Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионализация государственной службы




Основу профессионализма кадров государственной службы составляют знания. К знаниям государственных служащих в настоящее время предъявляются особые требования, что усиливает привилегированность их положения как профессионалов, сближает с политической элитой. Важен и способ усвоения знаний, что связано с личными устремлениями служащих. Исходя из этого, знания не всегда преобразуются в убеждения, которые являются звеном, соединяющим социальную структуру и знания.

Убеждения государственных служащих, являющиеся важной основой их действий, имеют социальное происхождение и во многом обусловлены тем, что государственные служащие принадлежат к определенным социальным группам. По своей сущности убеждения являются личностными качеств вами. В их основе лежат представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности, его поступки. Так, на вопрос: «Какие ценности, на ваш взгляд, являются доминирующими для государственных служащих?» 69,8 % ответили - законность, 50,2 % назвали социальную ответственность, 40,5 % - нравственность, 43,3 % - справедливость.1

Поэтому важное значение приобретает структура убеждения. Она состоит из трех элементов: 1) логический анализ отдельных знаний, мнений, суждений; 2) переживания своего отношения к этим знаниям, мнениям, суждениям; 3) потребность поступать определенным образом в соответствии с убеждениями. Таким образом, знания имеют прямые и непосредственные практические следствия.

Большинство государственных служащих осознало необходимость кардинальных реформ, однако для полного включения в процесс проведения преобразований многим из них все же недостает знаний в области рыночной экономики, государственного управления в условиях демократического, правового, социального государства, самоуправленческих процессов в гражданском обществе. Так, на январь 2009 г. 33,2 % по итогам социологических исследований заявили о необходимости повышения эффективности системы профессионального образования государственных служащих.2

При этом важно учитывать, что возрастает спрос на знания, особенно при переходе от одних форм организации общества и государства к другим, т. е. в состоянии неравновесия, непредсказуемости хода дальнейшего развития страны. В отношении знаний кадрового корпуса государственной службы современный период реформ в России характеризуется следующими основными, нередко противоречивыми, чертами: рост спроса не только на образовательные, но и на информационные и консультационные услуги; децентрализация и интенсификация образования; его узко прагматическая нацеленность; сокращение образовательной мобильности; ограниченность средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров государственной службы; изменение содержания учебы, приоритетное обогащение служащих знаниями в области рыночной экономики, юриспруденции, государственного управления и регулирования; снижение мотивации к учебе в связи с возросшей недооценкой профессионализма в решении вопросов вертикальной мобильности государственных служащих; множественность форм, методов и уровней обучения и др.

В программах обучения государственных служащих реализуются идеи личностно-ориентированных и индивидуализированных моделей образования, коренного обновления содержания и технологий обучения, его фундаментализации, придания образованию проблемного, непрерывного и опережающего характера, широкого использования неизвестных ранее отечественных и зарубежных источников.

В 90-х годах XX и начале XXI в. в стране в целом создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, т. е. специально организуемая система их обучения, направленная на получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сфере государственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков. Подготовка кадров государственных служащих стала составной частью их подбора, планирования карьеры, создания действенного резерва для выдвижения.

Система подготовки слушателей строится на основе прогнозирования потребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований к ним в соответствии с профессионально - квалификационными характеристиками должностей.

Подготовка кадров государственных служащих осуществляется в системе профессионального образования, которая состоит из ряда подсистем: учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; государственных образовательных стандартов; учебных планов и программ; органов управления системой научного, организационного и методического обеспечения процесса обучения. Целью подготовки является приобретение специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной служебной деятельности в органах государственной власти и управления.

Качественные изменения в современном обществе и государстве вызывают необходимость непрерывного профессионального образования государственных служащих, последовательного освоения программ все более высоких уровней обучения. Эта задача реализуется в системе дополнительного профессионального образования государственных служащих, которая направлена на обогащение профессиональных знаний, умений и навыков, подготовку к освоению новых специализаций, видов профессиональной служебной деятельности, более сложных квалификационных требований.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляется в течение всего периода прохождения государственной службы. Определены три основных вида этой формы обучения: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; стажировка. К сожалению, по данным исследований 2009 г. 48,5 % опрошенных государственных служащих оценили эффективность организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации недостаточно эффективно.1

Повышение квалификации кадров государственной службы представляет собой обучение с целью обновления, углубления и пополнения знаний в сфере профессиональной служебной деятельности. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всего периода прохождения государственной службы.

Переподготовка государственных служащих осуществляется на базе высшего и среднего профессионального образования с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, получения в связи с этим новой специальности или квалификации, второго высшего или среднего профессионального образования. По результатам переподготовки (освоения программ профессиональной переподготовки, на 500 и более часов обучения) служащие получают диплом государственного образца, предоставляющий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Стажировка государственных служащих рассматривается в двух значениях: 1) как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования; 2) как часть их профессиональной переподготовки или повышения квалификации, что отражается в соответствующем разделе учебного плана. Целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки или профессиональной деятельности, изучение передового опыта, приобретение умений и навыков, необходимых для исполнения занимаемой или более высокой должности.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего.

Сохраняет свое значение самообразование государственных служащих. Значительная часть из них не обладает устойчивыми навыками и умениями работать с литературой, повышения своей квалификации. В исследованиях более половины респондентов невысоко оценивают умение служащих работать с литературой. Это создает немалые проблемы в функционировании системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, во внедрении активных форм обучения и особенно в работе по присвоению классных чинов.

Таким образом, в России сформирована система профессионального развития государственных служащих, которая позволяет осуществлять их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку с целью более профессионального решения задач государственного управления. В то же время на государственной службе пока недостает специалистов по профилю «государственное и муниципальное образование», «управление персоналом». Неэффективно используются юристы. Осложнено получение государственными служащими второго высшего - управленческого - образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...