Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствующие виды изыскания




При инженерно-геологических изысканиях необходимо: совместно с эконо­мическими, геодезическими и гидрогеологическими изысканиями обосновать правильный выбор трассы проектируемой дороги; собрать исходные данные для проектирования автомобильной дороги и выявить условия ее строительства и эксплуатации в той части, в которой они определяются природными факторами района строительства (климат, геологическое строение, гидрогеологические усло­вия, почвы и грунты, современные физико-геологические процессы).

В состав работ, выполняемых при инженерно-геологических изысканиях, входят: сбор и обобщение данных о природных условиях района изысканий и материалов изысканий прошлых лет; инженерно-геологическая съемка с при­менением аэрометодов; горно-буровые работы; отбор проб грунтов и воды и определение их свойств полевыми и лабораторными методами; полевые опытные работы по определению физико-механических свойств грунтов (определение сопротивления грунтов сдвигу, пенетрация, испытания штампов и т. д.); гео­физические исследования; стационарные наблюдения; камеральная обработка и составление отчетных материалов. Объем и характер инженерно-геологических изысканий зависят от сложности и степени изученности природных условий района изысканий, а также от стадии проектно-изыскательских работ (технико-экономическое обоснование, технический (техно-рабочий) проект, рабочие чер­тежи).

Инженерно-геологические изыскания на стадии ТЭО имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий в объеме, достаточном для оценки намечаемых вариантов трассы и выбора основного ее направления. Природные условия изучают главным образом путем ознакомления с имеющимися литературными и фондо­выми материалами изысканий прошлых лет, материалами аэрофотосъемки, с осмотром в натуре отдельных сложных мест.

Инженерно-геологические изыскания для составле­ния технического проекта выполняют в основном в поле. Они за­ключаются в детальном изучении природной обстановки района проложения трассы по выбранному направлению и конкурирующим вариантам в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, дорожной одежды и до­рожных сооружении.

В состав работ при подробных изысканиях входят: сбор сведений по при­родным условиям района в геологических фондах, ведомствах и организациях; инженерно-геологическая съемка с подробным попикетным описанием притрассовой полосы на ширину полосы съемки; буровые и шурфовочные работы по трассе (с применением геофизических методов) с целью изучения грунтов как основания и материала для возведения земляного полотна, а также в местах строительства мостов, труб и других сооружений; поиски и разведка место­рождений дорожно-строительных материалов, в том числе грунтов и дрениру­ющих материалов для возведения земляного полотна; подробные обследования отдельных мест, требующих индивидуального проектирования (оползни, осыпи, карсты, сели, болота, места устройства высоких насыпей и глубоких выемок и др.); полевые испытания грунтов; лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов, качественной характеристики строительных материа­лов, химического состава и агрессивности воды.

Инженерно-геологические изыскания для составле­ния рабочих чертежей выполняют: на участках трассы, где по тем или иным причинам намечаются ее изменения; в местах индивидуального про­ектирования (см. § IV.5), а также в районах с особыми природными условиями (места с наличием просадочныХ грунтов, карста, подвижных песков и др.) с целью уточнения данных, полученных при подробных изысканиях; в местах устройства дренажных сооружений (в случае изменения их схемы, смещения сооружений в плане), в сложных случаях при уточнении отметок заложения

и условий устройства фундаментов опор мостов, труб, гражданских зданий, а также по трассам отдельных инженерных сооружений (подпорные и одеваю­щие стены, регуляционные сооружения, разного рода дренажные устройства, коммуникации и т.п.); в котлованах (опытные испытания грунтов); при поис­ках и разведке месторождений строительных материалов и сосредоточенных резервов грунта в случаях невозможности использования ранее разведанных месторождений или изменения в потребных объемах добычи материалов.

Основным методом изучения инженерно-геологических условий района проложения трассы и отдельных сложных мест при изысканиях автомобильных до-' рог является инженерно-геологическая съемка. В задачи инженерно-геологи­ческой съемки входят: изучение геологического строения, гидрогеологических условий, определение литологических особенностей и границ распространения различных типов грунтов поверхностных отложений и коренных пород; изуче­ние грунтов с точки зрения использования их в качестве основания земляного полотна и фундаментов проектируемых сооружений как материала для возве­дения земляного полотна и устройства дорожной одежды; изучение современ­ных физико-геологических процессов и их влияния на выбор оптимального ва­рианта трассы; выявление перспективных районов для поисков месторождений строительных материалов и резервов грунта для отсыпки насыпи.

Инженерно-геологические карты при изысканиях автомобильных дорог со­ставляют: при составлении ТЭО (схематические мелкомасштабные карты); при изысканиях в горной местности; при обследовании мест индивидуального про­ектирования; для средних и больших мостовых переходов и в местах устрой­ства путепроводов; для сложных по геологическим условиям площадок гражданских зданий. На инженерно-геологических картах должны найти отражение: состав, мощность и контуры поверхностных отложений, глубина залегания ко­ренных пород; глубина залегания грунтовых вод; современные физико-геологи­ческие процессы и устойчивость горных пород; границы однотипных для проек­тирования автомобильной дороги или ее сооружений инженерно-геологических районов (участков).

При инженерно-геологических изысканиях широко используют естественные обнажения и искусственно вскрытые резервы (строительные котлованы, выем­ки и т. п.). При плохой обнаженности местности выполняют буровые и шурфовочные работы. Для проходки буровых скважин применяют станки механичес­кого бурения. При бурении должен быть обеспечен непрерывный отбор и осмотр керна в интервале 0,5—0,6 м.

ВИДЫ АЭРОИЗЫСКАНИИ Аэроизыскания являются составной частью проектирования дорог. Совре­менные аэроизыскания дорог так же, как и наземные, разделяются на проблем­ные, подробные и предпостроечные. Проблемные производятся для составления технико-экономических обоснований (ТЭО), подробные—для составления тех­но-рабочих проектов, а по результатам предпостроечных аэроизысканий перено­сят проект сооружения в натуру.

При одностадийном проектировании содержание всех аэроизысканий со­ставляет единый процесс, по результатам которого составляют техно-рабочие проекты.

Аэроизыскания дорог состоят из аэросъемочных, аэрогеодезических, аэроге­ологических, аэрогидрологических и ряда специальных инженерных работ на аэроснимках. С помощью аэросъемков получают изображение местности с воз­духа. Аэрогеодезические работы преобразуют изображения местности аэросним­ков в аэрофототопографические планы и карты или в стереоскопические, геомет­рические и математические модели местности; с помощью этих работ произво­дится сбор всей исходной топографической информации о местности и выполня­ется проектирование дороги и ее инженерных сооружений. В процессе аэрогеологических работ по аэроснимкам устанавливают геологические, почвенно-грунтовые и гидрогеологические условия местности, элементы залегания горных по­род, места размещения месторождений строительных материалов. При аэрогид­рологических работах по аэроснимкам определяют основные характеристики и условия движения воды и льда на реках и в водосборных бассейнах, особенно­сти перемещения речных наносов, образования островов, рукавов и стариц, вли­яние этих явлений на размещение проектируемых водопропускных сооружений' и условия строительства дороги.

В процессе аэроизысканий автомобильных дорог устанавливают топографи­ческие, геологические и гидрологические условия местности; ведут пространст­венное трассирование вариантов дороги; определяют размеры линий, углов, превышений, уклонов и основных элементов кривых. Повеем основным вариантам трассы разбивают пикетаж, нивелируют трассу и поперечники; ведут аэро­фототопографические съемки отдельных участков местности; производят деталь­ную укладку трассы дороги; изображают в объемном виде в пространстве стереоскопической или математической модели местности отдельные проектные решения, устанавливают границы и площади водосборных бассейнов, уклоны л протяженность тальвегов, условия стока по бассейну талых и ливневых вод; состояние водоотвода.

В современных аэроизысканиях автомобильных дорог используются поточ­ные комплексно-механизированные системы, специальные работы по дешифриро­ванию аэроснимков, радиогеодезическим и стереофотограмметрическим измере­ниям с автоматизированной записью их результатов на перфоленты или магнит­ные ленты, аналитические определения на ЭВМ и автоматизированные постро­ения на графопостроителях с программным управлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...