Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки системы оказания помощи детям 16 глава




То обстоятельство, что многие жертвы предпочитают не заключение правонаруши­телей в тюрьму, а возмещение причиненного им ущерба или предоставление какой-либо компенсации, требует соответствующего вмешательства социальных работников. Им часто приходится оказывать помощь судебно­му советнику в составлении плана по возме­щению убытков, действуя в качестве посредников между правонарушителями и жертвами. Социальные работники пред­лагают иногда свое посредничество как альтернативу формальному судебному пре­следованию, особенно если существуют семейные, супружеские или сексуальные от­ношения между истцом и ответчиком. Про­грамма "Жертва — свидетель" также предлагает различные практические советы жертвам, срочное возмещение хотя бы части ущерба при грабеже или нападении на чей-либо дом, что требуется в первую очередь по­жилым и одиноким гражданам.

Социальные службы, занимающиеся жертвами, приносят пользу системе правосу­дия и самим жертвам и свидетелям. Напри­мер, приемные центры, организуемые в соответствии с программой, уменьшают пе­реполненность судебного помещения и пред­отвращают шум, мешающий судебному процессу. Обслуживание в центрах для несо-


вершеннолетних смягчает проблему долгого ожидания в переполненных помещениях су­да. В целом обеспечение транспортом, совета­ми, осуществление опросов, не выводящих из душевного равновесия, и другая относящаяся к судебному процессу помощь помогают лю­дям, ставшим жертвами, справляться со сво­им положением относительно спокойно. Все это способствует улучшению функциониро­вания судебной системы.

Расходы по обслуживанию можно сокра­тить тремя путями: 1) с помощью объедине­ния усилий служб для жертв различных типов, 2) с помощью привлечения доброволь­цев, 3) за счет создания групп самопомощи. Многие компенсационные программы по ока­занию помощи жертвам имеют неиспользо­ванные кассовые остатки в конце каждого финансового года. Тем не менее в начале 80-х годов вследствие отказа в предоставлении фе­деральных фондов для новых служб по про­грамме "Жертва — свидетель" на первый план выдвинулась необходимость надежного, обязательного способа выделения фондов для обслуживания жертв, который не зависел бы от настроения общественности и от решений на различных правительственных уровнях. Отнесение судебных издержек на счет осуж­денный правонарушителей, используемое сейчас в некоторых штатах для финансирова­ния компенсационных программ, может ока­заться практическим способом обеспечения этих фондов в будущем. В период финансо­вых ограничений и растущей стоимости со­циального обслуживания важно, чтобы службы, занимающиеся жертвами, быстро приспосабливались к реальной ситуации, стабильно получали необходимые фонды и продолжали развиваться в качестве гуманной силы для осуществления заботы о членах об­щества, попавших в тяжелое моральное, фи­зическое и материальное положение.

Будущее служб, занимающихся жертвами

Появляются новые плодотворные методы работы с жертвами, хотя в некоторых случаях их эффективность еще недостаточно прове­рена. Сюда относятся меры по адаптации жертв преступлений к вновь возникшей ситу­ации, по преодолению психологической и физиологической травмы по изменению ори­ентированной на самообвинение внутренней установки жертвы, по достижению положи­тельной переориентации в поведении.

Социальные работники хорошо знают, что концепция виктимности является в опре­деленной мере социальным порождением.


Представление о том, какое поведение явля­ется виктимным, меняется с течением време­ни и различается в разных социальных слоях. Исторически эта концепция возникла в связи с процессами индустриализации, урбаниза­ции и профессионализации. Категории жертв не статичны, они постоянно меняются, расширяются или сокращаются. Но незави­симо от того, как определяется виктимность, социальная работа может помочь в восстанов­лении справедливости, особенно в отноше­нии жертв уголовных преступлений, удовлетворяя их различные материальные, эмоциональные и социальные нужды.

Лерой Г. Шульц

См. также: Вмешательство в кризисную си­туацию; Полиция и социальная работа; Сексуальное насилие: службы социальной помощи.

Adams P., Adams С. (1984). Mount Saint Helen's Ashfall. — American Psychologist, 39(3), 252—260. • FinnJ., NlleJ. (1984). A Model for Consolidating Victim Services. — Social Casework, 65(6), 368—373. • Frank A., Foote С (1984). Formulating Children's Troubles for Organizational Intervention. — Canadian Review of Sociology, and Anthropology, 19(1), 111 — 122. • LehmanA., Linn L. (1984). Crimes Against Discharged Mental Patients in Board and Care Homes. — American Journal of Psychiatry, 141 (2), 271 — 274. • Morgan P. (1983). From Battered Wife to Program Client. — Kapilalistate, 17—35. • Rubin I. (1984). Marasmus or Recovery? The Effects of Cutbacks in Federal Agencies. — Social Science Quarterly, 65(2), 391—399. • Schultz L. (1984a). The Social Service Worker as a Victim of Violence: Policy and Practice Implications for West Virginia. Morgantown, W. Va.: School of Social Work, West Virginia University. • Schultz L. (1984b). The West Virginia Crime Reparations Act: A Social Policy Analysis. Morgantown, W. Va.: School of Social Work, West Virginia University. • Taylor A., Brassard M. (1984). Abuse in the Investigation and Treatment of Intrafamilial Child Sexual Assault. — Child Abuse and Neglect, 8(1), 47— 53.


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


288


289


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


 


           
   
   
 


Выборочная характеристика жилых единиц (за 1960 - -1981 гг.)  
Характеристика жилья 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1981 г.
Среднее число комнат в квартире или до­ме, занимаемых семьей 4,9 5,0 5,1 5,1
Среднее число лиц, проживающих в собст­венных квартире или доме 3,1 3,0 2,6 2,6
Среднее число лиц, проживающих в арен­дуемых квартире или доме 2,6 2,3 2,0 2,0
Процент жилищ, не имеющих или частич­но не имеющих удобств 13,2 6,5 2,7 2,7
Процент квартир или домов, количество жильцов в которых больше, чем один чело­век на одну комнату 12,0 8,0 * 4,0
Процент ветхих домов и квартир, нуждаю­щихся в капитальном ремонте 6,9 4,6   *

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ

В 70 — 80-х годах обеспеченность жиль­ем продолжала быть одним из важных факто­ров благосостояния американского общества. Люди стремятся иметь собственный дом, и на вопрос, в каком доме они предпочитают жить, большинство отвечает, что в отдельном доме. Собственный дом — все еще главная состав­ная часть американской мечты. В прошлом американцы, которые могли себе это позво­лить, покупали дом, как только набирали до­статочную сумму, чтобы расплатиться за него.

* Нет данных.

В 70-е годы домовладение стало вынуж­денной тактикой противостояния инфляции. Собственный дом был главным капиталовло­жением, которое многие люди делали в своей жизни, и хорошим средством борьбы с гало­пирующей инфляцией, прекрасным спосо­бом избежать налогов. Дом в частной собственности создает чистый капитал для многих семей. Согласно данным Бюро пере­писей США, в конце 70-х и в 80-х годах сред­ний возраст людей, впервые покупавших дом, составлял 28,3 лет. Однако далеко не всем удается приобрести дом. Те, чьи доходы слишком малы, чтобы думать о собственном доме, в основном вынуждены снимать жилье, и в этом случае они рассматривают дом как жилище, но не как средство вложения капи-


тала. Их больше заботит вопрос о том, не по­требуется ли выделять более значительную часть дохода на арендную плату.

Проблемы 80-х годов

В начале 80-х годов основная проблема заключалась в том, сможет ли большинство людей после десяти лет безудержной инфля­ции и возрастающей стоимости домов осуще­ствить американскую мечту — иметь собственный дом. Для малоимущих и людей среднего достатка самым острым был вопрос о том, будут ли цены на жилье доступны для них, хватит ли у них денег на оплату жилья, смогут ли они улучшить свои жилищные ус­ловия, не затрачивая большую часть средств на оплату жилья.

В период 60 — 80-х годов общее качество жилищного фонда в стране (таблица 1) по­стоянно повышалось.

Министерство жилищного строительства и городского развития США подсчитало, что только 4 % общего жилищного фонда в стране не соответствует необходимым нормам и еще 6% не вполне соответствует им. Одновремен­но уменьшаются размеры семей. Однако по мере улучшения качества жилья его сто­имость будет расти.

Все больше людей всех рас становится собственниками домов, вместе с тем среди собственников домов больше белых, чем чер­ных. По перспективным оценкам, в последу­ющие 25 лет будет наблюдаться по крайней

Таблица I


мере небольшой рост в приобретении домов в собственность. Если стремление стать вла­дельцем собственного дома по-прежнему бу-дет у большинства американцев, то стоимость дома должна остаться на уровне, который им доступен, или общество должно вкладывать в жилищное строительство больше средств, чем оно вкладывало в последние годы. Однако высказываются опасения, что увеличение вложений в жилищное строительство может снизить темпы промышленного развития и отнимет средства, необходимые для других областей первостепенной важности. В данной экономической обстановке может случиться так, что для приобретения собственного дома значительной части американских семей придется отказаться от осуществления других планов.

Не менее важной задачей становится со­хранение более или менее приемлемых раз­меров арендной платы, чтобы семьям не пришлось значительно урезать свой бюджет.

Социодемографические аспекты

Жилье должно давать возможность семь­ям вести такой образ жизни, которым они дорожат, включая работу, хорошие школы, набор коммунальных услуги достойных сосе­дей. При выборе жилья учитывается много соображений помимо его стоимости и качест­ва.

Выбор места жительства. Мини­стерство жилищного строительства и город­ского развития провело опрос для выяснения отношения американцев к жилью. Выявлено, что 75% взрослого населения американцев предпочитает жить в отдельном доме. Кроме того, 48% хотят жить в сельской местности, небольшом промышленном городе, в малень­ком городе или деревне; 28% — в пригородах небольших или среднего размера городов; 16% — в городе с населением свыше 250 тыс. человек; 8% — в среднего размера городе с населением 50—250 тыс. человек. Цифры го­ворят о том, что большинство людей хочет жить в менее населенном и более спокойном окружении. Более трех четвертей населения предпочитает жить где угодно, но не в городах среднего размера или крупных городах. Ин­тересно, что каждый третий американец, участвовавший в опросе, предполагает пере­менить место жительства в ближайшие два года. С одной стороны, люди, живущие в го­родах среднего и крупного размера и предпо­лагающие переменить место жительства, заявили о том, что равновероятны их решение поменять место жительства в пределах своего города (47%) и решение переехать в приго-


род или небольшой город (45%). С другой стороны, потенциальные переселенцы» жи­вущие в пригородах, выразили желание про­должать жить в пригороде (80%) и лишь 13% хочет переехать в город. Наконец, 87% по­тенциальных переселенцев в сельской мест­ности и в небольших городах предполагают переехать в другое место в своем районе или в другой район, и только 11 % собираются переехать в город. В 1981 г. районы городов-спутников, пригороды и средние города при­няли основную часть семей-переселенцев, в то время как в крупных городах численность населения продолжала сокращаться.

Большинство тех, кто живет за пределами города, не собираются возвращаться в город, а городские жители, которые создают новые семьи и не могут платить высокую плату за жилье в пригородах-спутниках, поселяются в более старых городских домах, которые им доступны. Если появится подходящее по цене жилье в пригородах и городах-спутниках, возрождение крупных городов может сильно замедлиться. Если же стоимость новых домов будет возрастать, особенно в пригородах и го­родах-спутниках, возрождение крупных центральных городов ускорится. Такая перс­пектива возрождения предполагает, что но­вые семьи будут по-прежнему стремиться приобрести собственный дом.

Демографические модели. Для по­нимания сложившейся ситуации с жильем очень важно учесть две демографические ха­рактеристики. Это — выход на обществен­ную арену поколения периода "бума рождаемости" и изменение состава семей.

Поколение периода "бума рождаемо­сти". Это поколение, родившиеся в 1947— 1957 гг., достигло возраста для создания семьи в конце 70-х годов и пика активности в 90-х годах. В связи со снижением рождаемо­сти в последующие годы очередное поколе­ние, создавая семьи, будет нуждаться в меньшем количестве жилья. Следовательно, спрос будет сохраняться высоким до конца первой половины 90-х годов, после чего мо­жет пойти на спад. Как было сказано выше, тип и местонахождение жилья имеют особое значение с точки зрения переустройства и возрождения крупных городов. По-видимо­му, ключевой вопрос состоит в том, смогут ли такие города удерживать вновь нарождаю­щееся поколение, или оно покинет города, если цены на дома станут более доступными в других районах.

Изменение состава семей. Количество домов или квартир, занятых супружескими парами с детьми или без детей, резко сокра-


 


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


290


291


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


 


       
 
   
 


Характер семьи (с учетом возраста главы семьи) 1973 г. 1976 г. 1979 г.
Одинокий человек 30,7 31,0 30,2
Семья, возглавляемая мужчиной 18,2 18,9 20,0
Мужчина — глава семьи:      
моложе 25 лет 19,8 20,3 21,3
25 — 29 лет 17,4 18,3 19,0
30 — 34 года 17,0 17,8 18,6
35 — 44 года 17,1 17,7 19,0
45 — 64 года 16,4 17,5 19,1
65 лет и старше 29,6 29,6 27,8
Семья, возглавляемая женщиной 26,9 35,8 37,2
Женщина — глава семьи:      
моложе 65 лет 26,4 35,4 38,3
65 лет и старше 31,1" 33,2 32,4
Средние размеры арендной платы семей, арендующих жилье, в процентах к среднему уровню доходов за 1973, 1976,1979 гг.

щается, в то время как количество "домов", возглавляемых женщиной (с детьми или без детей), постоянно возрастает и за 90-е годы должно удвоиться. Более того, по прогнозам, 50% вновь создаваемых домашних хозяйств будут вестись людьми, не состоящими ни в супружеских, ни в родственных отношениях, а 22% — семьями с одним родителем. Выяс­нилось, что семьи людей, никогда не вступав­ших в брак или расставшихся, разведенных и вдовцов скорее всего перейдут из категории владельцев домов в категорию съемщиков жилья. Короче говоря, меняющийся состав семей может предвещать спрос на особый вид жилья. Семьи с относительно высокими дохо­дами, в которых один или оба супруга работа­ют, сохранят желание стать собственниками домов, что они рассматривают как вложение капитала. Однако семьи малоимущих, семьи, возглавляемые женщинами или с од­ним родителем, все чаще будут оставаться съемщиками жилья и будут рассматривать дом как жилище, а не как средство для вло­жения капитала. Экономика С начала 70-х годов главное влияние на жилищное строительство оказывал экономи­ческий фактор. Суть экономической пробле­мы заключается в продолжающейся инфляции. Вследствие инфляции возмож­ность купить дом стала серьезной проблемой для семей среднего класса и малоимущих. Система жилищного строительства, которая со времен "великой депрессии" охранялась от влияния частного рынка, теперь оказалась подверженной периодическим колебаниям в предложении жилья и в спросе на него. Строительство жилых домов. Между 1960 и 1982 гг. новые жилые дома строились преимущественно из расчета на одну семью. Доля рассчитанных на одну

семью новых домов составляла более 60% в год. В 60 — 70-е годы и первую половину 80-х годов дома, возводимые за счет муниципали­тетов, были лишь незначительной частью но­востроек. Таким образом, частные дома на одну семью составляли подавляющее боль­шинство новостроек. Темпы жилищного строительства за этот период подтверждают факт цикличности рынка жилья: в течение нескольких лет они возрастали, а затем сни­жались, после чего снова возрастали. Этот скачкообразный феномен связан с наличием или отсутствием финансовых средств, предо­ставляемых под разумный процент, и состоя­нием потребительского спроса на жилье.

Влияние инфляции. Существует много возможностей проиллюстрировать влияние инфляции, но нужно отметить, что главным ее проявлением является то, что цена на дома растет гораздо быстрее, чем общий ценовой индекс и средний доход семьи. С 1970 по 1982 г. средняя продажная цена но­вого дома почти утроилась, в то время как средний семейный доход возрос только вдвое. Основной рост продажной цены произошел между 1973 и 1979 гг., когда цены на новые дома возросли на 88%. С 1980 г. рост цен начал замедляться. С 1970 г. все меньше и меньше семей могли позволить себе приобре­сти дом. Если семьи не соглашаются на общий процент по закладной и не хотят тратить на жилье большую часть своего месячного дохо­да, то для многих семей покупка собственного дома становится попросту недоступной. Дан­ные о средней продажной цене на новый дом в сопоставлении со средним доходом семьи приводятся в таблице 2.

В период с 1960 по 1975 г. соотношение между средней продажной ценой односемей-ного нового дома и средней величиной дохода семьи изменилось несущественно (если цена дома превышала доход семьи в 1960 г. в

Таблица 2

Средняя продажная цена на новые, рассчитанные на одну семью дома и средний семей­ный доход в 1960 — 1982 гг. (за отдельные годы)

 

Годы Средняя продажная це­на (долл.) Средний семейный до­ход (долл. в год) Продажная цена выше доходов семьи
  15 200 5 417 в 2,81 раза
  20 000 6 957 в 2,87»
  23 400 9 867 в 2,37»
  39 300   в 2,86»
  69 300 30 171 в 3,44 »

2,81 раза, то в 1975 г. — в 2,86 раза). В то же время в конце 70 — начале 80-х годов это соотношение серьезно изменилось и в 1982 г. достигло 3,44 раза в пользу продажной цены дома. Однако следует учесть, что имеется су­щественная разница между ценой, по кото­рой продаются новые и уже находившиеся в эксплуатации дома. Указанная разница по­зволяет семьям при покупке не нового дома с выгодой перейти из квартиросъемщиков во владельцы дома. Поэтому реконструкция го­родских районов объясняется тем, что покуп­ка бывших в эксплуатации домов обходится дешевле, чем приобретение нового дома.

Положение квартиросъемщиков можно сравнить с положением владельцев домов. Арендная плата составляет ощутимый про­цент общего дохода семьи. В течение многих лет Министерство жилищного строительства и городского развития США считало, что если цифра указанной платы выше 25% дохода семьи, то это показатель возникновения серь­езных проблем в расходах на жилье. К 1981 г. эта цифра возросла до 30%, и, естественно, для семей, состоявших из одного человека, супружеских пар старше 65 лет и всех типов семей с женщиной во главе арендная плата была чрезвычайно тяжелым бременем. Ми­нистерство жилищного строительства и го­родского развития также подсчитало, что


одна треть всех съемщиков (а если взять семьи с самым низким доходом, то уже три четверти) тратит более 35% имеющихся до­ходов на жилье.

В 70-е годы вследствие высокого уровня инфляции увеличились процентные ставки за кредит и тем самым осложнилась система финансирования строительства жилья. Не­обходимость проведения реформы в финан­сировании жилищного строительства привела к принятию в 1980 г. Закона о пре­кращении правительственного регулирова­ния деятельности банков-депозитариев и валютном контроле. Этот закон расширил полномочия ипотечных учреждений и, кроме того, предусматривал постепенную отмену процентных ограничений на все виды депози­тов.

В конце 70-х годов другие федеральные органы также смягчили свои правила и раз­решили использование альтернатив помимо обычной тридцатилетней фиксированной ставки по закладным. Таким образом, сбер-банки и ассоциации, предоставляющие ссу­ды, и банки получили возможность более успешно конкурировать с другими финансо­выми учреждениями. В результате в распоря­жении кредиторов появился целый набор ипотечных обязательств. Были введены такие обязательства, как закладные с корректируе-

Таблица3


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


292


293


ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ


 


мой ставкой, закладные с возможностью пе­ресмотра ставки, закладные с нефиксируе-мой процентной ставкой, чтобы сделать ипотечное финансирование более гибким.

В 80-х годах продолжалось снижение степени государственного регулирования в системе финансирования жилищного строи­тельства. По-видимому, в результате этого процесса не будет разницы между теми, кто предоставляет кредиты по закладной, и теми, кто предоставляет кредиты в любой другой форме. Отмена государственного регулиро­вания обеспечивает возможность большей со­гласованности между применяемыми процентными ставками в различных отрас­лях и сферах деятельности, так как на жи­лищное строительство больше не будет распространяться льготный режим, как это было раньше. Это также означает, что про­центные ставки по закладным будут выше, чем до отмены государственного регулирова­ния, что значительно уменьшает возмож­ность семей получить доступный кредит на покупку дома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...