Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 3 глава





лись, не допускают подобного отношения к своим детям.

Роль социальной работы

Хотя и нет такой профессии, которая мог­ла бы претендовать на исключительные пре­рогативы в решении проблемы плохого обращения и плохого ухода, социальная ра­бота играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государст­венные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого обращения и ухода. Социальные работники в этих ведом­ствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений. Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обраще­ния с детьми и нейтрализация их последствий разрабатываются и осуществляются преиму­щественно социальными работниками в госу­дарственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на прово­димую политику и практические действия в этой сфере.

Предполагается, что вклад социальных работников в общее дело в значительной мере определяется их опытом работы с семьями, где допускается плохое обращение и плохой уход за детьми. Однако ситуация осложнена тем, что их практический опыт слабо под­креплен теоретическими знаниями, которые зачастую почерпнуты из литературы, имею­щей отдаленное отношение к теории или научным исследованиям. Анализ содержа­тельной стороны появляющихся в специаль­ных журналах для социальных работников статей по рассматриваемой проблеме показы­вает, что большинство материалов посвящено программам или практическим вопросам и лишь в немногих анализируются теоретиче­ские проблемы или результаты научных изы­сканий. Л. Кэйн (1983) призвал социальных работников не только использовать результа­ты исследований специалистов в других обла­стях в своей практической работе, но и самим не чуждаться научно-аналитической дея­тельности, чтобы определить, насколько эф­фективна их помощь неблагополучным семьям.

Хотя описанию и оценке различных ме­тодов ликвидации последствий плохого обра­щения уделяется серьезное внимание, до сих пор нет согласия относительно критериев их эффективности. Терапевтическая помощь,


 


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


202


203


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


 


консультации у юристов или психиатров — вот перечень наиболее распространенных ус­луг, рекомендуемых в подобных случаях. Но есть основания полагать, что именно они на­именее приемлемы для семей. Если исходить из того, что плохое обращение с детьми связа­но с проблемами бедности, безработицы, низ­кого уровня жилищных условий и здравоохранения, то и приоритет должен от­даваться соответствующим услугам. Однако мало вероятно, чтобы кто-нибудь порекомен­довал эти услуги, хотя именно в них нужда­ются семьи и именно их они готовы принять. Многомерная природа проблемы плохого обращения с детьми и плохого ухода за ними побуждает к такой же многомерности в под­ходе к вмешательству и профилактике. Ключ к эффективности комплексной помощи за­ключается в координации, которая в целом возлагается на сотрудников учреждений по охране детства. Ведущая роль социальных работников при оказании помощи ставит их в положение, позволяющее воздействовать на общую линию и осуществление практиче­ских программ по этой весьма актуальной в настоящее время проблеме.

Э. Миллинг Кинард

См. также: Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита детей.

Cain L. Р. (1983). The Social Worker as Researcher: Adding to the Knowledge Base of Protective Services. In: N. B. Ebeling, D. A. Hill (Eds.). Child Abuse and Neglect: A Guide With Case Studies for Treating the Child and Family (p. 259—274). Boston: John Wright-PSG. • Ebeling N. В., Hill D. A. (Eds.) (1983). Child Abuse and Neglect: A Guide With Case Studies for Treating the Child and Family. Boston: John Wright-PSG. • Hampton R. L., Newberger E. H. (1984, August). Child Abuse Incidence and Reporting by Hospitals: Significance of Severity, Class, and Race. Paper presented at the Family Violence Research Conference, Durham, N. H.

Кетре С H., Silverman F. N., Steele В. К,
Droegemueller W., Silver H. K.
(1962). The
Battered Child Syndrome.— Journal of the
American Medical Association, 181(1), 17—24.

Straus M. A., Gelles R. J., Steinmetz S. K.
(1980). Behind Closed Doors: Violence in the
American Family. Garden City. N. Y.: Anchor
Press. • Sussman A, Cohen S. J. (1975).
Reporting Child Abuse and Neglect: Guidelines
for Legislation. Cambridge, Mass.: Ballinger
Publishing Co.


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ

В реальной жизни зачастую складывают­ся ситуации, в которых родители не в состоя­нии осуществить весь комплекс забот о ребенке и вынуждены прибегать к помощи других лиц. Перед родителями в таком случае открываются две возможности: обратиться в детское учреждение или использовать раз­личные формы ухода за ребенком на дому.

Когда речь идет о детском учреждении, то имеется в виду уход за детьми вне дома — в центре, находящемся под государственным или частным контролем, или в семьях, кото­рые берут на себя заботу о нескольких детях и которые получили название "семейные дет­ские учреждения". Уход за детьми на дому включает разнообразные методы: например, оставление ребенка под опекой других взрос­лых членов семьи, использование приходя­щих лиц для наблюдения за детьми на дому, присмотр старших братьев и сестер за млад­шими, взаимная забота детей друг о друге.

История

Социальная работа по уходу за детьми имеет как бы две истории. Одна из них — история законодательных актов и публичных дискуссий, которая привела в конечном итоге к выработке основных программ, обеспечива­ющих лицензированные услуги детских уч­реждений для семей с низким уровнем доходов, к субсидированию ухода за детьми и к разработке регулирующих деятельность со­циальных служб нормативов. Другая история связана с демографическими процессами, точнее, с изменением степени занятости мате­рей работой по найму, что влекло за собой рост объема услуг по уходу за детьми, органи­зованных семьями у себя дома. Частично эти услуги осуществлялись в кооперации с семь­ями соседей, частично с помощью людей, ко­торые приходили по вызову на дом из специально созданных частных агентств ус­луг по уходу за детьми. Указанные две исто­рии тесно переплетаются, поскольку государственные программы в итоге ответили на порожденные демографическими процес­сами проблемы системой субсидий семьям с детьми, снижением для них подоходного на­лога, а частные корпорации стали принимать во внимание проблемы их сотрудников по вос­питанию детей и предоставлять служащим льготы, позволяющие сочетать работу с се­мейными заботами.


XIX век. В конце XIX в. была основана Национальная федерация работников дневного ухода. При этом предполагалось, что де­тям лучше находиться в яслях, чем в перенаселенных домах, что ясельный уход предпочтительнее помещения ребенка в приют. Однако групповая форма ухода за детьми попала под усиливающийся огонь критики со стороны священнослужителей, работников благотворительных организаций и нарождающихся профессиональных агентств соци­альной работы. На протяжении всей американской истории социальная поддерж­ка нуждающихся в ней детей руководствова­лась идеологией, в соответствии с которой забота о детях со стороны общества — это за­бота об их семьях, это помощь беднякам в решении их проблем.

XX век. В этом столетии федеральные
законодатели уделяли то большее, то меньшее внимание развитию детских учрежде­ний. Так, в 1935 г. Управление по совершенствованию программ помощи созда­ло сеть яслей для детей безработных учите­лей, нянь и лиц других специальностей, выброшенных с работы "великой депрес­сией". Впервые федеральные средства и фон­ды штатов использовались для создания детских учреждений. С началом второй ми­ровой войны, когда нация оказалась в крити­ческой ситуации, смягчить которую можно было, лишь вовлекая женщин в трудовую деятельность, сеть детских учреждений рас­ширилась еще больше. Правительством были выделены средства для 50-процентного суб­сидирования детских учреждений, и к концу войны в них находилось более 1,5 млн детей.
Однако, когда война кончилась, федеральное
субсидирование было прекращено, и лишь в
немногих штатах подобные учреждения
смогли выжить (например, детские центры в
Калифорнии).

1960-е ГОДЫ. В 60-х годах началось новое расширение системы детских учрежде­ний. Было решено предоставлять федераль­ные субсидии (на основе отчислений из центрального бюджета в местные бюджеты) штатам для развития системы детских учреж­дений. При этом штаты получали право вырабатывать нормативы, которым должны отвечать детские учреждения.

В результате этих процессов из государст­венного бюджета стали выделять почти чет­верть миллиарда долларов в год на детские учреждения полного дня, которые посещали около 440 тыс. детей. Программа стимулиро­вания занятости, принятая в 1967 г., предус­матривала предоставление мест в них детям


студентов. Наличие детских учреждений помогло сократить число людей, получаю­щих пособия по бедности, и восполнить про­белы в образовании и воспитании детей, вызванные недостатком доходов семьи.

Программа "Война с бедностью", объяв­ленная Законом о равных экономических воз­можностях, выделила дополнительные средства на развитие детских программ, в частности программы "Большое начало". К концу десятилетия существовало уже более 200 программ, связанных с охраной детства, в том числе центры "Родители—дети", По­мощь мигрантам и сезонным сельскохозяйст­венным рабочим, Помощь детям с физическими недостатками, Содействие ба­бушкам и дедушкам, Снабжение продуктами питания, Медицинские услуги, Помощь семьям с зависимыми детьми и т. д. В целом в эти годы усиливалось движение за развитие детских учреждений. К концу 60-х годов еже­годные расходы на детские учреждения, про­грамму "Большое начало" и программы дошкольного воспитания вышли за пределы 500 млн долл. и продолжали расти. Те же процессы, получившие одобрение обще­ственности, продолжались и в 70-е годы.

1970-е ГОДЫ. Участницы женского движения отстаивали право на пользование субсидируемыми государством детскими уч­реждениями. Они утверждали, что это предо­ставит женщинам равные с мужчинами возможности для получения образования и работы. Широко распространенная концеп­ция комплексного характера детских учреж­дений подразумевала,, что там не только присматривают за детьми, но и занимаются их развитием. Например, в рамках програм­мы "Большое начало" детские учреждения осуществляли охрану здоровья детей, следи­ли за их правильным питанием, давали обра­зование, оказывали социальные услуги семьям, обеспечивали участие родителей в воспитании. Предполагалось, что услуги та­кого рода должны предоставляться всем детям страны, а не только детям из бедных семей. Однако федеральное правительство отказа­лось субсидировать столь масштабное расши­рение программы, сославшись на нежелание поддерживать "коллективистские методы воспитания детей". Тем не менее к концу де­сятилетия программа "Большое начало" охва­тывала уже 400 тыс. детей и стоила 900 млн долл. в год, а основные федеральные програм­мы по уходу за детьми (Программа детского питания, Помощь семьям с зависимыми деть­ми и др.) обошлись примерно в 3 млрд долл.


 


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


204


205


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


 


В 70-е годы росло внимание к качеству услуг детских учреждений. Федеральные межведомственные требования, предъявляе­мые к детским учреждениям, были составле­ны в 1968 г., в них впервые устанавливалась норма соотношения персонала и детей, кото­рая была определена на уровне 1:5. Однако эта пропорция была чрезмерно занижена для четырехлетних детей, но неоправданно высо­ка для младенцев. И уже в 1970 г. конферен­ция экспертов выработала новые нормативы. Были установлены основы оптимального раз­вития детей, что нашло отражение в феде­ральных межведомственных требованиях, где соотношение для младенцев и начинаю­щих ходить детей устанавливалось как 1:3.

Однако федеральные власти не ставили перед собой задачи внедрения официальных нормативов для детских учреждений по всей стране. Исключением была программа "Боль­шое начало", в рамках которой качеству об­служивания всегда уделялось самое серьезное внимание. Проведенная в 1973 г. проверка установила, что из 552 учреждений четыре пятых не отвечают элементарным тре­бованиям гигиены и безопасности. После этого законодательно были установлены нор­мативы, на основании которых проводилось лицензирование. Серия сравнительных об­следований учреждений, работающих по лицензиям штатов, вскрыла большие разли­чия в соотношениях между численностью персонала и детей, недостаточное внимание к величине групп и нарушения пересмотрен­ных федеральными межведомственными правилами нормативов. Несмотря на это, уровень контроля федеральных органов к концу десятилетия стал снижаться, и теперь контроль за качеством услуг лежит в основ­ном на властях штатов.

1980-е ГОДЫ. В результате проводимой в 80-е годы политики сокращения бюджет­ных ассигнований и децентрализации кон­сервативный индивидуалистический подход затронул и сферу ухода за детьми. При сокра­щении бюджетных ассигнований резко воз­росло количество финансируемых частным капиталом программ, роль же правительства свелась к предоставлению налоговых льгот для развития системы ухода за детьми. Част­ные компании осознали, что их сотрудники не в состоянии самостоятельно разрешить весь комплекс проблем "уход за ребенком — работа — семья", и стали развивать собствен­ные программы социальной помощи своим работникам.

Частные коммерческие центры социаль­ной работы, имевшие широкую сеть в масш-


табах страны, захватили большую часть рын­ка услуг по уходу за детьми. Растет коммер­циализация этой сферы.

Финансирование ухода за детьми

До 80-х годов федеральные власти по пре­имуществу прибегали к прямому финансиро­ванию услуг по уходу за детьми для семей с низким уровнем доходов, пользующихся ли­цензированными учреждениями и участвую­щих в целенаправленных программах. Эти программы, едва устоявшие под натиском ин­фляции 70-х годов, затем попали под бюд­жетный пресс администрации Рейгана. В этих условиях более привлекательным могло оказаться косвенное федеральное субсидиро­вание через льготное подоходное налогообло­жение, дающее семьям большую свободу выбора и использования лицензированных и нелицензированных форм ухода.

Налоговая скидка может составлять до 30% при сумме скорректированного валового дохода до 10 тыс. долл., дальше применяется скользящая шкала, при которой скидка уменьшается на 1 % при росте дохода на каж­дые 2 тыс. долл. и достигает 20 % при доходах свыше 28 тыс. долл. Средняя скидка в 1982 г. равнялась 300 долл., а для семей с доходами 10—15 тыс. долл. — 362 долл. В 1983 г. нало­говые скидки в связи с уходом за детьми воз­росли на 37% после того, как еще 1,4 млн налогоплательщиков потребовали льготного обложения, и превысили 2 млрд долл. Все больше налогоплательщиков пользуются этой льготой, и такая тенденция, видимо, ос­танется устойчивой.

Кроме того, все большее число работода­телей в той или иной мере возмещают расхо­ды по уходу за детьми своим сотрудникам. Эта система была впервые введена в 70-е го­ды, когда правительство предоставило нало­говые скидки компаниям на расходы на социальные нужды, и стала широко приме­няться в 80-е годы. Гибкая система льгот дает служащим возможность более широкого вы­бора в зависимости от потребностей семьи в разные периоды жизни. Работники могут оп­лачивать уход за детьми из не облагаемых налогами сумм, получаемых от работодате­лей и образовавшихся за счет определенных удержаний из фонда заработной платы, а также через систему пособий на иждивенцев, которая позволяет предпринимателям опла­чивать уход за детьми из не облагаемых нало­гами средств. Предприниматели могут помочь своим сотрудникам сэкономить день­ги, договорившись с детскими учреждениями о снижении цен на услуги по уходу за детьми.


Другие работодатели финансируют местные детские центры, выдают оплаченные талоны, по которым сотрудники имеют право на необ­ходимые им услуги по уходу за детьми. Число финансируемых компаниями детских цент­ров возросло с 1978 по 1982 г. примерно в 4 раза — со 105 до 415. Из 385 работодателей, предоставляющих своим служащим льгот­ные услуги по уходу за детьми, 40% создали свои детские центры, 35% финансировали уход в центрах вне предприятия, 13 % заклю­чили контракт на информационные и спра­вочные услуги и 4% возмещали расходы по частному уходу за детьми.

Финансирование ухода за детьми — дело сложное. Хотя большую часть расходов несут семьи, государство, общественные организа­ции, предприниматели различными способа­ми помогают им: правительство через программы и услуги, налоговые скидки на федеральном уровне и в штатах; работодате­ли и профсоюзы — через льготы, предостав­ляемые служащим; церковь, организация "Общий путь Америки" тратят на услуги по уходу за детьми примерно 5 % своих ресурсов и т. д. Большинство случаев финансирования ухода за детьми вовсе не предполагает обмен "деньги — услуги". Это скорее обмен услуга­ми или просто совместное участие в уходе за детьми, являющееся проявлением чувств любви, долга, человеческого взаимопонима­ния.

Услуги по уходу за детьми

Помимо получения денежной помощи и финансовых льгот для ухода за ребенком семья может воспользоваться еще тремя фор­мами социальных услуг: во-первых, уходом в детских центрах и учреждениях семейного типа; во-вторых, различными видами ухода за детьми с проведением специализированно­го лечения, в том числе психических отклоне­ний; в-третьих, получить информацию, позволяющую выбрать наиболее подходящий вариант ухода за детьми через программы по­мощи.

Среди тех проблем по уходу за ребенком, которые приходится решать семьям, в кото­рых работают и отец, и мать, финансовая проблема зачастую не самая сложная. Роди­тели вынуждены изобретать сложнейшие комбинации, составлять краткосрочные и долгосрочные графики дежурств с разбивкой по дням, с привлечением старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, других родствен­ников и домочадцев.

Однако все чаще семьи прибегают к услу­гам по уходу за детьми вне дома. Уменьшение


числа детей в семье и рост числа работающих матерей идут рука об руку — большинство семей, пользующихся такими услугами, име­ют одного ребенка.

Детские учреждения семейного типа. Устройство детей в семьи родственни­ков менее распространено, чем было когда-то. Чаще речь идет о семьях соседей. Детское учреждение семейного типа организуется не­работающими женщинами, имеющими на попечении собственных детей (как правило, это многодетные семьи) и берущимися при­сматривать за детьми соседей в дневные часы. Чаще всего группа состоит из трех-четырех детей, что меньше численности, официально установленной для государственных детских учреждений. Семейные учреждения — важ­нейший резерв по уходу вне дома за младен­цами, а также для присмотра за школьниками. Домашние условия и малая численность группы детей позволяют обеспе­чивать гибкий подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Высказыва­лось беспокойство по поводу того, что такие группы создаются в домах, ситуацию в кото­рых никто не контролирует, что их руководи­тели никак не связаны с социальными службами и не прошли необходимой подго­товки, не имеют доступа к информационно-справочным программам. Тем не менее семейные группы оказались чрезвычайно жизнеспособны, и к данной форме соседской взаимопомощи прибегает несколько миллио­нов американских семей.

Детские центры. Хотя некоммерче­ские детские центры продолжают оказывать значительные услуги семьям с низким дохо­дом и церкви стали шире использовать свои возможности для создания детских учрежде­ний, тем не менее рост сети детских учреждений, созданных коммерческими компаниями, был куда более впечатляющим. Самая крупная из таких коммерческих се­тей — "Киндер кэр" — имеет более 950 цент­ров в США и Канаде, в которых обслуживаются около 100 тыс. детей. Эта компания увеличила свои доходы в 5 раз за пять лет и контролирует большую часть рын­ка в этом виде бизнеса. Вторая по значению компания "Пти академи" имеет более 400 центров в 24 штатах, а "Чилдренз уорлд" обслуживает более 20 тыс. детей в 160 цент­рах. Эти предприятия стали доходными отча­сти благодаря большому числу детей в каждом центре и незначительным затратам на оплату персонала, отчасти за счет продажи предпринимателям своих услуг, дающих право на налоговые льготы.


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


206


207


ДЕТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УХОДУ


 


Лечение в детских учреждениях.

В любом обществе уход за больными детьми признается важной частью системы специа­лизированных услуг семьям. Система, кото­рая предполагает лечение детей в детских учреждениях, а не в специализированных клиниках, в наибольшей степени учитывает интересы семьи и ребенка. Она способна по­мочь сохранению целостности семьи, выпол­нить программу лечения ребенка и помочь избежать помещения ребенка в стационар­ные заведения или интернаты.

Помощь служащим. Программа по­мощи сотрудникам начиналась как поиски корпорациями решения проблем, связанных с чрезмерным потреблением спиртных на­питков. Затем эта программа была расширена и включила в себя потребности служащих по уходу за детьми. Масштабы подобных про­грамм росли по мере того, как росло внимание к устройству сотрудниками своих детей, к то­му, как это отражается на их работе, и, в свою очередь, какое влияние, положительное или отрицательное, политика компании оказыва­ет на способность сотрудников плодотворно сочетать работу с семейными делами. Компа­нии вырабатывают гибкую линию в вопросах, связанных с освобождением по болезни, отпу­ском по беременности и родам и по уходу за больным ребенком, скользящим графиком работы и т. д. Компании все чаще дают своим служащим возможность более свободно соче­тать работу с уходом за детьми. Так, два об­следования, проведенные в Портленде (штат Орегон), показали, что число компаний, пре­доставляющих отпуск по уходу за больным ребенком, возросло с 43% в 1984 г. до 57% в 1985 г.

Услуги по уходу за больным ре­бенком. Организация ухода за больным ре­бенком отличается от ухода за ребенком в обычном состоянии. Обследование в Порт­ленде показало, что только 20% матерей при болезни детей идут на работу, оставляя их на попечении детских учреждений. Если слу­жащие остаются дома, им обычно приходится или уходить в отпуск без сохранения содер­жания, или использовать часть полагающе­гося очередного отпуска. Когда родители не могут остаться дома, возникает потребность в обеспечении ухода за больным, которая поро­дила систему соответствующих услуг. Неко­торые из созданных в этой связи служб посылают сиделок на дом (например, "Мама в аренду" в Портленде), другие организуют лазареты в детских центрах (вроде лазарета "Чихаю и кашляю" в Метэйре, штат Луизиа-


на, или "Куриный суп" в деловой части города Миннеаполиса) или семейные отделения де­тских центров (например, "Сопим и хрипим" в Беркли и "Бабушкин дом" во Фремонте, штат Нью-Йорк).

Информационно-справочные ус­луги. В ходе целого ряда обследований было выявлено, что большинство работающих ро­дителей жалуются на трудности в поисках услуг по уходу за детьми, что отрицательно сказывается на их служебных и домашних делах. Поэтому информационно-справочные услуги (их еще часто называют ресурсно-справочными услугами) представляют собой очень важную систему помощи родителям, желающим устроить своих детей в какое-ни­будь детское учреждение. Есть достаточно много общих многоцелевых справочных про­грамм, распространяющих сведения о де­тских учреждениях наряду с информацией о том, куда следует обращаться по любому дру­гому вопросу. Однако наиболее эффективны­ми являются специализированные информационные службы, связанные с ухо­дом за детьми. Они помогают родителям вы­брать тот тип ухода, который они хотят для своих детей, подобрать наиболее удобно рас­положенное учреждение. Микрокомпьютеры позволили многим подобным службам авто­матизировать свою работу.

Информационно-справочные службы финансируются местными властями, прави­тельствами штатов, организацией "Общий путь Америки" и корпорациями. Усилиями фирмы Ай-Би-Эм создана общенациональ­ная программа по предоставлению справоч­ных услуг, однако услугами этой информационной сети могут пользоваться только сотрудники Ай-Би-Эм. В Портленде (штат Орегон) финансирование информаци­онно-справочной службы исключено из госу­дарственного сектора и осуществляется за счет контрактов с 18 компаниями. В 1984 г. 36 компаний поддерживали в материальном отношении информационно-справочные службы по уходу за детьми. Самая обширная программа подобного рода действует в штате Калифорния, где справочная служба по уходу за детьми поддерживается за счет средств штата. Система учета и информации по де­тским учреждениям изучает потребности, су­ществующую политику, формирует потребительский спрос, координирует спра­вочную систему в масштабах штатов, куриру­ет техническую помощь и подготовку кадров, помогает расширять сеть учреждений по ухо­ду за детьми на местах.


Тенденции и проблемы

Воздействие демографических факторов. Увеличение спроса на услуги по уходу за детьми происходит в значительной степени в результате роста уровня занятости матерей и изменения состава семей. Как из­вестно, в масштабах страны велико количест­во разводов, и оказавшиеся главами семей и имеющие детей-школьников в возрасте меж­ду 6 и 17 годами разведенные матери все чаще вливаются в ряды рабочей силы. В 80-е годы работали три четверти женщин этой группы. Среди замужних женщин работали 62% ма­терей с детьми от 6 до 17 лет (против 49% в начале 70-х годов). Однако самый резкий рост занятости наблюдается среди матерей с маленькими детьми. В семьях с детьми до ше­сти лет число работающих замужних матерей с 1970 по 1980 г. возросло с 30 до 45%. Заня­тость "ранее бывших замужем" матерей, ко­торая была и прежде велика, продолжает расти. Эти тенденции в занятости матерей повышают спрос на услуга по уходу за детьми и в то же время снижают предложение со стороны тех, кто мог бы эти услуги предоста­вить. Например, детские учреждения семей­ного типа всегда создавались как раз неработающими матерями. Поэтому если об­ществу не удастся найти радикальное реше­ние, то все больше детей будут оставаться дома одни.

Налоговые льготы или прямые услуги. Две главные политические линии продолжают соперничать между собой в под­ходе к финансированию ухода за детьми — действовать через налоговую систему или субсидировать предоставление прямых услуг. Между тем обе они имеют взаимодополняю­щие преимущества. Налоговая система пред­ставляет собой простой и эффективный способ поддержки системы ухода за детьми, не предполагающий излишней зависимости от бюрократии. Налоговые льготы могут при­меняться почти везде по скользящей шкале, причем материальное положение семьи про­верке при этом не подвергается. Вместе с тем маловероятно, что налоговые льготы помогут удовлетворить те специфические потребно­сти в уходе за детьми, которые существуют у населения с низким уровнем доходов. Это особенно касается семей, которые борются за выживание и чей маргинальный образ жизни ставит под угрозу безопасность и развитие их детей.

Растущая занятость матерей в семьях с двумя родителями во многих случаях сущест­венно повысила их доходы в отличие от не-


полных семей, большинство которых опусти­лись за черту бедности. В 1980 г. в семьях без отца 65% детей в возрасте до шести лет жили в бедности (против 12% в семьях, где главой является отец). Существование этих двух экономических уровней создает тревожное различие в способности семей воспользовать­ся услугами по уходу за детьми. Это различие становится в особенности разительным, когда дело касается чернокожих американцев и других меньшинств, страдающих от высокого уровня безработицы и экономического нера­венства.

Образовательные программы. Спрос на уход за детьми частично был удов­летворен расширением государственной сис­темы обучения, в которую включены также детские сады различных уровней. Между 1967 и 1980 гг. число посещающих детские сады детей старше четырех лет возросло с 65 до 85 %, а число посещающих детские сады детей трех-четырех лет достигло 39 %. Вместе с теми, кто находится в детских центрах, про­цент дошкольников, охваченных групповой формой ухода, достигает 54%.

Качество ухода. С середины 60-х го­дов качество ухода было основным предметом озабоченности общественности, хотя вряд ли ему уделялось приоритетное внимание в рам­ках государственной политики в отношении детских учреждений. Специалисты в области охраны детства и развития детей занимались теми направлениями работы, которые при­званы были способствовать оптимальному развитию ребенка: лицензированием детских учреждений, гарантиями защиты детей от плохого обращения, переполненности дет­ских учреждений, от антисанитарных или небезопасных условий в них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...