Первичная и вторичная социализация
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация — в рамках формальных институтов (школа, институт, производство). Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают: 1) с формальными и неформальными институтами; 2) первой и второй половиной жизни. Это два разных подхода в трактовке данных понятий. В зарубежных и отечественных учебниках встречаются оба подхода. В одном случае говорится о том, что первичная социализация — это обучение социальным нормам в первой половине жизни, т.е. в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, т. е. вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим. В дру- гих учебниках пишется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, т.е. школы, производства, армии, милиции и т.д. Мне кажется более убедительным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий. Будем придерживаться именно его. Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии существует сложившаяся традиция употребления терминов «первичная» и «вторичная». Она появилась в начале XX в. благодаря основополагающим трудам выдающегося американского социолога Ч. Кули (1864 — 1929), одного из основоположников теории социализации. Он ввел в употребление термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).
Первичные группы — это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная группа — армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных группах. Первичные социальные группы — это сфера личностных отношений, т. е. неформальных. Вторичные социальные группы — это сфера деловых отношений, т.е. формальных контактов. Формальными называются такие контакты, или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример — армия. Неформальным называется такое поведение между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которого не регулируется никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример — семья. Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла (рис. 14). Неформальные институты, так же как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется в середине жизни> Социология
Этапы жизненного цикла Рис. 14. В течение жизни на индивида оказывают влияние формальные и неформальные агенты социализации. В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения
Достоверность данного суждения очевидна на уровне здравого смысла. Ребенок, как и старик, тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит их существование. Старики и дети менее подвижны в социальном плане, более беззащитны, они менее активны политически и экономически. Дети еще не стали производительной силой общества, старики уже перестали ею быть; и те и другие нуждаются в поддержке зрелых родственников, находящихся в активной жизненной позиции. После 18 — 20 лет человек начинает активно заниматься бизнесом и делать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе — те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за материнскую руку? Обе группы — первичная и вторичная, — как и оба типа отношений (неформальные и формальные) жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации. Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он берет людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации — родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, т.е. начальники и коллеги? В агентов первичной социализации — друзей и знакомых. Таков еще один закон, или принцип, социализации — кругооборота вещей в природе, закон взаимопревращения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|