Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детский посттравматический стресс и его особенности протекания




В нашей стране преимущественно выполнялись работы, посвященные изучению отдельных видов травматических переживаний на личность ребенка, например, при таких психотравмирующих ситуациях, как: эмоциональная и сенсорная депривация, психологические особенности детей – сирот, детей – реабилитантов, детей из неполных семей, описания поведения детей, побывавших в зоне стихийных бедствий (Н.В. Тарабрина, 2007).

Последствия психологических травм у детей проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

Так по данным Н.В. Тарабриной (2001), основнымипоследствиями физического насилия для детей является их недостаточный контроль над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия может быть деликвентность и даже садистские наклонности.

По данным американских исследователей (Jacobson, Alan, 2001), жертвы с симптоматикой ПТСР часто обнаруживают навязчиво стремление к получению новых психотравм путем нанесения обид окружающим, причинения самоповреждений или поиска опасных ситуаций. Кроме того, для них характерно саморазрушающееся поведение, включая нанесение самопорезов, прижигания тела сигаретами, алкоголизация и употребление наркотиков.

Согласно концепции «цикла насилия», отмечает Е.Г. Дозорцева (2007), жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствует формированию у ребенка агрессивности и склонности к подобным формам поведения в социальных контактах, а в последствие и к своим детям (Curtis, 1963; Spinetta, Rigier, 1972). Насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение. Для того, чтобы прервать это цикл, пишет Е.Г. Дозорцева (2007) необходимы большие усилия специалистов, занимающихся реабилитацией жертв насилия.

Дети, пережившие психотравму, не всегда могут установить причинно – следственные связи между своими чувствами и, поведением и травмой. Им сложно описать свои чувства в момент травмы, но из описания родителей, которые отмечают некорректное или возбужденное поведение детей в этот момент, можно предположить, что дети испытывали чувство ужаса и беспомощности – пишет Н.В.Тарабрина.

Так же, Н.В Тарабрина, ссылаясь на Amerikan Psychiatric Association. Diagnostic, 1994) отмечает, что развод родителей и запугивание в школе без причинения реального физического вреда не должно относится к понимании травматического события как «реальной или воспринимаемой угрозы смерти или угрозы физическому здоровью, угрозы физической неприкосновенности по отношению к себе или другим, сопровождающуюся чувством страха, беспомощности или ужаса, или дезорганизованным возбужденным поведением детей непосредственно после травматического события», но однако в ряде исследований авторами отмечается, что такие события могут привести к развитию ПТСР.

Навязчивые воспоминания проявляются в специфических играх или рисунках, в них ребята не в силах придумать какое – либо развитие, изменение сюжета (Черепанова, 1991). Сны могут быть, на первый взгляд, непонятными ребенку, но вызывающими ужас, тогда как взрослому человеку, очевидно, что сон каким – то образом отражает пережитую катастрофу.

Нарушения в познавательной сфере у детей достигают такой выраженности, что их успехи в обучении ухудшаются. Дети, как правило, переживают это. Навязчивые мысли у детей, как правило, не осознаются и проявляются в общем, дезорганизованном поведении, повышенном возбуждении (Т.Ю. Матафонова, 2013).

Ниже мы рассмотрим виды травмирующих событий, приводящих к развитию посттравматического стресса у детей и подростков и последствия их переживания.

Обычно ребенок проходит пять фаз развития посттравматического стресса (Тарабрина, 2007):

Фазы развития ПТСР Описание
Тревоги немедленная реакция на травматическое событие, выражающееся в тревожном поведении, когда еще ребенок не может осознать произошедшее
Отрицания возможны бессонница, амнезия, бесчувственность, расторможенность, соматические симптомы
Навязчивости Характерны испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушения сна.
Прорабатывание Ребенок осознает причины произошедшего, оплакав потери, он обретает новую надежду и способность строить планы на будущее
Завершение

 

Проявления посттравматического стресса у детей в целом схожи с таковыми у взрослых, однако специфика проявлений последствий травматических событий в значительной степени опосредована возрастом ребенка.

Как и у взрослых, признаки ПТСР у детей могут быть описаны согласно классификатору DSM-IV, пятью критериями: A, B, C, D и F.

Критерий А Ребенок пережил травматический эпизод, выходящий за пределы его жизненного опыта. Переживания сопровождались интенсивными негативными эмоциями, такими как ужас, беспомощность. У детей также может наблюдаться дезорганизационное или ажитированное поведение.
Критерий B У ребенка наблюдается навязчивое воспроизведение травматического эпизода, проявляющееся в повторяющихся воспоминаниях, мыслях, действиях, снах, о травматической ситуации или пугающих снах без определенного содержания. Воспроизведение травматической ситуации у детей младшего возраста может проявляться также и в проигрывании ее. Под проигрывание травматической ситуации следует понимать особые игры, в которых дети монотонно, не изменяя последовательность событий, просто повторяют их очередность, имевшую место быть при травме, повторяют один и тот же сюжет, отражающий их понимание ситуации (Eth, Pynoos, 1985, Terr, 1991).Эти игры, навязчиво повторяющиеся, не приносят ребенку облегчения. ТО же относится и к рисункам.
Критерий C Упорное избегание стимулов, связанных с травмой, скованность общего реагирования (не наблюдаемое до травмы), например, попытки избегать мыслей, чувств, разговоров, связанных с травмой; попытки избегать деятельности, мест или людей, которые могли бы пробудить воспоминания о травмирующей ситуации; неспособность вспомнить важнейших аспектов травмы; заметное уменьшение интереса или участия в значимой ранее деятельности; потеря приобретенных навыков; ощущение отчужденности от других; ощущение укороченной временной перспективы. Это ощущение проявляется в том, что дети не только не могут представить себя взрослыми, но не могут представить и более близкие перспективы (1 - 2) года.
Критерии D Устойчивые симптомы возвращающегося напряжения (не наблюдаемого до травмы). Например, у ребенка появляются проблемы со ном; он становится раздражительным; возникают концентрации внимания; гипербдительность, преувеличенная реакция страха.
Критерий F Нарушения вызывают заметные расстройства в учебе, общении и других значимых сферах деятельности.

 

Использование стандартизированного исследования посттравматической реакции делает возможным сравнение состояния жертв травматических случаев одного типа, а также сравнение последствий различных видов травм.

Многие авторы в своих работах ссылаются на Роберта Пиноса, который рассматривал последствия психологической травмы у детей как сложное взаимодействие травматического стресса и его последствий с процессом развития ребенка. Автор считает необходимым при диагностике и терапии ПТСР у детей анализировать три взаимодействующие фактора:

 

1 фактор травматический опыт (как объективные характеристики, так и субъективные реакции ребенка);
2 фактор напоминание об этом опыте (частота и интенсивность напоминаний как внешнего, так и внутреннего происхождения);
3 фактор вторичные проблемы и стрессы в повседневной жизни ребенка(Pynoos, 1993)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...