Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 7 глава




Итак, если взглянуть на положение дел, сложившееся в 80-х годах, то можно сказать,


I


ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ


162


163


ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ


 


       
   
 
 

что, по мере того как набор слушателей ста­билизируется или увеличивается, уменьша­ются опасения по поводу перспектив обуче­ния и вместе с тем будет вновь уделяться больше внимания нерешенным вопросам, особенно связанным со структурой обучения и преемственностью в деле подготовки про­фессионалов и с качеством обучения соци­альной работе в целом.

Гарри А. Ллойд

См. также: Международная система образо­вания социальных работников; Повыше­ние квалификации социальных работников; Профессия социального ра­ботника: современные требования; Со­вет по образованию социальных работников.

* Boehm W.M. (1959). Social Work Curriculum Study (13 vols.). N. Y.: Council on Social Work Education. • Council on Social Work Education (1971). Curriculum Policy for the Master's Degree Program in Graduate Schools of Social Work. In: Manual of Accrediting Standards for Graduate Professional Schools of Social Work (Appendix I, p. 55—60). N. Y.: Author. • Council on Social Work Education (1984a). Curriculum Policy for the Master's De­gree and Baccalaureate Degree Programs in Social Work Education. In: Handbook of Accreditation Standards and Procedures. N. Y.: Author.

ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

В период 40—70-х годов подготовка к се­мейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими отве­тами на вопросы; получасовые лекции перед небольшими группами и совместное обсужде­ние; семинары по вопросам, представляю­щим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, ауди­тория была по преимуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-право­нарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к се­мейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники коллед­жей. В Ассоциации служб семьи (АСС) руко-


водили подобными программами главным об­разом социальные работники, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями,

В настоящее время подготовка к семейной жизни осуществляется в учебных группах во главе с руководителем. Он дает учащимся не-обходимые знания, развивает важные навыки и анализирует их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным из­менениям. Такие услуги бывают полезны и людям, столкнувшимся с неожиданными си­туациями, как-то: временные кризисы, рез­кое ухудшение состояния здоровья, или име­ющим хронические заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит б—12 человек, хотя иногда их количество доходит до 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий — 1,5—2 часа. Как правило, курс состоит из ше­сти—восьми занятий. Наряду с этим распро­странены разовые группы, группы, рассчи­танные на длительный срок обучения, и постоянно действующие группы. Их возглав­ляет профессионал, имеющий степень маги­стра социальной работы, получивший специ­альную подготовку по составлению учебной программы, процессу групповых занятий и ситуационным методам обучения. Участники групп различаются социальным происхожде­нием, реглииозной принадлежностью и уров­нем образования. Различны также их жизненные ситуации; они могут быть роди­телями, недавно расставшимися или разве­денными супругами, родственниками людей, страдающих хроническими заболеваниями, и т. д.

Группы подготовки к семейной жизни не похожи на большинство лечебных групп, главная цель которых — определить причины неадекватного поведения и посредством груп­пового обучения способствовать корректиров­ке эмоционального восприятия действитель­ности. Кроме того, пациенты лечебных групп обычно испытывают страдания и боль. Целью же большинства групп подготовки к семейной жизни является углубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации личности к текущим или предстоящим жизненным изме­нениям. Обучение — главная цель подготов­ки к семейной жизни, однако оно входит так­же и в задачи лечебных групп. Лечебные группы и группы подготовки к семейной жиз­ни имеют ряд общих черт, одна из которых — обмен опытом. В группах подготовки к семей­ной жизни чрезмерный обмен опытом не поощряется и нуждающиеся в нем направля­ются в психотерапевтические службы. Эмо-


циональная поддержка имеет важное значе­ние для создания в группах подготовки к се­мейной жизни атмосферы сплоченности, ко­торая способствует успешному проведению занятий. В лечебных группах подобная под­держка служит основным методом достиже­ния сплоченности и корректировки эмоцио­нального восприятия.

Типы программ

Службы подготовки к семейной жизни, предназначенные для различных стадий жизненного цикла, рассчитаны на людей лю­бого возраста. Деятельность служб базирует­ся на той предпосылке, что каждый человек в течение своей жизни время от времени пере­живает определенные изменения, адаптиро­ваться к которым намного легче, располагая информацией о возможном ходе событий. Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на четыре категории: группы нор­мального развития, кризисные, индивиду­ального развития и адаптации.

Группы нормального развития предназ­начены для всех категорий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изме­нения. Примером могут служить группы для родителей, дошкольников, подростков, лю­дей, намеревающихся вступить в брак, и пен­сионеров.

Кризисные группы предназначены для людей, на чью долю выпали суровые жизнен­ные испытания. Люди обычно недостаточно знают о том, как следует вести себя в чрезвы­чайной ситуации, какова продолжитель­ность реакции, как преодолеть кризис и вер­нуться к привычному образу жизни. В группы этого типа входят недавно расставшиеся и разведенные супруги, вдовы, вдовцы и безра­ботные. Руководители групп, помимо ис­пользования методики преподавания взрос­лым, оказывают эмоциональную поддержку и поощряют коллективную помощь. Боль­шинство обучаемых успешно преодолевают кризисы и возвращаются к нормальной жизни.

Группы индивидуального развития на­целены на обучение людей хотя и не пережи­вающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке поведения и развитии жиз­ненных навыков, которые способствуют по­вышению их самооценки и коммуникабель­ности. Участники групп этого типа хотят улучшить качество своей жизни. На занятиях не исследуют причины, объясняющие тот или иной тип поведения, а посредством специаль-


ных методов обучения формируют стремле­ние изменить его. Примером могут служить группы, где обретается уверенность в себе, повышается самооценка, возрастает конт­роль над стрессовой ситуацией, развиваются навыки общения.

В группах адаптации занимаются лица. которые постоянно подвергаются воздейст­вию отрицательных факторов, связанных. болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улучшению, или живут с людьми, которые находятся в подобном состо­янии. Особенность таких групп состоит в том, что указанное состояние не является кратко­временным и требует длительного периода адаптации. Эффективность занятий в значи­тельной степени зависит от руководителя йот коллективной поддержки участников груп­пы. Обучение, предусматривающее получе­ние специальной медицинской информации, направлено на индивидуальное развитие и повышение качества жизни. Как пример можно назвать группы для родителей, имею­щих детей с отклонениями в развитии, для родственников лиц, страдающих хрониче­скими заболеваниями.

Современные тенденции

Современная практика подготовки к се­мейной жизни значительно изменилась с на­чала 70-х годов. Можно выделить ряд харак­терных для нее тенденций.

Подготовка к семейной жизни осуществ­ляется путем преподавания множества дис­циплин в самой разнообразной обстановке Составлявшая ранее лишь одну из многих сторон деятельности агентств по работе с семьей, подготовка к семейной жизни пре­вратилась в основной компонент работы боль­шинства таких агентств. Ее практика расши­рилась и охватывает не только вопросы воспитания детей, но и проблемы других чле­нов семьи и семьи в целом. Программы заня­тий по подготовке к семейной жизни претер­пели значительные изменения и включают теорию и методику преподавания взрослым.

Когда увеличивалось число психотера­певтических клиник в организациях АСС, школы подготовки к семейной жизни рас­сматривались как своего рода психотерапев­тические клиники. Но развитие программ и расширение практики подготовки к семейной жизни помешали распространению этой точ­ки зрения. Организации Службы семьи, где основное внимание уделяется обучению, по масштабам деятельности и стоящим перед ними задачам гораздо шире большинства психотерапевтических клиник. Службы под-


ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ


164


165


ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


 


готовки к семейной жизни стали важной со­ставной частью агентств по работе с семьей, что свидетельствует о профилактической на­правленности их деятельности.

Произошел сдвиг в сторону развития про­грамм для всех членов семьи. Если ранее в группы для родителей включались преиму­щественно матери, то современная практика принимает во внимание обоих родителей, причем участие отцов значительно возросло. Это отражает позицию АСС, которая счита­ет, что ответственность за воспитание детей несут оба родителя и что они оба могут из­влечь пользу из учебных программ. Мужчин, посещающих группы подготовки к семейной жизни, интересуют проблемы отцовства, контроль над стрессами, повышение само­оценки и т. д. Растет число групп и для детей, в том числе групп по развитию навыков обще­ния и уверенности в себе, групп для подрост­ков и подготовки к браку.

Первоначально группы были ориентиро­ваны на различные стадии жизненного разви­тия и не выходили за рамки ответов на вопро­сы, касающиеся определенной тематики. Их участники действительно получали опреде­ленные знания. В середине 70-х годов наме­тилась тенденция расширить подготовку к се­мейной жизни от простого обучения до развития навыков и анализа поведения, что повлекло за собой изменение методологии. Огромное воздействие оказали на этот про­цесс теория обучения взрослых М. Ноулза (1973,1975) и ее практические приложения. Наряду с этим публиковались учебные про­граммы, учитывающие различные типы пе­реходных периодов в жизни человека. Серии публикаций АСС по программам подготовки к семейной жизни оказали огромное воздей­ствие на изменяющуюся практику, давая воз­можность руководителям групп ставить перед собой более честолюбивые задачи. В боль­шинстве групп проводятся лекции, практиче­ские занятия и работа с учебными материа­лами.

Если ранее занятия проводились в агент­ствах по работе с семьей, библиотеках и обще­ственных центрах, то теперь группы действу­ют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в го­сударственных учреждениях. На промыш­ленных предприятиях и в строительных орга­низациях популярны такие темы, как контроль над стрессом, тренировка уверенно­сти в себе, сбалансированность работы и се­мейной жизни, проблемы работающих суп­ругов. Службы подготовки к семейной жизни стали главным компонентом популярных


программ по оказанию помощи рабочим и служащим. Были разработаны и опубликова­ны учебные программы для этой аудитории. Приоритетными считаются группы повыше­ния самооценки, тренировки уверенности в себе и укрепления дружеских отношений, подготовки к браку для старшеклассников. Интерес местных властей привлекают про­граммы для рабочих и служащих всех возра­стов, в частности для готовящихся к выходу на пенсию. В государственных учреждениях и школах занятия часто проводятся в рабочее или учебное время, на промышленных пред­приятиях и в строительных организациях — в обеденный перерыв.

Первоначально службы подготовки к се­мейной жизни действовали обособленно и не­зависимо от других социальных служб. Это было оправдано в отношении консультацион­ной и терапевтической служб. Постепенно некоторым клиентам консультационных служб была предоставлена возможность вос­пользоваться дополнительными услугами. В настоящее время подготовка к семейной жиз­ни включена уже в первоначальный план за­нятий. Когда начинается работа с клиентом, оцениваются не только его психосоциальные потребности, но и необходимость обучения его жизненным навыкам. План занятий имеет две цели — образовательную и психо­терапевтическую. Обучение предусматрива­ет краткие и полные курсы по развитию на­выков общения, тренировке уверенности в себе и самооценке. В дальнейшем ожидается усиление этой тенденции и превращение ее в общепринятую модель социальной работы.

В последнее время в практике подготовки к семейной жизни внимание сконцентриро­вано на работе с группами населения, стоящими в стороне от общества и ранее пре­небрегавшими социальными службами. Сей­час, например, разработаны программы для проституток по вопросам воспитания детей; для заключенных — по проблемам воспита­ния, общения и самооценки; для матерей, ос­тавивших своих детей, по подготовке к возвращению им родительских прав. Суще­ствуют также службы для иммигрантов, зна­комящие со страной, помогающие приоб­щиться к ее культуре, ценностям и нормам. Особенно ярко это прослеживается в работе служб для иммигрантов из Юго-Восточной Азии и России.

Проблемы

Основной из них является финансирова­ние. Как правило, профилактические служ­бы не пользуются популярностью у финансо-


вых органов и советов директоров, так как приносят меньше дохода. Вряд ли в ближай­шем будущем ситуация изменится. Однако без крепкой финансовой базы службам при­дется сокращать свою деятельность, особенно в трудные в экономическом отношении пери­оды. Для продолжения и дальнейшего расши­рения деятельности по подготовке к семейной жизни необходимо развивать различные формы помощи со стороны общины, советов опекунов и оказывать всестороннюю поддер­жку соответствующим программам. Про­граммы для промышленности и строительст­ва станут важной составной частью практики подготовки к семейной жизни, так как доход, получаемый от этих групп, может частично использоваться на содержание других, менее рентабельных.

Другой важный вопрос — обучение соци­альных работников как лидеров подготовки к семейной жизни. Организации Службы семьи готовят руководителей, используя спе­циальные знания и новейшие учебные разра­ботки. Попытки пригласить руководителей из числа бакалавров и магистров социальной работы не имели значительного успеха. Объ­единение концепций подготовки к семейной жизни и социальной работы имеет важное значение для расширения службы и постоян­ного развития новых моделей практики, ис­пользующих как терапевтические, так и об­разовательные методы. Пока здесь не удалось добиться большого успеха, так как предпоч­тение отдается психотерапевтической прак­тике.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Оценка результатов зачастую ока­зывает влияние на решение финансовых органов. Эффективность работы групп подго­товки к семейной жизни, главной целью ко­торых является профилактика, с трудом под­дается анализу, так как оценка результатов профилактики требует прошествия продол­жительного отрезка времени. Кроме того, су­ществует тенденция приписывать перемены влиянию других факторов. Следует поощрять научные исследования деятельности групп вто­рого и третьего типов, поскольку эти службы более доступны для анализа и результаты их деятельности могут широко использоваться.

Социальная работа сыграла важную роль для служб подготовки к семейной жизни. Ор­ганизации и практики, занимающиеся соци­альной работой, лидируют в этой области, начиная с первого этапа деятельности служб подготовки к семейной жизни, когда создава­лась система групп помощи иммигрантам, и


кончая семинарами для матерей на нынеш­нем этапе, охватывающем сложные модели жизненного цикла. Благодаря развитию учебной программы подготовки к семейной жизни занятия проводят и другие специали­сты — психологи, медсестры, врачи, учите­ля. Эта программа стала составной частью ряда социальных и медицинских профессий. С момента своего возникновения службы под­готовки к семейной жизни получили широкое признание. В настоящее время они пережи­вают период популярности и интенсивного развития.

Дональд П. Рили

См. также: Группы взаимной помощи; Семья и социальная работа; Семья: современ­ные тенденции; Семья: социальные службы.

• KnowlesM. (1973). Self-Directed Learning. Chicago: Association Press. • Knowles M. (1975). The Modern Practice of Adult Education. N. Y.: Association Press.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Программы общей и чрезвычайной помо­щи, а также программы оказания помощи в особых (непредвиденных) ситуациях пред­назначены для удовлетворения потребностей, которые не учитываются при выделении средств из федеральных фондов поддержки населения. Программы общей помощи пред­ставляют собой попытки штата или местных властей оказать помощь тем категориям лю­дей, которые не имеют права на получение пособий из федеральных фондов. Среди них: одинокие люди или семьи без детей; семьи с детьми, но проживающие в штатах, на кото­рые не распространяется действие Програм­мы помощи семьям с зависимыми детьми; от­дельные люди или семьи, которые не отвечают процедурным требованиям феде­ральных программ; те люди или семьи, доход которых немного превышает установленные пределы или которые ждут подтверждения на получение пособия.

Выделение дополнительных средств на программы чрезвычайной помощи и про­граммы оказания помощи в особых ситуаци­ях может определяться либо местными, либо


ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


166


167


ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


 


федеральными властями. Необходимость вы­деления дополнительных средств тем или иным слоям населения может быть вызвана стихийным бедствием, нехваткой денежных средств в семье в результате краж или иных: потерь, болезнью, требующей специальной помощи. Необходимо отметить, что во многих штатах и местностях термины "общая" и "чрезвычайная помощь' используются как взаимозаменяющие.

Программы общей, помощи

История. В колониальные времена до­тации на оказание материальной поддержки населению выделялись в соответствии с анг­лийским Законом о бедных и ответственность за распределение этих средств ложилась на местные органы. За выполнением Закона с бедных следили местные наблюдатели, кото­рые имели большую свободу действий и мог­ли по своему желанию дать материальную помощь или отказать в ней. Размер и тип по­мощи были также отданы на усмотрение местных властей. Помощь можно было ока­зывать непосредственно отдельному человеку или семье. Обеспеченный человек мог пред­ложить материальную помощь нуждающе­муся. Бедняка могли взять в услужение, на­править в богадельню или работный дом.

Программы общей помощи в разных шта­тах и районах были разные, а с годами меня­лось и их общее содержание. В первые три десятилетия XIX в. было характерно более частое использование работных домов и бога­делен. К середине века стали больше исполь­зовать выдачу пособий непосредственно из рук в руки в денежной форме. Специальных контролеров заменили обычные местные гражданские служащие. К концу века прак­тически в половине городских областей стра­ны были закрыты официальные управления помощи нуждающимся и бразды правления в этой сфере были переданы частным благотво­рительным организациям. Однако в начале XX в. многие программы помощи были возоб­новлены.

В годы "Нового курса" президента Ф. Рузвельта по мере расширения деятельно­сти федерального правительства в области развития программ по оказанию материаль­ной помощи населению местные программы общей помощи обслуживали все меньшее ко­личество нуждающихся. Однако, сохраняя многие свои традиционные особенности, они и сегодня сильно различаются в разных шта­тах и районах. При этом традиционно важ­ным остался вопрос о моральных качествах человека, получающего материальную по-


мощь. Многие потенциальные получатели пособий находятся в трудоспособном возра­сте, и общественность высказывается за то, чтобы большинство из них работало. Многие должностные лица и представители обще­ственности не видят смысла выделять средст­ва для поддержки людей, многие из которых могли бы сами зарабатывать себе на жизнь.

Тенденции. Согласно федеральным данным, общее число людей, получающих материальную помощь из местных источни­ков, уменьшилось после того, как расшири­лась деятельность федеральных программ. Число нуждающихся в помощи людей увели­чивается по мере роста безработицы. Количе­ство получателей помощи зависит и от желания местных властей или властей штата выделять средства на всевозможные пособия. Например, в 1936 г. сообщалось о 4,5 млн че­ловек, ежемесячно получающих материаль­ную поддержку по линии программ общей помощи, а в 1945 г. в среднем эта цифра упа­ла до 0,5 млн, что произошло главным обра­зом в связи со значительным уменьшением количества безработных. К1950 г. ежемесяч­ную помощь получали около 0,9 млн человек. С этого времени и до начала 80-х годов эта цифра колеблется от 0,7 до 1 млн человек. За этот период возрос и средний размер пособия по линии общей помощи на одного человека. Ежемесячное пособие в 1936 г. составляло 8 долл., а в 1981 г. — 127 долл. Рост пособий более чем на 80% произошел в 70-е годы. В 1981 г. на пособия было выделено 1,4 млрд долл.

Современные программы. Про­граммы общей помощи сильно различаются в штатах и отдельных районах. Их можно рас­сматривать как "программы последней на­дежды", доступные тем, кто имеет доход ниже установленных пределов и не получает федерального пособия. Программы общей помощи могут быть сужены до обслуживания одной группы людей, например инвалидов. Согласно обзору 1982 г., 23 из 42 штатов, от которых была получена информация, оказы­вали материальную помощь своим нуждаю­щимся жителям, не получающим федерального пособия. Все категории нужда­ющихся людей, кроме работоспособных взрослых, обслуживались лишь в 10 штатах. В одном штате помощь оказывалась только семьям. Программы общей помощи только для инвалидов или для людей, которые по той или иной причине не могут работать (послед­няя категория может включать и здоровых взрослых людей), имели восемь штатов.


Существуют самые разные пособия. В 33 из 41 штата, от которых была получена ин­формация, существовали программы, пре­дусматривающие выделение пособий нужда­ющимся на неопределенный срок. Однако в некоторых случаях человека могут лишить ткого долгосрочного пособия. Программы четырех штатов обеспечивают только кратко­срочные пособия, и в двух штатах помощь оказывается только в чрезвычайных ситуаци­ях. В двух штатах инвалиды могут получать пособие в течение неопределенного срока, г. для поддержки трудоспособного населения существуют временные ограничения. Кроме того, в 30 штатах существуют различные ви­ды медицинской помощи, а в 11 других штатах медицинская помощь оказывается только н нескольких районах. В остальных штатах общедоступными являются окружные боль­ницы. Необходимо заметить» что 22 програм­мы полностью финансируются штатами, 10 — штатами и местными органами, а ос­тальные — только местными органами. В раз­личных процедурных правилах можно заменить проявление недоверия к людям, получающим пособие по программе общей помощи. Например, хотя федеральные про­граммы обычно выделяли помощь в денежной форме, только в 21 программе общей помощи пособие выдавали наличными деньгами. В других же применяются такие формы натуральных пособий, как ваучеры, оплата поку­пок или просто выдача товаров и т. п.

Материальная помощь, выделяемая по линии общей помощи, сильно различается как s разных штатах, так и внутри одного штата. Согласно обзору 1982 г., максималь­ный размер пособия в штатах колебался от 27 до 297 долл. Некоторые получатели помощи должны отработать полученные деньги, при­чем такие программы существуют во всех районах девяти штатов и в некоторых райо­нах еще 14 штатов.

Современные проблемы, в середи­не 80-х годов осуществление программы об­щей помощи во многих штатах и районах столкнулось с большими трудностями. В ре­зультате безработицы и сокращения выплат по линии федеральных программ огромное число людей и семей обратилось за помощью к местным программам и программам штатов Кроме того, ввиду растущего количества разводов возрастало число нуждающихся в по­мощи бывших домохозяек, которые испыты­вали трудности в трудоустройстве. Многие хронически больные люди, которые в 70-х годах были в связи с деинституцшишзацией выписаны из специализированных психиат-


рических заведений, тоже нуждались в мате­риальной помощи. Возможно, в результате того, что материальная поддержка оказыва­лась не всем нуждающимся, сегодня насчи­тываются сотни тысяч или даже миллионы бедных людей, и существуют определенные трудности в обслуживании этой группы насе­ления. До сих пор очень немногие программы общей помощи принимают во внимание лю­дей, не имеющих постоянного места житель­ства или проживающих в различных штатах. Штаты и небольшие районы также испытывают серьезное финансовое давление. В начале 80-х годов появилась тенденция к сокращению пособий и к ужесточению требований к получателям помощи. Например, в 1981— 1983 гг. по крайней мере в трех штатах поя­вились программы, требующие отрабатывать полученную помощь. В одном штате програм­мы общей помощи вообще аннулировали, а е 11 других либо был сильно урезан размер по­собий, либо ужесточились правила получе­ния материальной помощи. Права на получе­ние пособий за это время расширились только в одном штате. В некоторых округах верну­лись к использованию различных заведений типа работного дома.

Программы чрезвычайной помощи и программы оказания помощи в особых случаях

Программы чрезвычайной помощи обыч­но предусматривают поддержку в тех ситуа­циях, которые не планируются в общих программах, а программы особой помощи нацелены на удовлетворение нестандартных нужд людей. При этом некоторые программы чрезвычайной помощи действуют в течение продолжительного времени, а программы особой помощи могут означать выдачу едино­временных пособий.

Исторически сложилось так, что роль программ чрезвычайной помощи постоянно менялась. С начала 70-х годов многие про­граммы регламентировали размеры пособий. Более очевидной стала необходимость разде­ления программ чрезвычайной помощи и про­грамм оказания помощи в особых ситуациях. В последнее время большое внимание уделя­ется программам чрезвычайной помощи. Со­гласно обзору 1983 г., типичный округ с насе­лением около 25 тыс. человек имеет пять-шесть специализированных программ.

Несмотря на то что имеется достаточно широкий выбор доступных программ, более половины официальных лиц отмечали, что потребности в единовременных специальных пособиях часто не были удовлетворены, что


ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


168


169


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


 


оставило без помощи многих нуждающихся. Эта проблема возникла потому, что специ­альные программы ограничены в своем рас­пространении определенным набором по­требностей и категориями людей, на помощь которым выделялись средства. Например, не­которые программы предоставляли помощь только при определенных обстоятельствах, таких, как стихийные бедствия, наличие в семье ребенка и т. п.

Руководство особыми и чрезвычайными программами осуществляется на более низ­ком уровне, чем, например, руководство про­граммами выделения основных видов посо­бий. Штаты часто переносят большую часть ответственности на округа, а округа дают большую свободу непосредственно местам в решении такого рода проблем, как выделение специальных средств в определенной ситуа­ции. Специализированные программы испы­тывают такое же давление извне на их дея­тельность, как и программы общей помощи. Согласно обзору 1983 г., попытки урезать су­ществующую помощь или хотя бы сократить область применения программ чрезвычайной помощи предпринимаются чаще, чем попыт­ки увеличить масштабы программ.

Когда эффективность программ чрезвы­чайной и особой помощи становится недоста­точной, местная община может обратиться в частные социальные агентства за поддерж­кой. Частные агентства осуществляют такие виды помощи, как хранение продуктов, по­мощь в доставке горячих блюд, распределе­ние одежды, проводят в жизнь некоторые программы помощи общего направления (распределение денег, ваучеров и т. д.). Од­нако такого рода усилия обычно бывают ме­нее действенными, чем программы общей и чрезвычайной помощи. Современные иссле­дования подтверждают, что они могут удов­летворить лишь минимум потребностей, ко­торые не обеспечены с помощью программ общей и чрезвычайной помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...