Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития речи детей раннего возраста




Изучением развития речи у детей раннего возраста занимались многие ученые и методисты. Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в различных областях педагогики: Н.Д. Шматко - при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; Е.Ф. Архиповой, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - при двигательных нарушениях; О.С Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг - при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелевой - при органических поражениях центральной нервной системы; ЮЛ. Разенковой - при последствиях социальной депривации. (Как это понять и что это, как мне ответить на вопрос если зададут, что это?)

Разработкой теоретических и практических вопросов раннего развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Зарубежные исследователи также не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и др. Современные разработки по раннему развитию речи детей представлены в научных работах Г.М. Ляминой, В.А. Петровой, Н.С. Карпинской, Е.В. Шереметьевой и др.

В раннем возрасте овладение речью как средством общения представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.).

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. Рассмотрим этапы овладения речью в раннем возрасте.

Процесс формирования речевой деятельности и усвоения системы родного языка в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А.Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:

1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом), подразделяется на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;

2) этап первичного освоения языка (дограмматический) – второй год жизни;

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни).

А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [Леонтьев].

Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно скла­дываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно исполь­зует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Временные рамки этих этапов вариативны, особенно ближе к трем годам. Кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация - сдвиг возрастных характеристик «вниз».

Дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Вначале четвертого месяца крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач. Примерно месяцем раньше появляются вокализации, соответствующие комфортному состоянию ребенка, - гуление. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные с нейтральным гласным взрослых лиц. В этих вокализациях встречаются также консонантоподобные призвуки, которые транскрибируются как гортанные или заднеязычные согласные. Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки и смычные согласные, прежде всего альвеолярные. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом.

Возрастные границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Некоторые авторы называют вокализации детей в возрасте 5 - 8 месяцев не лепетом, а гуканьем, относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. Лепет детей в возрасте 14 - 19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя «посторонние» гласные присутствуют и в этом возрасте. Соответствующий период обозначается как «зрелый лепет».

В период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов. Однако, в ранний период формирования речи оценки словарного запаса ребёнка не могут быть точными. Даже смысл термина «слово» на этом этапе речевого развития нельзя считать однозначным. Первые слова выступают в речи ребенка как однословные высказывания. Такие высказывания, по мнению ряда авторов, несут определенный смысл, но не являются грамматически оформленными.

Некоторые из этих слов-высказываний структурно похожи на фразы, но используются для обозначения только определенных явлений и предметов. Двусловные высказывания появляются в речи детей в конце второго-начале третьего года жизни.

Таким образом, в развитии детской речи на каждом этапе наблюдается самодостаточная система, которая стремится к системе языка взрослых.

Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка - он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребенок, общаясь со взрослыми проговаривает, в основном, практические действия или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений. Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.

Выделенный период – от года до трех можно разделить на подэтапы.

В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа - взрослые должны этому специально научить.

Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

С точки зрения психологических механизмов развития речи ребенка выделяют три основных механизма усвоения языка:

- подражание;

- образование условнорефлекторных ассоциаций;

- постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.

Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание - это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка.

Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется. Речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста.

Таким образом, развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Но данный процесс не означает, что овладение речью, своим родным языком является в целом результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Первичное овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается подлинное понимание речи как речи. Ребенок нормально овладевает речью - научается говорить - пользуясь речью в процессе общения, а, не изучая ее в процессе учения [Рубенштейн С.Л.].

Пассивная речь – речь, основанная на понимании и правильном восприятии всех звуков родного языка [Л.С.Выготский]. Однако понимание ребенком речи окружающих недостаточно. По причине нечеткости слуховых образов слов нередки случаи неправомерного переноса значения слова на ситуации и объекты, не имеющие к нему отношения. В возрасте доречевого развития необходимо накопление названий предметов. Накопление происходит в следующем по­рядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружаю­щих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображений предметов одежды и, наконец, частей тела и лица.

Следовательно, к третьему году жизни понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Дети понимают не только речь взрослого, направлен­ную на организацию их практических действий, т. е. не только ин­структивную речь, но и речь-рассказ, о чем упоминалось выше Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выхо­дящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает воз­можность использования речи в роли основного средства позна­ния по отношению к предметам, недоступным непосредственно­му опыту ребенка, что говорит о необходимости общения с ребенком. Общение родителя с ребенком стимулирует развитие речи, а правильное, конструктивное общение, основанное на знании основных возрастных особенностей развития речи, позволяет активнее формировать словарь и способствует не только развитию речи и преодолению коммуникативных сложностей, но и стимулирует интеллектуальное развитие.

Как показывает исследование Л. С. Славиной, для возник­новения понимания и слушания речи с содержанием, выходящим за пределы ситуации, необходима специальная педагогическая работа. И лишь постепенно дети научаются понимать небольшие рассказы, содержащие в себе как чисто познавательный материал, так и некоторые моральные высказывания, через которые у детей этого возраста можно воспитывать простейшие моральные оценки своих поступков и поступков других детей. Все это увеличивает воспитательное значение речи взрослых. У ребенка 2-2,5 а тем бо­лее 3 лет можно вырабатывать основные правила поведения, учить пользоваться различными предметами не только путем показа, но и посредством словесных указаний [Л.С.Славина].

Таким образом, развитие понимания речи ребенком на третьем году жизни, является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Именно в этот период понимание речи ребенком изменяется по своему объёму и качеству. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Сроки начала интенсивного роста активного словаря, зависит в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними. Активная речь – форма общения ребёнка с окружающими людьми с помощью слов, фраз, предложений. Рассмотрим аспекты активной речи детей.

Детская речь воз­никает из прямого подражания речевым звукам взрослого. Та­кое подражание действительно имеет место (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Одна­ко оно не является главным. Ребенок может легко воспроизво­дить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его в реальной ситуации взаимодей­ствия с окружающими. Значит, умение подражать, восприни­мать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

Первые слова возникают только в общении со взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаи­модействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предмет­ное сотрудничество. Потребность и необходимость говорить пред­полагают два главных условия: потребность в общении со взрос­лым и потребность в предмете, который нужно назвать.

Обычно, общаясь с ребенком, взрос­лые требуют от него четкого произнесения слов, что влияет на разви­тие фонематического слуха и артикуляции. В тех случаях, когда окружающие мало говорят с ребенком, не вызывают его на активное использование слов, речь может отставать в своем развитии. Имеются случаи за­держки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи. В психолого-педагогической лите­ратуре приводятся описания длительных задержек развития речи на переходном этапе. Причин для этого много. Нередко отставание речи связано с тем, что взрослые, хорошо зная значение ситуа­тивных слов ребенка и угадывая малейшие его желания, не стимулируют у него обращения к более дифференцированной актив­ной речи.

Ребенок обращается к взрослым по разным поводам: просит, указывает, называет, требует и сообщает. Общение ребенка в этот период ограничено главным образом кругом тех взрослых, с кото­рыми у него налажен контакт, с которыми он чаще всего связан. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками: ребенок баюкает куклу, обращается к мишке, которого кормит, подгоняет лошадку, констатирует падение игрушки и т.п. Посте­пенно на основе общения со взрослыми речь ребенка начинает выполнять и функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. В связи с усложнением общения со взрос­лыми значительно обогащается словарь ребенка. Многозначные слова, составляющие основной фонд слов в начале второго года, отходят на второй план. Значения слов становятся более устойчи­выми, с ясно выраженной предметной отнесенностью [Эльконин].

Следовательно, на основе изученных источников литературы и опыте работы, мы можем сделать вывод, что третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во вре­мя игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращен­ную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотво­рения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоми­нание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство обще­ния. Значительно расширяется круг поводов для высказываний. Не только просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и рассказ о виденном и сделанном, пересказ слышанного, требование объяс­нить, как выполняется то или иное действие, становятся содержа­нием речевого общения детей этого возраста.

На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практи­ческой деятельностью, осуществляемой ребенком, или с нагляд­ной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит об­щение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в боль­шинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помо­щи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним [Т.В. Ендовицкая].

Диалогическая форма речи обусловлена тем обстоятельством, что деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми. На основе диало­гической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка [Я. Л. Коломинский].

И. П. Павлов подчеркивал, что слово является таким же ре­альным раздражителем, как и всякий другой. С самых первых мо­ментов овладения языком слово предстает перед ребенком, прежде всего своей материальной, звуковой стороной. Именно с ней ре­бёнок, прежде всего, имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более — когда учится их произносить. Вся та колос­сальная работа, которую проделывает ребенок, научаясь отличать одно слово от другого, есть, прежде всего, работа над материаль­ной, звуковой стороной языка. Наблюдательные педагоги, подметили, что маленькие дети любят про­износить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки.

Замечательный знаток детского языка писатель К. И.Чуковский в своей кни­ге «От двух до пяти» (1966), собрал обширные материалы, свидетельствующие о той боль­шой работе, которую проводит ребенок над усвоением материаль­ной, звуковой оболочки языка. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный запас и грамматический строй родного языка. В частности, он особо отмечает рифмотворчество как неизбежный этап речевого развития ребенка в трехлетнем возрасте, которое является своеобразной и очень ра­циональной системой упражнений в фонетике [М.М. Алексеева].

Именно звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка. Сравнительно рано формируется и связь грам­матических значений, отражающих реальные предметные отно­шения, с изменениями звуковой формы слова. Формирование этой связи на очень ранних этапах усвоения языка происходит по зако­нам образования стереотипов.

Таким образом, непременным условием для всестороннего развития ребен­ка является общение его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".Итак, учёные (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) выделяют факторы, влияющие на развитие речи детей раннего возраста: слуховое внимание, моторное развитие, интеллектуальный рост, эмоциональное развитие, общение.Также исследователи отмечали, что жизненная обстановка играет большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в соответствии с его возрастом. Итак, в речевом развитии детей раннего возраста отметим следующие основные моменты:- в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрос­лым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка;- речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны, произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления;- большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах дея­тельности;- воспитательные воздействия должны проводиться посте­пенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Таким образом, для развития собственно активной речи должна возникнуть необходимость возникновения потребности в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. На третьем году жизни ребёнка расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. В основе развития активной речи лежит овладение звуковой стороны языка и формированием грамматического строя речи. Усвоение грамматической системы языка происходит глазным образом при использовании в речи предложений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...