Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощь при катастрофах и социальная работа




Поведение отдельных людей

Катастрофа ставит ряд сложных задач по преодолению ее последствий и трудностей. Решение таких задач облегчается, если у лю­дей есть четкие представления о своей соци­альной ответственности и о роли в семье, в своей группе, в организациях и ассоциациях общины. Программы предотвращения ката­строф и подготовки к ним опираются на готов­ность каждого члена общины выполнить свою специфическую роль в экстремальной ситуа­ции и взять на себя ответственность за судьбы окружающих. Такие программы могут пре­дусматривать организацию убежищ на время бурь, наводнений и пожаров, создание сети пунктов слежения и оповещения о бедствиях, а также проведение инструктажей и учебных тревог. Предполагается воспитание внутри группы чувства солидарности и готовности к бескорыстным поступкам. Все это увеличива­ет возможность эффективного противодейст­вия катастрофе и способность адаптироваться к ее обстоятельствам. В результате, вопреки обычным стереотипным представлениям о бедствиях, в большинстве катастрофических ситуаций, как подчеркивают Р. Дайне и Э. Кварантелли, "факты растерянности от­дельных людей и нарушения ими порядка крайне редки. Люди в состоянии приспосо­биться к возникшей ситуации... Они справля­ются с обычными в подобных обстоятельствах травмами более успешно и в большей степени избегают их долговременных последствий, чем в случае "нормальных" травм".

У некоторых слоев населения в результа­те травм возникают неврозы, "синдром ката­строфы", шок, апатия или эйфория с реак­тивным тяжелым состоянием тоски, комплексом вины, враждебностью, тревогой, депрессией, самоизоляцией. Однако кратко­временное воздействие бедствия может быть в целом и благотворным. Количество само­убийств и уровень преступности во время ка­тастроф обычно сокращаются, особенно если своевременно принять эффективные меры помощи.

Степень и характер дезорганизации, а также процесс освобождения от психических потрясений зависят от типа, степени и разме­ров ущерба и потерь, от близости жертвы к местам разрушений и гибели людей. Необхо­димо отметить и личностные факторы, такие, как способность к концентрации воли или ре­лигиозные убеждения, а также социальную поддержку. Пожилые одинокие люди, пред­ставители меньшинств и бедных слоев, мате­ри с маленькими детьми, дети, разлученные со своими семьями, особенно подвержены психическим расстройствам. В последнее время число тяжелых психических отклоне­ний в результате катастроф увеличилось, что вызывает большую потребность в службах психического здоровья.

Выздоровление каждого отдельного чело­века в значительной мере определяется при­надлежностью к семье или другой первичной группе, которые дают оценку того, как он ис­полняет свою роль, предоставляют ему мате­риальные ресурсы и социальную поддержку. Принадлежность к общности также дает по­страдавшему возможность сопоставить свои потери и ущерб с лишениями, выпавшими на долю других. Важными факторами являются продолжительность проживания на данной территории, а также чувство социальной от­ветственности и профессиональная квалифи­кация пострадавшего. Так, имеющий собст­венный дом, квалифицированный мужчина, глава семьи с иждивенцами, как правило, ве­дет себя более разумно и менее подвержен посттравматическим психическим отклоне­ниям, чем другие. Однако некоторые квали­фицированные специалисты переживают ос­трые конфликты, когда от них ждут заботы одновременно и о семье, и об интересах их дела.

Уцелевшие после катастроф нередко ве­дут себя самоотверженно и проявляют альт­руизм. Раненые стараются помочь другим, не обращая внимания на собственное состояние, а специалисты оказывают профессиональ­ные услуги окружающим. Альтруизм может служить защитой от тревоги, смягчать чувст­во вины, ощущение потери и в какой-то мере уравновешивать противоречивые и болезнен­ные переживания, вызванные бедствием, он является формой конструктивной адаптации к обстоятельствам и соответствует традици­онным нормам и ценностям общества.

Поведение семьи

Катастрофа ускоряет кризис семьи, если он в ней зреет, и выносит на поверхность все лучшее и худшее в жизни семьи и отдельных ее членов. Возможности семьи справиться с последствиями катастрофы зависят от ее спо­собности к объединению и адаптации, суще­ствующей традиции принятия решений, общения и взаимной поддержки, от пройден­ного ею жизненного пути и прошлого опыта и, наконец, от доступности необходимых ре­сурсов. Первостепенное значение имеет и то, как семья встречает катастрофу: предпочита­ет оставаться в стороне в ожидании оконча­ния стресса или сама непосредственно участ­вует в развитии событий.


КАТАСТРОФЫ


КАТАСТРОФЫ


 


В период, следующий за катастрофой, ее жертвы ищут и получают помощь прежде всего в своей семье, затем обращаются к близ­ким друзьям и другим лицам. Поведение семьи в большой степени определяется ин­формацией о положении и безопасности ее членов и тем, в какой мере все они продолжа­ют оставаться вместе. Независимо от того, эвакуируется ли семья или продолжает жить там, где жила, ее члены не хотят разлучаться. Когда разлука оказывается неизбежной, те из них, кто остается в одиночестве в период реа­билитации, более подвержены психическим расстройствам. Кризис, связанный с бедстви­ем, может как усилить сплоченность и укре­пить силы семьи, так и привести к истощению ее ресурсов, к уходу кого-то из ее членов, к расставанию или разводу и возникновению затем зависимости от служб социального обеспечения.

Большая семья, могущая предложить фи­нансовую помощь, услуги и сохранить свой статус, является предпочтительным источни­ком содействия в преодолении последствий катастрофы. Она представляет собой "первую линию обороны" и поддержки в обществе. Семьи с низким социально-экономическим статусом или принадлежащие к этническим меньшинствам обычно ищут источник помо­щи вовне и реагируют на бедствия иначе, чем семьи с более высоким статусом, относящиеся к этническому большинству.

Поведение общины

Община в период бедствия организует коллективные действия для решения возни­кающих проблем. Для помощи пострадав­шим создаются чрезвычайные органы, кото­рые расформировываются после того, как их задача выполнена. Результативность их рабо­ты в значительной мере зависит не только от компетентности их членов и руководителей, но и от действий общины в целом.

Важнейшей предпосылкой дееспособно­сти является "культура катастрофы" общины. Такая культура включает в себя опыт предви­дения бедствий, мотивацию подготовитель­ных действий, определение ролей, согласова­ние деятельности семей и организаций, устройство жилья, пунктов питания и снаб­жения одеждой, систем коммуникаций. Эта культура укрепляет сплачивающее начало в общине и придает позитивный смысл опера­циям по оповещению о предстоящем бедст­вии, спасательным работам и оказанию помо­щи пострадавшим.

Пережившая бедствие дееспособная об­щина внутренне мобилизуется для взаимной


помощи. Создается чрезвычайная служба со­циального обеспечения. Отдельные лица, не­формальные группы и официальные органи­зации совместно ведут массированное наступление, мобилизуя силы для того, чтобы справиться с последствиями катастрофы. На первый план выходят коллективные формы поведения в чрезвычайных обстоятельствах, причем оценка ситуации и стоящих задач производится на основе консенсуса. Перво­очередное внимание обращается на поиск уцелевших, их спасение и оказание первой помощи пострадавшим, а также на работу чрезвычайных служб. Уцелевшие после ка­тастрофы ощущают свою возросшую граж­данскую ответственность и считают себя обя­занными принимать участие в спасательных и восстановительных работах.

Федеральные органы борьбы со стихий­ными бедствиями, подобные учреждения в каждом штате, Американский Красный Крест и другие национальные доброволь­ческие общества, в которых совместно дей­ствуют профессионалы и добровольцы, предоставляют пострадавшей общине чрез­вычайную и долговременную помощь своих служб в восстановительных работах. Однако, когда одежды, продовольствия и других това­ров поступает больше, чем необходимо, воз­можно усиление иждивенческих настрое­ний,

В социокультурной системе общины во время катастрофы доминируют альтруисти­ческое поведение, коллективизм, добро­вольная активность и равноправие. Такое "общинное врачевание" содействует возвра­щению жертв катастрофы к нормальному со­стоянию, мобилизуя и поддерживая их волю. Оно также укрепляет их способность к быст­рому восстановлению своих сил и выздоров­лению. Как заметил К. Фритц, подобное вра­чевание может иметь и "сильный эффект отдачи", выводя общину на более высокий уровень интеграции и функционирования. Но альтруизм недолговечен, он уходит в про­шлое вместе с исчезновением критической обстановки, и все более настойчивыми стано­вятся требования к каждому и к организаци­ям в целом вернуться к своим обычным ролям и видам деятельности. Он также подвергается воздействию соперничества между жертвами бедствия из-за средств и ресурсов, направля­емых помогающими им организациями на нужды реабилитации.

По большей части бедствия имеют долго­временный позитивный эффект с точки зре­ния сплоченности и активности действий общины. Однако встречаются и прямо проти-


воположные ситуации, особенно если катаст­рофа случается с общиной, уже находящейся в состоянии кризиса, несущей большие мате­риальные и людские потери. Попытки такой общины преодолеть последствия катастрофы зачастую оказываются беспомощными, и вос­становление идет очень плохо. Печальным примером такого негативного процесса явля­ется катастрофа в Буффало-Крик, в угледо­бывающем районе Аппалачей в южной части Западной Вирджинии в 197 2 г. Внезапно про­рвало сразу три плотины, и наводнение цели­ком уничтожило четыре общины и нанесло ущерб еще нескольким. Погибло 180 чело­век, более 4 тыс. остались без крова. Ущерб оценивался в 50 млн долл. Общины Буффа­ло-Крик очень долго не могли оправиться по­сле этого бедствия, а многие из их членов не оправились вовсе. Почти все пострадавшие были тяжело травмированы, и у большинства наличествовал "синдром выжившего", прояв­лявшийся в форме мыслей о смерти, страха перед ней, чувства вины перед погибшими, апатии. Были нарушены межличностные связи, люди утратили и не могли найти смысл жизни. Доминировали чувства отчуждения, беспомощности, безнадежности и горечи по поводу нравственного несовершенства обще­ства, поскольку ответственная за бедствие уг­ледобывающая компания не понесла ника­кого наказания. У многих переживших катастрофу такая реакция стала хрониче­ской. К. Эриксон отметил, что "чувство об­щности" значительно ослабло в общине еще до бедствия в результате социальной изоля­ции, хронической экономической депрессии. В результате люди оказались весьма уязвимы и у них не хватило энергии преодолеть труд­ности и последствия катастрофы.

Важно подчеркнуть, что, как правило, та­кая негативная реакция кратковременна и большинство общин быстро оправляются по­сле катастрофы и ликвидируют ее последст­вия в относительно короткие сроки своими силами и благодаря помощи со стороны. Необходимость социальной помощи и федеральная политика

Отчеты о разрушительном воздействии катастроф показывают, что после них возни­кает острая необходимость в службах соци­ального обеспечения для оказания экономи­ческой и профессиональной помощи отдельным лицам, семьям и общинам в це­лом. Инвалидность членов семьи, в особенно­сти кормильцев, потеря работы и заработка, разрушение и повреждение домов и ущерб личной собственности создают серьезные со­циальные и финансовые трудности. Бедным людям, многие из которых не застрахованы, не на что рассчитывать, кроме как на вспомо­ществование, предусмотренное программами помощи при катастрофах, и им приходится обращаться к государственным службам со­циального обеспечения.

Экономическая стоимость бедствий про­должает расти. Ураган "Агнесс" в 1972 г. ус­тановил "рекорд" Соединенных Штатов по потерям и ущербу, причиненным одним бед­ствием. Он привел к гибели 122 человек, по­вредил или уничтожил 115 тыс. домов, нанес ущерб 126 тыс. семей на сумму 3, 5 млрд долл. Из сумм, израсходованных на ликвидацию его последствий, Американский Красный Крест внес 23, 3 млн долл., а федеральное правительство — 2, 33 млрд долл. Велики ежегодные расходы на помощь при катастро­фах. В течение 1982 финансового года феде­ральное правительство израсходовало более 373 млн долл., а в 1983 г. — более 1, 9 млрд долл. Однако в 1984 г. такие расходы состави­ли 507 млн долл. Все, естественно, зависит от масштабов катастроф. В 1984 финансовом го­ду Американский Красный Крест откликнул­ся на 52, 7 тыс. бедствий и предоставил сроч­ную помощь 743 тыс. отдельных лиц и 61 тыс. семей. Кроме того, в программах помощи при катастрофах приняли участие многие добро­вольные местные и государственные органи­зации на уровне штатов, внеся деньги и нуж­ные материалы и направив необходимый персонал, что весомо увеличило общие расхо­ды на эти программы.

Множество семей и отдельных лиц несут большие материальные и финансовые потери в период, следующий за катастрофой. Так, в материалах Американского Красного Креста, изучавшего проблемы жертв урагана "Ка­милла" в Вирджинии в 1969 г., показано, что потери каждой семьи в среднем превысили на 5, 2 тыс. долл. ее годовой доход, а финансовая помощь из разных источников (в том числе страховые выплаты) покрыла только 50% этих потерь (такие же примерно соотноше­ния были при катастрофах в 1985 г.). У чет­верти жертв катастрофы образуются большие долги. Сейчас все чаще признается, что пре­одоление последствий подобных бедствий требует принятия компенсационных и реаби­литационных программ со стороны системы помощи при катастрофах.

Что касается противодействия катастро­фам, то решения в этой области имеют целью предотвратить разрушения, обеспечить нор­мальное состояние окружающей среды и


КАТАСТРОФЫ


КАТАСТРОФЫ



функционирование общества. Это достигает­ся с помощью программ, предусматриваю­щих: 1) меры, направленные на изменение характера катастрофы с целью уменьшить ее воздействие, например, путем искусственно­го дождевания; 2) мероприятия по уменьше­нию возможных последствий в районах пред­полагаемых катастроф, в частности, путем строительства плотин, создания систем сле­жения и оповещения, введения правил земле­пользования и программ подготовки населе­ния, наиболее подверженного риску катастроф, к возможному бедствию; 3) ока­зание медицинской и другой всевозможной помощи в момент катастрофы, в частности, через систему чрезвычайных пособий; 4) распределение необходимых затрат между страховыми, налоговыми службами и служ­бами реабилитации. Все эти направления взаимозависимы и дают динамичные пози­тивные или негативные результаты. Так, на­пример, строительство дамб поощряет пере­селение людей в районы, подверженные риску наводнений. И наоборот, введение принципов сейсмостойкого строительства в Японии и Калифорнии помогло спасти мно­го жизней. Программы действий в связи с ка­тастрофами могут иметь различные акценты: упор на психотерапию, а не на воспитатель­ную работу, на личность, а не на систему, на предотвращение, а не на ликвидацию послед­ствий, на прямые, а не косвенные мероприя­тия.

В последние годы федеральное прави­тельство и организации оказания помощи в чрезвычайных ситуациях переместили центр тяжести в своих программах с государствен­ных мероприятий на помощь из других источ­ников. Федеральные власти теперь делают акцент на ответственности отдельных лиц и семей за мероприятия по преодолению ката­строф и их последствий главным образом пу­тем страхования. Для того чтобы получить помощь от федеральных властей, частные ли­ца и государственные организации должны представлять документы о страховании соб­ственности. В результате многие малообеспе­ченные граждане, которые либо вообще не страхуются, либо страхуют имущество на ми­нимальную сумму, находятся в худшем поло­жении при попытках восполнить потери, понесенные ими во время бедствия. Феде­ральная политика делает упор также на до­бровольные пожертвования местных государ­ственных и общественных организаций. Однако зачастую федеральные и местные чи­новники придерживаются различных и даже противоположных взглядов на степень серьезности бедствий. Кроме того, местные офи­циальные лица и общины нередко считают такую политику, проводимую на государст­венном уровне, обременительной, неэффек­тивной и нерациональной. К тому же как фе­деральные, так и местные официальные лица во многих случаях предпочитают поощрять технические мероприятия для решения воз­никающих проблем и не обращают должного внимания на необходимость социальных из­менений в образе жизни общины.

Подобные же соображения относятся и к помощи ООН в международном масштабе. Серьезная озабоченность этой проблемой на международном уровне выразилась в росте числа международных программ по оказа­нию чрезвычайной помощи и восстанови­тельным работам. Стимулом здесь явилось понимание того, что часто стихийные бедст­вия являются международными по своим масштабам и ведут к экономической и соци­альной разрухе, к человеческим и материаль­ным потерям, к массовому голоду и эпидеми­ям, затрагивающим много стран.

Частные программы и программы добровольческих организаций

Как результат поощрения на государст­венном уровне и отчасти в ответ на альтру­истические чувства общественности за по­следние годы значительно возросло число программ добровольческих организаций по оказанию помощи при катастрофах. Это — проявление религиозных и светских тради­ций в сфере благотворительности. Частная добровольческая помощь при бедствиях по­ступает из многих источников — от родствен­ников, друзей, местных религиозных групп и других организаций и от общественности. Жертвы катастроф предпочитают такую не­формальную, неофициальную помощь госу­дарственной. Частная добровольческая по­мощь предполагает надежду на взаимность и ожидание ее: она чаще предлагается, чем за ней обращаются.

Крупнейшей в Соединенных Штатах до­бровольческой организацией помощи при катастрофах является Американский Крас­ный Крест. Основанный в 1881 г. (и зарегист­рированный конгрессом) для оказания помо­щи в чрезвычайных ситуациях, он остался добровольческой организацией, финансиру­емой из негосударственных источников и привлекающей к работе широкие слои добро­вольцев в общинах. Его программы имеют широкий диапазон и включают охрану здо­ровья, первую помощь, обслуживание воен­ных, организацию отдыха и донорства. Эти программы дают возможность во время бедст­вий привлекать в широких масштабах добро­вольцев. Красный Крест играет ведущую роль в работе по предотвращению катастроф, в подготовке к ним, в осуществлении про­грамм массового обслуживания пострадав­ших и восстановительных работ, используя при этом методы и принципы профессио­нальной социальной работы.

В последние годы становится все более очевидным, что необходимо уделить куда большее внимание, чем это делается сейчас, проблеме психических расстройств у жертв катастрофы. Такая оценка положения ве­щей — реакция специалистов-психиатров и соответствующих учреждений, стремящихся расширить службы психического здоровья, на ситуацию, повсеместно складывающуюся после катастрофы. Подобный подход стиму­лировал рост числа центров скорой помощи в кризисных ситуациях и других служб психи­ческого здоровья. Однако наблюдается и рост трудностей, поскольку с увеличением ущер­ба, нанесенного бедствиями, возрастают и расходы на соответствующие службы. Тем не менее многие добровольческие организации не обращаются за федеральными и другими государственными субсидиями, желая избе­жать последующих обязательств и сохранить свою независимость и индивидуальность. В случаях больших бедствий Красный Крест и другие добровольческие организации пользу­ются услугами значительного числа добро­вольцев — социальных работников и других специалистов, командированных социаль­ными учреждениями. При этом доброволь­ные организации объединили свои службы и средства, чтобы помочь в удовлетворении нужд отдельных лиц и семей, понесших тя­желые потери в результате бедствий, в осо­бенности в тех случаях, когда государствен­ная помощь не отвечает их реальным потребностям.

Государственные программы

В 1974 г. был принят принципиальный по своей значимости федеральный Закон о по­мощи при катастрофах. Он предусматривал два уровня помощи — при крупных катастро­фах и при чрезвычайных обстоятельствах. Объявление президентом того или иного из этих двух типов бедствий давало федераль­ным службам право предоставлять займы и субсидии, технические средства, материалы, продовольствие и другие услуги в дополнение к ресурсам и мероприятиям правительствен­ных органов в штатах и на местах и добро­вольческих организаций. После принятия этого закона федеральный бюджет стал ос­новным источником средств и мероприятий по созданию условий готовности к бедствиям, чрезвычайной помощи и восстановительным работам, включая и обучение людей, получе­ние технической информации о катастрофах и средствах борьбы с ними. При крупных ка­тастрофах закон предусматривает субсидии штатам и местным правительствам, в том чис­ле выделение средств на долговременные вос­становительные работы. Помощь в виде зай­ма или дотации предоставляется также отдельным лицам и семьям. Помощь включа­ет выдачу талонов на продовольствие и ком­пенсацию в связи с потерей работы в резуль­тате катастрофы, средства на оплату временного жилья, ремонт дома, расходы на переезд, юридическое обслуживание, кон­сультации в критических ситуациях. Отдель­ные лица — жертвы катастрофы, а также фирмы или организации фермерских хо­зяйств тоже могут рассчитывать на помощь в получении займов, решении проблемы нало­гов и страхования, в том числе и на низкий процент при кредитах. Однако в федераль­ных программах существует множество ого­ворок и ограничений. Так, например, соот­ветствующие пункты федеральных программ и программ штатов дают право социальным службам штатов и местным службам выда­вать жертвам катастроф — отдельным лицам и их семьям — дотации в размере до 5 тыс. долл. Но при крупных катастрофах эта сумма несоразмерно мала.

Серьезной проблемой остается неравен­ство в получении помощи. Лица, имеющие страховые полисы или сбережения, дискри­минируются программами, которые выделя­ют более значительную помощь бедным и тем, кто живет в долг и не имеет сбережений. В то же время и бедные люди, поскольку они не в состоянии справиться с оформлением не­обходимых документов, могут стать жертва­ми несправедливого к себе отношения. Оста­ется спорной проблема перераспределения помощи по принципу справедливости, по­скольку трудно найти равновесие между тре­бованиями справедливости, личным благопо­лучием каждого и наградой за достоинства и производительную деятельность. Другая про­блема связана с действенностью и результа­тивностью программ помощи при катастро­фах. Учреждения помощи во многих штатах в большей степени ориентированы на соци­альную защиту, чем на финансовую поддер­жку и социальное обслуживание. Степень адекватности и эффективности программ до­таций отдельным лицам и семьям в разных


КАТАСТРОФЫ


8


КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


 


штатах весьма различна, причем эта разница зачастую бывает разительна, также достаточ­но различен и уровень контроля за деятельно­стью учреждений помощи со стороны феде­рального правительства.

Федеральные программы помощи давно подвергаются критике за свою явную недо­статочность и несоразмерность реальным нуждам. Растет поток критических замеча­ний по поводу серьезных недостатков в поряд­ке осуществления этих программ. Речь ведут и о дублировании организаций и программ, и о плохой взаимной информации между раз­личными органами, и о сравнительно высо­ких административных расходах, неоправ­данных бюрократических проволочках в выдаче пособий, и об отсутствии достаточной информации для общественности о наличных пособиях и службах. Начиная с 1983 г. Феде­ральное агентство по управлению в чрезвы­чайных ситуациях осуществляет большую программу "Дельта" для устранения этих не­достатков и с этой целью проводит компьюте­ризацию служб информации различных организаций. Создается также база компью­терных данных в масштабе страны как часть превентивной программы по "уменьшению опасных последствий катастроф". При помо­щи этой базы может быть собрана и стать широко доступной информация о различных типах бедствий.

Помощь при катастрофах и социальная работа

С момента своего возникновения в каче­стве профессии социальная работа играет важную роль в помощи при катастрофах. Профессиональные социальные работники всегда помогают пострадавшим от катастро­фы и принимают участие в деятельности Американского Красного Креста в чрезвы­чайных ситуациях. Социальные работники не только оказывают помощь "на передовой" и занимаются административной деятельно­стью в плане осуществления программ помо­щи во время катастрофы. Они ведут большую исследовательскую работу, разрабатывают принципиальные схемы действий при ката­строфе, программы оказания помощи и мето­ды их осуществления. Они также активно участвуют в инициировании законодатель­ных актов и реформ с целью повышения эф­фективности работы всей системы помощи при катастрофах. Социальная работа особен­но необходима для того, чтобы реализовать программы предотвращения бедствий и под­готовки к ним в штатах, на местном и обще­национальном уровне. Социальная работа


также должна содействовать большей эффек­тивности деятельности различных организа­ций общины и координации их функциони­рования в чрезвычайных обстоятельствах и при восстановительных работах. Социальные работники обладают специальными знания­ми во всех этих областях.

Они могут содействовать необходимой интеграции неформальных организаций по­мощи и социальной поддержки с государст­венными и добровольческими организация­ми чрезвычайной помощи, обеспечивая таким образом продолжение деятельности и сохранение норм и ценностей альтруистиче­ской общины и после окончания периода, не­посредственно следующего за катастрофой. Как считает А. Бартон, альтруистическая об­щина может стать постоянным институтом, а "взаимопомощь может быть оформлена офи­циально, стать постоянной и надежной — вне зависимости от подъема и спада массовых эмоций". Превращение таких общинных ор­ганизаций поддержки, служб социального обеспечения и программ сокращения потерь при чрезвычайных обстоятельствах в офици­альный институт разовьет альтруистические и коллективистские тенденции, создаст столь необходимые связи внутри общины и будет содействовать ее интеграции. В целом рас­смотрение катастроф и методов преодоления их последствий показывает, что здесь возни­кают условия для социальных перемен и из­менений в жизни отдельных людей и что хотя катастрофы и несут многим только разруше­ния и беды, в целом они способны вызвать позитивные социальные сдвиги.

В настоящее время разработан сложный и многообразный механизм помощи при ката­строфах, призванный облегчить решение проблем адаптации и охватывающий отдель­ных лиц, семьи и общины, попавшие в ката­строфическую ситуацию. В Соединенных Штатах современная структура помощи при катастрофах является составным компонен­том службы социального обеспечения. Про­граммы помощи в критических ситуациях учитывают то обстоятельство, что их осуще­ствление будет проходить в условиях, когда неизбежны хаос и неразбериха. Вместе с тем следует отметить, что программы государст­венных и добровольческих организаций все большее внимание уделяют деятельности по предотвращению катастроф.

Тем не менее еще многое должно быть сделано, чтобы разработать и укрепить всеох­ватывающую рациональную и справедливую систему чрезвычайной помощи в масштабах страны, штата и местной общины, подклю-


чить к ней государственные и добровольче­ские частные организации. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать ис­следования природы бедствий, их кратковре­менного и долговременного экологического и социально-экономического воздействия. Не­обходимо также лучше понять поведение лю­дей в период бедствий, изучить особенности явлений самопомощи и взаимопомощи, воз­никающих после катастрофы в альтруисти­ческой общине, и найти пути их стимулиро­вания и поощрения.

Макс Сипорин

См. также: Административное управление: внешние аспекты; Вмешательство в кризисную ситуацию; Группы взаимной помощи.

• Barton A. H. (1969). Communities in Disaster. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co.

Dynes R. R., Quarantelli E. L. (1976). The
Family and Community Context of Individual
Reactions to Disaster. In: H. Parad, H. L. P.
Resnik, L. G. Parad
(Eds.). Emergency and
Disaster Management (p. 231—244). Bowie,
Md.: Charles Press. • Erikson К Т. (1976).
Everything in Its Path. N. Y.: Simon & Schuster.

FritzC. E. (1961). Disaster. In: i? K. Merton,
R. A. Nisbet
(Eds.). Contemporary Social
Problems (p. 651—694). N. Y.: Harcourt, Brace
& World.

КАТОЛИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. См.

Церковные агентства социальной помощи.

КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Стремление повысить качество социаль­ных услуг не является чем-то новым. Соци­альные работники с момента появления соот-ветствующих служб имели системы контроля, повышения квалификации, официального утверждения на должность и выдачи серти­фикатов. Были созданы нормативы и установки, призванные обеспечить необходимый качественный уровень услуг. Но в последние годы появилась тенденция к созданию более системного и объективного метода оценки адекватности услуг, ставящего в центр вни­мания интересы клиента. Эта тенденция по­рождена несколькими факторами.

Во-первых, в 70-х годах потребители на­чали требовать установления более строгого контроля над поставщиками товаров и услуг, поэтому организации социального обеспече­ния и социальные работники старались при­вести свою деятельность в соответствие с эти­ми требованиями.

Во-вторых, поднимался вопрос, оказыва­ют ли вообще социальные услуги положи­тельное воздействие на клиентов. Поэтому профессионалы решили расширить свое зна­ние о том, какие виды вмешательства и при каких условиях приносят желаемый резуль­тат.

В-третьих, по мере того как сокращалось выделение ресурсов на социальные цели, в адрес сторон, соперничающих за право полу­чить эти ресурсы, выдвигались все более на­стойчивые требования подтвердить качество своих услуг в обоснование выдвигаемых при­тязаний.

В-четвертых, возникло сильное давление со стороны системы здравоохранения. По­правка 1972 г. к Закону о социальном страхо­вании требовала, чтобы услуги соответство­вали необходимым профессиональным стандартам, действующим при оказании ме­дицинской помощи. В масштабах страны бы­ла учреждена Организация надзора за соблю­дением профессиональных стандартов. Многие из ее функций впоследствии были пе­реданы Организации профессионального надзора, созданной в соответствии с поправ­ками 1982 г. к тому же закону.

В-пятых, в 1984 г. Объединенная комис­сия по аккредитации больниц потребовала, чтобы в больницах и психиатрических заве­дениях имелись программы проверки качест­ва ухода за больными и социальных услуг. Эти требования соответствовали нормативам для социальных услуг в больницах, утверж­денным Национальной ассоциацией соци­альных работников в 1977 г.

Процесс обеспечения гарантии качества

Всякая успешно действующая организа­ция постоянно выявляет возникающие в про­цессе ее функционирования проблемы и раз­решает их. В этом смысле гарантирование качества, включающее наблюдение, углуб­ленный анализ и корректирующие действия, способствует самоусовершенствованию орга­низации.


КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


10


11


КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ


 


Наблюдение является основным компо­нентом гарантий качества. В наиболее типич­ных случаях персонал и руководство органи­зации выделяют ключевые показатели, подлежащие постоянному контролю и срав­нению с нормативами или желательным уровнем качества. Нормативы могут основы­ваться на экспертных заключениях, исследо­ваниях, ранее достигнутых результатах или других данных. Например, в общинной про­грамме помощи больным на дому в качестве показателя может использоваться сравнение ухода за клиентами в больнице и дома. Полу­ченные цифры могут сопоставляться с преды­дущими результатами или с данными других подобных программ для сходных контингентов.

Иногда наблюдаемые показатели откло­няются от нормы, что скорее всего указывает на существование некой проблемы. Это тре­бует более углубленного изучения вопроса, с тем чтобы подтвердить ее наличие и устано­вить ее особенности. Например, должен стать предметом внимания рост числа поступив­ших в больницу пациентов из числа лиц, пользовавшихся уходом на дому. Ознакомле­ние с материалами по обслуживанию данных пациентов в домашних условиях может пока­зать, что они жаловались на состояние здо­ровья, но должные меры не были приняты. Заключительным этапом процесса гаранти­рования качества являются корректирующие действия. Составляется план мер по исправ­лению выявленных недостатков, и назнача­ются лица, персонально отвечающие за его выполнение.

Основные компоненты

Чтобы программа гарантий качества была эффективной, она должна включать ряд ком­понентов. Прежде всего, организация должна постоянно располагать некоторыми базовыми видами информации. Как минимум, должны иметься основные данные о клиенте, предо­ставленных ему услугах и их результатах. Все записи о клиентах должны быть ясными, чет­ко сформулированными и точно излагать со­держание услуг. Важно также иметь инфор­мацию о потенциальных клиентах, еще не охваченных обслуживанием.

Далее, для успеха программы гарантий качества полезно иметь документы, где фик­сируется: кто может выиграть от данного вида услуг, когда они должны предоставляться, какими методиками следует в данном случае руководствоваться и какие результаты рас­сматриваются как желательные.


Хотя гарантирование качества составляет самую насущную задачу организаторов соци­альной работы, соответствующие меры обыч­но намечаются и осуществляются на уровне исполнителей. В больших организациях каж­дое подразделение может иметь комитет по качеству или специально выделенных работ­ников, отвечающих за выявление и разреше­ние возникающих проблем. Одновременно соответствующий комитет или бюро в рамках всей организации может наблюдать за их де­ятельностью или получать от них отчеты. Таким образом, достигаются две цели — об­легчается урегулирование вопросов, возни­кающих на стыке подразделений, и контро­лируется их деятельность по обеспечению надлежащего качества услуг.

Вопросы, на которые нужно получить ответы

При реализации программ гарантий ка­чества услуг следует решить ряд вопросов.

1. Оказываются ли услуги достаточно
квалифицированным персоналом, работаю­
щим в рамках надлежащих организацион­
ных структур или программ? Отвечая на этот
вопрос,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...