Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условная и реальная группы.




Условная группа людей объединена по определенному, выделенному признаку: возраст, пол, профессия, националь­ность и т.д. Люди, которые входят в условную группу, не имеют никаких объективных взаимоотношений и могут не знать ничего друг о друге.

Реальные группы как общности людей в определенном пространстве и времени характери­зуются объективными, взаимными контактами; различаются между собой по величине, внешней и внутренней организа­цией, предназначению и значимости. Реальные группы объе­диняют людей, которые имеют общие цели и интересы в той или иной области жизнедеятельности.

Первичная и вторичная социальные группы.

Все многообразие социальных групп в обществе следу­ет также разделять на первичные и вторичные, как это сде­лал американский социолог Ч. Кули[5].

Первичные группы – это кон­тактные группы, когда взаимодействие происходит непос­редственно, «лицом к лицу». В этом случае участники объе­динены эмоциональной близостью. К первичной группе относится прежде всего семья, которая играет существен­ную роль в социализации личности. Это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Социологи назы­вают первичными такие группы, которые характеризуются межличностным взаимодействием и взаимной поддержкой. В качестве примеров подобных групп можно назвать ком­панию друзей или узкий круг коллег по работе. В критичес­ких и аварийных ситуациях отдают предпочтение первич­ной группе.

Вторичные группы – это дискретные группы, которые характеризуются безличным взаимо­действием субъектов, обусловленным официальными организационными отношениями. Значимость субъектов вторичных групп друг для друга определяется не их инди­видуальными свойствами, а умениями выполнять те или иные функции. Люди входят во вторичные группы на осно­ве желания получить какие-либо экономические, политичес­кие или другие выгоды и преимущества. Примерами таких групп являются производственные организации, профсою­зы, политические партии.

Большинство социологов связывают понятие «вторич­ная группа» с большими объединениями людей, например территориальными общностями, нормативное поведение и групповая сплоченность которых регулируется социальны­ми интересами.

Интерактивная и номинальная группы.

Главная задача ряда социальных исследований заклю­чается в изучении роли особенностей динамики группово­го взаимодействия при принятии решения. Исходя из это­го, выделяются интерактивные и номинальные группы. Группы, члены которых непосредствен­но взаимодействуют друг с другом в целях принятия обще­го решения, например, студенческая, дискуссионная, ревизионная комиссия и др., называются интерактивными.

В номинальной группе, наоборот, каждый из ее членов дей­ствует относительно изолированно от других. На промежу­точных стадиях работы субъекты номинальной группы обес­печиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность изменять свои мнения. Здесь следует говорить о косвенном взаимодействии. Номинальная группа превосходит интерактивную на всех этапах решения проблемы, кро­ме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сравниваются, анализируются, обсуждаются и классифициру­ются. В итоге делается вывод о необходимости сочетания но­минальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества.

Гетерогенная и гомогенная группы.

Представляет самостоятельный интерес такая характе­ристика, как состав группы. Полученные социологические данные показали, что гетерогенные (разнородные) группы, субъекты которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решение более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы. Однако гомогенные группы, субъекты которых имели сходство в квалификации и опыте, имели другие преимущества. Эти группы способствовали удовлетворенности их субъектов и уменьшению между ними конфликтности. В данном случае была гаран­тия того, что в ходе совместной деятельности группы ни один из ее субъектов не будет доминировать.

Референтные группы.

Термин «референтная группа» впервые был введен в на­учный оборот социологом Мустафой Шерифом в 1948 году. Личность испытывает многообразные воздействия со сто­роны различных групп. Сила влияния той или иной группы на человека зависит от множества факторов. Наибольший эф­фект наблюдается в тех случаях, когда социальная группа является референтной (эталонной) для данной личности. Это группа, с которой личность отождествляет, иден­тифицирует себя и в которую она стремится попасть, а по­том уже и занять в ней достойное место. Социальные цен­ности и нормы референтной группы выступают в качестве эталона деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.

Различают нормативные и сравнительные функции ре­ферентной группы.

Нормативная функция проявляется в том, что референтная группа является источником стандартов поведения, соци­альных установок и ценностных ориентации индивида. Напри­мер, эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы, традиции, культуру коренных жителей, чтобы быть принятым в их сообщество.

Сравнительная функция группы заключается в том, что индивид не хочет входить в другие группы или получить их расположение, но использует их как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Индивид может обра­щаться к референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени право­мерности своих поступков, для сравнения своих успехов в тех или иных областях.

Возможны также и негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в дистанцировании. Это группы, которые символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида.

Каждый человек входит не в одну, а в несколько рефе­рентных групп. Бывает, он ориентируется на ценности и нор­мы одной группы, а в другой ситуации на другую группу. Иногда референтность некоторых двух различных по сво­им нормам и традициям групп для одной и той же личности может привести ее в положение маргинальности.

Маргиналъностъ – это социологический термин для обо­значения пограничного, переходного, структурно неопре­деленного социально-психологического состояния субъек­та. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные присоединиться к новым общностям (в большинстве случаев по причинам культур­ного несоответствия), испытывают большое психологичес­кое напряжение и переживают кризис своего самосознания.

Под маргиналами понимаются индивиды которые фор­мируются на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процесса перехода от одного типа социальности к дру­гому или в пределах одного типа социальности при его се­рьезных деформациях. И новый мастер на промышленном пред­приятии, и сельский житель, переехавший в большой город – это маргинальные личности со всеми прису­щими им проблемами адаптации и самореализации.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута Р.Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы причин социального деклассирования и его по­следствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что разви­тие общества начинается тогда, когда маргинальные слои консолидируются в социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...