Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические и экономические региональные особенности.




 

Политические особенности:

 

1. Политическое разнообразие: в этом регионе есть все политические режимы (Бруней – султанат, Таиланд – конституционная монархия, Вьетнам, Лаос – коммунизм, Восточный Тимор - социализм, Индонезия, Филиппины- демократия, Сингапур и Малайзия – авторитарный режим).

 

2. Этому региону больше подходит авторитаризм. В Сингапуре, где самая открытая экономика в мире и процветающее общество, ВВП на душу населения 60 тысяч долларов, отсутствует коррупция, авторитарный режим.

В Брунее абсолютная монархия: ВВП на душу населния – 40 тысяч долларов (это нефтяная страна). В Индонезии, после того, как в 1998 г. свергли правителя Сухарта, при котором экономика страны увеличилась в 10 раз, и перешли к демократии, в стране наступили застой и стагнация.

 

Экономические особенности:

 

1. В жизни Юго-Восточной Азии особое положение занимает китайская община (1/20 населения – 30 млн человек – китайцы, которые контролируют 2/3 экономики региона)

 

2. Происходит экономическая трансформация: среднеразвитый регион (не бедный, но и не развитый). Сингапур богатая страна, Лаос – бедная страна.

 

http://www.ereport.ru/articles/ecunions/asean.htm

 

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 году в Бангкоке. Компромиссы, к которым пришли страны - участницы: взаимоуважение, не конфликтовать друг с другом, не вмешиваться в дела друг друга.

1971 год – подписана декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета Зобфан.

1976 год – подписана балийская декларация согласия (была создана штаб-квартира, секретариат), АСЕАН стала международной организацией.

2003 г. - Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2»): к нему присоединились Китай и Индия, Япония и Пакистан, Россия и Южная Корея (2004), Новая Зеландия и Монголия, Австралия, в 2009 г. – США, в 2010 г. – Турция и Канада.

 

5 стран-основательниц: Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур. В 90-е годы присоединилось еще 5 стран: Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Бруней.

У Восточного Тимора и Папуа Новая Гвинея статус наблюдателей.

Идея основателей: из элитного клуба превратить АСЕАН в настоящую интеграционную группировку.

 

Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. На долю государств-участниц приходится 81 % мирового производства натурального каучука, 62 % олова, 60 % медной руды, а также значительные запасы нефти и природного газа.

 

В Бангкокской декларации (1967 г.) определены 3 основные цели АСЕАН: стимулирование экономического развития, социального прогресса и культурного развития региона на основе совместных действий; укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.

 

Формирование АСЕАН в середине 60-х гг. было вызвано необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии. До начала 90-х гг. эволюция охватывала в основном военно-политическую сферу и содействовала стабилизации обстановки в ЮВА. В экономической сфере (несмотря на поставленную задачу формирования зоны свободной торговли) в условиях низкого уровня экономического развития стран-участниц и низкой степени взаимозависимости и взаимодополняемости экономическое сотрудничество развивалось медленно.

 

Изменение внутренних и внешних экономических и политических условий способствовало углублению экономической интеграции стран Юго-Восточной Азии. Среди них: улучшение экономической ситуации в странах, рост экономической взаимозависимости; либерализация торговой политики, переориентация на экспорт (проект зоны преференциальной торговли базировался на импортозамещении и политике протекционизма); влияние внешних факторов – углубление экономической интеграции в мире и бурный рост числа интеграционных группировок (эффект «домино»).

 

В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА в течение 15 лет, т.е. к 2008 г. На саммите в декабре 1998 г. (в условиях азиатского финансового кризиса и стремлении как можно быстрее ликвидировать его негативные последствия) поставлена новая цель - создать АФТА к 2002 г. на основе снижения пошлин до 0-5%, а полностью ликвидировать таможенные барьеры к 2010г. для 6 стран и к 2015г. для 4 стран (АФТА подписан в 1992 г. и вступил в силу 1 января 2002 г.).

 

Стратегическая цель АФТА - повышение конкурентоспособности стран - членов на основе устранения торговых барьеров, роста взаимной торговли и роста привлекательности государств для зарубежных инвестиций, достижение экономической стабильности в регионе.

 

Цель АФТА также активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот. АФТА должна способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

 

Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное на саммите в Сингапуре в 1992 г.

Основной орган, ответственный за реализацию схемы СЕПТ, - Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН.

 

В процессе реализации АФТА помимо вопросов процедурного и таможенного характера большое внимание уделяется новым направлениям сотрудничества: было принято решение о создании единой тарифной номенклатуры АСЕАН в 2000 году, унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается акцент на либерализацию торговли услугами.

20 ноября 2007 г. в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами «десятки». Это рамочный документ, фиксирующий общие принципы деятельности Ассоциации. Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформацией из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 г. Устав АСЕАН вступил в силу, в 2008 году принята Хартия АСЕАН.

В АСЕАН строгая структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества.

Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. В Джакарте создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН.

В Джакарте (т.к. Индонезия страна-председатель 2011 г., сменяются в алфавитном порядке ежегодно) действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Сейчас этот пост занимает бывший мининдел Таиланда С.Питсуван.

В 2003 г. одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая создание в рамках Ассоциации к 2015 г. Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества.

В 2009 г. на саммите АСЕАН в Таиланде принята «дорожная карта» формирования Сообщества АСЕАН на 2009-2015 гг. (с 2015 года планируют создать зону свободной торговли, затем перейти к Таможенному союзу). В 2010 г. на саммите АСЕАН был принят Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН (разработан по инициативе Сингапура), направленный на развитие ее транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

В октябре 2009 г. в Таиланде положено начало функционирования Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека.

АСЕАН проводит либерализацию торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее - с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 г. планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН + Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимают усилия по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (договор подписан в Бангкоке и вступил в силу в 1997 г.).

АСЕАН - один из системообразующих элементов архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируются диалоговые механизмы и структуры, («диалоги» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившиеся в 70-е гг.). Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС.

С 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по вопросам безопасности, в котором участвуют 27 стран. Сессии АРФ на уровне мининдел проводятся ежегодно.

С 2002 г. созываются саммиты АСЕАН–Индия. Организовывались встречи Ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, ЕС и ООН. В декабре 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия-АСЕАН, вторая российско-асеановская встреча прошла в октябре 2010 г. в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 г. проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН-США.

С 2005 г. раз в год проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате «АСЕАН+6» (КНР, Япония, РК, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС в октябре 2010 г. к этому механизму присоединились Россия и США.

В апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с 8 основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»), I встреча состоялась в октябре 2010 г. в Ханое: была принята декларация, в которой «СМОА плюс» стал ключевым компонентом региональной архитектуры безопасности (в сферах морской безопасности, военной медицины, борьбы с терроризмом и миротворчества).

АСЕАН с ее 590-млн населением, совокупным ВВП в 1,5 трлн. долл., внешнеторговым оборотом в 2,04 трлн. долл. и стабильными темпами экономического роста – одна из крупнейших региональных организаций. В 2010 г. объем внутриасеановской торговли составил 510 млрд. долл., прямые зарубежные инвестиции - 76 млрд. долл.

2 форума:

 

1.Форум Азия – Европа – действует с 1994 года (участвуют более 40 гос-в). Основан на саммите в Бангкоке. В состав АСЕМ входят 48 участников: 28 от европейской группы (27 государств-членов ЕС и Еврокомиссия) и 20 от азиатской (10 государств-членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Пакистан, Монголия, Россия, Австралия, Новая Зеландия и Секретариат АСЕАН).

АСЕМ – открытый, неформальный межрегиональный диалоговый процесс, где осуществляется сотрудничество стран-участниц в области политики и безопасности, финансово-экономической и социально-культурной сфере. В повестке дня форума преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса, борьба с международным терроризмом и организованной трансграничной преступностью, нераспространение ОМУ, обеспечение энергобезопасности, изменение климата, права человека.

 

Саммиты АСЕМ созываются раз в 2 года поочередно в азиатских и европейских странах. В октябре 2010 г. саммит состоялся в Брюсселе, 9-й саммит АСЕМ состоялся в Лаосе в ноябре 2012 года.

 

Работой АСЕМ руководит механизм координаторов, в составе которого по 2 представителя от европейской группы – от Еврокомиссии (постоянный координатор) и текущего председателя Евросоюза и азиатской группы – от страны-члена АСЕАН (избирается на 2 года) и стран Северо-Восточной и Южной Азии (на год). Сейчас координаторы от европейской группы - Еврокомиссия и Кипр, от азиатской – Лаос и Пакистан. Все решения принимаются консенсусом. В отношении приема новых участников действует правило «двойного ключа»: утверждение кандидатов одновременно азиатской и европейской группами.

В рамках Форума учрежден Фонд «Азия-Европа» (АСЕФ), единственный постоянный орган АСЕМ, созданный для финансирования проектов в области развития межрегиональных интеллектуальных и культурных обменов.

Россия подала официальную заявку на участие в АСЕМ в феврале 1996 г., вступила в 2010 году.

2.АСЕАН плюс 3 (АП3: Китая, Япония. Южная Корея) – действует с 1997 или 1999 г. года. В 2010 году Китай создал зону свободной торговли со странами АСЕАН. В ноябре 2008 г. было принято решение (вступило в силу в марте 2010 г.) о переводе инициативы на многосторонний уровень и создании подобия «азиатского валютного резервного фонда» в размере 120 млрд. долл. для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской «тройкой».

2 организация в Юго-Восточной Азии – форум АТЭС, создан в ноябре 1989 года в Канберре.Это форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, первая межправительственная экономическая организация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (приобрел этот статус в 1993 г.). Инициаторы: США, поручившие создание форума Австралии. Форум АТЭС тесно связан с ВТО, это его продолжение в Азии. АТЭС образован как свободный консультативный форум без жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Штаб- квартира в Сингапуре.

Вначале было 12 стран (6 развитых государств Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Сейчас 21 страна, присоединились: Мексика, Чили, Перу, Вьетнам, Папуа Новая Гвинея; в 1991 году - Китай, Гонконг, Тайвань. Чисто экономический характер, так как Китай считает Гонконг и Тайвань частью своей территории. В 1998 году присоединилась Россия, с 1998 года 10-летний мораторий на принятие новых стран.

Форум АТЭС охватывает 31 % территории Земли, 40 % населения планеты, 50% мировой экономики, 50% мировой торговли (т.е. это крупнейшая межправительственная организация).

Цели деятельности АТЭС были определены в 1991 в Сеульской декларации. Это — обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Страны – участницы форума схожи по менталитету и уровню развития, но у них разные интересы. Развитые страны (США, Канада, Австралия, Япония) стремятся к созданию зоны свободной торговли, т.к. они могут получить обширные рынки сбыта своей продукции. Развивающиеся страны не готовы к открытию экономики. Позиция России ближе к этому мнению.

В 1997 году Ванкуверская декларация установила принципы форума («атэсовский подход»): добросовестность, ненасильственность, равноправие, консенсус и консультации при принятии решений, почти полное отсутствие специального административного аппарата. Также основной элемент процесса взаимодействия стран-членов АТЭС - открытый обмен информацией, т.к. цель экономического объединения - не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц.

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации, стимулируют взаимную торговлю.

Действует принцип 3-х кругов:

1. Политическое взаимодействие – регулярные форумы АТЭС.

 

2. Экономика. В 1995 году был создан деловой консультативный совет, 20 рабочих групп по разным направлениям: финансы, технологии, туризм – деловые круги.

 

3. Ученые: группа «высоких представителей» или совет мудрецов (от России Евгений Примаков).

 

График создания зоны свободной торговли:

К 2010 году откроют экономику развитые страны, к 2020 г. – развивающиеся (но после мирового финансово-экономического кризиса Канада и США отказываются в одностороннем порядке открывать свои рынки).

В 2010 году – создание зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН

В 2012 году – зона свободной торговли между Китаем и Южной Кореей.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Деловой консультационный совет (ДКС). Каждая страна-участница назначает в ДКС до 3 представителей, выражающих интересы различных кругов национального бизнеса. Большинство стран АТЭС резервирует 1 из принадлежащих им мест в ДКС для представителей малого или среднего бизнеса, поскольку такие предприятия играют ключевую роль во всех странах АТЭС.

На ежегодных саммитах АТЭС ДКС представляет доклад с рекомендациями, связанными с упрощением визовых формальностей для бизнесменов экономик АТЭС, снижением барьеров на пути товаров и инвестиций. В соответствии с рекомендациями ДКС на официальном сайте АТЭС размещена информация об инвестиционной и финансовой ситуации в странах АТЭС, тарифах - механизм постоянного обмена информацией между участниками Форума по вопросам предпринимательской деятельности.

 

 

№53. Политическое и экономическое развитие стран постсоветского зарубежья: интеграционные и дезинтеграционные тенденции.

Практически сразу после распада СССР руководство большинства обретших независимость государств предпринимают меры, направленные на объединение бывших советских республик. Создается Содружество Независимых Государств. Не все, что задумывали его создатели, удалось реализовать. В первой половине 90-х годов прошлого века в СНГ было подписано немало документов, отражающих намерения государств сотрудничать на руинах бывшего СССР. Однако в силу недостаточной проработанности этих документов или отсутствия политической воли создателей СНГ большинство договоренностей так и не было реализовано. Например, Государственной Думой РФ не были ратифицированы Договор о Зоне свободной торговли, а также Договор о дружбе и сотрудничестве с Грузией, вступление в силу которых могло бы, во многом, изменить сегодняшний ландшафт СНГ. Такова объективная реальность. Но главное получилось. СНГ сыграло неоценимую роль в период распада СССР, предотвратило неконтролируемую эрозию некогда могущественной страны, создало определенные предпосылки для воссоздания нового интеграционного объединения.

Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются как общими для всех регионов мира, так и специфическими факторами, среди которых можно отметить:

1. сложившееся ранее в СССР разделение труда, которое за короткий срок невозможно полностью изменить. В большинстве случаев это и нецелесообразно, поскольку оно было экономически обусловленным;

2. длительное совместное проживание народов в пределах одного государства, создавшее плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, совместного исторического прошлого, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений в целом была невысокой. Отсюда - желание широких масс населения в странах СНГ сохранить достаточно тесные взаимные связи;

3. технологическую взаимозависимость предприятий, строившихся по общим стандартам, единые технические нормы и одинаковый характер подготовки персонала на этих предприятиях;

4. место, отведенное бывшим республикам СССР в мире. С конца 1990-х годов для правящих кругов стран СНГ стало очевидным, что надежды на помощь развитых государств оказались завышенными. Одновременно жесткая конкуренция на мировых рынках, особенно в секторе готовых изделий, оставляла странам СНГ мало шансов на успех, а явно недостаточный экономический, политический и военный вес этих стран (кроме России) не давал им дополнительных аргументов в борьбе за приемлемое место в мировой хозяйственной системе. В результате росла привлекательность рынков партнеров по Содружеству, прежде всего наиболее емкого – российского;

5. постепенное осознание значительной частью политических и предпринимательских кругов России геополитического значения для страны отношений на постсоветском пространстве. В 1990-е годы эти круги были озабочены почти исключительно отношениями с Западом.

В то же время на интеграционные процессы воздействовали и негативные факторы:

1. стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета (хотя всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает добровольное ограничение суверенитета в определенных областях);

2. недостаточно высокий уровень экономического развития бывших советских республик. Чем более развитой является экономика, тем шире база для международного разделения труда, тем больше объективные возможности для углубления взаимных связей. Уровень экономического развития ставит определённые рамки масштабам интеграционных процессов. Свою прежнюю специализацию в рамках СССР многие страны СНГ считали для себя невыгодной и не хотели «возврата в прошлое», а поиск нового места в системе мировой экономики требовал времени и целенаправленных усилий, в том числе диверсификации внешнеэкономических связей. Все это тормозило интеграцию внутри СНГ;

3. различия в характере системных реформ. Это создавало трудности в налаживании партнерских связей, особенно между частными предприятиями, поскольку возникали несоответствия по части их прав и обязанностей в разных странах;

4. отношение бывших советских республик к интеграции, которое определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими причинами. Так, с самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. У них доминировало стремление максимально дистанцироваться от России и как можно скорее «войти в Европу», несмотря на объективную потребность в поддержании и развитии экономических связей со странами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции отмечалось со стороны Украины (руководство которой провозгласило курс на «присоединение к Европе»), Грузии (из-за проблем с сепаратистскими движениями), Туркменистана и Узбекистана (где установились жесткие авторитарные режимы). Бóльшую заинтересованность проявляли Белоруссия, Молдавия, Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. Многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь при этом минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей. Задача реального сближения стран СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и неудовлетворительное выполнение многих принятых решений. Некоторые страны пытались использовать СНГ для достижения своих политических целей;

5. наконец, сначала скрытое, а затем открытое противодействие со стороны Запада (прежде всего США), с неодобрением встречавшего любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавшего их как попытки “воссоздания СССР”. Учитывая финансовую и политическую зависимость многих стран СНГ от Запада, это не могло не препятствовать их взаимному сближению.

В целом, доминировавшие в 1990-е годы центробежные тенденции начали уравновешиваться в ряде случаев центростремительными, а с конца 2000-х стали очевидны мощные интеграционные процессы в России, Белоруссии и Казахстане, которые, видимо, как магнит будут вовлекать и другие государства постсоветского пространства.

Дезинтеграционные тенденции окончательно победили лишь в Прибалтийских республиках, которые с самого распада СССР взяли курс на вступление в ЕС. В 2004 году период вступления был завершен. В результате, и политическое, и экономическое их развитие стало определяться в большей степени теми процессами, что происходит в Западной Европе. Всех остальных наследников СССР (ну ещё кроме Туркмении) можно будет найти в нижеперечисленных объединениях.

Интеграционные проекты

СНГ - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. Образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 11 суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению. 22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена». 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

Помимо взаимной торговли, Россия в рамках интеграционного взаимодействия осуществляет со странами СНГ сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционной сфере, в области транспорта, межрегиональное и межведомственное сотрудничество.

Зона свободной торговли СНГ — соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества. Вступил в силу в 2012. Участники: Россия + Белоруссия, Украина, Молдова + Армения + Казахстан.

ЕврАзЭС - международная экономическая организация, созданная в 2001 году для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и ЕЭП, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Участниками организации на сегодняшний день являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Узбекистан приостановил членство. Украина, Молдова, Армения являются наблюдателями.

На сегодняшний момент ЕврАзЭС обеспечил для нескольких его участников (Россия, Белоруссия, Казахстан) достижение двух уровней экономической интеграции: Таможенного союза ЕврАзЭС (2010-2011 гг.) и общего рынка, который стал функционировать с 2012 г. в виде Единого Экономического Пространства ЕврАзЭС.

Этот масштабный проект открывает дополнительные возможности для экономики государств - членов, повышения их конкурентоспособности, активизации встречного движения капиталов, технологий, товаров. Создание мощного регионального рынка станет реальным фактором роста и развития России, Белоруссии и Казахстана.

Все это позволяет выйти на следующий, более высокий уровень интеграции — к Евразийскому экономическому союзу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...