Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что делать после решения задачи?




5. Проведите анализ ХОДА решения. Ответьте на следующие вопросы:

· Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?

· Почему я так долго не мог найти хорошего решения?

· Что мне помогло догадаться?

6. Проведите анализ ПРИЧИН появления решенной Вами проблемы.

· Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?

· Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?

· Чему меня научила эта задача?

· Что осталось не решенным? Кто остался недовольным?

· Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка.

7. Определите ВОЗМОЖНОСТЬ появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность. Говорят, от неизвестности можно умереть. ТРИЗовцу, конечно, это не грозит, как и любому, кто не ленится думать.

· Действует ли еще причина появления задачи?

· На какой срок удалось решить конфликт?

· Кто остался недовольным?

8. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

9. Сделайте ЗАПИСЬ в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую Вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу".

После того, как получено окончательное решение (идея) и сделан анализ задачи, то, если решенная задача не учебная (то есть не требующая внедрения), надо позаботиться о ВНЕДРЕНИИ решения. Сначала надо подготовиться, потом внедрить (реализовать идею) и проанализировать фактические результаты (обратная связь). На основе анализа фактических результатов от реализации решения проведите ВТОРИЧНЫЙ, окончательный анализ правильности Вашего решения. Ибо только практика самый надежный критерий истины.

Если этот алгоритм показался Вам громоздким, для малозначимых задач ограничьтесь первыми четырьмя шагами.

Эффективной формой развития ТРИЗовского мышления является регулярное решение задач с детьми по приведенному алгоритму.

- Курс «Технология творческого мышления» - адаптированная для учебного процесса алгоритмическая методология на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяемая в техническом творчестве как осознанная стратегия мыследеятельности при решении производственных проблем». [17]

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии, совпадают с теми, что предлагает педагогика направления этой области, это как уже говорилось:

1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

5. Воспитание определённых качеств личности [18]

6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей.

Идеологическая основа связана с диалектическими взглядами: эволюция системы образования происходит в соответствии с объективными законами развития систем; компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут быть сформированы в результате специально организованной учебной деятельности.

Психологическая основа - понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного компонентов.

Содержание технологии: методология формирования осознанных и управляемых технологий мыследеятельности; процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности.

Форма обучения - учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества.

В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности, у учеников должны формироваться следующие знания и умения:

Системное и ассоциативно-образное мышление.

· применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;

· использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;

· устанавливать взаимосвязи между различными системами;

· выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах;

· прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее);

· определять, что и как можно узнать о системе;

· работать с различными видами информации;

Развитие воображения.

· использовать различные методы ля сочинения сказок;

· получать фантастические идеи различными способами;

· изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;

· применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач;

Методика решения задач.

· выделять и формулировать противоречия;

· выделять противоречивые свойства;

· находить часть системы, в которой возникло противоречие;

· выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;

· формулировать идеальное решение;

· мобилизовать ресурсы;

· прогнозировать последствия предлагаемых изменений;

· решать простые изобретательские задачи по схеме;

· подбирать информацию для учебных задач;

· формулировать задачи;

· объяснять различные явления. [14]

Давайте разберемся с процессуальной стороной явления. Что необходимо учитывать педагогу при использовании ТРИЗ-технологии.

Учитель сам должен подбирать упражнения и формировать занятия, но обязательно с учетом возрастных особенностей своих детей и преподаваемого в школе материала. Например, для детей младшего возраста - развитие сказочной фантазии и образного мышления, а для старших - больше логики, законов и абстракций.

Существуют принципы на которых основывается данная технология, они отражают сильные ее стороны и помогают избежать ошибок при ее реализации.

1. Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции позволяют избавиться от стереотипности мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в той или иной обстановке. Существуют психологические операторы эвристического типа. [2; 11].

2. Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система.

Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. [21]

3. Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития. Этот принцип позволяет расширить грани своего воображения, открыться новому и порой невозможному, нестандартному решению и фантазированию.

4. Принцип разностороннего подхода. Этот принцип особенно эффективен в работе с подростками, когда выясняется, что подойти к раскрытию содержания понятия можно с разных мировоззренческих аспектов – бытового, научного, художественного, религиозного, философского, мистического.

5. Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств. Поскольку при нахождении всех критерий идеальности, создается положительная во всех понятиях модель нашего решения в условиях удовлетворяющих все стороны, то этот принцип можно назвать принципом добра.

6. Принцип двусторонности. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда". [1; 65]

7. Принцип “Сам”. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.

8. Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Cильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

Кратко остановимся на механизмах, которые использует ТРИЗ:

- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

- механизмы преобразования одной ситуации (модели) в другую:

- механизмы разрешения задач и противоречий;

- законы и закономерности развития;

- механизмы творческого мышления;

- механизмы развития человека, общества, цивилизации.

Теория решения изобретательских задач в образовательном процессе представлена в качестве внедрения основных её понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном, знакомство начинается с изобретательской задачи, условия которой представляют то или иное понятие, либо оно является необходимым, для решения этой задачи.

Основные понятия ТРИЗ – это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.

Всё в нашем мире представлено в виде систем. «Под понятием система понимается объединение разнородных элементов, предназначенных для выполнения определенной функции и образующих своим объединением новое (системное) свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Элементы системы - части, из которых она состоит, называются подсистемами. Объединение, в которое сама система входит как составная часть – надсистема » [8; 82]

Для изучения системы используют различные виды анализа. Структурный анализ определяет взаимодействия (связи) между компонентами объекта. Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур. Параметрический анализ устанавливает качественные пределы развития объекта – физические, экономические, экологические и др. Генетический анализ исследует объект на его соответствие законам развития систем. В процессе генетического анализа изучаются также история развития (генезис) исследуемого объекта, характер изменений его конструкции, делаются выводы о положительных и отрицательных последствиях таких изменений, что позволяет сформулировать задачи и предложения по совершенствованию объекта. [19]

Каждая проблема или задача носит в себе какое-либо противоречие. Противоречие - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. В обыденной жизни, нам часто приходится разрешать противоречия, в технологии ТРИЗ, их также нужно правильно формулировать. В зависимости от возрастных особенностей противоречия можно записать "в строчку", в виде таблицы или изобразить графически ("глазки"). Формулировка противоречия — наполовину решенная задача. Существует 40 приемов (их можно также назвать принципами) разрешения противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи. [9]

Также при решении задачи можно использовать понятие идеального конечного результата или решения (ИКР). Для этого необходимо расширить границы фантазии и определить главную функцию системы или главный процесс, который надо улучшить. Но при условии что оно должно выполниться САМО. Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.

Ресурсы: Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют ресурсом. В основе эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей системе, то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс. [5]

Для решения более сложных задач, особенно на старшем этапе используют Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Он предполагает четкую последовательность действий при решении. Тем не менее, этот алгоритм не заменяет мышление, он только организует его более эффективное действие, только показывает направление, "куда думать". При анализе проблемы вы осознанно управляете ходом своей мысли. Работая по шагам, вы отсекаете детали, не относящиеся к делу, и значительно быстрее выходите в область небольшого числа сильных решений.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.