Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия жизни. Эволюционная эпистемология (Е.Н. Шульга)




 

От «мудрости жизни» (биософии) и биофилософии логическая дорога ведет нас к «жизни» уже не как конкретно данному многообразию организмов (к которому мы вернемся в дальнейших разделах тезауруса), а как стержневому понятию культуры, переполненному и буквальным, и метафорическим смыслом, отраженном в жизне радостности, жизне любии, жизненной силе человеческих индивидов и целых обществ. Жизнь в этом смысле послужила центральной идеей целого философского направления (см. статью Философия жизни). Человек не только воспринимает, познает, понимает жизнь, но и более того, познание и освоение человеком любых вещей в мире следует законам, продиктованным человеку всем ходом биологической эволюции (об этом в статье Эволюционная эпистемология).

 

1.4.1.Философия жизни. Слово “жизнь” имеет чрезвычайно обширное значение; оно почти так же необъятно, как необъятны пределы бытия. Однако в общенаучном смысле это слово имеет ограниченное значение - под жизнью понимают только особый вид бытия (или существования), где можно наблюдать развитие. Многие мыслители прошлого обращались к феномену жизни, размышляя о человеке, о характере его познания, о судьбах человеческой культуры - достаточно вспомнить Платона, Аристотеля, Диогена Лаэртского, Эпикура, Лукреция. Однако как совершенно определенное, самостоятельное философское течение, оно возникло только в конце 19 - начале 20 вв., выдвинув в качестве исходного понятия “жизнь” как интуитивно понимаемую целостную реальность, не тождественную ни материи, ни духу.

Интерес к “жизни”, к “живому”, к “переживаниям” был вызван успехами биологической науки и в первую очередь, конечно же, дарвиновскими идеями, которые дали толчок для нового философского понимания и истолкования жизни. Многозначный смысл самого этого понятия закономерным образом привел к возникновению различных вариантов философии жизни. С другой стороны, основная идея, объединившая всех представителей философии жизни, состояла в следующем: если прежде один лишь разум считался универсальным “органом философии”, то теперь для выработки целостного мировоззрения одного лишь разума стало недостаточно. Его место должно было занять философствование, вытекающее из полноты жизни, даже более того, - философия, вытекающая из полноты переживания жизни.

 

1.4.1.1. Биолого-натуралистический вариант философии жизни рассматривал “живое” как нечто естественное, природное, противоположное “искусственному”, механически сконструированному. В числе наиболее характерных, приоритетных особенностей этого варианта философствования над “переживанием жизни” следует выделить почти примитивную склонность к культу силы (в том числе, физической), интерес к различного рода “витальным влечениям”, “биологически обоснованным интересам”, к “инстинктам”; попытку свести любую выдвигаемую идею к проявлению “воли” и “инстинктов” отдельного индивида или какой-то группы людей. Для философов этого толка характерно сугубо прагматическое отношение к нравственности и познанию, где истина и добро - это то, что усиливает первичное жизненное начало, тогда как ложь и зло - это то, что его ослабляет. Наиболее интересен в этом смысле Ф. Ницше как предтеча натуралистического варианта философии жизни [1].

1.4.1.2. Исторический вариант философии жизни представлен работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля, Ортега-и-Гасета. Все эти философы сходятся в интерпретации “жизни” как непосредственного внутреннего переживания, которое раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры, в том числе, через описание внутреннего переживания культурного опыта самих этих философов. Если в других вариантах философии жизни жизненное начало предстает как некий вечный и неизменный принцип бытия, то здесь основное внимание обращается к проблемам поиска индивидуальных форм реализации духовного начала в человеке. При этом подчеркивается природная неповторимость и духовная уникальность человеческой жизни, которая характеризуется как безусловная ценность.

Не допуская саму возможность описать языком естествознания явления истории и культуры, эти философы жизни формулируют свои особые методы познания, приемлемые для понимания процессов, происходящих в духовной сфере. В первую очередь, это методы герменевтики, призванные способствовать наиболее полному и адекватному пониманию сложных и часто наделенных множеством смыслов текстов, документов или иных памятников культуры и истории. Например, согласно Дильтею, природу человек не в силах понять, поэтому природу он объясняет, развивая естествознание, тогда как пониманию отводится все то, что находится вне природы - это сфера духовных ценностей, по отношению к которым как раз и применяются методы герменевтики. Герменевтика таким образом из искусства истолкования и интерпретации сложных текстов перерастает в особого рода философию со своей историей, традицией и со своим философским аппаратом (Шлейермахер, Гадамер, Рикер, Хайдеггер, Шпет).

 

1.4.1.3. Пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некоей космической силы, “жизненного прорыва” (Бергсон), сущность которого состоит в постоянном и непрекращающемся воспроизведении себя и созидании новых форм. Такого рода жизнь интуитивно постигается как воплощение “длительности”, изменчивости. Динамика жизни и индивидуальная природа предмета, согласно философам этого толка, не может быть описана и адекватно выражена в каких-то общедоступных понятиях. “Жизненная сила” космического порядка ускользает от человеческого восприятия - она тонка и почти неуловима, поэтому созерцать “жизнь” можно лишь на уровне интуиции. Интуиция же проявляется в актах человеческого познания и в творчестве. Именно поэтому философы особое значение отводят рассмотрению вопросов творчества, подчеркивая большую созидательную роль личности в познании и романтизируя гениев.

Рассуждая по аналогии с жизнью, О. Шпенглер [4] искал “символы прадуши” в великих культурах древности, из которых как из семян растений произрастают новые типы культуры. В этом он опирался на учение Гете о существовании прафеномена как некоего первообраза, неустанно воспроизводящего себя во всех элементах живой структуры.

А. Бергсон рассматривал творчество, ассоциируя его с этапами развертывания жизни (творчество подобно рождению нового, оно является выражением изобилия самой природы). По сути дела, творчество оказывалось синонимом жизни, и такое его понимание было характерно для всех представителей философии жизни.

 

1.4.2. Эволюционная эпистемология. Что такое знание? Что мы можем знать? Как мы приходим к тому, что мы знаем? Каковы границы нашего познания? Все эти вопросы являются частью ветви философии, известной как эпистемология. Этот термин происходит от греческого epistemή (знание) иlόgoς (учение, теория), следовательно, эпистемология изучает происхождение, развитие и рост знания. Анализируя особенности получения знания, пытаясь осмыслить его закономерности, ученые обнаружили, что рост, развитие и сохранение человеческого понимания можно интерпретировать в терминах дарвиновской теории эволюции (см. выше в разделе «Основные принципы жизни…» – 1.1.).

Величайшей заслугой Дарвина было доказательство того, что мир и его живые сообщества развиваются через естественный отбор. Другими словами, естественному отбору предшествует совокупность природных условий, преобразующих и организующих среду в направлении жизни. Природные факторы способствуют возникновению живых организмов и их различных сообществ, видовое разнообразие которых обусловлено естественным отбором. Поэтому основной закон жизни, сформулированный Дарвином, может быть передан следующим образом: чем больше организмов рождается и умирает, то есть имеет возможность развиться и “победить” в борьбе за существование, тем больше шансов у них для сохранения.

Для науки, также как и для человеческого познания, характерны накопление знания, использование многообразных фактов, получение нового знания, создание теорий, их конкуренция и борьба со старым и т. п. Наконец, познание является деятельностью головного мозга и как таковое одновременно является следствием биологический эволюции. Из всего этого можно заключить, что процесс познания, а также эволюцию знания можно рассматривать под углом зрения биологического эволюционизма. Реализация такого подхода к научному познанию – предмет эволюционной эпистемологии. К наиболее выдающимися ученым, которых можно считать основателям современной эволюционной эпистемологии, относятся биолог Конрад Лоренц (см. подраздел «Биополитика» раздела «Социальные и политические грани гуманитарной биологии» ниже), психолог Жан Пиаже и философ Карл Поппер.

 

1.4.2.1. Биоэпистемология. Центральный вопрос: как объяснить познавательный процесс в терминах и понятиях жизни? Лоренц полагал, что в структурных признаках, которые характеризуют живые организмы, закодирована природа мира, в котором эти организмы обитают. Например, в форме глаза, в его структуре, динамике и биохимическом составе закодированы законы оптики. Подобно тому как копыта лошади приспосабливаются к почве степи, которую они топчут, так наш центральный нервный аппарат, организующий образ мира, приспосабливается, адаптируется к реальному миру, который человеку приходится отображать (ср. статью Натурализм в подразделе «Биополитика» ниже). Как и любой орган, этот аппарат приобретает свою форму, обеспечивающую сохранение вида посредством отображения реальности в течение многовековой видовой истории.

В результате многомиллионной биологический эволюции наша нервная система и наши органы чувств сформировались таким образом, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия для выживания. Поднимаясь по лестнице эволюции, мы движемся от физиологических к инстинктивным и, далее, к открытым когнитивным структурам, к пониманию и объяснению нашего мира в образе мифов, в типах метафизики и в перспективе к научному пониманию. Но именно здесь происходит разрыв в эволюции. Механизмы, которые бессознательно направляли наше мышление и наше поведение, больше не подходят. Остается открытым вопрос: верно ли, что эволюция теряет свою направленность и силу, когда мы достигаем такого высокого уровня познания, каковым является, например, научное познание?

 

1.4.2.2. Генетическая эпистемология объясняет происхождение знания, в том числе, научного знания исходя из его истории, на базе его социогенеза и особенно психологического происхождения представлений и операций, на которых оно основывается (Ж. Пиаже). Подобно тому, как К. Лоренц полагает, что структура, качественные особенности и динамика глаза несут информацию об оптическом устройстве внешнего мира, Пиаже допускает, что в структуре, качественных особенностях и функционировании нервной системы закодированы основополагающие логико-геометрические свойства ее окружения. Он вводит понятие фенотипа как саморегулирующейся динамической системы. Эти регуляторные системы обнаруживаются на всех уровнях функционирования организма - от генома до самой поведенческой сферы и поэтому отражают наиболее общие характеристики организации жизни. Изучая детскую психологию и характеризуя ее как своего рода ментальную эмбриологию, Пиаже подчеркивает, что психогенез (составная часть эмбриогенеза) не заканчивается при рождении, но достигает стадии равновесия, когда организм становится взрослым, при этом вмешательство социальных факторов корректирует этот процесс. Согласно Пиаже, теория знания, таким образом, представляет собой теорию адаптации мышления к реальности.

 

1.4.2.3. Биологическая эволюция как полезная модель развития научного познания Концепция эволюционной эпистемологии Карла Поппера состоит в том, что наука и научная методология, хотя и может быть описана в терминах биологической эволюции, в принципе, по Попперу, антиэволюционна: научная методология направлена к унификации знания, в то время как эволюционный процесс характеризуется возрастанием разнообразия. Поэтому между характером эволюционной динамики и характером когнитивной динамики имеется фундаментальное различие. Ограничиваясь простым проведением формальной аналогии с процессами изменчивости, отбора и закрепления, попперовская эпистемология все же вносит определенный вклад в становление эволюционной эпистемологии. Она подчеркивая научную сторону предмета, тогда как Лоренц [6] обосновывает ее биологическую составляющую, а Пиаже [7] обращается к когнитивному развитию. Обобщая теоретические результаты исследований этих ученых можно сформулировать основной вопрос эволюционной эписемологии следующим образом: как структуры (или теории) изменяются в процессе истории вида (науки), можно ли утверждать, что когнитивная и научная эволюция являются продолжением биологической эволюции.

1.4.2.4. Концепция «исторической эволюции». Дальнейшее развитие эволюционной эпистемологии связано с именами Стефана Тулмина [9] и Дональда Кэмпбелла [10]. Так, Тулмин выдвигает смелый проект, в котором концептуальные и научные изменения объясняет исходя из основных положений дарвиновской теории. По Тулмину, популяционная теория изменчивости и естественный отбор – это только иллюстрация более общей формы исторического объяснения; та же самая модель применима при соответствующих условиях также и к историческим объектам. При этом он прав, когда показывает важность методов как для развития науки, так и для формулирования любой научной концепции, и вслед за автором следует признать, что любая эволюционная концепция науки должна быть исторически и социологически оправданной. В своей знаменитой книге “Человеческое понимание” он выдвигает концепцию исторической эволюции, расширяя тем самым границы самой эволюционной эпистемологии.

 

1.4.2.5. Универсальная эволюционная эпистемология. По другому пути пошел психолог Кэмпбелл [10], развивая эволюционную эпистемологию не только вширь, но и вглубь – его исследования связаны с поиском универсальной эволюционной эпистемологии. Он настаивает на том, что наши когнитивные действия, поскольку они целесообразны, основываются на старых, уже известных нам концепциях и концептуальных инновациях, которые после проверки служат руководством научной деятельности. Но если мы будем руководствоваться только предыдущей концепцией, мы не сможем придти к нововведениям (по крайней мере на том же концептуальном уровне), поэтому чтобы действительно продвинуться вперед, а не просто перегруппировать старую и известную информацию, ученый должен прибегнуть к методу проб и ошибок. Согласно Кэмпбеллу, всякое расширение знания должно предусматривать процесс непредвиденных изменений и селективного сохранения.

 

Современная эволюционная эпистемология характеризуется как новое междисциплинарное направление научных исследований. Предметной областью эволюционной эпистемологии выступает познание эволюционной природы эпистемологического опыта в его философском значении. Цель эволюционной эпистемологии - формирование эволюционной картины мира, которая включает в себя человеческое познание и культуру в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...