Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация,




БЕЛОРУСCКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

 

Автор-составитель

Ф. В. Дробеня

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII–XVIII вв.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Курс 2

Семестр 3

Зачет

Е 1-23 01 09 01 Журналистика международная

Е 1-23 01 08 02 Аудиовизуальные СМИ

Е 1-23 01 08-03 Журналистика (веб-журналистика)

Е 1-23 01 08-04 Журналистика (менеджмент СМИ)

Е 1-23 01 08 01 Печатные СМИ

Е 1-23 01 07 Информация и коммуникация

Экзамен

Е 1-23 01 10-03Литературная работа (творчество)

Е 1-23 01 10 Литературная работа

 

Минск

Содержание:

Организационно-методический раздел (цель, задачи, особенности, распределение часов)

2. Содержание дисциплины

3. Литература для обязательного чтения

4. Темы лекций с планом

5. Планы семинарский занятий

6. Вопросы для промежуточного микрозачета

7. Вопросы для экзамена / зачёта

8. Учебники и учебные пособия

9. Дополнительная литература

10. Вопросы по лекционному курсу

11. Основные понятия, которые должен усвоить студент, в процессе изучения курса

 

 


I.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в подготовки журналистов)

 

Курс «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» предполагает знакомство со спецификой литературного процесса, совпавшего с периодом первых буржуазных революций, с изменением концепции мира и человека, с усложнением картины окружающей действительности.

Искусство и литература изучаемого периода отличались сложностью и разнообразием: в XVII веке развиваются во взаимодействии и противоборстве ренессансный реализм, барокко и классицизм; в XVIII веке, получившем название эпоха Просвещения, развиваются просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Выявление особенностей этих направлений и их воплощения в образцах художественных произведений разных родов является основной целью курса.

Актуальность курса определяется задачами журналистского образования, необходимостью дать студентам представление о литературном процессе в зарубежных странах 17-18 веков, о способах выражения авторской позиции, о проблематике литературных произведений периода барокко, классицизма и Просвещения.

Определенная сложность связана с тем, что количество часов, отводимое на изучение курса, ограничено. Поэтому целесообразно рассмотрение материала не по принципу национальных литератур, а по проблемному или тематическому принципу: «Литература барокко», «Литература классицизма», «Литература эпохи Просвещения» и т. п. Естественно, что и круг произведений, входящих в рамки курса, достаточно ограничен: это наиболее известные образцы направления или жанра.

Распределение часов курса по темам и видам работ

№п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия КСР
  Литература барокко.   Лекции Семинары  
     
  Литература классицизма        
  Литература Просвещения. Проза.        
  Драматургия Просвещения.        
  Всего        

 


II.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература XVII века: общая характеристика

Литература XVII в. и ее место в мировом литературном процессе. Неравномерность и противоречивость развития европейских стран в XVII в. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница). Рационализм как основа познания действительности. Основные литературные направления: барокко, классицизм, ренессансный реализм. Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современном литературоведении. Взаимовлияние различных литературных направлений и восприятие предшествующей ренессансной традиции в творчестве крупнейших писателей XVII века.

I.

Маньеризм и барокко конца XVI и XVII века

Трагизм мироощущения как основа барочного искусства. Течения в искусстве барокко, его особенности в разных странах. Идеи хаоса, изменчивости мира и иррационального начала. Своеобразие приемов и методов изображения действительности в литературе барокко.

1.1.Поэзия барокко.

Л. до Гонгора (Испания), Д. Марино (Испания) – выдающиеся поэты барокко. Основные темы, мотивы. Мистицизм, фантастичность образов, слова-символы. «Темный стиль», усложненный синтаксис их стихов. Маринизм и гонгоризм (культеранизм) как направления в барокко.

Поэзия Тридцатилетней войны. Андреас Грифиус — крупнейший поэт немецкого барокко.

Английская поэзия. Дж. Донн и школа «метафизиков». Дж. Мильтон и его поэмы. Сочетание традиций Возрождения и пуританской дидактики. Библейские мотивы в поздних поэмах. Сложное соотношение лирического, эпического и драматического начал в поэме «Потерянный рай».

1.2. Роман в литературе барокко.

Испанский плутовской роман. Традиции гуманизма эпохи Возрождения (
Ф. де Кеведо, Л.В. де Гевара). Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен — крупнейший представитель немецкого барокко. Картина народных бедствий в романе “Симплициссимус”. Образ главного героя. Своеобразие модели мира, созданной в произведении. Жанр. Утопия в романе Гриммельсгаузена.

Прециозная литература. «Низкое» и «высокое» барокко. Развитие галантно-героического и бытописательного романов (М. Де Скюдери, Ш. Сорель, П. Скаррон).

1.3. Драматургия барокко.

Традиции ренессансной драмы в испанском театре XVII столетия. Французская барочная традиция. Ш. Сорель и С. де Бержерак. Творчество П.Кальдерона. Периодизация творческого пути. Отличительные особенности драматургического метода. Морально-философские драмы Кальдерона «драмы чести» («Стойкий принц»), «комедии плаща и шпаги» («С любовью не шутят»). Драма «Жизнь есть сон» как образец драматургии барокко, проблематика внутреннего и внешнего конфликта, идея духовного перерождения человека, особенности поэтики.

II.

Классицизм

Исторически прогрессивный характер французского абсолютизма XVII в. Эстетика классицизма. Учение об абсолютности идеалов прекрасного. Разум как главный критерий художественной правды. Универсальность типов человеческих характеров.

Нормативный характер классицистической эстетики, регламентация жанров и стилей. Борьба теоретиков классицизма за гражданственность в искусстве. Никола Буало — теоретик классицизма («Поэтическое искусство»).

2.1. Художественная проза и поэзия классицизма.

Поэзия Ф. Малерба, его роль в выработке классицистической доктрины. Басни Ж.де Лафонтена. Мастера афоризма — Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Де Лабрюйер. «Принцесса Киевская» М. Де Лафайет как психологический роман.

2.2..Драматургия классицизма.

П.Корнель и его эпоха. Периодизация творчества. Жанр историко-политической трагедии Корнеля как наиболее отвечающий запросам времени. Категория героического в творчестве французского драматурга. Трагедия «Сид» и классицистическая доктрина. Спор о трагедии, критика Французской академии. Общественные и нравственные конфликты в трагедии «Гораций». Система образов, гуманистический пафос произведения и классицистический канон. Позднее творчество Корнеля. Влияние барочной литературы. «Родогуна» как типичная трагедия «второй манеры» Корнеля.

Ж. Расин и новый этап французского классицизма. Роль янсенизма в формировании мировоззрения драматурга. Периодизация творчества. Эстетические воззрения Ж. Расина, специфика жанра трагедии, античные сюжеты, образы в его произведениях.

Трагедия «Андромаха». Конфликт и его разрешение. Центральные образы трагедии — мастерство психологического анализа, проблема положительного героя. «Британик» как политическая трагедия. Проблема власти и моральных принципов.

Трагедия «Федра» — вершина творчества Расина. Трагизм внутреннего конфликта главной героини. Тема душевного разлада в произведении.

Мольер и комедия классицизма. Творческий путь Мольера. Периодизация творчества. Проблематика и поэтика ранних комедий. Социальные комедии («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»). Специфика конфликта, приемы комического. Схематизм образов — выразителей определенных пороков, их принадлежность к конкретной социальной среде. Тема буржуазии в комедиях Мольера («Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Демократизм творчества Мольера.

III.

Литература эпохи Просвещения: общая характеристика

Просвещение — широкое идеологическое движение. Антифеодальный характер Просвещения. Идейная связь с гуманизмом Возрождения. Просветительские концепции человека и государства. Признание огромной воспитательной роли литературы. Философская направленность творчества просветителей. Основные литературные направления эпохи: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Национальное своеобразие Просвещения в европейских литературах.

Английская литература эпохи Просвещения

Влияние буржуазной революции XVII века и промышленного переворота на общественную мысль Англии. Умеренно-эволюционистский характер английского Просвещения.

Даниэль Дефо. Памфлеты «Кратчайший путь расправы с диссидентами» и «Гимн позорному столбу». Роман «Робинзон Крузо» – классика просветительского реализма. Образ Робинзона Крузо. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение труда в романе.

Джонатан Свифт. Раннее творчество. Антиклерикальная сатира в памфлете «Сказка о бочке». «Письма суконщика» и их связь с национально-освободительной борьбой Ирландии. Роман «Путешествие Гулливера»: сатира на буржуазно-дворянскую Англию. Утопия в романе Свифта. Особенности сатирического мастерства Свифта.

Сентиментальные романы Самюэля Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель», «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди».

Генри Филдинг. Роман «История Тома Джонса, найденыша» — одна из вершин европейского просветительского реализма. Образы Тома Джонса и Софьи Вестерн.

Тобиас Джордж Смоллет и его роман «Приключения Перигрина Пикля». Склонность писателя к гротеску и карикатуре. Роман в письмах «Путешествие Хенри Клинкера».

Английский сентиментализм. Противопоставление разуму чувства. Новый подход к изображению действительности. Роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена». «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии пастора Йорика» — пародия на просветительский роман. Образ «чувствительного путешественника».

Роберт Бернс — великий шотландский поэт. Национальные истоки его творчества. Жизнерадостность поэзии. Философская баллада «Джон — ячменное зерно».

Ричард Бринсли Шеридан и его место в английской драматургии. Комедия «Школа злословия». Острая конфликтность ситуаций, своеобразие сатиры Шеридана.

Французская литература эпохи Просвещения

Кризис французского абсолютизма. Идеология «третьего сословия» и Просвещение во Франции. Просветительская философия как идеологическая подготовка буржуазно-демократической революции. Философские, политические и эстетические концепции Просвещения во Франции. Принцип общественной полезности искусства.

Аббат Прево и его психологический роман «Приключение шевалье де Грие и Манон Леско».

Наследие Ш.Л. де Монтескье. Роман «Персидские письма».

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) — глава французских просветителей. Борьба Вольтера с феодализмом, католической церковью, социальной несправедливостью и невежеством. Драматургия Вольтера. Осуждение абсолютизма и защита демократических свобод в трагедии «Смерть Цезаря». Драма «Фанатизм, или Пророк Магомет». Поэма «Орлеанская девственница», ее антиклерикальная направленность. «Философские повести» Вольтера. Повесть «Кандид, или Оптимизм». Образы Кандида и Панглоса. Критика теории мировой гармонии Лейбница. Образ Эльдорадо — утопия Вольтера. Вольтер и Россия.

Дени Дидро: жизнь и творчество. Роль Дидро в подготовке французской энциклопедии. Драматургическая концепция Дидро: стремление приблизить искусство к жизни («Парадокс об актере»). Роман Дидро «Монахиня». Проблематика философских повестей Дидро «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист и его Хозяин». Просветительский реализм Дидро. Дидро и Россия.

Жан-Жак Руссо. Его роль в европейском Просвещении. Эстетические взгляды Руссо. Философский роман «Эмиль, или О воспитании». Роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Психологизм «Исповеди» Руссо. Руссо и «руссоизм» в мировой литературе.

Пьер Бомарше. Продолжение традиций Мольера в драматургии Бомарше. Комедия «Севильский цирюльник». Комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро». «Главный интерес этой пьесы — политический: она была злой сатирой на аристократию XVIII века» (В. Г. Белинский). Бомарше и мировой театр.

Итальянская литература эпохи Просвещения

Итальянское Просвещение. Жизнь и творчество К. Гольдони. Пьеса «Слуга двух господ».

Театральные сказки К. Гоцци.

Немецкая литература эпохи Просвещения

Особенности Просвещения в Германии. Философская направленность немецкой просветительской литературы и эстетики.

Литература периода “Бури и натиска”, ее антифеодальный характер и идейная противоречивость (Г. Бюргер, Я. Ленц, Ф. Шиллер, И.В. Гете).

Готхольд Эфраим Лессинг — крупнейший идеолог и писатель Просвещения Германии. Борьба Лессинга за национальную самобытность, гражданственность и реализм немецкого искусства. Эстетические труды Лессинга («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Драма «Эмилия Галотти», ее антифеодальная направленность. Борьба с религиозным фанатизмом в философской драме «Натан Мудрый».

Фридрих Шиллер — драматург и поэт. Первая драма Шиллера «Разбойники». Образ Карла Моора — мятежника и разрушителя. «Коварство и любовь» — «первая немецкая политически тенденциозная драма» (Ф. Энгельс). Поздняя драматургия Шиллера. Трилогия «Валленштейн». Идеи свободомыслия в драме «Вильгельм Телль». Лирика Шиллера. Баллады Шиллера «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли».

Иоганн Вольфганг Гете — великий поэт Германии. Творчество Гете в период «Бури и натиска». Философская драма «Прометей», ее гуманистический пафос. Трагедия «Гец фон Берлихенген». Традиции Шекспира и разрыв с классицизмом в гетевской драматургии. Роман «Страдания юного Вертера». Раскрытие «жизни сердца» героя. Веймарский период. Драмы «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», «Эгмонт». Формирование творческой личности в романе «Вильгельм Мейстер» («Годы учения» и «Годы странствий»). Лирика Гете.

Трагедия «Фауст» — вершина творчества И. В. Гете. История создания. Проблема жанра и творческого метода, специфика композиции и ее связь с идейным замыслом автора. Философская проблематика трагедии. Назначение «Пролога в театре» и «Пролога на небесах». Система образов в трагедии «Фауст». Путь исканий Фауста, его эволюция. Идейно-композиционное значение образа Мефистофеля. Трагедия Маргариты. Библейские, мифологические образы, аллегорические фигуры, их функции в произведении Гете. Смысл финала произведения. Переводы «Фауста» на русский язык.

III.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

XVII век

1. Кальдерон П. Жизнь есть сон. Стойкий принц. Дама-невидимка.

2. Кеведо Ф. История жизни пройдохи по имени дон Паблос.

3. Гонора Л. де. Лирика.

4. Корнель П. Сид. Гораций.

5. Расин Ж. Андромаха. Британик. Федра.

6. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве. Скупой. Мизантроп.

7. Лафонтен Ж. Басни.

8. Бержерак С. де. Иной свет, или Государства империи Луны.

9. Буало Н. Поэтическое искусство.

10. Ларошфуко Ф. де. Максимы и моральные размышления.

11. Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы этого века.

12. Гриммельсгаузен Г.Я. К. Симплициссимус.

13. Грифиус А. Лирика.

14. Донн Д. Лирика.

15. Мильтон. Потерянный рай.

 

XVIII век

1. Дефо Д. Робинзон Крузо.

2. Свифт Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера.

3. Ричардсон. Памела, или Вознагражденная добродетель.*

4. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Джозеф Эндрус.

5. Шеридан Р. Школа злословия.

6. Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

7. Смоллетт Т. Приключения Перигрина Пикля (или Приключения Родерика Рэндома).

8. Бернс Р. Стихотворения.

9. Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско.

10. Монтескье Ш.Л. де. Персидские письма.

11. Вольтер. Орлеанская девственница. Кандид.

12. Дидро Д. Монахиня.

13. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза.

14. Бомарше П.О. Женитьба Фигаро.

15. Лессинг Г.Э. Лаокоон.

16. Шиллер И.К.Ф. Разбойники. Коварство и любовь.

17. Гете И.В. Лирика. Фауст.

18. Гольдони К. Слуга двух господ.

19. Гоцци К. Турандот.

IV.

ТЕМЫ ЛЕКЦИИ C ПЛАНОМ

Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...