Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные концепции мотивации эффективной деятельности.




Мотив - внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий.
Мотивация - метод управления, опирающийся на мотивы деятельности человека.

По мере развития производства и общества популярность мотивации как метода менеджмента, альтернативного административному менеджменту, растет.

В настоящее время выделяют 3 подхода к изучению мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Клейтона Альдерфера.

В своей иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней: 1) Физиологические потребности 2) Потребность в безопасности 3) Потребность в любви. 4) Потребность уважении 5) Потребность в самовыражении.

Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами (достижения, признания, работа как таковая, ответственность, продвижения), а неудовлетворение – гигиеническими факторам (политика компания и ее администрирование, технический надзор, з/п, межличностное отношение с начальством, условия работы).Сосредоточивая внимание исключительно на гигиенических факторах, руководители не мотивируют свой персонал. Согласно теории Герцберга, персонал будет мотивировать только работа, требующая определенных усилий и обеспечивающая возможности достижений, признания, ответственности, продвижения и роста.

Альдерфер выделил три группы основных потребностей: существования, в связях и росте (ERG). В отличие от Маслоу и Герцберга он не утверждает, что потребности более высокого уровня становятся мотивирующим фактором только после удовлетворения потребностей более низкого уровня или что лишение чего-либо является единственным способом активизации потребности.

Второй подход основывается на исследовании процессуальной теории трудовой мотивации. Процессуальные теории исследуют когнитивные предпосылки, которые затем реализуются в мотивации. Понятие “ожидание” из теории познания вносит существенный вклад в понимание сложных процессов, связанных с трудовой мотивацией.

Теория ожидания Врума. Модель выстроена вокруг таких понятий, как валентность, значимость (инструментальность) и ожидание. Под понятием валентность Врум понимает устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Ожидание представляет собой вероятность (колеблющуюся от 0 до 1). Инструментальность определяет, в какой мере результаты первого уровня будут приводить к желаемому результату второго уровня. Эта теория помогает прояснить взаимосвязь личных целей и целей организации.

Портер и Лоулер исходят из предпосылки, что мотивация (усилие или энергия) не равна удовлетворенности или исполнительности. Однако существенным является указание Портера и Лоулера на то, что усилие непосредственно не приводит к повышению производительности. Эта связь опосредована способностями, чертами характера и представлением работника о собственной роли. В модели Портера–Лоулера более важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будут определять само поощрение и его восприятие. Другими словами, модель Портера–Лоулера предполагает, что выполнение работы ведет к удовлетворенности.

Теория, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» (автор Дуглас Мак-Грегор). Теория Х. В этой теории управление предполагает, что работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы. Из-за этого работники должны быть под пристальным наблюдением, для чего разрабатываются комплексные системы контроля. менеджер по Теории X, как правило, считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя. Как правило, такие руководители полагают, что единственная цель заинтересованности сотрудников в работе — это деньги. Теория Y. Правление предполагает, что работники могут быть амбициозными, иметь внутренние стимулы, стремиться взять на себя больше ответственности и осуществлять самоконтроль и самоуправление, направлении. Менеджер Теории Y постарается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя.

Прибыль и рентабельность.

Прибыль является целью создания предприятия, именно прибыль является источником достатка предпринимателя, его семьи. Прибыль, направляемая на приобретение нового имущества (оборудования, создания товарных запасов, строительство), приумножает собственный капитал фирмы. В повышении прибыли предприятий заинтересовано и государство, так как налог на прибыль предприятий является важным источником доходной части бюджета. Прибыль — как цель развития предприятия это абсолютный показатель эффективности, показывающий, насколько выручка превышает затраты (величина превышения выручки над затратами)()Пр=Результаты-затраты). Необходимо отметить, что величина прибыли за определенный период в некотором смысле величина виртуальная, поскольку ее нельзя увидеть, пощупать. Несмотря на простоту определения, расчет прибыли в хозяйственной практике довольно сложен. Оставаясь по существу превышением над затратами, прибыль характеризует различные аспекты хозяйственной деятельности в зависимости от того, что включается в состав затрат. Процесс формирования чистой прибыли осуществляется по схеме, представленной на разницу между ценой реализации единицы продукции и средними переменными издержками называют суммой покрытия (средней величиной покрытия).

Калькуляция прибыли: валовая выручка – НДС = чистая выручка – производственные издержки (переменные издержки) = сумма покрытия (маржа)= - постоянные издержки (амор, реализ, внереализ, админ расходы) = общая прибыль - % за кредит, рента = прибыль до уплаты налога – налог = чистая прибыль - дивиденды = нераспределенная прибыль.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:

- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

- обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

- является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где Содр операционные доходы и расходы; Свдр внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (рис. 20):

где Чдр чрезвычайные доходы и расходы.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

  • Рентабельность продаж коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Рассчитывается как отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

  • Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

  • Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

  • Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

  • Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...