Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины




 

Рекомендации по использованию материалов УМК

Студентами могут быть использованы тематика и планы практических занятий, тематика курсовых работ и вопросы к экзаменам.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

Все темы рабочей программы должны быть изучены равномерно, без каких-либо предпочтений в угоду европоцентристскому или какому либо социологическому подходу; особое внимание следует уделить периодизации, особенностям развития культуры на каждом из этапов, пониманию вклада каждого из народов в мировую культуру. В этом плане не должны остаться без внимания изучение культуры народов Азии, Африки и Латинской Америки.

Рекомендации по работе с литературой

Особое внимание при работе с “литературой” следует обратить на источники, основную литературу, а также источники и литературу к практическим занятиям. При работе над отдельными сообщениями или при участии студента в обсуждении, необходимо дополнительно проконсультироваться с преподавателем.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа должна быть систематической и организовываться под руководством преподавателя, рекомендуется посещение музейных экспозиций, выставок современного искусства разных стран и народов, использование материалов телевизионной программы “Культура”, а также работа студентов с библиотечными каталогами и компьютерными сайтами.

Разъяснения по вопросам работы с тестовой системой курса

По каждой теме курса предлагаются тесты; особой внимание следует обратить на тесты для рубежного контроля. Он проводится следующим образом: по каждому из разделов (“Культура и искусство древнего мира” и “Культура и искусство средних веков”) предлагается по 20 тестов (всего 40). По каждому их разделов тесты составлены по 5 вариантов (4 теста в одном варианте). Система оценок следующая: при правильном ответе на все 4 теста – 5 (отлично); на 3– 4 (хорошо), на 2 – 3 (удовлетворительно), меньше чем на два вопроса – 2 (неудовлетворительно).


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Общие положения

На практических занятиях рассматриваются как основные, так и дополнительные вопросы курса, комментируются источники, как текстовые, так и иллюстративные, обсуждаются сообщения студентов. В ходе подготовки и проведения практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ключевым темам лекционного курса, прививаются умения анализа текстовых и иллюстративных источников. Ставиться задача развития у студентов мышления, умения анализировать источники, делать сравнения, проводить синхронные и логические связи. Возможно подготовка сжатых сообщений, подготовка к дискуссии по проблеме, выступлению перед аудиторией. Согласно нижеприведенной тематике студент самостоятельно выбирает тему сообщения или выступления, согласовав с преподавателем и с учетом собственных интересов и склонностей. В результате подготовки и озвучивания сообщения приобретаются умения и навыки построения устного сообщения, соблюдения регламента, выступления перед аудиторией. На практических занятиях предполагается участие всех студентов при работе с текстами литературных источников, иллюстративными материалами и входе обсуждения поставленных вопросов.

Планы практических занятий

Занятие № 1.

Тема: Культурное наследие Финикии и древнего Израиля

Время 2 часа.

Учебная цель: Дополнить знания и представления студентов об основных этапах, особенностях искусства Финикии и Древнего Израиля и, прежде всего, значении их культур для последующего развития мировой культуры. Практическое занятие дополняет лекционный материал по теме 7 раздела 3. “Культура и искусство древнего мира”

Учебные вопросы занятия

1 Культура Финикии. Мореплавание финикийцев.

2. Историческая география Библии.

3.Историческое и культурное значение Закона Моисея.

4. Основные темы и герои библейских текстов.

Тематика сообщений студентов

Мореплавание финикийцев.

Историческая география Библии.

Повседневная жизнь древних евреев.

У истоков литературы: Женщина древнего Востока по Ветхому завету.

Методические рекомендации

Сообщения студентов основываются на рекомендованной литературе, приведенной в конце занятия и уточненной с преподавателем. Сообщения сопровождаются работой с историческими и современными картами. В ходе занятия ставится цель научить студентов соотносить древние и современные названия для пополнения знаний по исторической топонимике.

Работа по первому вопросу “Культура Финикии. Мореплавание финикийцев” строится на изучении и сопоставлении исторического атласа и современной карты региона: Сидон – совр. Сайда в Ливане, Тир – совр. Сур в Ливане, Библ или Гебал – совр. поселение Джейбель в Ливане, Антиохия – совр. Антакья в Сирии, Гадес – совр. Кадес в Испании, Панорм – совр. Палермо в Сицилии, Карфаген (уничтожен римлянами в 146 г. до н.э.), Картахена, Новый Карфаген – совр. Картахена в Испании, Валлета или Ла-Валлета на Мальте и др. Привлекаются также фотографии и иллюстрации сохранившихся древних памятников.

Аналогично организуется работа по второму вопросу “ Историческая география Библии ”: Ерушалим – совр Иерусалим; Иерихон (на территории современной Иордании, Самария, совр. Себастия и др.

Работа по изучению третьего “Историческое и культурное значение Закона Моисея” строится на основе чтения и обсуждения текстов ( Библия о сотворении мира и грехопадении людей; Десять заповедей; Ветхий завет и “Песнь песней”; Предписания относительно пищи из Левита (гл ХII) и Второзакония (Гл ХIV). Тексты см.: Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999. С. 81–84, 91–92, 94–96, 103. По ходу чтения привлекаются наглядные источники: фотографии памятников археологии и искусства, репродукции картин с библейскими сюжетами.

В ходе изучения четвертого вопроса “ Основные темы и герои библейских текстов” заслушивается краткое сообщение студента “У истоков литературы: Женщина древнего Востока по Ветхому завету” после этого происходит обсуждение.

В конце занятия совместно подводятся выводы по изученной теме.

Вопросы для самоконтроля

Покажите местонахождение Финикии

Покажите города и колонии, основанные финикийцами.

Покажите местонахождение Израиля (Палестины) на атласе.

Покажите древние города, названные в Библии:

Каков состав Ветхого завета?

Как с точки зрения современной этики оценить 10 заповедей? Устарели ли они?

В чем значение “Песни песней”?

В чем суть предписаний относительно дозволенной и недозволенной пищи?

Какие сюжеты из Библии мы чаше вспоминаем в современной жизни?

Наглядные пособия

1. Иллюстрированный атлас цивилизаций далекого прошлого / Автор текста Энн Миллард. М., 2002.

2. Фотографии и иллюстрации памятников археологии и искусства.

3. Репродукции картин на библейские сюжеты.

Литература

1. Буслович Д.С. Библия, миф, история и литературные образы в произведениях искусства. М., 1995.

2. Гейка К. Святая земля и Библия: Историко-географическое, этнографическое и археологическое описание Палестины и нравов ее обитателей, служащее к истолкованию текстов Священного Писания. Калуга, 2001.

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

4. Песнь Песней, или Что мы знаем о женщинах Ветхого Завета / Сост. В.В. Горбунов; ил. Г. Доре. М., 2001.

5. Пилкингтон С.М. Иудаизм. Пер. с англ. М., 2000.

6. Шамир, Исраэль. Сосна и олива. Б.м., 2004. (Древняя Палестина)

7. Шифман И.Ш. Финикийские мореходы. М.: Наука, 1965.

8. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир: Ветхий завет как памятник литературы и общественной мысли Передней Азии. М., 1987.

 

Занятие № 2.

Тема: Античная мифология и повседневная жизнь древних греков и римлян

Время 2 часа.

Учебная цель: На основе дополнительного изучения особенностей древнегреческой и древнеримской мифологии добиться понимания студентами значения мифологического наследия античного мира для развития мировой культуры и искусства. Проанализировать, насколько реальная жизнь древних греков и римлян отразилась в произведениях античной мысли. Практическое занятие дополняет лекционный материал тема 9 и 10. раздела 3. “Культура и искусство древнего мира”.

Учебные вопросы занятия

1. Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады.

2. Рок и человек в античной трагедии.

3. Эллинизм и его отражение в искусстве

4. Хозяйство и повседневная жизнь римлян

Тематика сообщений студентов

1. Боги и богини Олимпа.

2.Поэты и драматурги древней Греции.

3.Античные колонии на берегах Северного Причерноморья в период эллинизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...