Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должностной регламент государственного гражданского служащего




Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осущест­вляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым предста­вителем нанимателя.

Гражданин, поступивший на гражданскую службу, должен быть ознаком­лен с должностным регламентом и служебным распорядком государственного органа.

Должностные регламенты гражданских служащих и служебные распоряд­ки государственных органов разрабатываются на основе примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих, утвержден­ных уполномоченным государственным органом в сфере управления государ­ственной гражданской службой, в порядке, определяемом правовыми актами, принимаемыми государственными органами, в которых учреждены должности государственной службы, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Под должностным регламентом понимается локальный правовой акт го­сударственного органа, устанавливающий административно-правовой статус должности, в том числе права, обязанности и ответственность, условия и осно­вания замещения, квалификационные требования по должности, предъявляе­мые к замещающему ее лицу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности (разделяются на разрешенные и обяза­тельные сообразно рассматриваемым делам и исполняемым производствам), а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разре­шаемых лицом, замещающим должность, в том числе в порядке свободного административного усмотрения, административного правоисполнения, норма­тивного правового предложения, индивидуального управленческого решения, служебного взаимодействия, оказания государственной услуги, а также пока­затели результативности исполнения должности.

Должностной регламент должен разрабатываться исходя из задач и функ­ций, возложенных на конкретный государственный орган, в соответствии с его штатным расписанием, с соблюдением требований законов о системе государ­ственной службы и о гражданской службе, Трудового кодекса РФ. Должностной регламент составляется по каждой штатной должности государственного органа и носит безличный характер.

Должностные регламенты государственных гражданских служащих явля­ются составной частью административных регламентов государственных орга­нов, в которых учреждены должности государственной гражданской службы. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, не­обходимым для исполнения должностных обязанностей, определяются с уче­том задач и функций государственного органа, так же как и показатели эф­фективности и результативности профессиональной служебной деятельности, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административными регламентами государственных органов. До настоящего времени нет законодательной основы для разработки и приня­тия административных регламентов государственных органов, следовательно, сложно говорить о содержании должностных регламентов государственных гражданских служащих.

Административные регламенты и служебные распорядки государствен­ных органов, в которых учреждены должности государственной гражданской службы, утверждаются правовыми актами соответствующих государственных органов.

Должностной регламент разрабатывается для:

1) создания организационной основы служебной деятельности гражданско­го служащего;

2) определения индивидуального статуса гражданского служащего;

3) закрепления конкретных функций, прав и обязанностей по данной долж­ности гражданской службы (далее - по должности);

4) установления форм и видов ответственности по должности;

5) определения квалификационных и иных требований по должности;

6) обоснования отнесения данной должности к соответствующей классифи­кационной категории и группе должностей гражданской службы;

7) обеспечения объективности при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (конкурс, аттестация, квалификацион­ный экзамен и т. д.);

8) решения иных предусмотренных законом или нормативными правовыми актами целей и задач.

В должностной регламент гражданского служащего включаются:

1) общие положения;

2) статус должности гражданской службы;

3) квалификационные и иные требования к должности;

4) должностные права, обязанности и ответственность гражданского слу­жащего;

5) государственные услуги, оказываемые гражданским служащим;

6) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обя­зан самостоятельно принимать решения или участвовать в подготовке их про­ектов;

7) порядок подготовки проектов решений;

8) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего;

9) критерии и правила оценки служебной деятельности;

10) показатели эффективности и результативности служебной деятельности. В разделе «Общие положения» должностного регламента указываются: полное название государственного органа;

полное наименование должности гражданской службы, код должности;

правовой акт, ставший юридическим основанием учреждения данной долж­ности;

название должности непосредственного начальника для гражданского слу­жащего, замещающего данную должность;

название должностей, замещаемых лицами, подчиненными данному граж­данскому служащему;

вид и статус гражданской службы: федеральная государственная гражданская служба, государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации;

порядок и источник выплат денежного содержания (вознаграждение граж­данского служащего); порядок замещения должности (указываются норма­тивные правовые акты, в соответствии с которыми производится замещение должности, а также способы замещения должности: конкурс, назначение, за­ключение контракта, прикомандирование и др.);

срок полномочий по данной должности (срок полномочий указывается ко­личественно либо качественно - «на срок от одного года до пяти лет», «на срок полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, де­путатов законодательного (представительного) органа», «без ограничения сро­ка» и др.);

порядок освобождения лица от должности (указываются нормативные пра­вовые акты, предусматривающие основания освобождения от замещаемой долж­ности гражданской службы и (или) увольнения с гражданской службы).

В раздел «Статус должности гражданской службы» включаются положе­ния, определяющие цели, задачи, функции, права и обязанности, ответствен­ность государственного органа. Указывается, что должность предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственного органа; руководи­теля государственного органа; лица, замещающего государственную должность Российской Федерации; лица, замещающего государственную должность субъ­екта Российской Федерации. Кроме того, называется классификационная кате­гория должности в Реестре должностей федеральной государственной граждан­ской службы или в Реестре должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Например: должность «советник» учрежде­на для непосредственного обеспечения исполнения полномочий руководителя федерального органа исполнительной власти, главная должность гражданской службы.

В раздел должностного регламента «Квалификационные и иные требова­ния к должности гражданской службы» включаются:

требования объективного характера: к состоянию здоровья, возрасту (ука­зываются несовместимые с должностью заболевания, а также возраст - не моложе 18 лет и не старше 65 лет);

требования субъективного характера: устойчивое правосознание и законо­послушное поведение, морально-этические требования;

профессионально-квалификационные требования: к уровню образования, стажу службы или профессиональному опыту, а также к знаниям, умениям, навыкам.

В раздел «Должностные права, обязанности и ответственность граждан­ского служащего» включаются как общие служебные права и обязанности, так и специальные права и обязанности, исполнение которых необходимо для реализации целей, задач и функций должности. К ним относятся:

основные права гражданского служащего, установленные федеральным за­коном;

права, предоставленные гражданскому служащему по данной должности;

основные обязанности гражданского служащего, установленные федераль­ным законом;

обязанности, возлагаемые на гражданского служащего по данной долж­ности;

формы ответственности гражданского служащего в соответствии с адми­нистративным регламентом государственного органа, функциями и задачами структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности.

В полномочия гражданского служащего может входить оказание государ­ственных услуг. В этом случае в должностной регламент гражданского служа­щего следует включать перечень соответствующих государственных услуг.

Государственные услуги рекомендуется разделять на две категории в за­висимости от правового статуса пользователей, приобретающих услугу у госу­дарственного органа:

государственные услуги, оказываемые гражданам;

государственные услуги, оказываемые юридическим лицам.

При этом целесообразно руководствоваться списком базовых услуг Европей­ского союза для граждан и для бизнеса.

Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам:

налог с дохода физических лиц, декларирование и пр.;

оказание помощи в поиске работы через службы занятости;

социальная помощь;

выплата пособия по безработице;

выплата пособия на ребенка;

возмещение затрат на медицинские услуги;

оплата учебы;

персональные документы (паспорт, водительские права и пр.);

регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного);

подача заявлений на строительство;

информирование милиции (например, в случае дорожных аварий);

публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковых средств);

свидетельства (о рождении, браке, смерти и пр.): запрос и предоставление;

подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения;

информирование о смене места жительства;

услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных медицинских учреждениях, заявка на лече­ние в конкретном медицинском учреждении и др.).

Перечень государственных услуг, оказываемых юридическим лицам:

социальные отчисления на работников (служащих);

корпоративные налоги: декларирование и пр.;

налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления;

регистрация юридического лица;

подача статистических данных;

таможенное декларирование;

получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды;

государственные закупки.

В полномочия гражданского служащего может входить самостоятельное принятие решений по определенным вопросам или участие в подготовке проектов таких решений. В этом случае в должностном регламенте указы­ваются:

вопросы, по которым гражданскому служащему предоставляются полно­мочия по принятию решений о согласовании (несогласовании) проектов нор­мативных правовых актов;

вопросы, по которым гражданскому служащему предоставляются полномочия по координации деятельности подведомственных учреждений по подготовке про­ектов нормативных правовых актов, аналитической и справочной информации;

перечень вопросов, по которым гражданскому служащему предоставляют­ся полномочия по подготовке писем, запросов, ответов по запросам государ­ственных органов, учреждений, организаций, граждан;

перечень программ, направлений, проблем, по которым гражданскому слу­жащему предоставляются полномочия по организации и контролю деятельно­сти других гражданских служащих;

перечень вопросов, по которым гражданскому служащему предоставляют­ся полномочия по подготовке и распространению инструктивно-методических документов и материалов;

перечень вопросов, по которым гражданскому служащему предоставлены полномочия по приостановлению действия или отмене нормативных правовых актов государственного органа.

В разделе должностного регламента «Порядок подготовки проектов реше­ний» указываются сроки подготовки и рассмотрения гражданским служащим проектов решений, порядок согласования и принятия решений в данном го­сударственном органе со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.

В разделе «Порядок служебного взаимодействия гражданского служаще­го» указывается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими слу­жащими своего государственного органа, гражданскими служащими иных го­сударственных органов, с гражданами и должностными лицами организаций. Порядок служебного взаимодействия может быть представлен в виде таблицы, в которую вводятся обозначения видов организационно-правовых действий.

В целях профессиональной ориентации гражданского служащего и в соот­ветствии с федеральным законом целесообразно в должностном регламенте указывать способы, критерии и правила оценки качества служебной деятель­ности. В разделе указываются:

условия должностного роста в государственном органе;

условия присвоения классных чинов гражданской службы;

условия повышения должностного оклада;

условия премирования за результаты служебной деятельности;

иные формы материального, статусного и морального поощрения долж­ностных заслуг.

В разделе «Показатели эффективности и результативности служебной дея­тельности» приводятся показатели эффективности и результативности профес­сиональной служебной деятельности гражданского служащего. Целесообразно также указывать, что результаты исполнения гражданским служащим долж­ностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение ва­кантных должностей гражданской службы или включении в кадровый резерв государственного органа, оценке профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации или сдаче квалификационного экзамена.

Неотъемлемой частью должностного регламента является лист ознакомле­ния, форма которого устанавливается представителем нанимателя.

Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения пред­ставителем нанимателя и должен действовать до его замены новым должност­ным регламентом.

Требования должностного регламента являются обязательными для граж­данского служащего, проходящего службу в данной должности гражданской службы, с момента его ознакомления с должностным регламентом и до пере­мещения на другую должность или увольнения из государственного органа.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте этапы прохождения государственной гражданской службы.

2. Перечислите основания для перевода государственного гражданского служащего.

3. Для достижения каких целей проводится аттестация государственных гражданских служащих?

4. Опишите основания проведения и порядок проведения квалификационного экзамена.

5. Какие элементы включает в себя должностной регламент?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...