Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по обеспечению экологической безопасности




Обеспечение экологической безопасности АТК является сложной и ресурсо­емкой работой, требующей системного подхода, основанного на четком опре­делении целей системы и подсистем, способов, методов и сроков их достижения и необходимых ресурсов. Поэтому для решения такой задачи, например, на уровне региона, города, группы АТП или владельцев транспортных средств целесообразно разрабатывать целевую экологическую программу, представляющую собой ком­плекс факторов и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных перед АТК целей (рис. 27.2).

При этом вышестоящей системой является регион (город) с его экологической обстановкой, а подсистемой - АТК, оказывающий наряду с другими подсистемами (промышленность, коммунальное хозяйство и др.) влияние на окружающую среду.

Вышестоящая система устанавливает для АТК и для других подсистем цель первого уровня ЦН° и время ее достижения в виде допустимых годовых суммарных и покомпонентных выбросов, сбросов и отходов. АТК как подсистема второго

уровня устанавливает свои цели Ц; для стационарных и передвижных источников загрязнения таким образом, чтобы было обеспечено достижение генеральной цели ЦН° в заданное время.

Это позволяет для всех уровней АТК назначить свои управляемые, понятные и контролируемые целевые нормативы, оценить их влияние на достижение по­ставленной цели и определить способы (мероприятия) достижения поставленных целей, например улучшение технического состояния автомобилей, применение топлива с улучшенными экологическими характеристиками, утилизация и вторич­ное использование отработанных масел, аккумуляторов и т.д.

Таким образом, на третьем уровне дерева систем появляется достаточно боль­шой перечень мероприятий, которые могут в принципе благоприятно сказаться на повышении экологической безопасности АТК и улучшении экологической си­туации в регионе (городе).

Очевидно, что по организационным, ресурсным и другим ограничениям практически одновременно задействовать все мероприятия невозможно. Они со­ставляют лишь потенциальный перечень, из которого при формировании про­граммы для конкретного региона (города), АТП, СТО выбирается некоторая группа мероприятий.

Механизм формирования, корректирования и реализации мероприятий эколо­гической программы представленный на рис. 27.3, учитывает динамичность из­менения структуры и условий работы АТК, методов ресурсосбережения, развитие рыночных отношений и других факторов, влияющих на масштабы, содержание и эффективность мероприятий программы, а также наличие обратных связей.

 


 

Рис. 27.3. Схема формирования, корректирования и реализации программы снижения вредного воздействия АТК на окружающую среду региона

На основе федеральных и региональных (городских) законов, нормативов, стандартов, постановлений, директив (1-4), обобщения отечественного и зарубеж­ного опыта (6) и результатов НИОКР (7), а также результатов мониторинга окру­жающей среды и вклада АТК в ее загрязнение (11, 12) для данного региона (горо­да) определяется генеральный целевой норматив для АТК; формируются потен-

 

 

циальные направления и мероприятия по повышению экологической безопасности АТК (9); определяется концепция программы (10); разрабатывается методика оценки приоритетности предлагаемых мероприятий (13). Затем, используя мето­дику (13), концепцию (10), целевые показатели загрязнения окружающей среды АТК (12), производятся анализ и классификация предложений по мероприя­тиям (14); их ранжирование по приоритетности и формирование стандартного банка мероприятий (15), из которых затем выбираются достоверные и перво­очередные мероприятия (16.1), имеющие максимальный ранг и являющиеся осно­вой программы краткосрочных мер (19); достоверные и перспективные (16.2), составляющие группу средне- и долгосрочных мероприятий (17), реализуемых, как правило, на федеральном (1) и региональном (2) уровнях; и недостоверные или требующие уточнения показатели (16.3), которые возвращаются для уточнения в банк (15) или для дополнительного исследования (7).

Обязательным элементом таких программ являются целевые нормативы

ЦН/ (20), определяющие конкретные уровни сокращения загрязнений окружаю­щей среды после реализации намеченных мероприятий в течение заданного вре­мени. Периодическое сопоставление целевых нормативов (20) и целевых показа­телей (12), полученных на основании объективного мониторинга окружающей среды (11), даст возможность установить уровень выполнения мероприятий программы.

Природоохранная деятельность на АТП организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами, а также экологическими программами вышестоящей системы и нормативными доку­ментами. Ответственность за соблюдение установленных правил и требований несет руководитель (владелец) предприятия. Основные из них приведены ниже. АТП, располагающее собственной ПТБ, должно иметь

• экологический паспорт, утвержденный и зарегистрированный подразделе­нием Роскомприроды (расчеты предельно допустимых выбросов в атмосферу, предельно допустимых сбросов в водоемы, объемов образующихся отходов);

• разрешения на ПДВ, водопользование и сброс воды, на хранение и вывоз отходов;

• подлинники актов, протоколов, предписаний, выданных государственными органами по контролю за состоянием окружающей среды;

• государственную отчетность о природоохранной деятельности;

• государственные стандарты на токсичность ОГ автомобилей и другую тех­ническую и нормативную документацию.

Экологический паспорт является документом, характеризующим состояние природоохранных работ на АТП, и оформляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90.

Расчет ПДВ выполняется в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проектов ПДВ в атмосферу для предприятий" и согласовывается с местными органами Госкомсанэпиднадзора. После утверждения расчета в терри­ториальном отделении Роскомприроды АТП получает разрешение на ПДВ уста­новленной формы.

Расчет ПДС выполняется в соответствии с "Методикой расчета ПДС в водные объекты со сточными водами", согласовывается с местными органами Госкомсан­эпиднадзора и территориальным отделением Роскомприроды. Затем АТП заклю­чает договор с региональным органом, контролирующим охрану водных ресурсов, и получает разрешение на водопользование с указанием лимитов водопотребления и водоотведения.

Расчет объемов образующихся на предприятии отходов выполняется в соот­ветствии с "Методикой оценки объемов образования отходов производства

 

 

и потребления". На его основе АТП разрабатывает "Проект размещения лимитов промышленных отходов", представляет его в орган Госкомсанэпиднадзора и полу­чает от него разрешение на хранение и вывоз промышленных отходов, в котором указан их перечень, объемы хранения и место утилизации.

АТП должно располагать необходимыми производственными помещениями, оснащенными оборудованием в соответствии с существующими нормами, приме­нять технологии, обеспечивающие высокое качество ТО и ТР, и поддерживать ПС в технически исправном состоянии. Кроме того, предприятие должно быть осна­щено приборами для контроля токсичности автомобилей: 1 газоанализатор на 50 бензиновых автомобилей и 1 дымомер - на 50 дизельных.

Малые АТП и владельцы автомобилей, не имеющие ПТБ, обязаны проводить ТО и ТР, а также проверку и регулировку токсичности своего ПС на крупных оснащенных АТП или на специализированных предприятиях и СТО.

Выпускаемые на линию автомобили должны быть технически исправны, а токсичность их ОГ соответствовать действующим экологическим стандартам.

Предприятие обязано проводить организационно-технические и другие меро­приятия, обеспечивающие снижение загрязнения окружающей среды и рацио­нальное потребление природных ресурсов, и силами ИТС вести экологическое обучение и повышение квалификации персонала.

АТП должно быть отделено от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Трубы котельных и вентиляционные выводы производственных участков, выбрасывающих вредные вещества (сварочный, аккумуляторный, окрасочный и др.), должны быть оборудованы специальными улавливающими фильтрами. Кон­центрации загрязняющих веществ, выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать установленные ПДК вредных веществ в воздухе населенных пунктов. Уровни создаваемого предприятием шума также не должны превышать значений, регламентированных санитарными нор­мами.

Необходимо соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотве-дения, содержать в исправном состоянии очистные сооружения и обеспечивать очистку стоков до уровней, оговоренных в разрешении на ПДС. Следует также строго соблюдать правила сбора, хранения и утилизации промышленных отходов. Приемка и выдача ТСМ должна быть организована таким образом, чтобы исключалась возможность их попадания на почву и в канализацию.

Предприятия, расположенные в регионах, где температура самого холодного месяца достигает -15 °С, должны оснащать открытые стоянки устройствами подо­грева или разогрева двигателей.

Государственная отчетность о природоохранной деятельности на АТП, имею­щим ПТБ, ведется по следующим формам Госкомстата:

- "Отчет об охране атмосферного воздуха", форма 2-тп (воздух);

- "Отчет об использовании воды (при заборе воды из собственных водоемов)", форма 2-тп (водхоз);

- "Отчет о ходе строительства водоохранных объектов" (предприятия, имеющие предписания от административных органов о таком строительстве), форма 3-ос;

- "Отчет о текущих затратах на охрану природы" (покупка оборудования, приборов, специальной тары для отходов, нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;

- "Капитальные вложения на природоохранные цели", форма 18-кс.
Оформленные на специальных бланках отчеты в установленные сроки на­
правляются органам местной администрации.

• Государственный экологический контроль за соблюдением АТП природо­охранных требований осуществляют территориальные органы Роскомпри-роды, Госкомсанэпиднадзора и органы местной администрации, а контроль за

 

соблюдением лицензионных требований, в том числе экологических, - Рос­сийская транспортная инспекция. Руководство АТП обязано создавать им условия для проведения осмотров и замеров и предоставлять всю необхо­димую документацию. • Для природоохранной работы на крупных и средних АТП целесообразно создавать специальное структурное подразделение или экологическую группу в составе технического отдела или отдела безопасности движения, а на малых предприятиях приказом руководителя назначать ответственного за эту работу. В обязанности экологической службы АТП входит систематический контроль токсичности автомобилей, принятие оперативных решений по приведению парка в соответствие с действующими экологическими стандартами; выбор необходимых организационно-технических мероприятий, проверка работы очистных сооружений и соблюдения правил хранения отходов, ведение экологической документации, осуществление контактов с государственными экологическими службами региона. План природоохранных мероприятий АТП должен составляться на основании целевой экологической программы региона и данных о фактическом размере за­грязнений, образующихся на данном предприятии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ШЕСТОМУ РАЗДЕЛУ

1. Перечислите виды воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду.

2. Назовите токсичные компоненты отработавших газов бензиновых и дизельных автомобилей.

3. Объясните понятие "предельно допустимые концентрации токсичных веществ". Пе­речислите их виды.

4. Каков состав и масса токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отра­ботавшими газами бензинового и дизельного автомобилей?

5. Что такое массовые выбросы вредных веществ и чем они отличаются от приведенных выбросов?

6. Как рассчитываются приведенные выбросы?

7. Как определяется относительная опасность токсичных выбросов отработавших газов автомобиля?

8. Как определяется относительная агрессивность токсичных выбросов отработавших газов автомобиля?

9. Какие вещества в отработавших газах бензиновых и дизельных автомобилей представляют наибольшую опасность?

 

10. Назовите основные факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды автотранспортным комплексом региона.

11. Назовите основные факторы, влияющие на величину загрязнений, образующихся на АТП.

12. Перечислите основные выбросы, сбросы и отходы, образующиеся при произво­дственной деятельности АТП. Каковы их источники?

13. Каковы нормируемые в эксплуатации и при сертификационных испытаниях параметры токсичности бензиновых, газобаллонных и дизельных автомобилей? Чем они отличаются?

14. Перечислите основные технические и организационные мероприятия ИТС, обеспечивающие экологическую безопасность автомобилей в эксплуатации.

 

 

Раздел седьмой

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...