Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи философского познания




ФИЛОСОФИЯ: ВВОДНЫЙ КУРС

 

 

Рекомендовано УМО РАЕ

по классическому университетскому и техническому образованию

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки:

160700.65 – проектирование авиационных и ракетных двигателей; 210701.65 - инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи; 160100 – авиастроение; 220402.65 - специальные организационно-технические системы; 220700 - автоматизация технологических процессов и производств; 280705.65 - пожарная безопасность; 080101.65 - экономическая безопасность; 010400.62 – прикладная математика и информатика; 140100 – теплоэнергетика и теплотехника; 150700 – машиностроение

 

Уфа 2014

 

 

УДК 1(07) ББК 87(я7) К58   Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 160700.65 – проектирование авиационных и ракетных двигателей; 210701.65 - инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи; 160100 – авиастроение; 220402.65 - специальные организационно-технические системы; 220700 - автоматизация технологических процессов и производств; 280705.65 - пожарная безопасность; 080101.65 - экономическая безопасность; 010400.62 – прикладная математика и информатика; 140100 – теплоэнергетика и теплотехника; 150700 – машиностроение Протокол № 468 от 14 июля 2014 года  

Рецензенты:

У.С. Вильданов: доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы факультета философии и социологии БашГУ

В.С. Хазиев: доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии БГПУ им. М.Акмуллы

Лязина Ю. А., Файзуллин Ф. С.

Философия: вводный курс / Ю. А. Лязина, Ф. С. Файзуллин; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2014. – 373 с.

ISBN

 

Пособие соответствует III Федеральному государственному образовательному стандарту дисциплины «Философия». Рассмотрение каждой темы изучаемого курса сопровождается вопросами и упражнениями для контроля и повторения, тематикой рефератов и докладов, списками основной и дополнительной литературы. Особое внимание уделено анализу основных понятий, большая часть материала представлена в виде рисунков и таблиц.

Предназначено для студентов заочных и вечерних отделений высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Философия».

 

 

Табл. 23. Ил. 64. Библиогр.: 183 назв. УДК 1(07)

ББК 87(я7)

ISBN © Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2014

© Ю. А. Лязина, 2014

© Ф.С. Файзуллин, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………….  
Основная литература по всем разделам ………………………  
Тема 1. Предмет и задачи философского познания…………………………………………………….  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов и докладов……………………………………  
Тема 2. Исторические типы философии…………  
Зарождение и развитие восточного и западного типов философии. …………………………………………………….  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Развитие философии в Средние века………………………...  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Исторические типы философии: от эпохи Возрождения до марксизма …………………………………...............................  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Западная философия ХIХ–ХХI веков …………………………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы ………………………………………….  
Отечественная философская мысль в XI – XX веках: основные этапы и особенности ее развития …………………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов и докладов……………………………………  
Тема 3. Философское понимание мира, исходные философские категории: бытие, материя, сознание ………………………………………  
Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время ……………………………......................  
Сознание, его сущность и генезис …………………………….  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы…………………………………………….  
Темы рефератов…………………………………………………  
Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ  
Диалектика как учение о взаимосвязи и развитии. Основные законы и категории диалектики …………………..  
Познание как отражение действительности …………………  
Научное познание, его формы и методы ……………………..  
Контрольные вопросы………………………………………….  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Тема 5. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ……………………………………………………..  
Общество. Основы социально-философского анализа.………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Материальное производство – основа общественного развития ………………………………………. ……………….  
Контрольные вопросы ………………………………………...  
Социальная структура общества ……………………………..  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Политическая система общества………………………………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
ТЕМА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.  
Духовное производство и общественное сознание …………  
Формы общественного сознания и виды духовной деятельности ……………………………………………………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Тема 7. Проблема человека в философии.  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Тема 8. Культура КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………….  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ …………………………  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Тема 10. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности ………..  
Контрольные вопросы …………………………………………  
Список литературы …………………………………………….  
Темы рефератов………………………………………………....  
Приложение 1…………………………………………………...  
Приложение 2 ………………………………………………….  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Философия всегда была одной из необходимых дисциплин для подготовки специалиста в вузе. Целью ее преподавания является лучшее понимание той науки, которую он изучает. Человек с высшим образованием должен уметь понимать смысл и значение своей специальности, а также понимать фундаментальные основы науки в целом. Для этого необходимо иметь целостное мировоззрение, объединяющее как знания о своей будущей специальности, так и понимание ее связи с другими видами знания – этическими, эстетическими и другими. Выработкой такого целостного мировоззрения и занимается философия.

Предлагаемое учебное пособие предназначается для студентов высших учебных заведений всех направлений и специальностей. Пособие соответствует требованиям III Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К каждой теме прилагаются списки дополнительной литературы, примерная тематика контрольных работ, докладов, рефератов и эссе.

Категориальный аппарат философии, представленный в виде основных понятий, разбит по темам для удобства его изучения. Выписывая определения этих понятий из философских словарей в процессе самостоятельной работы, студент усваивает их смысл и содержание, что помогает ему в дальнейшем проще ориентироваться в изучаемом материале.

В книге широко представлен такой вид наглядности, как структурно-логические схемы. Мы не претендуем на их универсальность, но полагаем, что они помогут студентам систематизировать имеющийся материал в процессе изучения. Также необходимо отметить, что наряду с авторскими разработками используются схемы, заимствованные из других книг, энциклопедий и учебников[1]. Перечень источников представлен в списке литературы.


Основная литература

для подготовки к семинарским занятиям по всем разделам:

1. Алексеев П. В. Философия: [учебник по курсу "Философия" для студентов высших учебных заведений] / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет - Москва: Проспект, 2010 - 592 c.

2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: 1999.

3. Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков.— 5-е изд., перераб. и доп. — Электронный учебник — М.: КНОРУС, 2009.

4. Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн.вузов. – 1999.

5. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина /под ред. А. П. Ярещенко – 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.—668с.

6. Кожевникова Ю. А., Файзуллин Ф.С. Основы философского знания: [учебное пособие для студентов всех форм обучения, обучающихся по всем направлениям и специальностям] / Ю. А. Кожевникова, Ф. С. Файзуллин; Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), 2010.

7. Основы философии / Под ред. Ф.С. Файзуллина. – Уфа: РИО РУНЦ МО РБ, 2007, 300с.

8. Основы современной философии. – СПб, 1999.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

10. Спиркин А. Г. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. Г. Спиркин - Москва: ЮРАЙТ, 2011 - 828 с.

11. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 622 с.

12. Философия: учебное пособие / под ред. В. П. Кохановского - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 576 с.

13. Электронная коллекция ФГБОУ УГАТУ: http://www.library.ugatu.ac.ru/ или http://www.library.ugatu.ac.ru/cgi-bin/zgate.exe?Init+ugatu-fulltxt.xml,simple-fulltxt.xsl+rus

 

ТЕМА 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1 Предмет, разделы и функции философии.

2 Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.

3 Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. Материалистическое и идеалистическое решение этих проблем.

4 Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.

Основные понятия: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, эпистемология, аксиология, антропология, логика, этика, эстетика, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, агностицизм, иррационализм.

Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории.

Впервые термины «философ», «философия» появляются в трудах древнегреческих ученых. Известно, что среди них первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.), а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном (428/427–347 гг. до н.э.).

Термин «философия» – греческого происхождения (от слов «phileo» – люблю, «sofia» – мудрость), буквально означает – «любовь к мудрости», но более точно он переводится как «стремление к истине». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.

Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой нерасчлененное знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, медицины и др. Так, например, первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии Фалес (624–547 гг. до н.э.) был выдающимся математиком, геометром, гидротехником, строителем мостов, астрономом. Ему принадлежит заслуга в исчислении 365 дней в году, в объяснении причин затмений Солнца, в предсказании затмения в 585–584 гг. до н.э.

В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного мира.

С момента оформления философии начала определяться и структура философского знания (см. рис. 1.1.).

Онтология – учение о бытии  
Гносеология – учение о познании
Аксиология – учение о ценностях
Социальная философия – учение об обществе

 


Философские дисциплины
Логика Этика Эстетика Научная методология Философия науки Философская антропология

 

Рис. 1.1. Основные разделы современной философии.

Современная философия и наука тесно взаимосвязаны. Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания и определить его спе­цифику сделал Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Аристотель считал, что «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождест­венна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что присуще, этой части...»[2]. В отличие от частных наук, философию в собственном смысле слова («первую философию») он определил как учение о всеобщих началах бытия, его первопричинах и первопринципах.

Современная философия как вид научного знания многофункциональна. Но особое значение имеют две ее функции – методологическая и мировоззренческая.

Методологическая функция – это разработка стратегии исследования в области всех частных наук, а также системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Здесь также отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты.

Мировоззренческая функция - формирование системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Кроме того, выделяют еще целый ряд функций философии.

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция обеспечивает приращение новых знаний о мире.

Ценностно-нормативная функция призвана сохранять, постоянно передавать общечеловеческие ценности и определять нравственные нормы в современном обществе.

Прогностическая функция реализуется в построении моделей будущего.

Существенное место занимает интегративная функция философии, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний – практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Овладение философским мышлением позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных событий. Отличительной особенностью философского познания является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Основное назначение философии – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, правильно оценивать свой возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в окружающей действительности.

· Итак, философия – это особый способ теоретической деятельности, заключающийся в мыслительном постижении реальности как целого, оперирующий категориями и направленный на выработку универсального мировоззрения и вытекающих из него принципов теоретического и практического отношения человека к миру.

Более чем за 2000 лет понимание предмета фило­софии исторически изменялось. Тем не менее, на всем протяжении своей истории, философия сохранила оп­ределенные, устойчивые, только ей присущие особен­ности. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы, на которые не всегда можно найти ответ только научными средствами. Например: Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир? Что такое истина? Какова природа человека? Что такое общество и как лучше подойти к его устройству? Что такое добро и зло? Что такое совесть, честь, долг, справедливость, красота? В чем счастье человека? Что такое прогресс и каковы его критерии?

Сама постановка таких вопросов, а также поиск ответов на них относится к области мировоззрения.

Прежде всего, необходимо отметить, что мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Про­цесс выработки мировоззрения является обществен­ной потребностью. На определенном этапе развития осознание человеком мира, в котором он живет, само­го себя и своего места в этом мире становится усло­вием дальнейшего социального прогресса.

Мировоззрение в широком смысле, в широком об­щественно-историческом масштабе представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной пе­риод истории предельно общих взглядов на мир и че­ловека в их сложных соотношениях. В мировоззрении сплавлены осо­бенности эмоционального, психологического и интел­лектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему со­держанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степе­ни определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, со­циальные и политические ориентации и т.д. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Мировоззрение формируется как особого рода от­ражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический ха­рактер.

Известно, что одной из древнейших форм восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление себя природе, а, скорее, отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Характерным для мифологических представлений является отражение зрительной, «наружной» стороны предметов. «Мифотворческий образ – производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта»[3].

Как форма целостного, синтетического восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только пытается объяснить мир, но и выполняет некоторые регулятивно-прагматические функции, так как его предписания не требуют дополнительного обоснования.

Философия хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, тем не менее, сохраняет с ним изначальное родство. Именно этим объясняется поэтичность античной философии, которая, как абстрактное мышление, вырастает из мышления образного. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, признает некие абсолютные истины, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологическим представлениям. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться действительностью.

Итак, миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания. Подвергшись определенной рациональной интерпретации, ряд особенностей мифологического сознания перешел в философию. В первую очередь – поэтическое, образное восприятие мира, которое очень важно для каждого человека при его стремлении к целостному ощущению бытия. В то же время в противовес мифу с его неразделенностью субъектно-объектных отношений философия с самого начала выступает как рациональная форма постижения бытия. Итак, философия довольно была тесно связана с мифологией и религией.

В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами демифологизации. В Иране именно в этот период возникает зороастризм с его учением о зависимости устройства мира и торжества справедливости в нем от свободной воли человека. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, такие, напри­мер, как веданта, йога. В тот же период появляются неортодоксаль­ные философские системы джайнизм, буддизм, санкхья. В Китае в VI–V вв. до н.э. возникают конфуцианство (Конфуций, Сюн-цзы, Мэн-цзы), моизм (Мо-цзы), даосизм (Лао-цзы) и почти все изве­стные нам варианты философского постижения мира от скептициз­ма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы фи­лософского подхода к миру.

Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизационное значение. Греческая культура, в которой центральное место принадлежало философии, своими рационалистическими традициями пре­допределила рационально-технологический путь развития совре­менной цивилизации (связанный как с огромными достижениями, так и просчетами, вплоть до угрозы самому существованию челове­чества), по которому, нравится нам или нет, идет и сегодняшний мир.

Итак, история духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся: религиозное, мифологическое, жиз­ненно-практическое, философское и научное (рис. 1.2).

Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще, которое является понятием родовым. Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой. Мировоззрение – поня­тие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения.

Далее следует отметить, что каждый исторический тип мировоззрения имеет свои материальные, соци­альные и гносеологические (т.е. теоретико-познава­тельные) предпосылки и представляет собой относи­тельно целостное мировоззренческое отражение ми­ра, обусловленное уровнем развития общества.

Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование единого Бога. Рели­гиозное мировоззрение в форме христианства (1 в. н.э.), ислама (7 в. н.э.), иудаизма, буддизма (6–5 вв. до н.э.) широ­ко распространено в разных странах мира. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, кото­рые помогали развитию духовности человека, способ­ствовали формированию общечеловеческих ценностей.


    МИ РО ВОЗ ЗРЕ НИЕ  
    МИ РО ВОЗ ЗРЕ НИЕ
Повседневное (обыденное) и мифологическое мировоззрение Существует в форме стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире, а также здравого смысла. ВООБРАЖЕНИЕ И СУЕВЕРИЯ
Религиозное мировоззрение Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме. ВЕРА И ВЕЧНОСТЬ
Философское мировоззрение Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук и обладая определенной мерой логической доказательности. СИСТЕМА И ГАРМОНИЯ
Научное мировоззрение Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на эмпирических данных. ДОКАЗАННОЕ ЗНАНИЕ
Чувственный уровень: мироощущение, мировосприятие, миросозерцание   Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций.  
Рациональный уровень:миропонимание   Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения.  

 


Рис. 1.2. Основные типы мировоззрения


Религия играет значительную роль в оформлении гуманистической идеологии. Способом существования религиозного сознания является вера. Качественной характеристикой религиозного мировоззрения является обоснованность и аргументированность миропонимания, способность четко определять смыслы основных ценностных категорий.

Мифология – это разновидность язычества – нерасчленен­ная, единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях развития современного общества. Мифы были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества через одушевление природных сил, поклонение духам (богам), управляющим миром и судьбами людей. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, продукт народного художественного творчества, передававшиеся преимущественно в устной форме и не содержавшие определенных нравственных норм и ценностей. Необходимо отметить, что мифология и религия – принципиально разные вещи, которые можно назвать даже противоположными по своей сущности.

Объективное единство мира находит свое выражение во всеобщих законах его развития. Философия раскрывает, исследует эти всеобщие законы развития природы, общества и мышления. В отличие от частных наук, философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям окружающей действительности, а наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи. Для обозначения этих свойств, явлений и связей она вырабатывает соответствующие им логические понятия – философские категории: бытие, сознание, время, бесконечность и другие.

Филос­офское мировоззрение выступает в категориальной форме. Философские категории не имеют чувственно­го аналога, их можно только мыслить. Отличитель­ной чертой законов и категорий, исследуемых фило­софией, является наивысшая, предельная степень их общности. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах.

Далее необходимо отметить, что философия, как форма теоретического знания, разрабатывает систе­му принципов, законов и категорий, которые являют­ся ее теоретическим инструментарием познания и объяснения мира. Причем отличительной особенно­стью философского познания как основы мировоззре­ния в противоположность мифологии, а также обыденному сознанию является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Философия – это учение о сущности мира и о че­ловеке. Изначальный рубеж философии – это не мир и не человек, взятые сами по себе, а система отноше­ний «мир – человек». Для философии принципиаль­но важно не раздельное рассмотрение этих противо­положностей, а постоянное их соотнесение. На этой основе формируется наиболее ярко выраженная и те­оретически заостренная в философском мировоззре­нии особенность – его биполярность. Великое множе­ство философских проблем в конечном итоге нацеле­ны на понимание субъектно-объектных отношений, различных форм взаимодействия человека и мира.

Многоаспектная большая проблема «мир – че­ловек» (ее различные варианты: бытие – мышление, физическое – психическое, материальное – идеаль­ное, дух – природа, объективное – субъективное и т. п.) является в философии универсальной. Следо­вательно, система отношений «мир – человек» высту­пает как общая формула, которая фокусирует смысл практически любой философской проблемы. Необходимо обратить особое внимание на принципи­альную проблему философского знания, его вариа­тивный характер. Если для здравого смысла «нет про­блем», и то или иное положение принимается как са­мо собой разумеющееся, то философ, наоборот, ставит, формулирует проблему, предлагая то или иное реше­ние. Причем принципиальная проблемность философ­ского знания обусловлена самим предметом филосо­фии. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чер­тах. Новая история научного познания свидетельству­ет о том, что чем фундаментальнее и абстрактнее на­учная теория, тем в большей степени она приобретает характер проблемного знания. Именно проблем­ное знание и выступает формой развития философии.

Чтобы лучше разобраться в содержании основной философской проблематики, необходимо рассмотреть отношение сознания к материи и духа к природе в двух аспектах. Во-первых, надо выяснить: что порождает что – сознание является порождением и свойством материи, или, наоборот, материя, внешний мир есть порождение сознания. Во-вторых, необходимо выяс­нить: является ли содержание сознания отражением внешнего мира, более или менее верным или нет. Вот почему основной вопрос философии имеет две сторо­ны:

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...