неисправностей) или их ком­
бинации, а именно:

- следование фирменным рекомендациям в течение всего или части срока эксплуатации автомобиля с их реализацией на уполномоченных заводом-изготовителем сервисных предприятиях;

- выполнение по заказу клиента на любых сервисных предприятиях кон­кретных видов ТО, ремонта или отдельных работ (например, смена масла, ба­лансировка колес, проверка и регулировка токсичности отработавших газов и т.п.);

- выполнение части работ вне существующих сервисных предприятий: своими силами или привлекая независимых специалистов - исполнителей. В последнем варианте юридическая гарантия качества выполненных работ практически от­сутствует;

- обращение к сервисным предприятиям только для устранения отказов и неисправностей (стратегия II).

Однако при всех рассмотренных вариантах владелец в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" несет ответственность за поддержание автомобилей, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии.

Если учитывать условия эксплуатации индивидуальных автомобилей, случай­ность возникновения отказов и неисправностей и вариантность методов и места выполнения работ по ТО и ремонту, то наибольшую сложность для сервисных предприятий в условиях конкуренции представляет определение программы работ и ее ресурсной поддержки персоналом, технологическим оборудованием, запасами деталей и материалов и производственными площадями.

• Для "прикрепленных" к сервисному предприятию индивидуальных автомо­билей программа определяется обычным технологическим расчетом (см. гл. 7), в основе которого - режимы ТО и интенсивность эксплуатации авто­мобилей. При этом согласно договору между предприятием и клиентом кон­кретная дата проведения работ или фиксируется, или уточняется по мере накопления пробега автомобиля и приближения суммарной наработки к пе­риодичности очередного ТО.

• Остальная часть обслуживаемых автомобилей создает потенциальный поток требований на услуги, определяемый закономерностями пятого вида - про­цесса восстановления (см. гл. 4, 6), при определении показателей которых используются данные по надежности, предполагаемый размер обслуживае­мого парка и пробег автомобилей, тяготеющих (например, территориально) к данному сервисному предприятию.

• Для планирования трудоемкости работ, расхода деталей и материалов ис­пользуются понятия статистического заезда и расхода материалов. Для ин­дивидуальных автомобилей обычно среднее число заездов на сервисные пред­приятия составляет два-четыре в год и увеличивается по мере старения авто­мобилей. Среднестатистическая трудоемкость работ ТО и ремонта по одному заезду составляет 2-4 чел.ч. Расход запасных частей и материалов опреде­ляется на основании данных по надежности и обобщения данных по фактическим расходам при выполнении определенных работ обслуживания или ремонта. Согласно отчетным данным требование по ремонту рабочей тор­мозной системы легкового автомобиля сопровождается в среднем расходом четырех тормозных колодок с накладками, 0,2 главных тормозных цилинд­ров, 0,25 тормозных барабанов. Естественно, что эти данные являются ориен­тировочными, отправными и должны уточняться для конкретного сервисного предприятия на основе собственной информационной базы и обмена инфор­мацией с родственными сервисными предприятиями, профессиональными объединениями и ассоциациями.

Фактический поток требований на услуги зависит от пропускной способности предприятия, маркетинговой политики и конкурентоспособности данного пред­приятия: цены, льготы постоянной клиентуре, гибкое расписание работы, система гарантий и реклама.

Технологические процессы ТО и ТР индивидуальных автомобилей аналогичны коммерческим (см. раздел 2) и отличаются от них благодаря значительно меньшей и нестабильной программе, требующей более широкого применения универсаль­ных и тупиковых постов и мобильного технологического оборудования.

Значительная вариация надежности, сроков службы, условий и режимов экс­плуатации индивидуальных автомобилей, уровня жизни и предпочтений владельцев предопределяют функционирование на рынке автосервисных услуг разнообразных предприятий и предпринимателей. Среди них наибольшее распространение при вы­полнении требований по техническому обслуживанию и ремонту получили сле­дующие.

Дилеры (дилерские станции), торгово-обслуживающие предприятия, осущест­вляющие торговлю новыми автомобилями, гарантийный ремонт и послегаран­тийное обслуживание автомобилей. Иногда такие предприятия называют фир­менными, хотя, как правило, они являются самостоятельными хозяйственными субъектами, которые могут быть связаны с производителями автомобилей дого­вором франчайзинга (franchise - привилегия, покровительство), согласно которому они приобретают от производителя автомобили и запасные части по оптовой цене, а продают с определенной наценкой, которую используют на функционирование предприятия, рекламу, создание склада запасных частей и т.п. По договору с произ­водителем дилер обязан продавать определенную квоту автомобилей и проводить их гарантийное обслуживание в соответствии с заводской документацией, исполь­зовать запасные части и материалы, отвечающие требованиям производителя. Проводить маркетинговый анализ, рекламу и т.д. Для повышения рентабельности дилеры проводят техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период. Часть дилеров занимается покупкой, ремонтом и продажей подержанных авто­мобилей, а также шин, аккумуляторных батарей и сопутствующих изделий.

Независимые ремонтные мастерские и станции технического обслуживания являются самостоятельными хозяйственными субъектами, не связанными непо­средственно с производителями автомобилей и работающими с клиентурой - вла­дельцами транспортных средств. Эти предприятия могут быть комплексными (40-50%) и специализированными (50-60%), выполняющими определенные работы ТО и ремонта: уборочно-моечные, шинные, кузовные, малярные и т.п.

Такие же функции при получении лицензии могут выполнять профилактории и ремонтные мастерские автотранспортных предприятий всех форм собственности.

Предприятия по оказанию технической помощи на линии или по месту стоянки.

Автозаправочные станции и комплексы, 50-60% которых помимо заправки выполняют уборочно-моечные, смазочные и ряд других операций технического обслуживания и простейших операций ремонта, в основном замены деталей, а также продажи запасных частей и сопутствующих изделий.

 

Примерное распределение объемов обслуживания владельцев индивидуальных автомобилей (Швеция) по видам предприятий и формам обслуживания, %:

На сертифицированных СТО

и в мастерских (включая дилеров) - 31

Прочие СТО и мастерские - 24

Самообслуживание - 26

У "хорошего механика" - 14

На постах при АЗС - 5

Доля дилерского обслуживания согласно оценке в Швеции и США составляет не более 15-20%.

По мере старения автомобилей масштабы самообслуживания увеличиваются: 1-2 года - 6%; 3-5 лет - 17%; 6-8 лет - 27%; 9-16 лет - 46%.

Отношения между потребителем и исполнителем оформляются соответствую­щей документацией и действиями сторон:

• Выполнение работ (услуг) по ТО или ремонту оформляется на основании
заказа потребителя в виде договора или другого документа установленной
формы, который должен содержать следующие реквизиты:

- юридические адреса исполнителя и потребителя;

- марка, модель автотранспортного средства, номерной знак, номера ос­новных агрегатов;

- дата приема заказа, сроки начала и исполнения заказа, сумма аванса (полная сумма);

- наименование услуг (работ), наименование запасных частей и материалов исполнителя, их стоимость и количество;

- гарантийные обязательства исполнителя.

 

• При оставлении автомобиля на период выполнения работ у исполнителя составляется приемо-сдаточный акт, в котором отражается комплектность автомобиля, видимые наружные повреждения и дефекты, а также переда­ваемые потребителем запасные части и материалы.

• Прием на гарантийный ремонт оформляется рекламационным актом.

• При приемке автотранспортного средства потребителю выдаются копии приемо-сдаточного акта и договора.

• Потребитель имеет право на выборочное проведение отдельных видов работ по техническому обслуживанию и ремонту. При этом исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды работ, предоставляемые за плату, или обуславливать исполнение одних работ и услуг обязательным исполнением других.

• Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя: о непригод­ности или недоброкачественности запасных частей и материалов, полученных от потребителя; о возможном ухудшении качества работ при выполнении специфических указаний или требований потребителя; о наличии других, не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают качеству ока­зываемых потребителю услуг. Если в этих обстоятельствах потребитель настаивает на выполнении своих требований, то исполнитель в односто­роннем порядке может расторгнуть договор. Если потребитель не был предупрежден о невозможности выполнения его требований или применения предоставленных им некондиционных запасных частей и материалов, то исполнитель несет ответственность за ненадлежащее выполнение заказа.

• Исполнитель несет ответственность за своевременное выполнение услуги, а также за вред, причиняемый жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием запасных частей и материалов, оборудования, при-

 

 

боров, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг или выполнения работ. • Претензии по качеству и объему выполненных услуг по техническому об­служиванию и ремонту могут быть предъявлены потребителем в течение определенных в гарантийных обязательствах исполнителя сроков, а при их отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ПЯТОМУ РАЗДЕЛУ

1. Каким образом и почему проявляется влияние низких температур окружающей среды на эксплуатационные свойства автомобилей?

2. Способы и методы облегчения пуска двигателей при безгаражном хранении авто­мобилей. Каковы их преимущества и недостатки?

3. Рассмотрите энергетический баланс при пуске двигателя и весовой вклад его со­ставляющих.

4. Каковы особенности технической эксплуатации автомобилей в горной местности и при высоких температурах окружающей среды?

5. В чем особенности эксплуатации городских маршрутных автобусов, влияющие на методы обеспечения их работоспособности?

6. Какие факторы определяют сложность городского автобусного маршрута? Что такое категория сложности маршрута?

7. Используя материалы гл. 8, покажите, к какому виду (ресурсному или оперативному) относится корректирование нормативов технической эксплуатации в зависимости от кате­гории сложности автобусного маршрута.

8. Перечислите специфические требования к технической эксплуатации автомобилей, участвующих в международных перевозках. Чем они диктуются?

9. Дайте характеристику системам технического обслуживания и ремонта специали­зированного оборудования, устанавливаемого на автомобилях. Как они сочетаются с систе­мой ТО и ремонта базовых автомобилей?

 

10. Перечислите основные виды альтернативных топлив и энергии, применяемых на автомобильном транспорте. Какие виды альтернативных топлив и почему наиболее пер­спективны в ближайшие годы?

11. Как применение альтернативных видов топлив скажется на организации ТО и ремонта автомобилей?

12. Какие дополнительные требования и по каким причинам предъявляются к произ­водственной базе для обслуживания автомобилей, использующих сжатый природный газ и сжиженный нефтяной?

13. В чем особенности использования и технической эксплуатации индивидуальных некоммерческих автомобилей?

14. Перечислите и дайте характеристику предприятиям, обслуживающим владельцев индивидуальных автомобилей.

 

 

Раздел шестой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...