Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодежная субкультура: социально-экономические причины зарождения




•* Перед^ молодыми людьми в сложный период перехода из дет­ства ^_о_взрослость_ЕОзликает множество сложных проблем, кото­рые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жиз1^ш1Ь1Й_опыт взрослых. Им необходима группа сверст­нике^ кртор^е^^ш^в^юхся с теми же самыми проблемами, имеют-гакие же ценности II идеалы. Этот период неопределенно­сти возникает^ потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности и вступаетТю взрослость — период максимальной ответственности/Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумули­ровавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накоплен­ный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Среди социальных причин возникновения молодежной субкуль­туры -на Западе обычно называют две ведущие:

1) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной
прослойки в 50-е годы;

2) появление новых средств записи и распространения музы­
кальной культуры (радиоприемников, магнитофонов и т.п.).

Молодежь и молодежная культура — явления сравнительно новые. Молодежная субкультура появилась в Америке и Западной Европе приблизительно в 50-е годы, а в России — в 50 — 60-е. Раньше о молодежной субкультуре и тинэйджерах как о самосто­ятельном явлении не говорили. Еще в 40-е годы юноши покупали те же самые вещи, что и их старшие сограждане, танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одева­лись практически так же.

В 50-е годы страны Запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расхо-, ды. На это моментально откликнулись предприниматели. Раеши-рилась^сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тира­жи журналов и книг для молодежи, объемы производства това­ров широкого потребления. В обиход стало входить понятие мо­лодежной моды и т.п.

Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 50-х го­дов в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и современных панков. В 60-е годы Америку захлестнула волна дви­жения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студен­ческие бунты, а в 70-е годы Германию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксист­ского толка. ч


50-е годы на Западе — это период экономического подъема, роста материального уровня жизни населения, укрепления пози­ций среднего класса, расширения вакансий для молодых на рын­ке труда. Тогда произошли серьезные подвижки в социальной струк­туре западного общества: на историческую сцену выходит новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую ауди­торию, — молодежь. В карманах молодых людей появились день­ги, которые они могли спокойно тратить на путешествия, досуг, культурный отдых. Многие потянулись к высшему образованию. А это означает более позднее обзаведение семьей и повышение тре^ований_к_качеству досуга. Перемены были разительными: одщ раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все^Го коп&й^и^тдать^семейньш бюджет, то теперь онй^"значительную частГостащшди на.личную жизнь.

Прод«>шше^шость^ предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодежи. Возникают такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движения, молодежная субкультура. Еще в 30-е годы наметился подъем в отраслях грамзаписи, производства фильмов и т.п. Только экономическое процветание общества и становле­ние мощного среднего класса в Америке позволили молодежи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о спе­цифических, вначале культурных, а затем и политических инте­ресах. Свидетельством последних служит мощная волна студен­ческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г., изменив­шая политическое лицо и структуру мира;^

Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофон­ных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специ­альных молодежных программ, а шире — на шоу-бизнес. К тому времени взрослый рынок развлечений достиг насыщения, зато от­крывались широкие перспективы на молодежном рынке благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан. На молодежь переориентировалась индустрия моды, годовой обо­рот которой достигает фантастических размеров — 25 млрд долл.

Ускорение технического прогресса — еще один фактор появ­ления и утверждения молодежной субкультуры. Если раньше, в традиционном обществе, в течение жизни одного поколения тех­ники менялось несколько поколений людей, то в постиндустри­альном обществе на протяжении жизни одного поколения людей сменяется несколько поколений техники. В качестве примера до­статочно привести радикальные изменения в компьютеризации, происходящие каждые 5 — 7 лет. А что означают столь радикаль­ные технические изменения в обществе? Оказывается, они влекут за собой не менее радикальные социальные изменения.


Каждое новое поколение техники открывает перед человечеством новые возможности, а значит, пробуждает к жизни новые цели, идеалы, ожидания, стили моды и ориентиры. Электрогитара, вы­теснившая обычную гитару, явилась не только технологическим изменением. С ней пришла новая эпоха в молодежной субкультуре, носителем которой выступило новое поколение молодых людей. Только в сфере компьютеров за последние 20 лет насчитывается несколько поколений молодых фанатов, разговаривающих на раз­ных языках, верящих в разные цели и жизненные приоритеты, обладающие разными профессиональными и жизненными навы­ками. Поколение ЭВМщиков совершенно не понимает нынешнее поколение поклонников виртуальной компьютерной реальности.

С ускорением технического прогресса сократились циклы сме­ны технической моды. Только 2 — 3 года держится мода на одно технологическое новшество. Зародившись в центре, в передовых странах, новое веяние благодаря современным средствам комму­никации моментально достигает периферии. Через короткий про­межуток времени на смену приходит новое увлечение. За подоб­ной гонкой способна угнаться только молодежь.

Да и в самой молодежи, несмотря на достаточно короткий срок молодости (возраст тинэйджеров 13 —19 лет), успело образовать­ся несколько поколений. Например, появившееся в конце 60-х годов российское движение хиппи к середине^О-х годов раздели­лось на старую генерацию, систему и пацифистов. В 80-е годы все они именовались системой, в которой вновь стали выделяться поколения, но уже за более короткие промежутки времени — примерно каждые 2 — 4 года. Первое поколение, составившее ядро системы, именовало себя просто хиппи^ второе называется хай-растые (от англ. Нагг — волосы). Нацмену им пришли панки, кото­рых^ заменили металлисты^ а поз^ж^ТТбявилйсь люберы. Каждая - новая волна не только сохраняла прошлые традиции, но и вноси­ла культурные инновации, строила с другими «поколениями» не всегда простые взаимоотношения.

Молодежь уже 1те выступает, как прежде, ед^нъш монолитом, протигю^тоягщм^тагдшмужокодению. Внутдэи молодежи проти­воборствуют и сосуществуют несколько поколений, исповедую­щих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкаль­ным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого. В свою оче­редь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрастаю­щее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение технического прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнообразной технологии, компьютеров, аудио- и видео­кассет, плейеров и т.п.

Когда в середине 50-х годов начался бум молодежной культу­ры, первыми потребителями продукции массовой культуры вы-



ступил рабочий класс. В начале XX в. социальной базой и зритель­ской аудиторией кинематографа в США служил главным образом рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего клас­са. Представители среднего класса подтянулись к молодежной куль­туре позже. Экономически они дольше являлись несамостоятель­ной категорией: до 21 — 23 лет им приходилось учиться в коллед­же или университете. Зарабатывать на жизнь и тратить деньги по своему усмотрению молодежь из среднего класса могла в более позднем возрасте. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую самостоятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...