Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные системы в практике социальной работы




Для удобства анализа социальная работа будет разделена на пять практических сфер: планирование политики, управление дея­тельностью учреждений и организаций, пре­доставление услуг, самопомощь клиентов и образование.

Планирование политики или развития общины. Информационные по­требности практической социальной работы на уровне планирования политики или раз­вития общины достаточно сложны, и такая информация в больших количествах собира­ется различными агентствами, чтобы убе­диться, что службы оказывают действенную, эффективную и поддающуюся контролю по­мощь клиентам. Компьютеризованная ин­формационная система обеспечивает доступ к информации и получение ее в необходимом объеме на общенациональном и местном уровнях. Национальные сети, иногда называ­емые информационными хранилищами,


представляют специализированную инфор­мацию через электронные системы со­общения, отдел бюллетеней, группы пользователей и библиографические банки данных. Пользователи специализированны­ми информационными системами могут быс­тро найти специальную и общую информацию, послать собственные элект­ронные сообщения другим пользователям.

Другая функция информационных сис­тем, используемых в планировании полити­ки, состоит в том, чтобы помочь управляющим и персоналу агентства спра­виться с тем объемом информации, которую они собирают. Эти системы могут обеспечить статистический анализ данных, разработать модель и провести имитацию сложных про­цессов, представить графически сложную информацию и быстро вывести на дисплей возможные последствия принятых решений.

Третья функция — использование ин­формационных каналов для пропаганды со­циальной работы. Информационные системы могут составить выборку лиц в соот­ветствии со специальными интересами, от­правлять письма, получать ответы, готовить отчеты и т. д.

Управление агентствами. Инфор­мация, необходимая для работы агентств со­циальных служб, не отличается от информации, обеспечивающей работу любой другой организации. Для ее получения име­ется большое количество компьютерных про­грамм. Обычные программы помогают выполнять такие задачи, как ведение бухгал­терского учета, выписка счетов, составление бюджета, инвентаризация, разработка целей и оценка деятельности, подготовка рабочих планов и анализ результатов работы. Инфор­мационная система помогает отслеживать движение клиента в системе оказания услуг. Например, в психиатрических центрах ин­формационная система может содержать со­циальные, психические и физиологические данные о пациенте, измерение уровня его способности самостоятельно функциониро­вать, фиксацию проблем и действий, а также рабочего времени персонала. Эти информа­ционные системы служат основанием для оценки качества услуг, анализа затраченных усилий и составления финансовых отчетов субсидирующим фондам. Агентства, осна­щенные легко управляемыми информацион­ными системами, считают, что их данные чрезвычайно полезны для принятия решений и разработки политики. Например, возмож­ность быстро прогнозировать последствия для клиентов в случае сокращения фондов помог-


ла сохранить многие программы агентств во время утверждения бюджета и принятия но­вых законов.

Предоставление услуг, в сфере до­ведения услуг до потребителя информацион­ные системы распространены в меньшей степени. Отчасти это происходит потому, что сущность социальной работы и типы клиен­тов различаются в зависимости от характера деятельности агентств, поэтому информаци­онная система должна быть уникальной — специализированной для отдельных агентств. Информация в сфере услуг помога­ет, во-первых, социальным работникам вы­полнять внутренние задачи и, во-вторых, — взаимодействовать с клиентами.

Управленческая деятельность социальных работников. Несколько видов информации помогают социальным работникам в их деятельности. Например, интервью, полученные с помощью компьюте­ра, используются для сбора необходимых све­дений от клиентов. Часто этот метод более эффективен, чем данные, полученные путем личного опроса. Информационная система может содержать распорядок работы персо­нала, что дает возможность назначать даты совещаний, оповещая всех об этом при помо­щи электронной почты. Системы, составляю­щие график работы, фиксируют встречи с клиентами и напоминают о важных датах.

Другая сфера деятельности социальных работников, в которой используется инфор­мационная система, — это разработка курса лечения и контроль за его эффективностью. Например, система контроля за употреблени­ем лекарств проверяет все фоновые парамет­ры клиента и предписанные указания по применению лекарства и прогнозирует по­следствия его употребления.

Социальные работники должны постоян­но следить за новыми тенденциями в своей сфере. Компьютеризованная база данных, которая, например, содержит сведения о но­вых средствах лечения в психиатрии, быстро дает отсылки на последние научные исследо­вания. Информационные средства имеют большое значение для повышения уровня компетенции социальных работников.

Поддержка диалога с клиента­ми. Острую необходимость в информации социальные работники испытывают во время работы с клиентами. Программное обеспече­ние в этой области позволяет:

— следить за стандартами в диагностике и за статистическими оценками;


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ


360


361


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ


 


—получать, обобщать и давать отчеты о
результатах психологических тестов;

—предоставлять информацию и ее
источники по отдельным проблемам, геогра­
фическим районам и другим специализиро­
ванным характеристикам;

—обучать клиентов пользоваться компьютерными программами;

—предсказывать поведение клиентов,
например возможность самоубийства;

—разрабатывать модели вариантов поведения для облегчения дальнейшей диагностики и лечения;

—оказывать содействие в лечении по­
средством такого рода деятельности, как компьютерные игры для подростков.

Самопомощь клиентов. Сфера са­мопомощи клиентов — одна из самых нераз­работанных в информационной системе социальных служб. Эта сфера может полу­чить довольно быстрое развитие, так как чис­ло потенциальных пользователей программ самопомощи значительно превышает число пользователей в агентствах и практических работников. Это огромный рыночный потен­циал, поэтому инвестиции в программное обеспечение системы самопомощи могут быть очень выгодными и с финансовой точки зрения. Рынок информационных систем са­мопомощи может быть так же широк, как и рынок книг, если будут разработаны принци­пы самолечения для людей с определенными отклонениями. Необходимы достаточно эф­фективные программы, чтобы обучить кли­ентов принципам самопомощи в период стрессов, депрессий, правилам контроля за весом и т. п. Программы самопомощи долж­ны лучше помогать клиентам, чем книги, по­скольку информационные программы обеспечивают более детализированное пред­ставление данных и имеют средства контроля за возможным развитием последствий само­лечения, а также вносят нужные изменения в этот процесс. Компьютер стал таким же рас­пространенным предметом обихода, как и те­левизор, поэтому национальные и локальные системы информации и группы по самопомо­щи клиентов могут давать специальную ин­формацию о любой проблеме, относящейся к социальным службам. Группы электронной самопомощи объединяют клиентов, напри­мер инвалидов, имеющих компьютер, и ока­зывают им помощь.

Образование. Электронный поиск ин­формации в национальном банке данных призван заменить поиск материалов на книжных полках библиотек, а электронная передача информации намного дешевле хра-


нения печатной продукции в библиотеках. Легкий доступ к информации позволит сосре­доточить основное внимание на улучшении процесса образования. Например, програм­мы, позволяющие студентам сделать конс­пект изучаемой темы и контролирующие грамотность, стиль и пунктуацию, дадут воз­можность уделять больше внимания сути рас­сматриваемой проблемы.

По мере того как информационная техно­логия все шире внедряется в практику соци­альной работы, дополнительный акцент делается на информационной базе принятия решений. Инструментарий информацион­ных систем с такой ориентацией может быть развит и повернут к обучению. Например, моделирование агентств, семей, индивидов позволит обучающимся социальной работе методом проб и ошибок научиться принимать нужные решения. Они смогут прогнозиро­вать возможные последствия своих решений в политике, управлении и других практиче­ских сферах социальной работы.

Разработка информационных

систем

Поскольку информация, необходимая для решения любых проблем, должна исполь­зоваться в соответствии с определенными процессами и процедурами, для развития ин­формационных систем надо понимать эти процессы и процедуры настолько детально, чтобы быть в состоянии ввести их в компью­тер. Процессы и процедуры, сложные для тренированного человеческого ума, часто становятся грандиозными, если их нужно за­программировать в компьютере. Между тем если процессы представлены неадекватно, то ошибок не избежать и система будет работать ненадежно. Информационная система требу­ет ответственности и сотрудничества всех пользователей, потому что ее успех зависит от аккуратного введения данных и от правиль­ного использования выходящей информации при принятии решения.

Этапы В процессе раЗВИТИЯ. Разви­тие информационной системы требует пла­нирования, а также затрат значительного времени и усилий, как это иллюстрируется 8-этапным процессом, показанным в табл. 1 нас. 361—362.

Покупая готовую программу или беря ее напрокат, можно пропустить некоторые эта­пы, но все необходимые действия должны быть выполнены и зафиксированы. Процесс развития информационной системы — по­вторяющийся процесс. Каждый следующий шаг повторяет действия предыдущего. На-


Таблица 1

Восемь этапов в развитии информационной системы

Этап 1. Оценка готовности и возможности осуществления проекта

Узнайте мнение персонала о необходимости проекта.

Создайте рабочий комитет.

Определите цели создания информационной системы, задачи, сроки исполнения и ответст­венность за исполнение.

Оцените позицию ключевых фигур.

Оцените ожидания всех, кого касается проект.

Подсчитайте ресурсы, необходимые для изменения системы, — деньги, время, компетент­ность исполнителей.

Рассчитайте последствия введения усовершенствованной системы (позитивные и негатив­ные).

Подготовьте и распространите отчет о готовности и возможностях системы.

Решите продолжать деятельность дальше или оставить усилия.

Этап 2. Анализ существующей системы

Определите, какие основные решения могут быть приняты с использованием новой информа­ционной системы и какая информация для этого нужна.

Определите характеристики необходимой информации, ее источники и методы сбора.

Проанализируйте текущие и будущие входные данные, обработку, операции на выходе и требования, например, формы, операции, файлы и отчеты.

Опишите последовательные логические пути и потоки информации.

Определите проблемы существующей информационной системы.

Определите объем предстоящей работы и обратитесь за помощью в общенациональные ассо­циации или ассоциации штата.

Разработайте политику и процедурные изменения, если это необходимо.

Подготовьте и распространите аналитический отчет о системе и предварительные идеи.

Решите продолжать дальше или оставить все усилия.

Этап 3. Проект концепций

Придайте окончательную форму рамкам информационной системы, целям и задачам.

Подготовьте альтернативную концептуальную разработку — возможный поток данных и уп­равление ими, записями, файлами и функциями обработки для удовлетворения потребно­стей в информации.

Введите ограничения для возможных разработок. Определите периодичность сбора данных, объем, защиту, конфиденциальность, время обращения, гибкость информационной систе­мы, надежность, возможности обработки и статистические показатели, потенциал роста, продолжительность хранения, связи с другими системами.

Найдите средства для разработки, деньги, время, компетентных исполнителей.

Представьте разработки в виде программ и аппаратной части.

Оцените преимущества, недостатки и возможности альтернативных разработок. <

Подготовьте и распространите отчет о разработке и решите, продолжать или оставить свои усилия.

Этап 4. Детальная разработка и развитие

Установите стандарты контроля и технического исполнения.

Подберите программы для выбранного проекта.

Выберите соответствующую программам аппаратную часть.

Разработайте операции обработки и процедуры, логику программ, описание файлов и их

структуру, индексы, механизмы исправления ошибок, хранения и дублирования. Спроектируйте формы ввода и исходящие формы. Спрограммируйте систему. Подготовьте инструкцию по программированию и эксплуатации.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ


362


363


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ


 


       
 
 
   


Продолжение табл. 1

Этап 5. Проверка системы и подготовка агентств Подготовьте операторов системы и пользователей. Разработайте критерии исполнения и план проверки.

Проверьте логику связи ввода и вывода, программирование, формы, операционные процеду­ры и инструкции, использование выходящих данных для принятия решений. Проведите обучение и тренинг пользователей данных и всех, кого это касается.

Этап 6. Конверсия

Разработайте план конверсии.

Введите информационную систему в стандартные операционные процедуры, например, та­кие, как оценка исполнения, новые возможности занятости. Реорганизуйте штат и рабочее пространство, если это нужно.

Перейдите от старого к новому оборудованию, новым методам обработки и процедурам. Убедитесь, что все системы и контроль работают.

Этап 7. Оценка

Сравните работу системы с первоначальными задачами.

Сравните прибыль и затраты с первоначальными оценками.

Оцените, насколько система удовлетворительна.

Уточните, используете ли вы выходящие данные для принятия решения.

Убедитесь, что использование системы улучшило работу, например обслуживание клиентов.

Этап 8. Функционирование, уход и модификация

Отработайте стандартные операционные процедуры.

Приготовьте систему дублирования, планы и процедуры для чрезвычайных случаев.

Завершите документацию — инструкции по расширению, свертыванию или модификации

системы. Начните все сначала, если требуются дополнительные подсистемы.

деле он больше похож на примитивное уме­ние. Успешное развитие информационной системы зависит от многих факторов.

пример, первый шаг — оценка готовности и возможности работы — может повторяться неоднократно. Хотя процесс развития на пер­вый взгляд кажется точной наукой, на самом

Таблица 2

Возможные проблемы в развитии информационной системы

1. Неадекватное генеральное планирование

Выбор программ и материальных компонентов. Проектирование и разра­ботка программ — довольно дорогой процесс, поэтому предпочтительнее использовать про­граммы, имеющиеся в продаже, что позволит сэкономить деньги на начальном и последую­щих этапах. Если нужны и программы, и ап­паратные средства, то вначале должна выбираться программа, а затем аппаратная

Признаки:

Недостатки на уровне долговременных целей и задач; недостатки плана внедрения сис­темы; излишние ожидания по отношению к определенной компьютерной системе; уста­ревание информационной системы агентства через два-три года.

2. Неадекватные коммуникации, недостаточное участие и подготовка пользователя

Признаки:

Недостатки в коммуникационных каналах; плохое функционирование рабочего комите­та; отрыв разработчиков от пользователей; опасность, что полученная информация будет неправильно использована; недостаток подготовки всех потенциальных пользователей; разработчики системы думают, что система великолепна, а пользователи ненавидят ее.


Продолжение табл. 2

3. Недостатки необходимых договорных обязательств и дефекты исполнения

Признаки:

Нет контроля за разработчиками; нестабильное финансирование; недостаток квалифи­цированного персонала для развития и управления системой; обвинение компьютера в неудачах управления.

4. Неадекватное управление системой

Признаки:

Компьютерные системы контролируются финансовыми службами; властные структуры

запрещают доступ к компьютерам или информации.

5. Неспособность определить прибыль от использования информационной системы

Признаки:

Неспособность модели выполнять процедуру подсчета финансовой выгоды; неумение

определить успешность информационной системы.

6. Неспособность поддерживать взаимодействие социального работника и клиента

Признаки:

Неадекватное измерение результата работы для клиента; непоследовательность записей в "истории болезни"; считается, что социальная работа не имеет достаточной информа­ционной базы; социальные работники поставляют информацию, но редко пользуются выходящими данными информационной системы.

7. Производство компьютеров всегда находится в процессе быстрого изменения

Признаки:

Аппаратная часть будет намного дешевле, если подождать; недостаток стандартов аппа­ратной части и программ; частые появления и банкротства компьютерных компаний; перемещение персонала, обслуживающего компьютеры.

8. Трудности получения беспристрастной информации

Признаки:

Избыток рекомендаций, недостаток исследований; исследования устаревают, еще не будучи применены; более надежная информация поступает от продавцов; профессио­нальные ассоциации осуществляют слабое руководство.

9. Неадекватная документация

Признаки:

Недостатки документации во время разработки информационной системы, использова­ния, ухода и ремонта ее; не осуществляют организационные изменения, поскольку труд­но изменить систему компьютера; невозможность функционирования, если компьютер ломается; паника, когда разработчик (программист) увольняется с работы.

часть. Однако очень трудно последовать это­му совету, поскольку вначале обычно приоб ■ ретаются компьютер и другое оборудование. Часто единственный способ сравнивать продукцию различных фирм — это проверить скрупулезно спецификацию, игнорируя рекламу, разговоры при покупке и быструю демонстрацию продавцами. Попросите у продавца перечень пользователей и посетите некоторых их них из них. Ознакомьтесь с описанием программ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНТСТВАХ


364


365


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В АГЕНСТВАХ


 


в журналах и брошюрах. Продавцы известны склонностью рекламировать товар, не имею­щийся в продаже. Ожидание ключевой части программы, заказанной несколько месяцев тому назад, обычное дело. Продавцы могут заменять товар и предлагать возможные ва­рианты, заставляя покупателей очень долго ждать поставки. Важно учесть, что програм­ма не существует до тех пор, пока ее не видно на дисплее в предусмотренном контрактом виде. Покупку программы можно сравнить с заключением брака, потому что покупатель и продавец вступают в длительные отношения, зафиксированные в контракте, особенно если программа имеет широкий спектр примене­ния.

Принципы успеха. Хотя в развитии информационных систем есть трудно преодо­лимые проблемы, общие принципы, ведущие к успеху, все же существуют.

Одним из главных составляющих успеха является адекватная подготовка и планирова­ние. Общая заинтересованность — это тоже путь к успеху. Обязательства по координации всех усилий должны быть возложены на уп­равляющих самого высокого ранга. Пользо­ватели и все заинтересованные лица должны иметь полную информацию и участвовать в процессе разработки от начала до конца, по­тому что эффективность информационной системы полностью зависит от пользовате­лей, принимающих решения на основе пре­доставляемой им информации.

Еще один принцип успеха развития ин­формационной системы, и немаловажный, состоит в том, что 10% всех ресурсов нужно истратить на аппаратуру, 40% — на про­грамму и 50% — на проектирование, эксплу­атацию системы и подготовку персонала.

Во всех случаях каждый участник про­цесса должен быть готов прилагать новые и новые усилия и справляться с фрустрацией, сопровождающей обычно процесс разработ­ки информационных систем.

Достижения и проблемы

Переход от рукописной формы передачи и хранения информации к печатной оказал огромное влияние на позднесредневековое общество. Появление электронной формы информации должно принести подобные ре­зультаты. При этом ясно видны различия между грядущим информационным и инду­стриальным обществом. Суть индустриаль­ного общества — это способность производить механическую энергию из при­родных источников, таких, как вода, уголь и нефть. Суть информационного общества —


его способность управлять с помощью инфор­мации и передавать информацию в электрон­ной форме. Технологии индустриального общества позволяли производить двигатели, системы механизмов рычагов и другие при­способления и процессы для механической работы. Технологии информационного обще­ства — это компьютеры, телевидение, спут­ники связи, телефоны, лазеры и другие приспособления и процессы для работы с электронной информацией.

Технологии, отличительной чертой кото­рых является значительное снижение стоимости и быстрый рост мощности, потен­циально несут в себе самое глубокое воздей­ствие на общество. Эти два качества отличают информационные технологии. Один из пер­вых компьютеров стоил приблизительно 400 тыс. дол. в 1946 г., в год его появления, был размером с дом с тремя спальнями, весил 30 тонн и производил 300 операций в секунду.

В середине 80-х годов компьютер разме­ром с атташе-кейс весил несколько фунтов, производил 15 млн операций в секунду и сто­ил менее 2 тыс. долл. В начале технологиче­ской революции трудно определить, каким будет влияние новых технологий на обще­ство. Тем не менее интересно поразмышлять о влиянии современных информационных технологий на работу социальных агентств. На этот процесс можно посмотреть с разных точек зрения, а именно: планирования поли­тики, управления, оказания услуг и с точки зрения клиента.

Разработка политики и планиро­вание. Главное воздействие информацион­ных систем на уровне выработки политики и планирования — это лучший контроль и луч­шее использование огромного объема инфор­мации, доступной для принятия решения. Поскольку политику социальных служб про­водят в жизнь гражданские советы и законо­дательные органы, персонал которых имеет слабое представление об информационных управляющих системах, необходимо научить штатных сотрудников разрабатывать и ис­пользовать информационные системы. Если не преодолеть отрыв политиков от информа­ционных технологий, то политикой займутся технократы, или она будет разрабатываться без использования имеющегося объема ин­формации.

Рост числа социальных агентств и взаи­мосвязь их с политикой штата и с националь­ными банками данных выдвинул на первый план проблемы доступа к информации, ее за­щиты, конфиденциальности и приватности.


Доступ означает право индивида на инфор­мацию и информационные технологии. За­щита информации означает физическую охрану ее с помощью замков и других физи­ческих заградительных барьеров. Конфиден­циальность означает определенный уровень ограничения на использование информа­ции — например, можно прочитать, но не из­менить или уничтожить часть данных о клиенте. Сохранение тайны, приватность предполагают право клиента сохранить лич­ную информацию в тайне. Теоретически лю­дям, принимающим политические решения, следовало бы принять превентивные меры относительно выполнения всех вышеупомя­нутых условий и установить правила исполь­зования информации для разных категорий граждан. Однако в быстро развивающейся компьютерной сфере на проблему реагируют лишь тогда, когда она становится очень ост­рой. Таким образом, некоторые из перечис­ленных проблем будут решаться медленно, шаг за шагом, и вполне возможно, что окон­чательное решение будет найдено в суде.

В информационном обществе у социаль­ных служб могут возникнуть новые пробле­мы. Информация — это власть, и хорошая информация стоит дорого, поэтому лица, располагающие средствами, могут захватить информационную власть, оставив бедных и обездоленных далеко позади. Сфера занято­сти является, возможно, одной из сфер, где проблема доступа к информации приобретает особое значение. Неудачникам может быть уготована судьба выполнять работы, не требу­ющие квалификации и часто подлежащие автоматизации. Недостаток доступа к инфор­мации может стать новой проблемой, и такая традиционная роль социального работника, как информационное посредничество, долж­на приобретать все возрастающее значение.

Менеджмент. Основное достижение в области информационных систем на уровне менеджмента заключается в том, что создает­ся так называемый "автоматизированный офис", т. е. интеграция процессов обработки текста, данных и телекоммуникационных си­стем. Превращение современных агентств со­циальных служб в такие офисы еще серьезнее обостряет существующие проблемы. Руково­дителям нужно решить, как быстро они хотят компьютеризировать свои агентства, созна­вая, что введение новых технологий может травмировать персонал. Главное препятст­вие, с которым приходится сталкиваться, — это сопротивление переменам со стороны персонала, новое штатное расписание и про­блема распределения денег, выделенных на


компьютеризацию. Руководителям следует четко представлять, какую часть бюджет ни создание информационной системы следует затратить на конфиденциальность и защиту информации, особенно в том случае, если это должно уменьшить расходы на развитие сис­темы и обучение персонала. Сохранение тай­ны и проблема доступа к информации становятся очень актуальными, если агентст­ва применяют телекоммуникационные сред­ства для связи с банками данных или передачи информации финансирующим ор­ганам. В большинстве случаев системы защи­ты информации бывают неэффективными, поэтому приходится выбирать между значи­тельным увеличением расходов на приобре­тение защитного оборудования и программирования и продолжением деятель­ности без использования телекоммуникаци­онных средств, что менее продуктивно.

Непосредственные услуги, в сфере непосредственных услуг использование ин­формационных систем предполагает все воз­растающее применение автоматизированных данных и информации для принятия конк­ретного решения. Нужно время, чтобы опре­делить, в каких сферах социальной работы более эффективны компьютерные системы, а какие функции лучше выполняет человек. Возникает также проблема профессиональ­ной компетентности социальных работников, если они пренебрегают решением, предло­женным компьютером. Например, компью­терная модель, работающая в области благосостояния детей, рекомендует социаль­ному работнику забрать ребенка из семьи. Однако социальный работник принимает ре­шение его оставить. В результате ребенок подвергается насилию или его убивают. В та­ком случае возникнет вопрос: должны ли компьютерные рекомендации остаться кон­фиденциальными, или же к ним должен быть открыт доступ, чтобы возбудить уголовное преследование социального работника?

Еще одна проблема касается роли соци­ального работника в сфере развития и конт­роля за программами самопомощи. Должен ли он выступать в роли защитника потреби­теля и эксперта программ самопомощи, или более предпочтительна для него установка "остерегайтесь покупателя"? Может ли соци­альный работник профессионально опреде лить, что такое эффективная самопомощь и самолечение?

Сохранение тайны информации работниками в сфере прямых услуг предпологает ответственность за разглашение сведений, если того не желает клиент. Они не должны


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ


366


367


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ


 


передавать информацию вышестоящим орга­низациям или другим учреждениям, напри­мер в банк (для обнаружения мошенников, получающих незаконные пособия) и т. п. В случае если клиент понес ущерб из-за нару­шения конфиденциальности, то какую ответ­ственность должен нести социальный работник, располагавший этой информацией и не сумевший сохранить ее в тайне?

Клиенты. Информационные системы имеют большое значение для клиентов, так как они связывают их со службой прямых услуг. Их значение еще более возрастает, ес­ли клиенты получают более широкий доступ к данным, особенно же если информацион­ные системы агентств становятся доступными клиентам через телефонную, телевизионную связь и компьютеры. Например, клиенты, поддерживающие коммуникационную связь с агентствами, могут иметь доступ к источни­кам, получать различные документы, инфор­мацию об имеющихся услугах, использовать программы для самопомощи и профессио­нальной подготовки. Сохранение тайны предполагает необходимость определять ме­ру информации, касающейся клиентов, ис­пользующих информационные системы, и решать, как ее применять. Конфиденциаль­ность должна определять уровень доступа клиентов к информации, которая их не каса­ется. Например, могут ли агентства ограни­чивать доступ к детальной информации об условиях предоставления социальных услуг лицам, которые не имеют прямого отношения к данному виду обслуживания?

Заключение

Поскольку на всех уровнях социальной службы собрано и работает огромное количе­ство информации, электронные информаци­онные системы оказывают и будут оказывать сильнейшее влияние на практику социаль­ной работы. Однако в отдельных областях со­циальной работы решение проблем является настолько трудным, что потребуются целые годы, чтобы накопить нужную для этого ин­формацию. Тем не менее пусть медленное, но последовательное внедрение информацион­ных технологий внесет серьезные изменения в практику социальной работы, отвечающей потребностям информационной эры.

Дик С куч

См. также: Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Ин­формационные системы: данные о кли­ентах; Компьютеризация.


Greist J. H. et al. (1983). Computers and Psychiatric Diagnosis.— Psychiatric Annals, 13(10), 785—792. • Hedlund J. L., ViewegB. W., Cho D. W. (1985). Mental Health Computing in the 1980s.— Computers in Human Services, 1(1, 3—34; 2, 1—31). • SchoechD., SchkadeL. L., Mayers R. S. (1982). Strategies for Information System Development.— Administration in Social Work, 5(3, 4), 11—26. • Schwartz M. (Ed.) (1984). Using Computers in Clinical Practice. N.Y.: Haworth Press.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ДАННЫЕ О КЛИЕНТАХ

В 80-е годы в разработке и использовании информационных систем в сфере социально­го обеспечения населения был достигнут су­щественный прогресс. Во-первых, появились общенациональные добровольческие систе­мы данных по ряду программ социального об­служивания. Во-вторых, более широко стали использоваться данные информационных си­стем, обслуживающих менеджеров социаль­ных агентств.

Национальная добровольческая система данных

В 80-е годы административная ответст­венность за многие программы социального обеспечения, которую несли федеральные органы, была переложена на штаты. Этот процесс сопровождался значительным ослаб­лением требований к отчетности, что привело к отсутствию многих данных по социальным программам, которые ранее собирались, ана­лизировались и распространялись федераль­ным правительством. Например, принятие Закона о содействии усыновлению и социаль­ном обеспечении детей (1980) предполагало федеральную систему отчетности, которая не была осуществлена администрацией Рейга­на.

Министерство здравоохранения и соци­ального обеспечения США приняло решение опираться не на обязательную федеральную отчетность, а на добровольческую систему от­четности. В результате в 1982 г. при финансо­вой поддержке Службы помощи населению (СПН) была учреждена Добровольческая ин­формационная сеть (ДИС), в задачи которой входил сбор и анализ данных, добровольно


представляемых социальными учреждения­ми по вопросам охраны детства, единовре­менных субсидий на социальные нужды и по проблемам умственно отсталых и имеющих отклонения в развитии. Работники Детского бюро США постоянно используют данные ДИС. В целом же использование данных ДИС на уровне штатов продолжает оставать­ся ограниченным, хотя эти ценные данные могут оказаться полезными руководству и ис­следователям социальных учреждений на уровне штатов.

В целом работа ДИС наглядно продемон­стрировала жизнеспособность добровольче­ской деятельности по сбору данных в качестве альтернативы федеральной отчетности.

ДИС является не первой попыткой созда­ния национальной базы данных по програм­мам социального обслуживания. Например, гуманитарная ассоциация Америки начиная с 1974 г. получала данные о равнодушном и жестоком обращении с детьми от государст­венных учреждений штатов, куда они посту­пили от добровольцев. В течение ряда лет эти данные эффективно использовались многи­ми специалистами, в том числе администра­торами правозащитных учреждений в штатах и исследователями в области социаль­ной работы, а также теми, кто занимались проблемами брошенных и испытывающих жестокое обращение детей.

Национальный институт психического здоровья, осуществляющий принятую им на­циональную программу отчетности, регуляр­но собирает большое количество самых разных статистических данных в учреждени­ях психиатрической помощи по всей стране. В отличие от систем сбора данных, о которых говорилось выше, руководство этой добро­вольческой программой осуществляет федеральное правительство. Используя раз­личные методы обследования, соответствую­щий отдел института регулярно собирает сведения о больных, их обслуживании, кад­рах и расходах в психиатрических больни­цах, коммунальных центрах психического здоровья, центрах лечения на дому и в психи­атрических учреждениях, находящихся в ве­дении Управления по делам ветеранов. Полученные данные публикуются в ряде ана­литических и статистических отчетов, посвя­щенных разным темам. За многие годы эта программа накопила обширную информа­цию по вопросам психического здоровья, ко­торая доступна для заинтересованных специалистов и организаций.

Существует еще целый ряд националь­ных систем данных, в том числе Националь-


ная база данных по делам престарелых. Архив данных по подростковой беременно­сти, предохранению от беременности и пла­нированию семьи. Эти национальные информационные системы финансируются федеральным правительством и получают данные главным образом от го

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...