Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель эволюционного исследования




Модель эволюционного исследования в идеале должна быть применима к самым раз­ным способам развития технологии социаль­ной работы. Фазам разработки и развития должен предшествовать анализ, за фазой раз­вития — следовать фаза оценки, а затем — фазы распространения и внедрения. Первые четыре фазы, включающие анализ, разработ­ку, развитие и оценку, и определяются здесь как эволюционное исследование. Фаза оцен­ки соответствует тому, что обычно называют исследованием оценки. Две другие фазы — распространение и внедрение — в большей степени относятся к использованию нововве­дений, они называются утилизацией иссле-

277

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВОВВЕДЕНИЯ

дования. Полный цикл и последовательность фаз и стадий называются эволюционным ис­следованием и утилизацией.

Важным компонентом каждой фазы яв­ляются операциональные шага, или стадии, включающие ряд специфических действий. Большая часть стадий модели относится не­посредственно к эволюционному исследова­нию. Модель предусматривает также ряд су­щественных условий или реальных объективных предпосылок, связанных с фа­зами и результатами осуществления стадий. Большая часть этих материальных условий касается выхода исследования в реальный мир. Они показывают, каким образом реаль­ные выходы исследования связаны с процес­сом развития и использования. Усилия конк­ретного работника или рабочего коллектива, решающего задачу развития, могут быть на­правлены только на один ограниченный аспект этого процесса, могут охватывать не­сколько взаимозависимых фаз, или стадий, или в редких случаях могут охватывать все фазы, продвигаясь постепенно от предыду­щей к последующей, от начала — к концу.

Фаза анализа. Наличие проблемы еще не означает, что есть основания для раз­вития технологии социальной службы. Про­фессионалы и общественность должны убе­диться в том, что проблема заслуживает внимания, что ее можно проанализировать и идентифицировать (стадия 1) Так, несмотря на то что насилия над детьми случались и раньше, тем не менее подобные явления, в частности избиение детей, стали важной со­циальной проблемой исключительно благо­даря усилиям небольшой группы встрево­женных врачей. Рентгенологи еще в 40-х и 50-х годах отмечали множественные перело­мы костей у очень маленьких детей, но про­фессионалы социальной работы и обществен­ность стали заниматься этой проблемой только начиная с 1961 г. Тогда исследователи Денверского медицинского центра в Колора­до ввели в обиход эмоционально заряженный диагностический термин — "синдром изби­ваемого ребенка". Другая задача анализа заключается в определении того, возможно ли разумое вмешательство, и если оно воз­можно, то следует ли его предпринимать (стадия 2, обзор состояния методов реше­ния), после чего дается практическая оценка предлагаемых методов развития (стадия 3, изучение осуществимости). Успешным за­вершением фазы анализа становится приня­тие решения о возможности или невоз­можности (целесообразности) осуществить вмешательство, ю**

Фаза разработки. Центральным мо­ментом нововведения является изыскание подходящей технологии социальной работы. Термин "разработка" означает здесь плано­вое и систематическое применение соответст­вующей научной, технической и практиче­ской информации для создания и соединения воедино нововведений, отвечающих целям вмешательства социальной службы.

Изменения не обязательно должны быть ол пностью новыми, чтобы их можно было охарактеризовать как нововведения. Ново­введениями можно считать изобретение но­вых технологий (например, новый инстру­ментарий экспертного оценивания), адаптацию существующих технологий, их изменение (например, модификация инстру­ментария экспертного оценивания работы со взрослыми для использования его в работе с детьми), новые сферы применения существу­ющих технологий, что часто называют техно­логическим переносом (например, использо­вание научного инструментария для практических оценок), и, наконец, освоение уже существующего метода другой группой пользователей.

Несмотря на то что разработка является отчасти искусством и предполагает открытие нового и неизведанного, фаза разработки со­стоит в постановке ряда проблем, для анализа которых имеются систематизированные и упорядоченные приемы. Фаза разработки включает ряд составляющих, каждая из кото­рых может рассматриваться как стадия всего процесса разработки. Сюда входит определе­ние целей и направленности нововведений, установление потребности в нововведении, определение проблем, возникающих в ходе разработки, выбор источников информации, сбор и обработка информации, поиск и отбор альтернативных решений, соединение вое­дино компонентов разработки, доводка ново­введения в реальных условиях, решение про­цедурных вопросов его применения или описание способа использования нововведе­ния (стадии 4—12). Успешное исполнение каждой из этих стадий увеличивает вероят­ность того, что нововведение будет отвечать задачам социальной службы, для решения которых оно было разработано.

Фаза развития. Если нововведение создается в течение фазы разработки, то фаза развития — это процесс применения и проб­ного исследования нововведения, проверки его адекватности и в случае необходимости процесс его доводки или переработки. Проб­ное использование означает применение но­вовведения на практике для того контингента

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВОВВЕДЕНИЯ

278

клиентов, для которого нововведение пред­назначалось. Эволюционное тестирование — это выполняемый в соответствии с определен­ными правилами процесс проверки, доводки и переработки нововведения. Эволюционное тестирование напоминает практическое тес­тирование промышленных и научных иссле­дований и разработок. Основное внимание в обоих случаях уделяется надежности ново­введения, условиям, необходимым для его ис­пользования, а также его целесообразности.

Основная работа в фазе развития состоит в формулировании плана развития, в котором необходимо определить объем работ и выбор­ку, на которой они должны будут произво­диться; состав и последовательность опера­ций, подготовить условия для пробного использования и тестирования. Выполнение этих стадий (стадии 13—15) завершает эво­люцию нововведения.

Фаза Оценки. Методы оценки в эволю­ционных исследованиях вобрали в себя мно­гое из общепринятой методологии социаль­ной науки и исследования оценок. Эта фаза является составной частью процесса, где за развитием следует оценка, исходя из которой происходит дальнейшее развитие нововведе­ния и которая в конечном счете дает основу для его распространения и внедрения.

Оценочная деятельность состоит в основ­ном из формулировки плана оценки и его выполнения (стадии 16—17). Оцениваются эффективность, продуктивность, затраты, удовлетворение пользователя, и на последу­ющих стадиях (полевые исследования) опре­деляется степень удовлетворительности ре­зультатов при нормальных рабочих условиях. Если фаза оценки в целом приводит к поло­жительным результатам, это означает, что исследование дало готовое к использованию нововведение.

Фазы распространения и внедре­ния. Эти фазы заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользо­вателей и применении его пользователями (стадии 18—20).

ИСТОЧНИКИ информации. Эволю­ционные исследования черпают ресурсы для технологического развития из многих обла­стей: из фундаментальных и прикладных ис­следований, научных технологий, техноло­гий смежных областей, законодательной политики, из местных нововведений, практи­ки, личного и профессионального опыта.

При решении задач, возникающих в ходе разработки, может оказаться полезным обра­щение к одному основному или нескольким

источникам. Поскольку информация, полу­ченная из этих источников, как правило, не может быть использована при разработке в сыром виде, ее необходимо предварительно переработать, с тем чтобы она могла быть включена в процесс разработки. Переработка информации позволяет практически исполь­зовать разработки законодательной полити­ки, профессиональный и личный опыт, а так­же знания в области соответствующих исследований и внедрения ранее разработан­ных технологий.

Методики. В эволюционных исследо­ваниях находят применение разнообразные инструментарии и методы, часть из которых упоминалась выше в описаниях фаз и стадий. Например, анализ задачи представляет собой методику, которая может быть использована при анализе поведенческих связок, с тем что­бы выделять компоненты поведения, необхо­димые для достижения заданных целей. В числе других можно назвать методы критиче­ских ситуаций, оценки потребностей, схемы потоков, матричные методы, таблицы реше­ний, поиска и обзора информации, а также эвристические методы и технические приемы обработки информации.

Иллюстрирующий пример. При­мером может служить эволюция в лечении неконтактных лиц, злоупотребляющих алко­голем, — односторонняя семейная терапия. В ходе исследования сотрудничающий с соци­альным работником клиент, не являющийся алкоголиком, оказывает положительное реа­билитационное влияние на своего много пью­щего и отказывающегося от лечения партне­ра. В течение пяти лет деятельность в рамках каждой фазы производилась в обрисованной выше последовательности.

В фазе анализа еще до того, как проект получил финансовую поддержку, была вы­брана и проанализирована задача общения с неконтактным, злоупотребляющим алкого­лем лицом с помощью сотрудничающего суп­руга. На стадии обзора ситуации была рас­смотрена литература, касающаяся участия супругов в лечении, проведены консультации со специалистами по алкоголизму с целью выявить используемые в настоящее время приемы лечения супружеских пар, а также определить потребности в новых методах ле­чения. Было установлено, что проект осуще­ствим технически и во временном отноше­нии.

Первым результатом фазы разработки была формулировка рабочей концепции для злоупотребляющих алкоголем, послужившая основой дальнейшей эволюции. Разработка и

279

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

развитие осуществлялись в основном одно­временно. Была подобрана достаточно репре­зентативная группа, состоявшая приблизи­тельно из 25 сотрудничающих супругов неконтактных алкоголиков. Лечение прово­дилось группой практиков-исследователей, причем работа с супругом велась согласно принципу эволюции с целью улучшить и рас­ширить арсенал средств путем систематиче­ского пробного использования и эволюцион­ного тестирования нововведений.

Разработанная программа лечения состо­яла из шести основных частей: направлен­ность лечения, клиническая оценка, влияние роли супруга (например, поддержание суп­ружеских отношений, нейтрализация старой системы влияний), воздействие, направлен­ное на злоупотребляющего алкоголем, через посредничество супруга (например, запрог­раммированная конфронтация с пьющим супругом, запрограммированные требования и помощь в поддержании трезвости), воздей­ствие, направленное на сотрудничающего супруга (например, расторжение обяза­тельств), и его поддержка (например, обуче­ние предотвращению рецидива).

Часть супружеских пар участвовала в проекте в течение четырех—шести месяцев, часть же находилась в условиях долговремен­ного лечения. До и после лечения, а также через 6 и 12 месяцев проводилось 20 оценоч­ных проб. Характеризуя результаты, можно отметить, что две трети злоупотребляющих алкоголем стали меньше пить или же стали лечиться от алкоголизма. Результаты оценки подтвердили перспективность подхода и показали важность проведения системати­ческих экспериментальных оценок в после­дующих исследованиях.

Выводы

Эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методо­логии в дополнение к общепринятым методам исследования. Однако они не могут увенчать­ся успехом без соответствующих перемен в проведении исследований, в практике и обу­чении профессиональных социальных работ­ников.

Эдвин Дж. Томас

См. также: Долговременное наблюдение в со­циальных исследованиях; Измерения в социальной работе; Исследования в со­циальной работе; Оценка социальных программ.

•Thomas E.J. (1978а). Generating Innovation in Social Work: The Paradigm of

Developmental Research.— Journal of Social Service Research, 2(1), 95—116. • Thomas E. J. (1978b). Mousetraps, Developmental Re­search and Social Work Education.— Social Service Review, 52(3), 468—483. • Thomas E. J. (1984). Designing Interventions for the Helping Professions. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...