Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственно-общественные объединения учебного заведения: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д.




 

Одним из методических условий повышения профессиональной компетентности, а, следовательно, и (успешности) результативности педагогов, является выстраивание системы тематических педагогических советов.

Педагогический совет это орган, который обладает стратегическим и тактическим началом. Он является важным элементом, направленным на развитие всего ОУ, определяющим важнейшие проблемы образования и конкретного образовательного учреждения; решение поставленных задач и определение эффективных путей их решения.

Как никакой другой орган, педагогический совет влияет на качество образовательного процесса, а следовательно и результативность деятельности педагогов и учащихся. Несмотря на то, что педагогический труд имеет свои специфические особенности - результативность деятельности педагогического коллектива отличается известной отсроченностью (латентным периодом). Качество его работы проявляется в последующей деятельности учащихся и требует специфических критериев.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы ОУ. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».

В постоянный состав педсовета входят директор (председатель), его заместители, все преподаватели, воспитатели, организаторы внеклассной работы, социальные педагоги, библиотекарь, могут входить председатель родительского комитета, представитель учредителя. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, учащиеся. Председателем педагогического совета школы является директор ОУ (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Целью каждого педагогического совета является сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития ОУ, с современным направлением модернизации образования, с переходом образовательных учреждений на сетевое взаимодействие и на реализацию профильного обучения. Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и определить главную задачу: расширение информационного поля педагогических работников в области новых образовательных технологий и их использования в образовательном процессе.

Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.

 

Определены такие виды деятельности педагогического совета: обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, освоению новых педагогических технологий, распространению передового опыта; решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.; рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения; проведение опытно-экспериментальной работы; определение направлений взаимодействий учебного заведения с различными организациями.

Функции педагогического совета. Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы: Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие. Законодательные - выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником. Совещательные - обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций. Диагностические - проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований. Планово-прогностические - обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ. Экспертно-контролирующие - заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава ОУ, единых требований к учащимся, о работе с родителями. Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы ОУ в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа. Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие. Информационное направление - сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта. Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта. Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий. Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства. Активизирующее направление - активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой. Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег. Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются: в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учащимися, с педагогическими коллективами других ОУ; в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, ОУ, семьи, общественных организаций; в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий; в социальной защите учащихся и педагогических коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

 

Содержание педагогического совета. Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления: управление развитием образования; обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования; повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий; личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития ОУ.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями: Модуль А: знания, умения, навыки учащихся Модуль В: образовательные технологии. Модуль С: урок Модуль Д: воспитание. Модуль Е: работа классного руководителя. Модуль F: развитие ОУ. Модуль G: учащийся. Модуль H: педагог. Модуль J: родители (семья, социум). Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G,H,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба ОУ с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с преподавателями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

 

Конкретная тема встающая перед ОУ, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается: освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области; состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.); обзор учебно-методического обеспечения; рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

 

Виды педагогических советов, их проведение. По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные, нетрадиционные. Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум. Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело); диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация. Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп. Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп. 1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография. 2-этап – этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме, изучают документацию образовательного учреждения, разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации. Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме. 3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим: уметь слушать и не прерывать оратора; мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято; мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко; чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое; доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук; вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. Принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями. Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Отношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести: авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж; поверхностное обсуждение поставленных проблем; слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов; почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов; низкая результативность. Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. В качестве рекомендаций предложены законы диспута: диспут – свободный обмен мнениями; на диспуте все активны, в споре все равны. каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен; говори что думаешь, и думай что говоришь; главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются; имей мужество выслушать правду и не обидеться; острое, меткое слово приветствуется; перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются; здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора. Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций. Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии. Группа выбирает исполнителей следующих ролей: автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы; оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты; пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей; реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы. В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра. Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др. Имитация реальной ситуации по ролям. Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности. Весь процесс можно разбить на шесть этапов: 1 этап - разработка игры, составление сценария; 2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи. 3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга. 4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов. 5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение. 6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников. Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете ОУ» и включает весь педагогический коллектив. На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики. Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района. Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д.. Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом. Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет. Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития. Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие. Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данном ОУ технологии. Согласно ст. 19 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования. Таким образом, законодателем выделяются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности. К таким организациям относятся и учебно-методические объединения.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются следующие цели учебно-методических объединений: обеспечение участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ; координация действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования. При этом конкретные права и обязанности учебно-методических объединений на уровне законодательного акта не устанавливаются.

Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и действуют в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Учитывая, что учебно-методические объединения создаются органами государственной власти, они не могут рассматриваться как общественные объединения.

Действующие типовые положения об учебно-методических объединениях относят данные организации к государственно-общественным объединениям. Возможность создания таких объединений допускается Федеральным законом «Об общественных объединениях». При этом впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...