Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должностная деятельность и взяточничество




 

К коррупционным преступлениям чиновников традицион­но и бесспорно относят должностное взяточничество, считая его «ядром коррупции» в России. Кто возьмется подсчитать, какую часть бюджета чиновника составляют взятки? Судя по тому раз­маху, с каким живут современные высокопоставленные чиновни­ки, - большую[64]. Вероятно, основная причина взяточничества - низкая зарплата людей, связанных с обеспечением исполнения власти, вторая - безнаказанность и третья - отсутствие устой­чивых моральных сдержек. К взяточничеству на протяжении всей российской истории проявляются удивительное невежество и пренебрежение. Что реально изменилось после указа Алексан­дра II «Об искоренении лихоимцев», декрета Совнаркома «О взя­точничестве» от 1918 г. и Указа Президента РФ «О борьбе с кор­рупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г.? Радикальных изменений мало[65].

Вокруг такого явления, как российское взяточничество, за по­следние два-три столетия создана уже целая мифологическая культура. Что означает поговорка «остаться с носом»? Оказы­вается, «нос» - это взятка, то, что несли в стародавние време­на судье или дьяку. Если он не взял, и ты остался со своим «но­сом» - удачи не жди. Так что взятка свой фольклор формировала веками: «Тяжбу завел - стал, как бубен, гол», «Судьям то и по­лезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач го­рячий», «Земля любит навоз, лошадь - овес, а воевода - при­нос». Чего стоят такие определения, как «богопротивное лаком­ство» (Петр I), «произвольное самовознаграждение» (С. Уваров), «служебные сладости» (М. Салтыков-Щедрин), «борзые щенки» и «детишкам на молочишко» (Н. Гоголь). Попытки, говоря совре­менным языком, приватизации чиновниками служебных мест не­разрывно связаны с коррупцией системы управления. И говорить о затухании этой тенденции, видимо, преждевременно по той про­стой причине, что большинство чиновников до сих пор не счита­ют взятки злостным преступлением[66].

Мздоимство на службе стало обычаем, с которым не совла­дать ни расстрелами, ни указами. Действительно, искоренению взяточничества не способствуют ни усиление, ни смягчение при­меняемых наказаний. Если раньше, при советской власти, взя­точник мог получить высшую меру - смертную казнь, то теперь максимум, что ему грозит, - 12 лет лишения свободы[67]. Сегодня за взяточничество не установлены даже такие санкции, как запре­щение применения норм о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, практически не при­меняются дополнительные наказания - лишение почетных зва­ний, классных чинов и государственных наград. Коррупционно опасные действия не осуждаются ни в общественном мнении чи­новничества, ни в его традициях, ни в повседневной практике.

Взятка как одно из ярких проявлений коррупции вызывает возмущение в умах честных граждан, но, тем не менее, существу­ет во всех сферах жизни нашего общества много столетий. Уже из этого следует, что взятка выполняет такие социальные функ­ции, которые другим способом, увы, пока выполнить невозможно. Сама обыденность взятки превращает ее из средства нарушить закон в средство дать ход законному делу, а дача взятки служит определенной гарантией, чтобы дело не затерялось.

В российской практике экономической жизни весьма распро­странено следующее: целью заинтересованного лица является по­лучение чего-либо от государства безвозмездно или по цене ниже рыночной, разрешение на то или иное действие, связанное с по­лучением каких-либо выгод. При недостаточно разработанном за­конодательстве ответственность за принятие тех или иных реше­ний берет на себя чиновник (как личность, а не как представитель государства). И взятка является своеобразной «компенсацией» за риск в нестабильном правовом поле. Граждане, таким образом, восполняют «недостаток государства» в его регулятивной функ­ции и уменьшают его «избыток» в карательной. И здесь роль взят­ки особенно велика, поскольку другого существенного механизма ограничения всесилия бюрократии, особенно в правоохранитель­ной сфере, не существует[68].

Следует признать, что понятие коррупции не совпадает с по­нятием взяточничества, поскольку если при взяточничестве должностное лицо, совершая преступление, остается членом кон­кретной государственной или муниципальной системы, где оно занимает определенное положение, то при коррумпировании, регулярно получая определенное материальное вознаграждение от преступников, должностное лицо включается в систему орга­низованной преступности, не позволяющей ему односторонне от­казаться от принятой на себя роли.

Чем отличается взятка от подарка? Взятка как преступление характеризуется виной в форме прямого умысла и корыстной целью. Общее правило остается неизменным: конфликтом инте­ресов является использование при принятии решения факторов, напрямую не увязанных с эффективностью работы государствен­ных и муниципальных органов, а также сокрытие этих факто­ров[69]. Сокрытие факторов, участвующих в выборе управленческо­го решения, - ключевой элемент конфликта интересов. Частое оправдание, которое используют чиновники, принимая взятки, звучит следующим образом: «Данное вознаграждение не явилось определяющим фактором при выборе решения - все равно я вы­брал (сделал) то, что по объективным критериям наилучшим образом подходит для нужд государственной (муниципальной) организации и интересов граждан. Раз я не нанес никакого вре­да государству — ничего у него не украл, значит, ему не должно быть дела до моих отношений с данным лицом (организацией)». Тем не менее конфликт интересов присутствует. Его суть заклю­чается в обмане - если государство (в лице представителя нани­мателя или работодателя), доверяющее чиновнику исполнение норм законодательства, управление собственностью, распреде­ление бюджетных средств для решения общественно значимых задач, не знает, что данный служащий получает вознаграждение от физического или юридического лица за принятие в его пользу положительного решения, значит, оно не владеет полной инфор­мацией и не может быть абсолютно уверенным в объективности и справедливости подобного управленческого решения.

Почему о взятках в среде чиновничества не принято говорить? Связано это в первую очередь с тем, что цепь «дающих» и «беру­щих» прочно связывает круговая порука: во-первых, руководители органов власти не заинтересованы в огласке случаев нечистоплот­ности среди своих служащих. Даже когда инциденты, связанные с этим, раскрываются, начальство предпочитает не выносить сор из избы, и решает проблему внутренними силами; во-вторых, «да­ющие» также не заинтересованы в огласке инцидентов, связанных с использованием взяток, потому что это бросает тень на их репу­тацию. В результате проблема не получает сколько-нибудь ши­рокой огласки. Но все тайное становится явным. Выплата «воз­награждений», как и любая другая статья расходов, всегда скру­пулезно учитывается и хранится где-то в финансовых отчетах «дающего», являясь фактором риска для карьерного роста челове­ка, который в этой записи фигурирует. Такой компромат практи­чески не имеет срока давности, причем чем меньше и безобиднее был этот «грешок», тем обиднее будет из-за него потерять в буду­щем место или серьезно подпортить свою репутацию.

В понятии «взяточничество» можно выделить два существен­ных момента: социальное понимание взяточничества и его юри­дическое (правовое) понимание. Особая общественная опасность взяточничества заключается не столько в незаконном обогащении должностного лица, сколько в том ущербе, который причиняется обществу в виде подрыва авторитета и престижа законной власти, а также охраняемым уголовным законом общественным отноше­ниям. Честь, служебный долг, бескорыстие являются категориями моральными и всегда терпят ущерб при совершении должност­ным лицом любого преступления.

Для определения собственно юридического содержания взяточничества необходимо установить ту отправную точку, которая позволила бы охарактеризовать это явление. В настоящее время под взяткой понимается взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества: мебели, одежды, антикварных изделий, продуктов питания, спиртных напитков, предоставления туристических путевок, ремонта квартиры, строительства дачи и т.д., а также иные формы имущественной выгоды (занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.). Взятка дается должностному лицу за выполнение (невыполнение) тех действий, которые тот мог совершить с использованием своего должностного положения. В любом случае взятка как предмет преступления должна обладать следующими признаками:

а) это имущественное вознаграждение;

б) оно вручается должностному лицу государственного органа или учреждения либо органа местного самоуправления;

в) ее передача обусловлена совершением либо несовершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица[70].

Согласно законодательству субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, а субъектом дачи взятки и посредничества как должностные, так и недолжностные лица. Объектом взяточничества является неподкупность должностных лиц. При этом следует понимать неподкупность не как некую сугубо моральную норму, которую вольно соблюдать или не соблюдать, а как неподкупность именно должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей. В этом случае посягательство на неподкупность должностных лиц надлежит рассматривать как одну из форм посягательства на правильную деятельность государственного аппарата, органов местного самоуправления, что само по себе представляет опасность для общества.

В зависимости от того, какого решения пытаются добиться от должностного лица, различают следующие типы взяток: дело­вые, «тормозящие» и прямой, или тотальный, подкуп. Деловые взятки - это платеж государственным и муниципальным служа­щим с целью обеспечить и ускорить выполнение ими своих долж­ностных обязанностей. «Тормозящие» взятки представляют собой плату должностному лицу за приостановление действий, вхо­дящих в его компетенцию. Целью тотального подкупа является не конкретная услуга, а изменение поведения должностного лица, с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в государственном или му­ниципальном органе или учреждении и внешне действуя в рамках предоставленных полномочий, на деле отстаивало своекорыстные интересы взяткодателя[71].

В законодательстве по способу вручения различают явную взятку, при передаче которой оговаривают те деяния, которые желаемы от должностного лица, и завуалированную взятку, кото­рую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжествен­ным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в кар­ты, явно завышенную оплату каких-либо работ или услуг и т.п. По характеру совершаемых за взятку деяний выделяют взятку-мздоимство, которая вручается за законное деяние должностного лица, и взятку-лихоимство, вручаемую за незаконные действия[72].

По времени вручения взятки разделяются на взятку-подкуп и взятку-благодарность. Взятка-подкуп характеризуется следую­щим признаком: вручению взятки предшествует предваритель­ное соглашение о ней, и получена она может быть лицом как до, так и после совершения услуги должностным лицом. Понятие «взятка-благодарность» предполагает получение должностным лицом вознаграждения после совершения действий, желатель­ных для «дающего», но заранее не обусловленных. Она препод­носится лицу в виде подарка, вознаграждения за услугу. Взятка-благодарность, бесспорно, причиняет ущерб деятельности и ав­торитету власти и государства, однако представляется, что этот вид принятия взятки менее общественно опасен. В этом случае должностное лицо, действуя в интересах взяткодателя, руковод­ствуется не целью получения взятки, а иными корыстными мо­тивами (личные, карьеристские, дружеские и т.д.). В то же время при определении степени общественной опасности взятки-вознаграждения следует иметь в виду, что регулярное принятие благодарностей в виде взятки ведет к моральному разложению должностных лиц, и они начинают прикидывать в каждом случае, есть ли надежда на последующее вознаграждение, что сказывается на качестве их деятельности и нередко является преддверием вы­могательства взятки-подкупа.

Многоукладность экономики, возможность перехода от одной формы собственности к другой с одновременным переходом ее от одного субъекта к другому создают благоприятные усло­вия для развития коррупционных тенденций в сфере управле­ния, которые уже не укладываются в понятие «взяточничество». К тому же легализация теневых экономических структур измени­ла соотношение различных форм собственности и соответственно их влияние на коррупцию. Важной проблемой, тесно связанной с коррупцией, становится «отмывание» денег, полученных кри­минальным путем (рэкет, незаконный оборот наркотиков и т.д.). Этот процесс охватывает коррумпированные чиновничьи струк­туры. Важным направлением борьбы с коррупцией становится правовая стабилизация, четкое нормативное регулирование от­ношений собственности, статуса собственника. В экономических взаимоотношениях между предприятиями, гражданами взяточни­чество развито едва ли не больше, чем в сфере отношений с го­сударством. В условиях конкурентной борьбы с помощью взятки приобретается право поставки или приобретения продукции, сни­жения цены и т. д. Взятка является как бы одним из инструментов оплаты и элементом конкуренции[73].

Механизм взяточничества одних наделяет силой, возможно­стями и незаконными привилегиями, а других лишает законных прав и свобод. Все это порождает в обществе ненависть, злость, зависть, разрушает моральные устои, веру в справедливость и пра­воту власти, честность и неподкупность государственных и муни­ципальных служащих.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...