Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское участие в 80-х годах




В этот период ряд специфических про­грамм, которым в высокой степени были при­сущи традиции гражданского участия, кото­рые требовали такого участия или поощряли его, были либо отброшены, либо слиты с дру­гими программами по принципу единого субсидирования. Эта судьба постигла Про­грамму социальных действий в территори­альных общинах. Закон о всеобщей занятос­ти, в рамках которых осуществлялась подготовка работников для многих социаль­ных программ, находившихся под контролем общественности. То же произошло и с Двад­цатым перечнем, включавшим ряд программ социальных услуг. Программы реконструк­ции городов и моделей развития городов были слиты в единый Пакет субсидий на развитие общины. Требования этой последней про-граммы были ниже, чем в предшествующих ей, внимание и контроль со стороны Мини­стерства жилищного строительства и город­ского развития неуклонно снижались.

В других программах также не ставилось больших задач в смысле гражданского уча­стия и не было цели привлечь к работе тех, для кого эти программы непосредственно пред-

361

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

назначались, или их ближайших соседей. Мать, начинавшая с организации кружка игр для двухлетних малышей и за несколько лет развившая его до уровня центра охраны де­тства с двумя отделениями, может реально участвовать в выработке решений на город­ском уровне по вопросам детства, но не может принимать решения о доставке горячей пищи на дом или по поводу автобусов, приспособ­ленных для кресел-колясок. К тому же новый тип гражданского участия имеет тенденцию к большему географическому охвату и большей формальной структурированности. Этот тип скорее предусматривает ежегодные слуша­ния в масштабах страны по бюджетному фи­нансированию, чем ежемесячные встречи матерей с руководителями местных центров охраны детства. Родители с невысоким уров­нем дохода обычно с пользой для себя посеща­ют такие встречи, но у них нет ни времени, ни опыта для участия в слушаниях по государст­венному бюджету.

Наконец, были резко сокращены фонды для всех программ. В некоторых случаях группы пришли к выводу, что эти ассигнова­ния просто не стоят ни времени, ни сил, кото­рые приходится затрачивать на их выбива­ние.

Было изучено гражданское участие в че­тырех программах: профессионального обу­чения, социальных услуг, специализации и общинного развития. Выяснилось, что в боль­шинстве случаев это участие не было эффек­тивным, ограничивалось лишь соответствую­щими ведомствами или ими же отобранными лицами со средним уровнем дохода. Исклю­чения имели место там, где существовали хорошо организованные специализирован­ные группы поддержки, в частности по охра­не детства или в связи с Пакетом субсидий на развитие общины, содержавшим наиболее жесткие правила в смысле гражданского уча­стия. В этом отношении указанная программа опиралась также на традиции, унаследован­ные от предыдущих программ жилищного и городского строительства и движения по организационному оформлению местных об­щин.

Современные тенденции

Как же обстоит дело сейчас? Ушла ли в небытие активность 60—70-х годов, возвра­тив граждан в эпоху обществ трезвости? Лишь частично. Многие группы, возникшие или получившие поддержку в ходе федеральных усилий по развитию гражданского участия, давно уже переключились на другие сферы деятельности. Ряд местных групп, ранее за-

нимавшихся вопросами гражданского уча­стия, обратились к программам социальных услуг, а затем — к жилищному строительству и экономическому развитию. До того, как фе­деральные фонды были урезаны, обследова­нием было выявлено более 500 низовых организаций, занимавшихся энергетикой, экономическим развитием и жилищным строительством (Н. Майер и Дж. Блэйк, 1981). Некоторым из них удалось выжить благодаря помощи из местных источников и средств штатов, а также различных фондов и частных пожертвований в дополнение к дохо­дам от собственной экономической деятель­ности. В ряде случаев сохранялась правитель­ственная поддержка через Пакет субсидий на развитие общины и другие программы. Уп­равление экономического развития Мини­стерства торговли, например, основало в мас­штабе страны несколько организаций, связанных с группами на местах, с целью обеспечить профессиональную подготовку местных кадров и техническую помощь мес­тным усилиям в сфере экономического разви­тия.

Альтернативная форма гражданского участия предусматривает его институциали-зацию в качестве нормального элемента в процессе городского планирования. Пример­но в 44 городах есть общинные советы, офи­циально признанные в качестве участников повседневного процесса планирования. Эти советы охватывают весь город и занимаются широким кругом вопросов. В некоторых горо­дах к таким советам обращаются только за тем, чтобы выяснить их мнение о некоторых программах. В других же городах поощряется гражданское участие на низовомуровне, хотя оно и не институировано (У. РойэиА. Гэйтс, 1981).

Отдельным направлением гражданского участия является установление партнерства между группами граждан и частной промыш­ленностью. Среди тех, кто добился наиболь­ших успехов, можно назвать Службу жилищного строительства при Общинной ре-инвестиционной корпорации, занимающую­ся ремонтом жилищ. Там, где осуществляют­ся эти программы, местные жители составляют большинство в советах директо­ров, куда входят также представители город­ских властей и банковских учреждений. Штат сотрудников помогает жителям в ре­монте жилищ, содействует получению ими займов и помощи со стороны города в виде жилищной инспекции, юридической под­держки и коммунальных услуг (X. Холлмэн, 1984).


УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

362

Новые проблемы

Одной из самых интересных новых кон­цепций участия жителей местных общин яв­ляется идея совместных усилий. Смысл ее за­ключается в том, что предоставляемые жителям услуги осуществляются на основе взаимодействия самих жителей и властей. Например, когда возникает проблема уборки мусора, ее можно разрешить, увеличивая правительственные расходы на очистку улиц, проводя уборку силами общин или по­будив жителей более ответственно обращать­ся с отходами (Р. Рич, 1980; П. Вайармэн, 1984).

Оказание услуг в рамках общины (в про­тивовес участию в давлении на тех, кто дол­жен был бы оказывать эти услуги) тесно свя­зано с современной концепцией сообществ. Существует убедительные свидетельства, что разнообразные и прочные личные связи име­ют важное значение в оказании эмоциональ­ной и других видов поддержки отдельным ли­цам и целым семьям, а также для упрочения внутриобщинных отношений. В ряде проек­тов успешно использовались естественно су­ществующие связи в интересах программ психического здоровья и помощи престаре­лым и матерям-одиночкам.

Резкое снижение требований, предъявля­емых в части гражданского участия, может привести к тому, что снизится и готовность оказывать социальные услуги тем, кто в них нуждается. Хотя некоторые города и штаты выработали взамен собственные требования, так дело обстоит не везде. Более того, законо­дательные собрания штатов, по-видимому, более отзывчивы к запросам большипстни своих избирателей, чем к нуждам привязан­ных к своим домам престарелых людей или родителей-одиночек (если только эти группы населения не умеют заявить о себе и не орга­низованы, что требует знаний, времени и де­нег).

Тенденция к опоре на частный сектор для возмещения сокращенных и отмененных до­таций из федеральных фондов и программ может внести новые идеи и творческую струю в сферу социальных услуг. Однако пока част­ный сектор не встал на один уровень с феде­ральными фондами. К тому же участие част­ного сектора не является безвозмездным: его косвенно финансируют налогоплательщики, поскольку такого рода дотации рассматрива­ются как дающие право на налоговую скидку. Заинтересованность частного сектора в ока­зании социальных услуг зачастую может быть связана, по крайней мере, с косвенными выгодами для фирм, например с точки зрения

рекламы. Высказываются опасения, что в не­которых случаях контроль частного сектора над новыми структурами гражданского уча­стия в сфере занятости и профессионального обучения привел к коллизии интересов част­ного предпринимателя и тех людей, для кото­рых были предназначены эти программы. Действительно, частный сектор редко доти­рует те неоднозначные мероприятия, кото­рые угрожали бы существующим структурам власти или отходили бы от устоявшихся мето­дов решения социальных проблем. Тем не ме­нее в динамичной, изменяющейся стране та­кие усилия — подобно движению за гражданские права и женскому движению — являются важнейшим вкладом в мирные об­щественные изменения.

Новый акцент на использование добро­вольцев и личных связей в оказании социаль­ных услуг отвечает многим традиционным ценностям социальных работников, включая прочность семейных отношений. Это не мо­жет, однако, заменить ответственности правительства за свою политику и финан­сирование программ. В большинстве случаев, например, медицинская помощь престаре­лым оказывается их дочерьми или невестка­ми. Эта нагрузка становится все более ощути­мой по мере того, как все больше женщин устраиваются на работу, а старшее поколение стареет и нуждается в постоянных и сложных видах помощи. Некоторые из тех, кто имеет на попечении престарелых, видят в работе единственный источник существования, дру­гие уже сами пенсионного возраста и нездо­ровы. Хотя существуют сильные настроения в пользу того, чтобы в оказании социальных услуг опираться на соседские, семейные и личные отношения, делать это без всесторон­него обдумывания и надлежащего финанси­рования было бы нереалистичным и в конце концов привело бы к перегрузке и разруше­нию добровольческих систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...