Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба направлений. Барокко




Предпосылки формирования нового взгляда на мир и человека в культуре XVII века.

Кризис ренессансного гуманизма как предпосылка формирования барочного образа человека. Эстетические принципы барокко. Произведение искусства в контексте барочной культуры. Динамически напряженные отношения между формой и содержанием как примета барочного произведения искусства. Характерные черты стиля барокко. Поэзия испанского барокко: Луис де Гонгора-и-Арготе, Хуан Боскан, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас. Специфика развития испанской литературы в XVII в. и исторический процесс. Барочная драматургия в творчестве Кальдерона. Новаторство.

2) Французская литература XVII в. Драматургия классицизма

Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции. Соотношение и борьба направлений.Исторические и социальные предпосылки эстетики классицизма. Теоретики классицизма: Ф. Малерб и
Н. Буало. Французский классицистический театр: драматургия П. Корнеля,
Ж. Расина, Ж. Б. Мольера. Нормативность классицизма. Специфика драматического конфликта и принципы создания образа героя.

Литературный процесс в западноевропейских странах в XVIII в. Понятие о Просвещении

Понятие «эпоха Просвещения». Антифеодальный характер искусства XVIII века. Просвещение как единый, но внутренне противоречивый «диалогический» тип культуры, порожденный неразрешимыми коллизиями самоутверждающегося новоевропейского Разума. Проблема цивилизации и естественного человека в литературе Просвещения. Литература эпохи Просвещения. Основные тенденции. Направления. Жанры и формы. Новаторство. Границы и периодизация литературы эпохи

Просвещения. Просвещение в Англии.

Особенности Просвещения во Франции. Периодизация.

Специфика культурного процесса в Германии. Периодизация.

Реализм и сентиментализм в литературе Просвещения.

Западноевропейский театр в эпоху Просвещения

Театр в эпоху Просвещения в Англии.

Французский театр XVIII века.

Формирование немецкого театра.

Итальянский театр. Драматургия итальянское Просвещение. XVIII века. Творчество Гольдони и Гоцци. Реформа итальянского театра Гольдони. Театральные сказки Гоцци, значение для развития итальянской драматургии.

V.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

Национальное своеобразие и развитие барокко в странах Европы

1. Теоретический вопрос общий для всех

Барокко как выражение кризиса ренессансных идей. Концепция мира и человека в искусстве барокко. Общие черты мировосприятия и эстетики барокко, борьба различных течений и стилевых тенденций в пределах барокко. Основные оппозиции барокко: надежды Ренессанса / жестокая действительность; античность / христианство; жизнь / смерть; гедонизм / аскеза; вера в науку / мистицизм и др.

2.

а) Испанский вариант барокко Луис де Гонгора.

б) Итальянское барокко Джамбаттиста Марино.

в) Английское барокко Джон Донн.

г) Национальный вариант барокко в Германии Мартин Опиц.

д) Французский вариант барокко Венсан Вуатюр.

 

Задание.

Каждому студенту: подготовить ответ на теоретический вопрос.

Старостам разделить группу на 5 подгрупп. Каждая подгруппа готовит материал по одному из представителей западного барокко (Испания, Италия, Англия, Германия, Франция).

3. Каждому студенту в подгруппе:

а) освоить биографию и лирику «своего» автора;

б) доказать, что его творчество принадлежит эстетике барокко (привести развернутую аргументацию);

в) найти в творчестве черты поэтики барокко (выписать примеры);

г) выучить одно стихотворение на память;

д) составить краткую аннотацию 3-4 произведений (тема, образные средства и т.д.).

Тексты для обязательного чтения: лирика одного из авторов Луис де Гонгора, Джамбаттиста Марино, Джон Донн, Мартин Опиц, Венсан Вуатюр (в хрестоматии или сборниках стихов данных поэтов)

Литература

1) Пуришев Б.И. Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в.

2) История зарубежной литературы 17-го века. М., 2001.

3) 17-й век в мировом литературном развитии / сб. ст. М., 1969.

4) Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

 

Практическое занятие № 2

Эстетика барокко и драма П.Кальдерона «Жизнь есть сон»

1. Поиски смысла бытия в драме П.Кальдерона «Жизнь есть сон»:

o жанровое своеобразие;

o композиция драмы;

o тематическое своеобразие;

o художественное время и пространство;

o метаморфозы Сегиcмундо: инерция бытия и обретение реальности;

o сон как литературный прием;

o сон и реальность;

o фатум и свобода выбора жизненного пути;

o метаморфозы короля Басилио: следование року и преодоление рока;

o женские образы.

2. Интерпретация названия драмы.

Литература

1) Кальдерон П. Жизнь есть сон // Педро Кальдерон. Пьесы. В 2-х томах. М., 1961. Т.1.

2) Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. М., 1967.

3) Аветисян В.А. Гете и Кальдерон // Гетевские чтения. 1984. М., 1986. С.96-110.

4) Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.

5) Бояджиев Г.Н. Кальдерон // История зарубежного театра. Ч.1. М., 1971. С.161-169.

6) Кальдерон и мировая литература. Л., 1986.

Практическое занятие № 3

Классицистическая трагедия: П.Корнель, Ж.Расин

1. Жанр трагедии и его место в системе литературных жанров XVII века.

2. «Сид» П.Корнеля и эстетика классицизма:

o суть конфликта: столкновение личного и государственного интересов;

o концепция образов Сида и Химены;

o своеобразие композиции «Сида»;

o художественные приемы.

3. «Федра» Ж.Расина как психологическая трагедия:

o суть конфликта и его художественное решение;

o источник сюжета; актуализация античного образца;

o рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;

o образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;

o характер монологов в трагедии.

4. «Сид» Корнеля и «Федра» Расина: соотнесенность с эстетикой классицизма.

Сообщение: «Поэтическое искусство» Н. Буало – своеобразный кодекс классицизма.

Литература

1) Корнель П. Сид // Корнель Пьер. Театр. В 2-х тт. М., 1984. Т.1 / Здесь: статья А.Д.Михайлова «Театр Корнеля». С.605-666.

2) Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

3) Курилов А.С. Французский классицизм // В.Г.Белинский и литературы Запада. М., 1990. С.65-85.

4) Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

5) Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968

Практическое занятие № 4

Комедия Мольера «Дон Жуан»

1. Проблематика комедии (злободневный и общечеловеческий аспекты); перекличка с другими произведениями автора.

2. Характеры в комедии, персонажи положительные и отрицательные.

– «Дон Жуан»: своеобразие мольеровской трактовки вечного образа; жизненные позиции героя, черты характера.

– Сганарель – оппонент или соглашатель? Как разрабатывается Мольером параллель «хозяин и его слуга»?

– Каковы функции героев второго плана?

3. Черты высокой комедии в «Дон Жуане».

Сообщение: Замысел комедии «Дон Жуан», ее место в творчестве Мольера, отражение в ней человеческой и художественной индивидуальности автора.

Литература

1) Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю.Гинзбурга и С.Великовского).

2) Мольер Ж.–Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. – М.: Искусство, 1965–1967 (вст. ст. и комментарий Г.Н.Бояджиева).

3) Бордонов Ж. Мольер. – М.,1983.

4) Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.

5) Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

Практическое занятие № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...