Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации




Достаточно большое количество организаций разоряются из-за не­эффективного управления ими. В данном случае, в первую очередь необходимо использование внутрихозяйственных резервов, при этом основными мерами фи­нансового оздоровления несостоятельных организаций является реконструкция процедур управления. Успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с наименьшими издержками. Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих дей­ствий, наиболее приемлемыми для российских органи­заций. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осу­ществляется поэтапно.

1 этап. Устранение неплатежеспособности – это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации, проводимая с целью предупреждения возникновения процедур банк­ротства.

Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается при помощи принципа «отсечения лишнего» двумя путями:

♦ уменьшением размера текущих внешних и внутренних финан­совых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств;

♦ увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих по­гашение просроченных и исполнение срочных обязательств.

Основные мероприятия по сокращению размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока:

· пролонгация краткосрочных финансовых кредитов;

· реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кре­дитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

· увеличение периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

· отсрочка расчетов по отдельным формам внутренней креди­торской задолженности организации и др.;

· сокращение затрат на приобретение материалов, инвентаря и оборудования;

· сокращение расходов на командировки, рекламу;

· реструктуризация кредиторской задолженности;

· сокращение готовой продукции на складе.

В этом случае важно создание условий для нормального производственного процесса, позволяющих увеличить качество продукции и снизить ее себестоимость. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достиг­нутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотлож­ных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства организации в текущем отрезке времени лик­видирована.

Увеличение денежного потока организации в краткосрочном пе­риоде для погашения просроченных и срочных обязательств достига­ется:

1. переводом части ликвидных оборотных активов в денежные сред­ства;

2. переводом части внеоборотных активов в денежные средства.

Меры по превращению ликвидных оборотных активов в денежные средства:

·ликвидация портфеля краткосрочных финансовых вложений;

·ускорение инкассации дебиторской задолженности;

·снижение периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

·увеличение размера ценовой скидки при осуществлении на­личного расчета;

·снижение размера страховых запасов товарно-материальных цен­ностей;

·уценка трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;

·распродажа готовой продукции и товаров на складе и др.

Меры по превращению ликвидных внеоборотных активов в денежные сред­ства:

· реализация высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

· проведение операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства про­даются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

· ускоренная продажи или сдача в аренду неиспользуемого обо­рудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

· аренда оборудования, ранее намечаемого к приобретению;

· сдача в аренду излишков производственной и административной площади и др.

II этап. Восстановление финансовой устойчивости это одновременное устранение негативных причин или резкое ограничение их влияния на финансовую устойчи­вость организации, что позволит устранить угрозу банкротства не толь­ко в коротком, но и в средне­срочном периоде.

Восстановление финансовой устойчивости организации происходит как продолжение реализации принимае­мых мер по сокращению потребления финансовых ресурсов и увели­чению положительного потока прироста собственных финансовых ре­сурсов. Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с при­менением принципа «сжатие организации»: чем больше будет поло­жительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организации.

Меры по сокращению необходимого объема потребления финансовых ресур­сов:

· сокращение объема производственной деятельности за счет прекращения выпуска нерентабельной продукции;

· снижение объема инвестиций в деятельность организации;

· сокращение подразделений аппарата управления;

· сокращение части вспомогательных и подсобных подраз­делений;

· обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

· осуществление дивидендной политики, адекватной кризисно­му финансовому развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

· сокращение объема программы участия наемных работников, финансируемых из прибыли,

· отказ от внешних социальных и других программ предприя­тия, финансируемых за счет его прибыли, и др.

Меры по увеличению притока собственных финансовых ресурсов:

· увеличение объема выпуска рентабельной продукции;

· снижение себестоимости выпускаемой продукции путем сниже­ния (сокращения) различного рода потерь и брака;

· оптимизация ценовой политики организации;

· увеличение доли предоплаты за отгружаемую продукцию;

· осуществление рациональной налоговой политики, обеспе­чивающей минимизацию налоговых платежей в пределах зако­нодательства;

· проведение ускоренной амортизации оборудования с целью бы­строго списания амортизационных отчислений;

· осуществление эмиссионной политики по выпуску дополни­тельных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций) и др.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигну­той, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, т. е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалан­сированы.

III этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде - это создание условий для своего самофи­нансирования, развития производства, устранения старых и возника­ющих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Меры по обеспечению финансовой стабильности (равновесия) в длительном периоде:

· внедрением новых видов рентабельной продукции, обладающей конкурентными преимуществами на рынке;

· использованием эффективных видов материальных ресурсов для снижения себестоимости выпускаемой продукции;

· повышением качества продукции и улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции;

· ускорением оборачиваемости оборотных активов;

· увеличением объема выпуска за счет обновления оборудования и использования новых технологий;

· сокращением сроков расчетов за поставляемую продукцию;

· использованием фондовых инструментов для повышения дохода от внереализационной деятельности и др.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения привлечения кредитных ресурсов.

Типичные варианты управленческих воздействий в целях финансового оздоровления деятельности организации

Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные схемы управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

Схема 1. Меры, предусмотренные этой схемой, позволяют повысить эффективность использования основных средств организации и добиться снижения затрат на их создание:

а) мероприятия по повышению эффективности оборудования:

· определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого в текущей производственной деятельности или мало (редко) используемого в производственной деятельности;

· определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материалов, комплектующих и т. д., а также среди предприятий, эксплуатирующих аналогичное оборудование;

· продажа излишнего или мало используемого оборудования;

· сдача в аренду желающим предпринимателям излишнего или мало используемого оборудования;

· обмен оборудованием между предприятиями;

· консервация оборудования для исключения его из налогооб­лагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

· если предприятие арендует оборудование, следует изучить воз­можности перезаключения арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

· рассмотрение возможности альтернативного использования из­лишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.

б) этапы повышения эффективности использования административ­ных, производственных и складских помещений:

· определение перечня площадей административного, произ­водственного и складского назначения, мало используемого в те­кущей хозяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем про­изводства;

· определение круга потенциальных покупателей и пользователей административной, производственной и складской площадей предприятия, в первую очередь среди кредиторов, поставщиков материальных ресурсов, клиентов-покупателей;

· продажа излишков площадей административного, производ­ственного и складского назначения;

· сдача в аренду излишков площадей административного, произ­водственного и складского назначения;

· в случае невозможности продажи/сдачи излишков площадей — проведение работ по их консервации с целью уменьшения теку­щих энергетических затрат, по их охране, уборке и т. п.;

· если предприятие арендует помещения, следует изучить воз­можности перезаключения арендных договоров с арендода­телем на новых, более экономичных условиях или отказаться от него, определить возможности арендовать помещения у другого на более выгодных услови­ях;

· рассмотрение возможности использования свободных поме­щений для организации новых, более выгодных видов деятель­ности и производства, возможно, в кооперации с другими пред­приятиями и организациями;

· рассмотрение вариантов централизации деятельности пред­приятия за счет перевода подразделений в одно или меньшее ко­личество месторасположений с целью высвобождения до­полнительной площади;

· сдача в аренду земельных участков кредиторам, клиентам, сто­ронним организациям.

Схема 2. Этапы сокращения капитальных вложений:

· остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эф­фективными (убыточными) в результате изменения внешних ры­ночных факторов (ситуации), рассмотрение возможности возвра­та большей части вложенных средств;

· изменение графиков инвестиций с целью уменьшения рисковой денежной нагрузки путем пересмотра этапов капитальных вло­жений в связи с изменением внешних обстоятельств;

· определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для бы­стрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуа­тацию;

· консервация объектов капитального строительства с целью сни­жения текущих затрат по их содержанию;

· переориентирование инвестиционного проекта на новую дея­тельность, возможно, в кооперации с новыми инвесторами и др.

Схема 3. Рационализация производственных запасов:

· уменьшение размеров неприкосновенных запасов за счет до­говоренности о более коротком сроке выполнения заказов на по­ставку и более равномерном поступлении материалов;

· распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

· определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используемых в производстве, или запасов, образо­вавшихся от закрытия нерентабельного производства, или зале­жавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т. д.;

· уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

· первую очередь кредиторов-поставщиков, клиентов-покупателей;

· продажа излишних матер-х ресурсов, готовой продукции или их передача в зачет своих обязательств кредиторам;

· рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками с тем, чтобы по­лучить дополнительные средства и снизить издержки хранения;

· определение возможности переработки, восстановления качества залежавшихся запасов с целью их продажи по повышенной цене.

Схема 4. Рационализация производства:

· закрытие нерентабельных производств с высвобождением ма­териальных ресурсов, персонала, оборудования и производ­ственных площадей;

· сокращение длительности (цикла) незавершенного производства за счет применения современной технологии;

· повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества по технологическим пере­делам;

· увеличение выпуска продукции на рентабельных участках про­изводства за счет концентрации на них ресурсов;

· переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке, путем кооперирования с другими предприятиями и привлечения средств инвесторов;

· прекращение производства продукции «на склад»;

· сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж;

· прекращение видов деятельности, обслуживающих основное про­изводство (ремонт, транспорт, изготовление изде­лий и т. д.), с передачей их специализированным фирмам и др.

· всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (со­кращения суммы задолженности, освобождение от уплаты).

Схема 5. Ускорение оборота денежных средств:

· создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобрета­ющих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за про­дукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравне­нию с договором, оплата в срок);

· создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

· применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают;

· рассмотрение возможностей продажи дебит-й задолженно­сти своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

· рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продук­цию организации, их финансового состояния с точки зрения воз­никновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемых каждому клиенту.

Схема 6. Снижение затрат в производственной и коммерческой де­ятельности:

· уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

· внедрение ресурсосберегающих технологий;

· упрощение организационной структуры с целью устранения из­лишних уровней управления и сокращения затрат на оплату тру­да управленческого персонала;

· введение более жесткого контроля за потреблением энергоре­сурсов;

· осуществление закупок материалов совместно с другими поку­пателями у одного поставщика с целью уменьшения транспорт­ных и других расходов;

· снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или кли­ентами, или другими производителями;

· сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

· сокращение затрат на рекламу за счет пересмотра бюджета, определение сочетаются ли расходы на рекламу с повышением объема продаж, нахождение наиболее эффективных видов рекламы, определение возможности опла­ты рекламных услуг с помощью бартера и т. д.;

· повышение механизации производственного процесса и сокра­щение ручного труда;

· тщательный отбор сырья и компонентов с определенными тех­ническими характеристиками;

· сокращение затрат на покупку сырья и материалов;

· замена импортных материалов на аналогичную продукцию оте­чественного производства;

· использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

· внесение конструктивных, технологических изменений в вы­пускаемую продукцию для того, чтобы иметь возможность пе­рейти на новые (для повышения качества) или более дешевые материалы;

· внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату единицы продукции;

· уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение воз­можности их использования для производства сопутствующей продукции.

Схема 7. Уменьшение оттока денежных средств:

· разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации в целях определения приоритет­ности оплаты кредиторской задолженности;

· удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;

· нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию, что уменьшает затраты в производстве.

Схема 8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

- определение перечня кредиторов, долги которым следует по­гасить полностью или частично в первую очередь (просрочен­ная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

- определение возможности переноса срока оплаты задолженнос­ти с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевре­менной оплаты в будущем;

- погашение задолженности кредитором активами должника (мате­риальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами)

- рассрочка платежа кредиторам частями;

- изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка пла­тежей одним, своевременная оплата другим);

- всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокра­щения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной став­ки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

- переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение сро­ка погашения долга.

Схема 9. Улучшение инкассации дебиторской задолж-сти:

- оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиен­там;

-определение возможности и необходимости погашения де­биторской задолженности продукцией, услугами, товарами де­битора;

- переоформление дебиторской задолженности векселями;

- оценка платежеспособности покупателей и определение по­литики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

- систематический контроль расчетов с покупателями по отсро­ченным и просроченным задолженностям;

- применение скидок в обмен на ускорение платежа (дебиторам, которые вряд ли заплатят в ближайшее время, и т. д.);

- продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.

Схема 10. Реструктуризация банковских кредитов:

- пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности ре­финансирования полученного кредита в другом банке;

- переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

- заключение договора финансирования под уступку прав требо­вания (договор факторинга).

Схема 11. Увеличение объемов продаж:

- проведение маркетинговых исследований и наблюдений за раз­личными оптовыми ценами по аналогичной продукции в дан­ном и соседних регионах;

- определение групп продуктов, которые наилучшим образом под­ходят к изменившимся рыночным условиям, определение кон­курентных преимуществ своей продукции и возможности извле­чения выгоды из них;

- проведение анализа цены и объема реализуемой продукции и на­хождение наиболее разумного компромисса: уменьшение отпуск­ной цены для того, чтобы увеличить долю предприятия на рынке и объем продаж, и др.

Схема 12. Совершенствование организации маркетинга для увеличе­ния объема продаж:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которые

существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- информирование потребителей о свойствах продукции, ее ка­честве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных тор­говых точек и т. д.);

- формирование системы послепродажного обслуживания продук­ции;

- внедрение (применение) системы договоров с гибкими усло­виями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за свое­временное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. д.);

- развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обес­печения качества поставок и снижения затрат;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

Схема 13. Совершенствование организации управления:

- сокращение числа звеньев и уровней управления;

- централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условий производства;

- разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

- увольнение малоквалифицированных руководящих работников или повышение их квалификации;

- создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

- внедрение эффективного информационного обеспечения;

- разработка методов мотивации управленческого персонала в ре­зультатах деятельности предприятия;

- внедрение мероприятий по снижению документооборота (умень­шение бюрократизации в аппарате управления);

- улучшение производственной и орг-й структуры уп­равления.

Схема 14. Совершенствование системы бухгал-го учета:

- проведение переоценки имущества в связи с изменением ры­ночных условий;

- составление налогового календаря;

- внедрение информац-х программ по обработке бух-х документов и предоставлению VIP-информации для ру­ководителя.

Схема 15. Реорганизация системы производства и управл-я:

- разделение организации на ряд самостоятельных фирм;

- выделение наиболее рентабельных производств в самостоя­тельные организации и ликвидация убыточных производств;

- присоединение организации к другой, близкой по производству продукции и ликвидация юридического лица должника;

- соединение (слияние) организации с другой, близкой по произ­водству продукции и образование нового юридического лица;

- преобразование ООО (ЗАО) организации-должника в ОАО и др.

83. Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.

Исторически лог-ка развивалась как военная дисциплина. Этот термин обозначал четкую, слаженную работу тыла по обеспеч-ю войск всем необх-ми рес-ми (боеприпасы). Др. направление развития лог-ки – экономическое. Начало широкого испол-я лог-ки в эк-ке приходится на 60–70-е г. прошлого столетия.

Предпосылками использ-я лог-ки в эк-ке явл.:

- превращение рынка продавца в рынок покупателя;

- энергетический кризис 1970–х г., способствующий поиску методов рационализации пр-ва, транспорта и складов для снижения издержек пр-ва;

- развитие НТП, к-е позволило испол-ть в с/с лог-ки достижения технического прогресса, ср-ва связи и информатики.

Этапы развития лог-ки:

1. 20–е – нач. 50–х гг. (период фрагментации). В этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие: возрастание запасов и транспортных издержек; рост транспортных тарифов;

2. Сер. 50–х - 70–е г. (период становления). Характеризовался интенсивным развитием теории и практики лог-ки. Возникновение концепции общих затрат в дистрибьюции. Смысл этой концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты.

3. Нач. 70–х гг. (период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес – логистики и западные фирмы стали успешно применять их на практике.

4. 1980–е – сер.1990–х гг.(период интеграции) логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему.

Т. о., лог-ку стали рассматривать как научное направление, цель к-го состоит в разработке методов и организ-х форм управ-я потоковыми процессами, для максимального удовлетворения спроса на прод-ю и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимал. затратами.

Существует целый ряд подходов к определ-ю понятия лог-ка. Лог-ка рассматрив. как наука и как сфера хоз-ой деят-ти.

Лог-ка- наука об оптимизации материал. потоков и сопутствующ-х им информац-х, финансовых, сервисных и др. потоков и управ-и ими в определенной микро – или макроэкономической с/с для достижения поставленных целей. Экон.аспект – лог-ка - сов-ть различных видов деят-ти с целью получения с наименьшими затратами необх-го кол-ва прод-и в установленное время и в установленном месте, в к-м существует конкретная потреб-ть в данной прод-и.

Цель лог-ки:обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке

Задачи:

Глобальные: создание комплексных, интегрированных с/с материальных, информ-х, а по возм-ти и др. сопутствующих потоков; стратегическое согласование, планир-ие и контроль за использованием логистических мощностей сфер произ-ва и обращения; достижение высокой системной гибкости; постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыноч. среде.

Частные (локальные): максимальное сокращение времени хранения прод-и; сокращение времени перевозок; рациональное распределение трансп. Ср-в; быстрая реакция на треб-я потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т.п.

Принципы логистики:

Системность – означает орг-ю и осуществление закупок, хранения, пр-ва, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Конструктивность - диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения МП; тщательное выявление деталей всех операций материально – технического обеспечения и транспортировки товаров.

Надежность- обеспечение безотказности и безопасности движения МП, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока.

Вариантности– возм-ть гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие воздействия внешней среды; создание резервных мощностей.

комплексность (формирование всех видов обеспечения для осущест-я движения потоков;координация участников движения ресурсов;осущест-е контроля выполнение задач);

научность (подробныйрасчет на всех стадиях управлением потоком от планирования до анализа);

конкретность (четкая и точная оценка всех ресурсов,используемых в логист.процессе,осуществ-е движения при малых издержках);

Достижения своей главной цели логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил (шесть правил логистики):

- Продукт – нужный продукт;

- Качество – необходимого качества;

- Количество – в необходимом количестве;

- Время – должен быть доставлен в нужное время;

- Место – в нужное место;

- Затраты – с минимальными затратами.

Объект лог-ки– материальн.поток. МП– находящиеся в движении материал. рес-сы, незавершенное произв-во и ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических опер-й или функций и отнесенные к временному интервалу (т/год, т/мес). МП харак-ся определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и кол-во прод-и, габариты, вес, физико – химические харак-ки груза, харак=ки упаковки и т.п. Классификация МП: 1. По отн-ию к логистич.с/с: а) внешние и внутр. (Внешний МПпротекает во внешней для пред-я среде); б) входные и выходные (Входной поступает в логистическую с/с из внеш.среды. Выходной поступает из логистической с/с во внеш.среду). 2. По кол-ву грузов: массовые;крупные;средние;мелкие. 4. По удел.весу груза: тяжеловесные; легковесные. 5. По степени совместимости груза: совместимые;несовместимые. 6. По консистенции груза: насыпные (зерно); навалочные (соль, руда); тарно-штучные (имеют разл.физико-хим.св-ва);наливные (мазут, нефть).

По мере движения МП трансформируются в рез-те действия прикладываемых МП. Эти действия назыв.логистич.опер-й и логист.функ-й

Логистической опер-й назыв. любое действие, к-е не подлежит дальнейшей декомпозиции (расчленению) и направлено на преобразование материального и сопутствующих ему иных видов потоков (погрузки, разгрузки, сбор инф-и, предачи инф-и и т.д.). Логистической фун-й назыв. сов-ть логистических опер-й, направленных на достижение целей, обозначенных перед логистической с/с или ее элем-ми (звеньями). Выделяют след.логистич.ф-ии:1.основные: снабжение; пр-во; сбыт; упр-е запасами. 2. Обеспечивающие: транспорт-ка; складир-е; сервис;финансы.

 

Логистическая система (ЛС) предст. собой комплекс элементов – звеньев (подс/с), состоящих в определенных отн-ях и связях м/у собой и образующих некую целостность, ориентированную на упр-е потоками.

 

Примерная схема логистич. Системы

 

Фин. Поток

 

 

Границы ЛС (Þ- МП; ®фин.поток)

Логистические концепции:

Концепции Л общие

1.К.общих затрат. Суть К.- все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременные для обеспечения требуемого уровня обслуживаня.При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым ф-циям увеличиваются,а по некоторым уменьшается.Цель состоит в нахождении альтернативы,к-рая характ-ся самым назкими общими затратами. 2.К.предотвращенияподооптимизации. Подоптимизация-усилияпо улучшению отдельной ф-ции не приводит к достижению оптим.результатов.Понимается то,что эф_ть отдельной ф-ции,исследуемой изолированно,может отличаться от эф-ти ф-ции как части общего логист.процесса.Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех ф-ций,чтобы сис-ма в целом достигла оптимального баланса.3 .К.фин-вых обменов. Вследствии замены ф-ций распределения одни затраты увелич.,др. уменьшаются.Результатом должно бытьуменьшение общих затрат.

Системные концепции

1. «Точно в срок» (JIT) - Современная концепция построения ЛС в пр-ве, снабжении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных рес-в и ГП в необх-х колич-х к тому времени, когда звенья логист. С/с в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Логистические системы, основанные на JIT– концепции, представляют собой «тянущие системы», в к-х размещение заказов на пополнение запасов матер. рес-в или ГП происходит, когда кол-во их в опред-х звеньях с/с достигает критического ур-ня. В концепции существенную роль играют следующие факторы: спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП; концентрация основных поставщиков матер.рес-в вблизи производителя; кач-во прод-и; точность инф-ии и прогнозирования (надежные телекоммуникационные с/с); повышенная трудовая ответ-ть и высокая трудовая дисциплина всего персонала. Практическое внедрение концепции «точно в срок» - с/с KANBAN.

 

ЦЗУ заказ

       
 
   
 


Склад сырья цех1 цех 2 цех3 цех сборки потребитель

Инф поток

Мат поток

2. «Планирование потреб-ти в материалах, в рес-х» MRPI\ MRPII- MRP– с/с оперируют с материалами, полуфабр-ми и их частями, спрос на к-е зависит от спроса на ГП. Основ. целями MRP– с/с явл.: удовлетворение потреб-ти в матер-х, компонентах и прод-и для планир-я пр-ва и доставки потребителям; поддержание низких ур-ей запасов матер. рес-в, незавершенного пр-ва,ГП; расписаний доставки, закупочных операций.

На концепциях MRPбазируются ЛС «толкающего» типа. Для них характерны пр-во деталей, компонентов и сборка из них ГП в соответствии с жестко заданным производст. расписанием. В такой с/с предотвратить сбои в производст. процессе и учесть изменения спроса можно только путем создания избыточных производ-х и (или) страховых запасов м/у звеньями ЛС. Наличие подобных запасов замедляет оборачиваемость обор. ср-в, увеличивает с/сб прод-и, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...