Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к производственно-технической базе предприятий, эксплуатирующих ГБА




Организация технической эксплуатации ГБА прежде всего связана с совер­шенствованием (приспособлением) производственно-технической базы сущест­вующих АТП и может быть обеспечена при выполнении следующих условий:

• размещение на территории автопредприятия поста выпуска (слива), аккуму­лирования газа и дегазации газовых баллонов;

• организация участка ТО и ТР газового оборудования или его совмещение с топливным участком;

• организация поста ТО и ТР газового оборудования и поста диагностики газового оборудования;

• создание системы автоматического контроля воздушной среды, аварийного освещения и вытяжной вентиляции во взрывозащищенном исполнении в производственных помещениях;

• обеспечение электроснабжения потребителей по 1 -й категории надежности правил устройства электроустановок (ПУЭ);

• соответствие высоты ворот производственных корпусов высоте переобо­рудованных автобусов с баллонами на крыше.

Ниже представлены описания требований к участкам, постам, площадкам, помещениям и другим элементам ПТБ, связанным с эксплуатацией ГБА.

Пост проверки герметичности ГБО и выработки газа. Проверку герметичности газовой системы питания ГБА при ЕО следует проводить на постах контрольно-пропускного пункта (КПП). Для проверки газовой арматуры баллонов, располо­женных на крыше автобуса, необходимо иметь на КПП осмотровую площадку с лестницей. На посту должны находиться мыльный раствор и течеискатель типа ТИГ-1.

Выработка газа, т.е. израсходование оставшегося в системе газа, производит­ся водителем на специальном посту после закрытия расходного вентиля газо­вой системы питания. Затем производится переключение двигателя на жидкое топливо.

Пост выпуска (слива), аккумулирования газа и дегазации баллонов. Функцио­нальное назначение поста связано с обеспечением безопасного проведения работ, связанных с нарушением герметичности, заменой и переосвидетельствованием баллонов, а также сварочных и малярных работ и хранения ГБА в помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности. Посты выпуска КПГ и слива ГНС имеют различия в устройстве и технологическом процессе опорожнения и дегазации баллонов.

Расстояние от площадки поста выпуска (слива) газа до зданий, сооружений и стоянок автомобилей следует принимать в зависимости от степени огнестойкости сооружения от 9 до 21 м.

При обустройстве поста выпуска (слива) газа необходимо предусматривать следующее:

• наличие отдельной площадки под навесом для выпуска газа в атмосферу, размеры которой должны превышать наибольшие габариты подвижного состава в плане на величину не менее 1 м (КПГ) или 1,5 м (ГСН) с каждой стороны и иметь твердое покрытие, шкафное укрытие (кассету) для баллонов с негорючим (инертным) газом (не менее двух баллонов) с редуцирующим устройством и гибким шлангом для подключения автомобиля к сбросному трубопроводу (свече), а также к баллонам с инертным газом для дегазации баллонов;

• помещение для обслуживающего персонала пункта из расчета 4,5 м2 на одного работающего.

 

 

Пост выпуска (слива) газа рекомендуется выполнять проездным, его разме­щение на территории предприятия должно обеспечивать свободный проезд к нему от контрольно-пропускного пункта и стоянки автомобилей.

В зависимости от применяемого оборудования возможны три варианта слива ГСН: вытеснительный, компрессорный и теплообменный.

При аккумулировании КПГ хранится в специальной кассете из балонов, из которой можно заправлять ГБА после выполнения ТО или ремонта.

Площадка для хранения газовых баллонов на территории АТП располагается в помещениях или под навесом и предназначается для баллонов, направляемых на переосвидетельствование. Размеры площадки зависят от количества баллонов, поступающих на переосвидетельствование, и ее рекомендуется размещать вблизи поста дегазации баллонов.

Площадки для хранения ГБА. Газобаллонные автомобили хранят на открытых площадках или в помещениях, приспособленных для этого в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Допускается хранение ГБА совместно с автомобилями, работающими на бензине и дизельном топливе. Минимальное расстояние от площадки хранения до зданий и сооружений предприятия в зависимости от категории огнестойкости сооружений и вида газового топлива составляет от 9 до 18 м.

Площадка открытого хранения газобаллонных автомобилей может быть оборудована системой обогрева, конструкция которой исключает нагрев газовых баллонов. На площадке открытого хранения автомобилей, работающих на ГСН, не должно быть колодцев, в которые в случае утечки может поступать ГСН.

Помещения для проведения постовых работ ТО и ТР и хранения ГБА. Поме­щения, в которых находится газобаллонный автомобиль при проведении ТО и ТР всех его систем, включая газобаллонное оборудование, а также при его пе­реоборудовании, должны соответствовать требования ОНТП-01-91, ВСН-01-89 и НПБ 104-95.

Посты ТО и ТР газобаллонных автобусов могут размещаться в одноэтажных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости. ТО и ТР газобаллонных автомобилей допускается осуществлять на постах совместно с автомобилями, работающими на бензине и дизельном топливе.

Если свободный объем таких помещений меньше допустимого расчетного, то такое помещение необходимо переоборудовать в соответствии с требованиями для зданий категории А по НПБ-105-95. Для этого определяют соотношение допус­тимого объема помещения Va, при котором оно не относится к категории А, к его свободному объему Vc.

Допустимый объем помещений определяют по заправочным параметрам газо­баллонных автомобилей. Для определения взрывоопасности помещения принима­ется во внимание количество газа, которое может выйти при аварии. Допустимый объем Уд рассчитывается из условия возникновения аварийной утечки всей массы газа М только из одного полностью заправленного баллона или секции баллонов с наибольшей массой газа одного автомобиля независимо от количества находя­щихся в помещении ГБА. Под секцией понимают резервуары для газа (баллоны), перекрываемые одним вентилем.

Допустимый объем помещения рассчитывается по формуле

где М - масса поступившего в случае аварийной утечки газа в помещение.

Свободный объем помещения определяется как произведение геометрического объема помещения на коэффициент 0,8 (учитывает объем, занимаемый строи-

 

тельными конструкциями, подвижным составом, технологическим оборудова­нием).

Если свободный объем помещений хранения, постовых работ ТО и ТР газобаллонных автобусов меньше допустимого (указан в табл. 24.4), должны быть установлены

• аварийная вентиляция кратностью не менее пяти объемов в час с резервными вентиляторами постоянно действующей естественной вентиляции;

• непрерывно действующая система автоматического контроля воздушной среды с установкой датчиков довзрывочных концентраций;

• электрооборудование согласно ПУЭ для зоны класса В 1а, система аварийного освещения во взрывозащищенном исполнении и звуковая сигнализация;

• легкосбрасываемые конструкции в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85 для помещений категории А.

При невозможности осуществления однократного воздухообмена только за счет естественной вентиляции следует дополнительно применять вытяжные вентиляторы во взрывозащищенном исполнении.

Хранение ГБА в подземных помещениях не допускается.

Пост регулировки газовой системы питания. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на ГБА следует выполнять в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами). Допускается проводить указанные работы на постах Д-2 в отдельном помещении.

----------------»-

Рис. 24.5. Комплексный участок для ТО, ТР и переоборудования ГБА

1, 24 - установка диагностическая для проверки газового оборудования К-277; 2, 18 - розетка переменного однофазного тока; 3, 25 - отсос выхлопных газов; 4, 22 - приямок для ТО и ТР газовых автобусов; 5 - ящик с песком; 6 - шкаф с огнетушителями; 7 - компрессор; 8 - баллоны сжатого воздуха; 9 - шкаф; 10 - установка диагностическая для проверки газового оборудования К-278; 11 -стол; 12 - подвод холодной воды; 13 - мойка деталей; 14 - подвод горячей воды; 75 - рабочее место; 16 - верстак; 17 - шкаф; 19 - стеллаж с газоанализатором; 20 - подвод сжатого воздуха; 21 - лестница-трап для обслуживания кассеты с баллонами; 23 - тележка для транспортировки газовых баллонов; 26 - подвод электроэнергии; 27 - кран-балка

 


 

 

Пост должен быть оборудован стендом для проверки газовой системы питания непосредственно на ГБА, комплектом специализированного инструмента, а также устройством для удаления отработавших газов от работающего двигателя.

Участок ремонта приборов газовой системы питания. Ремонт приборов газовой системы, снятых с ГБА, может осуществляться на специализированном участке. Допускается проводить указанные работы в помещении участков ремонта при­боров питания карбюраторных и дизельных двигателей. Эти помещения не имеют ограничений (по минимальному свободному объему), предъявляемых к зонам ТО и ТР, так как на участке находится не ГБА с газом в баллонах, а снятая с автомобиля аппаратура.

Участок должен быть оснащен стендом для ремонта газового оборудования К-278, ИС-001 или аналогичным, комплектом инструмента И-149, установкой для мойки деталей газового оборудования. Если обслуживается ГБО, работающее на КПГ, следует предусмотреть второе помещение для машинного отделения, где размещаются компрессорная установка стенда К-278 и аккумуляторы (баллоны) сжатого воздуха. Площадь машинного отделения должна быть не менее 8 м2. Сжатый воздух под давлением 20,0 МПа используется для проверки герметичности и работоспособности, а также для регулировки и диагностики большинства элементов газового оборудования ГБА. Участок должен быть оборудован обычной вентиляцией, иметь местный отсос на посту разборки газового оборудования и посту мойки оборудования.

Комплексный участок для ТО, ТР и переоборудования ГБА. Опыт эксплуата­ции газобалонных автомобилей на крупных автотранспортных предприятиях и в автобусных парках показывает, что целесообразно объединять посты ТО, диаг­ностики и участок по ремонту газовой аппаратуры в комплекс.

На рис. 24.5 представлен вариант такого комплекса автобусного предприятия, эксплуатирующего газовые автобусы. Помещения комплекса должны быть изолированы от других помещений и постов зоны ТР перегородками из несго­раемых материалов. В зоне расположены две канавы тупикового типа с общим входом. Образованная таким образом зона позволяет на двух постах выполнять различные работы по ТО и диагностированию и разборочно-сборочные работы текущего ремонта ГБО, выполнять работ по монтажу и демонтажу баллонов при их переосвидетельствовании, а также работы по переоборудованию. Для удобства и снижения трудоемкости работ посты оборудованы канавами с дополнительными приямками. Приямки находятся в зоне расположения газового оборудования и позволяют рабочему в полный рост выполнять все работы во вспомогательном и моторном отсеках. Это особенно важно при выполнении работ по контролю герметичности.

Для удобства выполнения работ на крыше автобуса, связанных с контролем герметичности, ремонтом арматуры баллонной группы, а также монтажно-демонтажных работ при переосвидетельствовании баллонов служат специальные подкатные трапы-лестницы. Для выполнения монтажно-демонтажных работ слу­жит кран-балка грузоподъемностью 1 т.

На одном из этих постов может быть расположено необходимое для выпол­нения контрольно-регулировочных работ оборудование: газоанализатор, дымомер, устройство для отсоса выхлопных газов, подкатные и переносные диагностические стенды для регулировки газового и дизельного оборудования.

На расположенном в смежном помещении участке выполняются работы по ремонту газового оборудования.

В конкретных условиях автопредприятий могут быть различные варианты планировочных решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...