Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, определяющие научно-технический прогресс в сфере технической эксплуатации автомобилей




Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет.

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового (рис. 28.4), его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вмести­мости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня насе­ления удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специали­зированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости авто­мобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и произ­водственной базе и т.п.):

 

• увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузо­подъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

• дальнейшая специализация грузового парка (до 60—65%), требующего орга­низации технического обслуживания и ремонта специализированного обо­рудования;

• распространяющееся применение на междугородных и международных пере­возках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъяв­ляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

 

4. Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества авто­мобилей на малых по размеру предприятиях (табл. 28.1), которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

Одновременно на АТП и у частных владельцев автомобилей возросли разно-марочность и разнотипность парков, усложняющие организацию ТО и ремонта. Среднее число типов автомобилей на предприятии - четыре. Только 23% предприятий имеют один-два типа автомобилей; 43% - пять и более типов.

В связи с этими тенденциями целесообразно восстановление в рыночных усло­виях (конкуренция, ужесточение требований к качеству) и на иных организа­ционных принципах (уровень хозяйственной самостоятельности, ценообразование, кредит, гарантия качества и сроков выполнения требований) специализированных производств, централизованного технического обслуживания и ремонта с большей, чем на малом АТП, производственной программой (см. гл. 6), создающей пред­посылки более эффективного производства (табл. 28.2). Это будет проявляться в виде концентрации, кооперирования и специализации.

 

 

Концентрация - это объединение ПТБ, трудовых и других ресурсов для выполнения работ ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Как правило, концентрация ПТБ связана с укрупнением автомобильных парков и созданием единой организационно-управленческой структуры предприятия. Кон­центрация приводит к росту производственной программы.

Специализация - это ориентация производства на выполнение определенного вида ограниченной номенклатуры работ по ТО и ремонту подвижного состава, агрегатов, систем, позволяющая эффективно использовать прогрессивные техно­логические процессы, производительное оборудование, привлекать квалифици­рованный персонал.

Кооперирование - это совместное выполнение определенных работ или их частей по ТО и ремонту подвижного состава двумя или несколькими предприя­тиями или производственными подразделениями, предусматривающее организацию между ними четких технологических, организационно-управленческих, хозяйствен­ных и информационных связей.

Специализация оценивается по видам, форме, глубине и уровню концентрации производства.

В системе поддержания работоспособности подвижного состава автомобиль­ного транспорта общего пользования различают следующие виды специализации: межотраслевая, отраслевая, региональная, внутрихозяйственная, внутрицеховая (внутриучастковая или внутрипостовая). Например, специализация по разборке, комплектованию, сборке и обкатке силового агрегата на моторном участке.

Различают следующие формы специализации:

предметная - это специализация подразделений ИТС на проведении работ ТО и ремонта определенных видов подвижного состава; при этом на одном пред­приятии или в подразделении сосредоточивается различное технологическое обо­рудование для выполнения комплекса операций по обеспечению работоспо­собности, например производственно-технические комбинаты по централизован­ному обслуживанию автомобилей семейства КамАЗ;

агрегатно-узловая - специализация подразделений на ТО и ремонте агрегатов, узлов, систем, например централизованные мастерские по КР двигателей, уста­новке и ремонту газобаллонного оборудования, компьютерных систем;

подетальная - специализация на восстановлении или изготовлении деталей всех видов подвижного состава, например мастерские по восстановлению колен­чатых валов;

технологическая - специализация подразделений на выполнении однородных технологических процессов, операций или группы операций, основанная на общности основного технологического оборудования, например мастерские, СТО, централизованные участки по окраске автомобилей, шиномонтажным работам и т.д.;

регламентно-технологическая - специализация по видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2);

функциональная - специализация вспомогательных производств, обеспечиваю­щих основной производственный процесс предметами и средствами труда, а также создание необходимых условий труда и быта.

5. Конкуренция на транспортном рынке корректирует цели ТЭА (см. гл. 9), так как требуется своевременное обеспечение работоспособности именно тех автомобилей парка, которые необходимы в данный момент для транспортного процесса (грузоподъемность, специализация, вместимость, комфортабельность и др.). Это обстоятельство, а также необходимость экономии затрат на обеспе­чение работоспособности автомобилей повышают требования к организации технологических процессов ТО и ремонта, персонализации учета и ответст-

 

венности, возможные на основе использования новых информационных техно­логий (см. гл. 18) и научно обоснованных методов выработки и принятия решений (см..гл. 15).

6. Рост цен на традиционные виды моторного топлива, а также требования к экологической безопасности транспортного процесса будут стимулировать при­менение на автомобильном транспорте альтернативных видов топлива и энергии, требующих развития системы для обслуживания и ремонта соответствующего оборудования. В ближайшие 8-10 лет наибольшее развитие получит сжиженный нефтяной, сжатый и сжиженный природный газ, а также электроэнергия (электро­мобили и гибридные автомобили), а количество автомобилей, использующих аль­тернативные виды топлива и энергии, достигнет 8-12% парка.

7. В связи с повышением надежности технических систем автомобиля и расширением применения в конструкции электронных и компьютерных устройств, а также дополнительного оборудования (кондиционирование, отопление и вен­тиляция, средства связи и информации, защитные устройства и др.) произойдет перераспределение профилактических и ремонтных работ, увеличение удельного веса контрольно-диагностических, регулировочных, электротехнических и ак­кумуляторных работ, получит развитие новый для технической эксплуатации вид работ - обслуживание и ремонт бортового электронного и компьютерного оборудования, устройств и изделий. Например, в течение гарантийного перио­да у автомобилей ВАЗ-2102 до 70% требований по устранению отказов и неисправностей приходится на компьютерную систему управления рабочими процессами двигателя и составом отработавших газов, электрооборудова­ние, средства сигнализации и около 30% - на традиционные механические сис­темы.

Усложнение и электронизация конструкции приводят к необходимости приме­нения при технической эксплуатации адекватного контрольно-диагностического и технологического оборудования, требования к надежности, точности и метроло­гическому обеспечению которого возрастают.

Эти виды работ, требующие привлечения квалифицированного персонала и использования сложного технологического оборудования, будут в основном развиваться на специализированных предприятиях и производствах, включая фир­менные.

8. Рост цен на новые автомобили, особенно средней и большой грузо­подъемности, и автобусы, сопровождаемый повышением их надежности и сроков службы, будет способствовать более широкому использованию в хозяйственной практике лизинга, а также применения подержанных автомобилей. Это повысит требования к информационной системе ТЭА (предыстория, помашинный учет), скажется на составе и технологии ТО и ремонта.

9. Учитывая важность автомобильного транспорта и его подсистем, включая техническую эксплуатацию, для экономики и безопасности страны, будет вос­станавливаться регулирующая роль государства, прежде всего в отношении

 

• определения технической политики обеспечения работоспособности расту­щего автомобильного парка независимо от формы его собственности;

• содействия созданию в стране и регионах системы обеспечения работоспо­собности автомобильного парка, адекватной растущему уровню автомобилей, требованиям перевозочного процесса, дорожной и экологической безопас­ности;

• поддержки научных исследований, подготовки специалистов и персонала;

• законодательного, нормативного и информационного содействия решению этих задач.

10. Основная цель ТЭА- обеспечение необходимого уровня работоспособ­
ности парков - может быть достигнута на единой и пока безальтернативной

 

 

научно-методической и нормативной базе - планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта. Поэтому на автомобильном транспорте страны должны быть обеспечены

• ответственность владельцев автотранспортных средств всех форм собствен­ности за выполнение рекомендаций планово-предупредительной системы;

• перманентное совершенствование самой системы и механизмов ее реали­зации.

Глава 29

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...