Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из работы современных ученых.




«Особенность Комиссии… была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку… Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти. Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»… Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой….

Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная… в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии…

Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского…[В «Наказе»] крепостное право порицалось… «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства… Так увядали мечты… о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве… Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией…многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».

 

С1

Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия?

 

С2

Используя текст документа и знания по истории, укажите не менее трех положений «Наказа» императрицы Уложенной комиссии.

 

С3

Используя знания по истории, укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии.

 

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Назовите не менее трех условий освобождения крестьян из крепостной зависимости по реформе 1861 г.

Приведите не менее трех последствий реформы 1861 г. для социально-экономического развития крестьянских хозяйств.

 

С5

Ниже приведены две точки зрения на причины событий Смуты начала XVII в.:

 

1. Смута была вызвана политикой Бориса Годунова.

2. Причины Смуты коренились во внутренней политике Ивана Грозного.

 

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.

 

В течение 1993 г. в России нарастало противостояние между Президентом РСФСР и Верховным Советом РСФСР.

 

Назовите не менее двух причин, вызвавших политический кризис.

Каковы были его последствия? (Укажите не менее трех положений).

 

 

С7

Сравните внешнюю политику Советской России в 1920-е и 1930-е гг.

 

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ВАРИАНТ 5.

Часть 1.

 

A1

Даты 911 г., 944 г., 971 г., 1046 г. связаны с

 

1) походами русских дружин против кочевников
2) проведением религиозных реформ
3) заключением русско-византийских договоров
4) разработкой древнерусского законодательства
A2

 

Кто из названных лиц были современниками?

 

1) Владимир Святославович и Иоанн Цимисхий
2) Олег Вещий и Нестор Летописец
3) воевода Свенельд и Владимир Мономах
4) Ярослав Мудрый и митрополит Илларион

 

A3

Часть территории Российского государства, не включенная в опричнину и управлявшаяся боярами, называлась

 

1) губой
2) земщиной
3) приказом Большого дворца
4) уделом

 

A4

Одной из причин политической раздробленности Руси являлось

 

1) формирование торгового пути «Из варяг в греки»
2) крещение Руси
3) развитие и рост крупного вотчинного землевладения
4) фиксирование в древнерусских законах неравноправного положения основных категорий населения

 

A5

Основателями и руководителями Второго ополчения, нанесшего поражение под Москвой войску гетмана Ходкевича в августе 1612 года, были

 

1) Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой
2) Федор Салтыков и Иван Мстиславский
3) Прокопий Ляпунов и Истома Пашков
4) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

 

 

A6

Для абсолютной монархии характерно

 

1) повышение роли церкви в жизни государства
2) повышение значимости законов в общественной жизни
3) усиление роли центрального представительного органа
4) снижение роли местных органов самоуправления

 

A7

Значение принятия Соборного уложения 1649 г. заключалось в том, что

 

1) временно отменен Юрьев день
2) завершилось юридическое оформление системы крепостного права
3) установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян
4) разрешена торговля крепостными крестьянами без земли и с разделением семей
A8

 

Прочтите отрывок из летописи и укажите, когда произошли описанные в ней события?

«Убит же был Шевкал… И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю – пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.»

 

1) в 1257 г.
2) в 1276 г.
3) в 1327 г.
4) в 1340 г.
A9

Кавказская война, тяжелейшая для России, за подчинение самодержавию горских народов Северного Кавказа, приходится на

 

1) 1805-1815 гг.
2) 1817-1864 гг.
3) 1853-1856 гг.
4) 1877-1878 гг.

 

A10

Автором проекта «Уставной грамоты Российской империи» был

 

1) Н. Муравьев
2) М. Сперанский
3) А. Аракчеев
4) Н. Новосильцев
A11

 

Крестьянин, обязанный нести повинности по отношению к помещику до совершения выкупной сделки, назывался

 

1) крепостным
2) отходником
3) временнообязанным
4) посессионным

 

A12

«Народная воля» - организация, осуществившая покушение на царя Александра II, в своих программных принципах провозглашала

 

1) слабость самодержавной власти, отсутствие у нее опоры среди народа и возможность ее устранения группой революционеров
2) пропаганду идей социализма среди крестьянства, создание поселений интеллигентов в деревне
3) приверженность парламентаризму и всеобщему избирательному праву
4) теорию «малых дел», постепенное преобразование жизни народа усилиями земской интеллигенции

 

A13

Кто из перечисленных художников работал в стиле классицизма?

 

1) П. Федотов
2) И. Репин
3) И. Крамской
4) К. Брюллов

 

A14

Прочтите фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова.

Как называлась война, о которой идет речь?

«Оборона Севастополя была поручена на первое время морякам под командой адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина. Они с горем решились затопить свои боевые корабли при входе в севастопольскую бухту, чтобы сделать невозможным вторжение в нее с моря. Пушки и прочее вооружение с кораблей были переданы на береговые укрепления. Вокруг Севастополя, не имевшего стен, военный инженер Тотлебен спроектировал ряд земляных сооружений (бастионов и батарей), которые заменили собой сплошную крепостную стену».

 

1) Русско-японская
2) Балканская
3) Крымская
4) Семилетняя

 

A15

Какие даты связаны с реорганизацией карательных органов и силовых структур в Советской России и СССР?

 

1) 1917 г., 1922 г., 1934 г.
2) 1920 г., 1927 г., 1938 г.
3) 1918 г., 1924 г., 1936 г.
4) 1919 г., 1922 г., 1935 г.

 

A16

Автономией в составе Российской империи на рубеже XIX-XX вв. обладала

 

1) Средняя Азия
2) Польша
3) Финляндия
4) Лифляндия

 

A17

Что из названного характеризует культуру Серебряного века?

 

1) введение всеобщего семилетнего образования
2) широкое распространение реализма
3) широкое распространение стиля «постмодерн»
4) многообразие стилевых подходов в живописи

 

A18

Введение чрезвычайной политики в деревне и учреждение комбедов весной 1918 г. было вызвано

 

1) выступлением крестьян Тамбовщины
2) провалом попытки установления рабочего контроля и саботажем чиновников
3) формированием Добровольческой армии генералом Корниловым
4) отторжением хлебопроизводящих районов после подписания Брестского мирного договора

 

A19

Прочтите отрывок из статьи и укажите, о ком идет речь?

«В августе 1906 г., вскоре после покушения на его жизнь… добился в чрезвычайном порядке… введения указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор, санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение 24 часов… На деле же чинились массовые беззакония… оправдывал случаи обыска некоторых депутатов Государственной думы, был причастен к ее разгону и аресту некоторых депутатов, изданию нового избирательного закона после разгона II Думы».

 

1) А. Гучков
2) С. Витте
3) П. Столыпин
4) К. Победоносцев

 

A20

Одна из операций партизан, проведенная в тылу врага по подрыву его коммуникаций, носила кодовое название

 

1) «Кутузов»
2) «Уран»
3) «Концерт»
4) «Багратион»  
A21

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Советского Союза
А.М. Василевского.

К какому периоду относятся описываемые события?

«… Официально кампания длилась 24 дня. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения оружием и боеприпасами в Китае, Корее и на Южном Сахалине. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом».

 

1) декабрь 1943-февраль 1944 гг.
2) март – май 1944 г.
3) январь-май 1945 г.
4) август-сентябрь 1945 г.

 

A22

Даты 1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. связаны с

 

1) президентскими выборами в России
2) проведением денежных реформ
3) заключением российско-американских договоров
4) крупными техногенными катастрофами в России

 

A23

Создатель памятника Воину-Освободителю в Трепов-парке в Берлине, Родине-матери в Волгограде

 

1) В. Мухина
2) Е. Вучетич
3) М. Аникушин
4) С. Коненков

 

A24

Экономическая политика Л.И. Брежнева характеризуется

 

1) приоритетным развитием оборонной промышленности
2) увеличением капиталовложений в сельское хозяйство
3) разработкой целинных и залежных земель
4) интенсификацией жилищного строительства
A25

В ходе реализации экономической реформы 1987 г.

 

1) вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы
2) была узаконена индивидуальная трудовая деятельность
3) началась приватизация государственных предприятий
4) был восстановлен отраслевой принцип управления народным хозяйством

 

 

A26

Прочтите отрывок из документа и укажите период, когда происходили описанные события?

 

«Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны. Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны и нам ответили доверием, солидарностью и уважением…»

 

1) 1945-1953 гг.
2) 1953-1964 гг.
3) 1964-1985 гг.
4) 1985-1991 гг.
A27

Дефолт 1998 г. характеризовался

 

1) резким падением курса доллара
2) увеличением объемов заимствований у Международного валютного фонда
3) снижением темпов инфляции
4) повышением капиталовложений в оборонную промышленность

Часть 2.

 

В1

Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) составление первых статей «Русской Правды»  
Б) объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега  
В) посольство княгини Ольги в Константинополь  
Г) написание «Повести временных лет»    
       
           

 

 

В2

Какие три из перечисленных ниже городов, были основаны князем Юрием Владимировичем Долгоруким? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Ростов Великий  
2) Звенигород  
3) Дмитров  
4) Переславль Залесский  
5) Владимир  
6) Ярославль    
     
         
В3

 

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ    
  А) вотчина 1) система содержания должностных лиц за счет местного населения в России  
  Б) численник 2) глава местного управления, назначенный центральной властью  
  В) наместник 3) землевладение, пожалованное в пользование на время службы великому князю  
  Г) кормление 4) ордынский переписчик русского населения  
  5) земельное владение, передаваемое от отца к сыну    
А Б В Г  
         
                         

 

В4

Прочтите отрывок из произведения современного историка и назовите сражение, о котором идет речь.

 

«А тут с воем, ревом, улюлюканьем, ржаньем и визгом три громадных, плотно сбитых кома людей и лошадей, подобно трем горным обвалам, ударили в опешившие тьмы ордынцев. Звуки нарастали в своей ярости, ошарашивали тех, кто бездействовал в срединной толще Бегичева войска, всадников кренило то в один, то в другой бок. Передние уже повернули, но места для отступления не было, и они начали топтать своих».

 

Ответ: ____________________.

 

В5

Расположите в хронологической последовательности следующие события.

Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) отмена подушной подати  
Б) создание Крестьянского банка  
В) ликвидация мировых судов  
Г) отмена временнообязанного состояния крестьян    
       
           

 

В6

Какие три из перечисленных событий относятся к русско-турецкой войне 1877-1878 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) Взятие Карса  
2) Осада Плевны  
3) Сражение под Грос-Егерсдорфом  
4) Осада Севастополя  
5) Сражение под Аустерлицем  
6) Взятие Баязета    
     
         

 

В7

Установите соответствие между фамилиями художников и их произведениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ХУДОЖНИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
А) Б) В) Г) И.Н. Крамской Н.Н. Ге В.Г. Перов В.В. Верещагин 1) «Апофеоз войны»
2) «Утро стрелецкой казни»  
3) «Христос в пустыне»  
4) «Тайная вечеря»  
5) «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»    
А Б В Г  
         
                 

 

В8

Прочтите отрывок из «Воспоминаний» и укажите имя автора.

 

«Еще в царствование императора Александра III была в основном предрешена денежная реформа, которую я имел честь совершить, которая спасла, укрепила русские финансы… Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны….»..

 

Ответ: ____________________.

В9

 

Какие три из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Государственной думы в России? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) введение продразверстки
2) ограничение автономии Финляндии
3) отмена подушной подати
4) принятие закона о страховании рабочих
5) введение 8 часового рабочего дня для промышленных рабочих
6) создание хуторов и отрубов  
       
         

 

В10

Установите соответствие между терминами и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) комбеды 1) изгнание и принудительное переселение народов СССР в период массовых репрессий 30-40-х гг.  
Б) В) Г) лига наций депортация «рельсовая война» 2) операция советских партизан по выводу из строя железнодорожных путей на оккупированных территориях  
3) международная организация сотрудничества народов за мир и безопасность (1919-1945 гг.)  
4) организация сельской бедноты, созданная по Декрету СНК в 1918 г.  
5) вооруженные отряды рабочих и крестьян-бедняков в 1918-1920 гг., проводили продразверстку на селе    
А Б В Г  
         
                   

 

В11

Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите дату события, о котором идет речь.

«Советская Россия вышла из империалистической войны с державами центрального блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Германия, официально признав советскую власть и заключив с ней мир, в то же время… оккупировала своими войсками Украину и Финляндию».

 

Ответ: ____________________.

В12

 

Какие три из перечисленных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985-1991 гг. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

 

1) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей
2) вывод советских войск из Афганистана
3) подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе
4) ввод советских войск в Венгрию
5) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы
6) заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности  
       
         

 

В13

Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛИ
А) Б)   В)   Г) ввод советских войск в Афганистан   прекращение гонки вооружений включение России в Совет Европы   первый визит в США 1) И.В. Сталин
2) Б.Н. Ельцин
3) Н.С. Хрущев
4) 5) Л.И. Брежнев М.С. Горбачев  
А Б В Г  
         
               
В14

 

Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, о ком идет речь.

 

«Выдающийся ученый-естествоиспытатель, мыслитель, он никогда не был лидером правозащитного движения, как иногда его представляют, но был признанным выразителем его духа. В нравственном противостоянии беззаконию и жестокости он видел реальный путь к оздоровлению общества… Имя ученого получило мировую известность как борца за права человека. В 1975 г. ему была присуждена Нобелевская премия Мира».

 

Ответ: ____________________.

 

В15

Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

А) финансовый кризис России  
Б) всероссийский референдум о доверии политике Президента России  
В) антигосударственный путч в Москве  
Г) избрание Президентом Российской Федерации В.В. Путина  
       
           

 

Часть 3

 

Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...